Раздел 2. Сметное дело

 

ЛЕКЦИЯ 10. СМЕТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

 

10.1 Система ценообразования и сметного нормирования

 

Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные нормативы и другие сметные нормативные документы (далее сметные нормативы), необходимые для определения сметной стоимости строительства.

Сметная стоимость строительства, т.е. цена строительной продукции, является основой для [12]:

– определения объемов инвестиций;

– выбора наиболее эффективного инвестиционного проекта;

– подготовки тендерной документации, в случае участия в инвестиционных и подрядных торгах;

– финансирования строительных работ;

– разработки программ и планов капитальных вложений и выполнения строительно-монтажных работ;

– разработки мероприятий, направленных на снижение себестоимости строительства;

– планирования показателей финансовой и хозяйственной деятельности подрядных и строительных организаций;

– расчетов за выполнение работ;

– установления балансовой стоимости основных фондов.

Сметные нормативы – это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости строительства.

Под сметной нормой понимается совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.

Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.

Учитывая, что сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов, следует учитывать, что нормативы в сторону их уменьшения не корректируются.

Сметными нормами и расценками предусмотрено производство работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях: стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (строительство на высокогорных участках и др.) – к сметным нормам и расценкам применяются коэффициенты, приводимые в общих положениях к соответствующим сборникам нормативов и расценок.

Сметные нормативы подразделяются на следующие виды [12]:

– государственные сметные нормативы (ГСН);

– отраслевые сметные нормативы (ОСН);

– территориальные сметные нормативы (ТСН);

– фирменные сметные нормативы (ФСН);

– индивидуальные сметные нормативы (ИСН).

Государственные, производственно-отраслевые, территориальные, фирменные и индивидуальные сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

К государственным сметным нормативам относятся сметные нормативы, входящие в состав 8 группы подгрупп 81, 82 и 83 «Документы по экономике» Системы нормативных документов РФ в строительстве, которая создается в соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления на базе действующих в РФ строительных норм, правил и государственных стандартов [12].

К отраслевым сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли.

К территориальным сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Территориальные сметные нормативы предназначены для организаций, осуществляющих строительство или капитальный ремонт на территории соответствующего субъекта РФ, независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ.

К фирменным сметным нормативам или собственной нормативной базе пользователя относятся сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации – производителя работ.

Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах государственного, отраслевого или территориального уровня с учетом особенностей и специализации подрядной организации.

В случае привлечения бюджетных средств эти нормативы применяются после их согласования с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства. Используются они без коэффициентов.

Сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные.

К элементным сметным нормативам относятся государственные элементные сметные нормы и индивидуальные элементные сметные нормы, а также нормы по видам работ.

К укрупненным сметным нормативам относятся [12]:

– сметные нормативы, выраженные в процентах;

– укрупненные сметные нормативы и показатели.

К сметным нормативам, выраженным в процентах, принято относить [12]:

– нормативы накладных расходов;

– нормативы сметной прибыли;

– сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время;

– сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений;

– индексы изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, устанавливаемые к базовому уровню цен;

– нормативы затрат на содержание службы заказчика (технического надзора).

К укрупненным сметным нормативам и показателям относятся следующие:

– укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС);

– укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ (УПБС ВР);

– сборники показателей стоимости на виды работ (сборники ПВР);

– укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства;

– укрупненные показатели сметной стоимости (УПСС);

– прейскуранты на потребительскую единицу строительной продукции (ППЕ);

– прейскуранты на строительство зданий и сооружений;

– сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (НИАЗ);

– сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (НИПЗ);

– показатели по объектам-аналогам и некоторые другие нормативы.

С целью достижения повышения точности сметных расчетов при составлении сметной документации на основе укрупненных сметных нормативов возможно применение поправок, учитывающих:

– изменения технического уровня и социального прогресса за период от времени окончания строительства объекта-аналога до времени проектирования и строительства нового объекта;

– нестандартные инженерно-геологические условия, влияющие на проектные решения по основаниям и фундаментам зданий, сооружений;

– региональные колебания цен на материально-технические ресурсы;

– различия в архитектурно-планировочных и конструктивных решениях и иные факторы.

Составление смет и укрупненных сметных расчетов осуществляется с применением [12]:

– базисных территориальных единичных и укрупненных сметных расценок на виды и комплексы строительно-монтажных работ;

– базисных и текущих сметных расценок на производственные ресурсы;

– индексов перерасчета базисной сметной стоимости производственных ресурсов, а также видов и комплексов строительно-монтажных работ в текущую сметную стоимость;

– сметных норм расхода производственных ресурсов;

– объемов работ и производственных ресурсов в единицах измерения, установленных единичными и укрупненными сметными расценками на строительно-монтажные и работы и ценами производственные ресурсы.

При составлении смет в качестве базисных цен производственных ресурсов приняты цены действующие на 01.01.2000 г.

Государственные элементные сметные нормы (далее ГЭСН) предназначены для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ. ГЭСН используются для определения сметной стоимости выполняемых работ ресурсным методом, разработки единичных расценок различного назначения (федеральных, территориальных, отраслевых, фирменных) и укрупненных сметных нормативов [12].

Сборники ГЭСН используются для определения прямых затрат в составе сметной стоимости строительства ресурсным методом, разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных сметных норм (расценок), применяемых в строительстве.

Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН, используются при разработке проектов организации строительства (далее ПОС) и проектов производства работ (далее ППР), для определения продолжительности выполнения работ, составления технологической документации и различных аналитических целей.

Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН, могут служить основой для производственных норм расхода материалов и их списания.

Государственные элементные сметные нормы ГЭСН-2001 входят в состав межотраслевой системы документов в строительстве.

В состав государственных элементных сметных норм входят [12]:

– сборники государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы (ГЭСН);

– сборники государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр);

– сборники Государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования (ГЭСНм);

– сборники Государственных элементных сметных норм на пусконаладочные работы (ГЭСНп).

Для специального технологического оборудования министерствами, ведомствами и другими отраслевыми структурами разрабатываются ведомственные элементные нормы на пусконаладочные работы (ВЭСНп).

Сборники ГЭСН отражают среднеотраслевой уровень строительного производства на принятую технику и технологию выполнения работ и могут применяться организациями-заказчиками и подрядчиками независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. ГЭСН не распространяются на отдельные конструкции и виды работ, к капитальности, классу точности и качеству которых предъявляются повышенные требования, а также на виды работ в горной местности, выполняемые на высоте более 3500 м над уровнем моря. Для таких видов работ разрабатываются индивидуальные элементные сметные нормы или поправочные коэффициенты, учитывающие соответствующие особенности производства работ [12].

Сборники ГЭСН содержат техническую часть, вводные указания к разделам, таблицы сметных норм и приложения. В технических частях приводятся указания о порядке применения сборников сметных норм, коэффициентов к сметным нормам, учитывающих условия производства работ, а также правила исчисления объемов работ.

Таблицы ГЭСН содержат следующие нормативные показатели [12]:

– затраты труда рабочих (строителей, монтажников), в человеко-часах;

– средний разряд работы (звена рабочих);

– затраты труда машинистов, в человеко-часах;

– состав и продолжительность эксплуатации строительных машин, механизмов, приспособлений, механизированного инструмента в машино-часах;

– перечень материалов, изделий, конструкций, используемых в процессе производства работ, и их расход в физических (натуральных) единицах измерения.

В сборниках ГЭСНп, учитывая специфические особенности пусконаладочных работ (ПНР), приводятся [12]:

– сведения о составе звена (бригады) исполнителей пусконаладочных работ (количество, специальности ИТР и рабочих);

– затраты труда в целом на звено, в человеко-часах.

В таблицах сметных норм ГЭСНп не указываются следующие ресурсные показатели:

– расход материальных (в том числе энергетических) ресурсов, сырья и полуфабрикатов, используемых при проведении пуско-наладочных работ (далее ПНР);

– затраты труда эксплуатационного персонала, привлекаемого для участия в пуске и комплексном опробовании оборудования;

– применение механизмов, в т.ч. контрольно-измерительных приборов.

Указанные затраты определяются на основании проектных данных.

На основании ГЭСН разрабатываются сметные расценки на строительные работы и конструкции, монтаж оборудования, а также на ремонтно-строительные и пусконаладочные работы, которые объединяют в сборники единичных расценок (далее ЕР).

Сборники ЕР разрабатываются в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации [12].

Единичные расценки из сборников ЕР предназначены для определения в сметной документации прямых затрат и разработки укрупненных сметных норм на конструкции и виды работ.

Сборники ЕР на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (далее ФЕР), территориальные (далее ТЕР) и отраслевые (далее ОЕР) [12].

Сборники ФЕР содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемым на территории Российской Федерации, и разрабатываются в основном уровне цен для 1-го базового района (Московской области).

Сборники ФЕР вместе с государственными элементными сметными нормами образуют единую государственную сметно-нормативную базу для разработки системы укрупненных сметных нормативов.

В территориальные сборники ЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона).

Отраслевые сборники ЕР разрабатываются для специализированных видов строительства (энергетическое, транспортное, водохозяйственное, горнокапитальное, газопроводы, связь, отдельные виды промышленных объектов и т.п.) [12].

Основой для разработки единичных расценок в базисном уровне цен (далее именуются «единичные расценки» или «расценки») служат [12]:

– элементные сметные нормы на конструкции и виды работ;

– сметные нормы и расценки на эксплуатацию строительных машин;

– сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции.

В тех случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в действующей сметно-нормативной базе или технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных в сборниках действующих элементных сметных норм ГЭСН, возможна разработка индивидуальных норм и расценок.

Единичные расценки сведены в таблицы и содержат на принятый в них измеритель конструкций или работ следующие показатели [12]:

– затраты на оплату труда рабочих (кроме затрат труда, учитываемых в стоимости эксплуатации строительных машин) по состоянию на 01.01.2000;

– стоимость эксплуатации строительных машин, в том числе оплату труда рабочих, обслуживающих машины, по состоянию на 01.01.2000;

– стоимость материалов, изделий и конструкций (кроме материалов, конструкций и изделий, стоимость которых не учитывается в единичной расценке) по состоянию на 01.01.2000;

– нормы расхода материалов (в натуральных показателях), стоимость которых не учитывается в единичной расценке;

– наименования и нормы расхода материалов, изделий и конструкций, характеристика которых принимается при составлении смет по проектным данным.

Таблицы единичных расценок имеют шифр, наименование, состав работ, измеритель и количественные показатели норм расхода ресурсов.

Материалы, изделия и конструкции представлены в таблицах сметных норм по обобщенной номенклатуре, как правило, без указания марок и дополнительных характеристик. При составлении смет учитываются конкретные материальные ресурсы на основании данных проекта. По отдельным материалам, изделиям и конструкциям, расход которых зависит от проектных решений (кабель, провода, трубы, металлические конструкции и др.), в таблицах сметных норм указываются только наименования, а в графах расход обозначают символом "П". При составлении сметной документации расход этих материальных ресурсов определяется по проектным данным с учетом трудноустранимых потерь и отходов.

Основанием для пересмотра сметных нормативов, внесения в них изменений и дополнений могут быть результаты законченных научно-исследовательских или экспериментальных работ, изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта составления и применения сметной документации, контроля за соблюдением требований сметных нормативов.

Каждому изменению, вносимому в соответствующий сборник сметных нормативов, присваивается порядковый регистрационный номер.

Каждому дополнению к сборникам сметных нормативов присваивается титульный знак: «Выпуск (далее проставляется порядковый номер)» [12].

 

10.2 Определение сметной стоимости строительства

 

Сметная стоимость – сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектными материалами. Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные и др.) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом [12].

При новом строительстве осуществляется возведение комплекса объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения вновь создаваемых предприятий, зданий и сооружений, а также филиалов и отдельных производств, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе. Новое строительство, как правило, осуществляется на свободных территориях в целях создания новых производственных мощностей.

При расширении действующих предприятий производится строительство дополнительных производств на ранее созданном предприятии, возведение новых и расширение существующих отдельных цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения на территории действующих предприятий или примыкающих к ним площадках в целях создания дополнительных или новых производственных мощностей, а также строительство филиалов и производств, входящих в их состав, которые после ввода в эксплуатацию не будут находиться на самостоятельном балансе.

При реконструкции (переустройстве) существующих цехов предприятия и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанного с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня и осуществляемого по комплексному проекту на модернизацию предприятия в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции, в основном без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды могут осуществляться следующие мероприятия [12]:

– расширение отдельных зданий и сооружений основного, подсобного и обслуживающего назначения в случаях, когда новое высокопроизводительное и более совершенное по техническим показателям оборудование не может быть размещено в существующих зданиях;

– строительство новых и расширение существующих цехов и объектов подсобного и обслуживающего назначения;

– строительство на территории действующего предприятия новых зданий и сооружений того же назначения взамен ликвидируемых, дальнейшая эксплуатация которых по техническим и экономическим условиям признана нецелесообразной.

 

Техническое перевооружение действующих предприятий рассматривается как комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой технологии и новой техники, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб.

При техническом перевооружении действующих предприятий могут осуществляться установка на существующих производственных площадях дополнительного оборудования и машин, внедрение автоматизированных систем управления и контроля, применение радио, телевидения и других современных средств в управлении производством, модернизация и техническое переустройство природоохранных объектов, отопительных и вентиляционных систем, присоединение предприятий, цехов и установок к централизованным источникам тепло- и электроснабжения. При этом допускаются частичная перестройка (усиление несущих конструкций, замена перекрытий, изменение планировки существующих зданий и сооружений, а также другие мероприятия) и расширение существующих производственных зданий и сооружений, обусловленные габаритами размещаемого нового оборудования, и расширение существующих или строительство новых объектов подсобного и обслуживающего назначения (например, объектов складского хозяйства, компрессорных, котельных, кислородных станций и других объектов), если это связано с проводимыми мероприятиями по техническому перевооружению [12].

При техническом перевооружении действующих предприятий могут осуществляться установка на существующих производственных площадях дополнительного оборудования и машин, внедрение автоматизированных систем управления и контроля, применение радио, телевидения и других современных средств в управлении производством, модернизация и техническое переустройство природоохранных объектов, отопительных и вентиляционных систем, присоединение предприятий, цехов и установок к централизованным источникам тепло- и электроснабжения. При этом допускаются частичная перестройка (усиление несущих конструкций, замена перекрытий, изменение планировки существующих зданий и сооружений, а также другие мероприятия) и расширение существующих производственных зданий и сооружений, обусловленные габаритами размещаемого нового оборудования, и расширение существующих или строительство новых объектов подсобного и обслуживающего назначения (например, объектов складского хозяйства, компрессорных, котельных, кислородных станций и других объектов), если это связано с проводимыми мероприятиями по техническому перевооружению [12].

К капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.

К капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства относятся работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т.д.

Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.

Основанием для определения сметной стоимости строительства могут являться [12]:

– исходные данные заказчика для разработки сметной документации, предпроектная и проектная документация, включая чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ, спецификации и ведомости потребности оборудования, решения по организации и очередности строительства, принятые в ПОС, пояснительные записки к проектным материалам, а на дополнительные работы – листы авторского надзора и акты на дополнительные работы, выявленные в период выполнения строительных и ремонтных работ;

– действующие сметные нормативы, а также отпускные цены и транспортные расходы на материалы, оборудование, мебель и инвентарь;

– отдельные, относящиеся к соответствующей стройке, решения органов государственной власти.

Сметная документация составляется в определенной последовательности, переходя от мелких к более крупным элементам строительства, представляющим собой вид работ (затрат) – объект – пусковой комплекс – очередь строительства – строительство (стройка) в целом [12].

Применительно к составлению сметной документации под объектом строительства рассматривается отдельно стоящее здание (производственный корпус или цех, склад, вокзал, овощехранилище, жилой дом, клуб и т.п.) или сооружение (мост, тоннель, платформа, плотина и т.п.) со всеми относящимися к нему обустройствами (галереями, эстакадами и т.п.), оборудованием, мебелью, инвентарем, подсобными и вспомогательными устройствами, а также при необходимости с прилегающими к нему инженерными сетями и общеплощадочными работами (вертикальная планировка, благоустройство, озеленение и т.п.).

Если на строительной площадке по проекту возводится только один объект основного назначения, без строительства подсобных и вспомогательных объектов (например: в промышленности – здание цеха основного назначения; на транспорте – здание железнодорожного вокзала; в жилищно-гражданском строительстве – жилой дом, театр, здание школы и т.п.), то понятие «объект» может совпадать с понятием «стройка» [12].

Пусковой комплекс включает в себя несколько объектов (или их частей) основного производственного и вспомогательного назначения, энергетического, транспортного и складского хозяйства, связи, внутриплощадочных инженерных коммуникаций, благоустройств и других объектов, являющихся частью стройки или ее очереди, ввод которых в эксплуатацию обеспечивает выпуск продукции или оказание услуг, предусмотренных проектом, и нормальные условия труда для обслуживающего персонала согласно действующим нормам [12].

Под очередью строительства понимается часть строительства, состоящая из группы зданий, сооружений и устройств, ввод которых в эксплуатацию обеспечивает выпуск продукции или оказание услуг, предусмотренных проектом. Очередь строительства может состоять из одного или нескольких пусковых комплексов.

Сметная стоимость строительства (ремонта) в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций может включать в себя [12]:

– стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ;

– стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ);

– затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря;

– прочие затраты.

Для определения сметной стоимости строительства проектируемых предприятий, зданий, сооружений или их очередей составляется сметная документация, состоящая из локальных смет, локальных сметных расчетов, объектных смет, объектных сметных расчетов, сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства (ремонта), сводок затрат и др.

Пример составления сметной документации представлен на нижеследующем рисунке 9.

Локальные сметы относятся к первичным сметным документам и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации (далее РД) [12].

Локальные сметные расчеты составляются в случаях, когда объемы работ и размеры затрат окончательно не определены и подлежат уточнению на основании РД, или в случаях, когда объемы работ, характер и методы их выполнения не могут быть достаточно точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства.

 

 

Рисунок 9 – Пример составления сметной документации

 

Объектные сметы объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных смет и относятся к сметным документам, на основе которых формируются договорные цены на объекты.

Объектные сметные расчеты объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных сметных расчетов и локальных смет и подлежат уточнению, как правило, на основе РД.

Сметные расчеты на отдельные виды затрат составляются в тех случаях, когда требуется определить лимит средств в целом по стройке, необходимых для возмещения затрат, которые не учтены сметными нормативами (компенсации в связи с изъятием земель под застройку; расходы, связанные с применением льгот и доплат, установленных решениями органов государственной власти, и т.п.).

Сводные сметные расчеты стоимости строительства (ремонта) предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляются на основе объектных сметных расчетов, объектных смет и сметных расчетов на отдельные виды затрат.

Сметные расчеты на отдельные виды затрат составляются в тех случаях, когда требуется определить лимит средств в целом по стройке, необходимых для возмещения затрат, которые не учтены сметными нормативами (компенсации в связи с изъятием земель под застройку; расходы, связанные с применением льгот и доплат, установленных решениями органов государственной власти, и т.п.) [12].

Сводные сметные расчеты стоимости строительства (ремонта) предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляются на основе объектных сметных расчетов, объектных смет и сметных расчетов на отдельные виды затрат.

Для определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) рекомендуется составлять следующую документацию [12]:

– в составе проекта (рабочего проекта):

– сводку затрат (при необходимости);

– сводный сметный расчет стоимости строительства (ремонта);

– объектные и локальные сметные расчеты;

– сметные расчеты на отдельные виды затрат;

– в составе рабочей документации (РД) - объектные и локальные сметы.

Сметная документация составляется в текущем уровне цен.

В сметной документации допускается указывать стоимость работ в двух уровнях цен [12]:

– в базисном уровне, определяемом на основе действующих сметных норм и цен 2001 года;

– в текущем уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления сметной документации.

Сметная документация нумеруется в следующем порядке.

Нумерация локальных сметных расчетов (смет) производится при формировании объектного сметного расчета (сметы) с учетом номера и наименования главы сводного сметного расчета стоимости строительства, в которую он (она) включается.

Как правило, нумерация локальных смет (локальных сметных расчетов) производится следующим образом: первые две цифры соответствуют номеру главы сводного сметного расчета, вторые две цифры - номеру строки в главе и третьи две цифры означают порядковый номер локального сметного расчета (сметы) в данном объектном сметном расчете (смете). Например: N 02-04-12. Номера объектных смет (объектных сметных расчетов) по такой системе нумерации не включают в себя последние две цифры, соответствующие номерам локальных сметных расчетов (смет). Например: N 02-04 [12].

Результаты вычислений и итоговые данные в сметной документации рекомендуется приводить следующим образом [12]:

– в локальных сметных расчетах (сметах) построчные и итоговые цифры округляются до целых рублей;

– в объектных сметных расчетах (сметах) итоговые цифры из локальных сметных расчетов (смет) показываются в тысячах рублей (в текущем уровне цен) с округлением до двух знаков после запятой;

– в сводных сметных расчетах стоимости строительства или ремонта (сводках затрат) итоговые суммы из объектных сметных расчетов (смет) показываются в тысячах рублей с округлением до двух знаков после запятой.

Аналогично приводятся результаты вычислений и итоговые данные в расчетах стоимости строительства.

При составлении смет (расчетов) могут применяться следующие методы определения стоимости [12]:

– ресурсный;

– ресурсно-индексный;

– базисно-индексный;

– на основе укрупненных сметных нормативов, в т.ч. банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов.

При ресурсном методе определения стоимости осуществляется калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения. Калькулирование ведется на основе выраженной в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях, данных о расстояниях и способах их доставки на место строительства, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из состава проектных материалов, различных нормативных и других источников.

Ресурсно-индексный метод предусматривает сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы, используемые в строительстве.

Базисно-индексный метод определения стоимости строительства основан на использовании системы текущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне цен.

На различных стадиях инвестиционного процесса для определения стоимости в текущем (прогнозном) уровне цен используется система текущих и прогнозных индексов.

Для пересчета базисной стоимости в текущие (прогнозные) цены могут применяться индексы[12]:

– к статьям прямых затрат (на комплекс или по видам строительно-монтажных работ);

– к итогам прямых затрат или полной сметной стоимости (по видам строительно-монтажных работ, а также по отраслям народного хозяйства).

Индекс состоит из целых чисел и двух знаков после запятой.

Для привязки единичных расценок к местным условиям строительства допускается разработка и применение территориальных коэффициентов к федеральным единичным расценкам (ФЕР–2001).

Приведение в уровень текущих (прогнозных) цен производится путем перемножения элементов затрат или итогов базисной стоимости на соответствующий индекс с последующим суммированием итогов по соответствующим графам сметного документа, при этом для пересчета стоимости эксплуатации машин в соответствующий уровень цен рекомендуется применять индекс на эксплуатацию машин, а к оплате труда механизаторов, входящей в стоимость эксплуатации машин, - индекс на оплату труда.

При методе применения банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов используются стоимостные данные по ранее построенным или запроектированным аналогичным зданиям и сооружениям.

В обобщенном стоимость строительных и монтажных работ можно определить по следующей формуле [12]:

 

,                        (21)

 

где ПЗ – стоимость строительных и монтажных работ, в рублях;

ЗП – сметная стоимость прямых затрат, т.е. заработной платы рабочих строителей, в рублях;

ЭМ – сметная стоимость эксплуатации машин, в рублях;

М – сметная стоимость необходимых для выполнения работы материальных ресурсов, в рублях.

Сметная стоимость заработной платы рабочих строителей определяется по следующей формуле [12]:

 

,                              (22)

 

где ЗП – сметная стоимость прямых затрат, т.е. заработной платы рабочих строителей, в рублях;

Нтр – норма затрат труда на единицу измерения работы, в человеко-часах;

Змес – среднемесячная заработная плата рабочих строителей, в рублях;

tр – количество рабочего времени за месяц, в часах.

Сметная стоимость эксплуатации машин определяется по следующей формуле [12]:

 

,     (23)

 

где ЭМ – сметная стоимость эксплуатации машин, в рублях;

Нмаш.-ч.j – норма времени работы j -ой машины при выполнении единицы работы, в машино-часах;

Цмаш.-ч.j – сметная стоимость использования j -ой машины, в рублях на машино-час.

Сметная стоимость материальных ресурсов определяется по следующей формуле [12]:

 

,                     (24)

 

где М – сметная стоимость необходимых для выполнения работы материальных ресурсов, в рублях;

Нмi – норма расхода i -го материала на выполнение единицы работы, в физических единицах измерения;

Цмi – сметная стоимость использования i -го материала, в рублях на одну физическую единицу измерения материала.

При выпуске и обработке сметной документации рекомендуется максимально использовать вычислительную технику, позволяющую [12]:

– автоматизировать выпуск и экспертизу сметной документации;

– использовать различные методы определения стоимости строительства обеспечивать контроль за расходованием денежных средств и списанием материальных ресурсов и др.;

– автоматизировать составление федеральных и территориальных сборников расценок.

 

 

ЛЕКЦИЯ 11. НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ И СМЕТНАЯ ПРИБЫЛЬ

 

11.1 Определение накладных расходов в сметном расчете

 

Накладные расходы как часть сметной себестоимости строительно-монтажных работ представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием необходимых условий для выполнения строительных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ, а также их организацией, управлением и обслуживанием [13].

Сметная нормативная величина накладных расходов отражает среднеотраслевые общественно необходимые затраты, входящие в состав цены на строительную продукцию.

Для определения стоимости строительства на различных стадиях инвестиционного процесса рекомендуется использовать систему норм накладных расходов, которые по своему функциональному назначению и масштабу применения подразделяются на следующие виды [13]:

– укрупненные нормативы по основным видам строительства;

– нормативы по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ;

– индивидуальные нормы для конкретной строительно-монтажной или ремонтно-строительной организации.

Накладные расходы нормируются косвенным способом в процентах от сметных затрат на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат.

Величина накладных расходов определяется в локальных сметах (сметных расчетах) в текущем уровне цен (базисном уровне цен, учтенном в сметно-нормативной базе 2001 года).

При использовании укрупненных нормативов накладных расходов по видам строительства начисление накладных расходов производится в конце сметы (расчета) за итогом прямых затрат.

Начисление нормативов накладных расходов по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ производится на комплексы работ, определяемых в соответствии с наименованием сборников ГЭСН-2001, ГЭСНм-2001, ГЭСНр-2001 и ГЭСНп-2001 [13].

Порядок применения нормативов накладных расходов в сметах зависит от метода определения сметной стоимости строительно-монтажных работ и стадийности проектной документации.

При применении ресурсного метода, когда в процессе составления локальных сметных расчетов (смет) средства на оплату труда рабочих определены в текущем уровне цен, величина накладных расходов может быть определена на стадии проекта по формуле [13]:

 

,                             (25)

 

где Н – величина накладных расходов, в рублях или тысячах рублей;

З – величина средств на оплату труда рабочих строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), в рублях или тысячах рублей;

Нс – укрупненный норматив накладных расходов по видам строительства, приведен в таблице 2 в процентах.

 

Таблица 2 – Укрупненный норматив накладных расходов по видам строительства [13]

Виды строительства Размер накладных расходов Область применения
Промышленное 106 Объекты производственного назначения для всех отраслей народного хозяйства, кроме объектов энергетического и сельскохозяйственного строительства
Жилищно-гражданское 112 Объекты жилищно-гражданского назначения

Продолжение таблицы 2

Виды строительства Размер накладных расходов Область применения
Сельскохозяйственное 115 Объекты сельского хозяйства производственного назначения, за исключением водохозяйственного строительства
Транспортное 110 Объекты железнодорожного, морского, речного, автомобильного и воздушного транспорта
Водохозяйственное 106 Объекты мелиорации, включая сельскохозяйственное водоснабжение
Энергетическое 108 ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и другие объекты
Атомные электростанции 125 Объекты с ядерными реакторами, включая атомные электростанции
Прочие отрасли 100  
Капитальный ремонт жилых и общественных зданий 95  
Работы по реставрации памятников истории и культуры 110  

 

При определении сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения, капитального и текущего ремонта понижающие коэффициенты (0,85 к накладным расходам и 0,8 к сметной прибыли) в текущем уровне цен применяются к укрупненным нормативам накладных расходов по основным видам строительства.

В связи с изменением налоговой ставки, а также увеличения размера налоговой базы, при которой применяется максимальная ставка ЕСН (26%), к нормативам накладных расходов указанных в таблице 2 следует применять коэффициент 0,94 (за исключением организаций, использующих упрощенную систему налогообложения).

С 1 января 2011 года утрачивает свое значение коэффициент 0,94 к нормативам накладных расходов [13].

При применении ресурсного метода накладные расходы определяются на стадии рабочей документации по следующим формулам [13]:

 

,                             (26)

 

,                      (27)

 

где Н – величина накладных расходов, в рублях или тысячах рублей;

З – величина средств на оплату труда рабочих строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), в рублях или тысячах рублей;

Нn – индивидуальная норма накладных расходов для подрядной организации, в процентах;

Нpi – норматив накладных расходов по i -тому строительных, монтажных и ремонтных работ, приведены в таблицах 3 и 4 в процентах;

n – общее количество видов работ по данному объекту.

 

Таблица 3 – Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ [13]

Виды строительных и монтажных работ Нормативы накладных расходов в % к фонду оплаты труда
Земляные работы выполняемые механизированным способом 95
Земляные работы выполняемые ручным способом 80
Земляные работы выполняемые с применением средств гидромеханизации 85
Земляные работы выполняемые по другим видам работ (подготовительным, сопутствующим, укрепительным) 101
Буровзрывные работы 110
Скважины 112
Свайные работы 130

Продолжение таблицы 3

Виды строительных и монтажных работ Нормативы накладных расходов в % к фонду оплаты труда
Опускные колодцы 87
Закрепление грунтов 87
Бетонные и железобетонные монолитные конструкции в промышленном строительстве 105
Бетонные и железобетонные монолитные конструкции в жилищно-гражданском строительстве 120
Бетонные и железобетонные сборные конструкции в промышленном строительстве 130
Бетонные и железобетонные сборные конструкции в жилищно-гражданском строительстве 155
Конструкции из кирпича и блоков 122
Строительные металлические конструкции 90
Деревянные конструкции 118
Полы 123
Кровли 120
Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии 90
Металлические конструкции в сельском строительстве 90
Железобетонные конструкции в сельском строительстве 130
Каркаснообшивные конструкции в сельском строительстве 118
Строительство теплиц в сельском строительстве 103
Отделочные работы 105
Сантехнические работы внутренние (трубопроводы, водопроводы, канализация, отопление, газоснабжение, вентиляция и кондиционирование воздуха) 128
Временные сборно-разборные здания и сооружения 96
Наружные сети водопровода, канализации, теплоснабжения, газоснабжения 130
Магистральные и промысловые трубопроводы 120
Теплоизоляционные работы 100
Автомобильные дороги 142
Железные дороги 114
Тоннели и метрополитены при закрытом способе ведения работ 145
Тоннели и метрополитены при открытом способе ведения работ 125
Мосты и трубы 110
Аэродромы 115
Трамвайные пути 112
Линии электропередачи 105
Прокладка и монтаж сетей связи 100
Прокладка и монтаж междугородных линий связи 120
Монтаж радиотелевизионного и электронного оборудования 92
Горнопроходческие работы в угольной промышленности 108
Горнопроходческие работы в других отраслях 95
Земляные конструкции гидротехнических сооружений 95

 

Продолжение таблицы 3

Виды строительных и монтажных работ Нормативы накладных расходов в % к фонду оплаты труда
Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений 120
Каменные конструкции гидротехнических сооружений 122
Металлические конструкции гидротехнических сооружений 90
Деревянные конструкции гидротехнических сооружений 118
Гидроизоляционные работы в гидротехнических сооружениях 104
Берегоукрепительные работы 89
Судовозные пути стапелей и слипов 97
Подводностроительные (водолазные) работы 115
Промышленные печи и трубы 105
Озеленение и защитные лесонасаждения 115
Скважины на нефть и газ 108
Скважины на нефть и газ в морских условиях 108
Монтаж оборудования 80
Монтаж оборудования на атомных электростанциях 101
Электромонтажные работы на атомных электростанциях 110
Электромонтажные работы на других объектах 95
Устройство сигнализации, централизации, блокировки и связи на железных дорогах 92
Устройство средств посадки самолетов и систем управления воздушным движением на аэродромах 95
Пусконаладочные работы 65
Работы по реконструкции зданий и сооружений (усиление и замена существующих конструкций, разборка и возведение отдельных конструктивных элементов) 110

 

При определении сметной стоимости ремонтных работ в жилых и общественных зданиях, аналогичных технологическим процессам в новом, с использованием сборников ТЕР-2001 (ФЕР-2001) нормативы накладных расходов следует применять с коэффициентом 0,9. Указанный коэффициент не применяется при определении стоимости работ по капитальному ремонту наружных инженерных сетей улиц и дорог общегородского, районного и местного значения, мостов и путепроводов [13].

При реконструкции объектов метрополитена, а также мостов, путепроводов, искусственных сооружений, относящихся к категории сложных, к нормативам накладных расходов применяется коэффициент 1,2.

При выполнении работ по капитальному ремонту оборудования (ГЭСНмр-2001-41) в жилых и общественных зданиях норматив накладных расходов принимается с коэффициентом 0,9.

При выполнении пусконаладочных работ по отраслевому технологическому оборудованию норма накладных расходов принимается в размере 65% от фонда оплаты труда пусконаладочного персонала.

При реконструкции и капитальном ремонте действующих атомных электростанций и других объектов с ядерными реакторами к нормативам накладных расходов применяется коэффициент 1,2 [13].

 

Таблица 4 – Нормативы накладных расходов по видам ремонтно-строительных работ [13]

Виды ремонтно-строительных работ Нормативы накладных расходов в % от фонда оплаты труда
Земляные работы выполняемые механизированным способом 78
Земляные работы выполняемые ручным способом 75
Фундаменты 93
Стены 86
Перекрытия 85
Перегородки 89
Проемы 82
Полы 80
Крыши, кровли 83
Лестницы и крыльца 76
Печные работы 78
Штукатурные работы 79
Малярные работы 80
Стекольные, обойные и облицовочные работы 77
Лепные работы 74
Внутренние санитарно-технические работы при демонтаже и разборке 74
Внутренние санитарно-технические работы при смене труб, санитарно-технических приборов и другие работы 103
Очистка и разборка наружных инженерных сетей 74
Наружные инженерные сети (другие работы) 108
Электромонтажные работы 85
Благоустройство 104
Прочие ремонтно-строительные работы 78

 

Необходимо отметить, что значения вышеперечисленных нормативов накладных расходов определены таким РД, как МДС 81–33.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве» и содержатся в приложениях к нему.

При применении базисно-индексного метода, когда расчет средств на оплату труда рабочих производится на основе сметной величины оплаты труда, учтенной в сметно-нормативной базе 2001 г., могут быть определены на стадии проекта по формуле [13]:

 

,             (28)

 

где Н – величина накладных расходов, в рублях или тысячах рублей;

Зс и Зм – суммарная по объекту сметная величина оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов в уровне сметных норм и цен на 01.01.2000 года, в рублях;

ИОТ – индекс текущего уровня средств на оплату труда в строительстве по отношению к уровню сметной оплаты труда рабочих, учтенной сметными нормами и ценами с 2001 года;

Нс – укрупненный норматив накладных расходов по видам строительства, в процентах.

При применении базисно-индексного метода накладные расходы определяются на стадии рабочей документации по следующим формулам [13]:

 

,             (29)

 

,         (30)

 

где Н – величина накладных расходов, в рублях или тысячах рублей;

Зс и Зм – суммарная по объекту сметная величина оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов в уровне сметных норм и цен на 01.01.2000 года, в рублях;

ИОТ – индекс текущего уровня средств на оплату труда в строительстве по отношению к уровню сметной оплаты труда рабочих, учтенной сметными нормами и ценами с 2001 года;

Нn – индивидуальная норма накладных расходов для подрядной организации, в процентах;

Зсi и Змi – суммарные по i -тому виду работ сметные величины оплаты труда рабочих строителей и механизаторов в уровне сметных цен на 01.01.2000 года, в рублях;

Нpi – норматив накладных расходов по i -тому строительных, монтажных и ремонтных работ, в процентах;

n – общее количество видов работ по данному объекту.

При составлении сметной документации на строительство объектов, когда неизвестна субподрядная организация, выполняющая отдельные виды строительных работ, рекомендуется сметную стоимость таких работ определять с применением нормы накладных расходов для генеральной подрядной организации.

К основным статьям затрат накладных расходов в строительстве принято относить [13]:

– административно-хозяйственные расходы;

– расходы на обслуживание работников строительства;

– расходы на организацию работ на строительных площадках

– прочие накладные расходы;

– затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы.

К административно-хозяйственным расходам в первую очередь относятся затраты на оплату труда административно-хозяйственного персонала, а именно:

– работников аппарата управления (руководителей, специалистов и других работников, относящихся к служащим);

– линейного персонала: старших производителей работ (начальников участков), производителей работ, мастеров строительных участков, участковых механиков;

– рабочих, осуществляющих хозяйственное обслуживание работников аппарата управления (телефонистов, телеграфистов, радиооператоров, операторов связи, операторов электронно-вычислительных машин, дворников, уборщиц, гардеробщиков, курьеров и др.).

Кроме того, к административно-хозяйственным расходам относятся перечисленные ниже затраты.

Сумма уплаты единого социального налога (взноса) в соответствии с законодательством РФ, исчисляемая от расходов на оплату труда работников административно-хозяйственного персонала.

Почтово-телеграфные расходы, оплата услуг связи, в частности, оплата международных и междугородних телефонных переговоров, переговоров с использованием радиотелефонов, сотовой связи, сообщений, передаваемых по пейджинговой связи, расходы на содержание и эксплуатацию телефонных станций, коммутаторов, телетайпов, установок диспетчерской, радио- и других видов связи, используемых для управления и числящихся на балансе организации, расходы на аренду указанных средств связи или на оплату соответствующих услуг, предоставляемых другими организациями, расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и другие аналогичные сети) [13].

Расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы ЭВМ и на обновление программы для ЭВМ и баз данных.

Расходы на содержание и эксплуатацию вычислительной техники, которая используется для управления и числится на балансе организации, а также расходы на оплату соответствующих работ, выполняемых по договорам вычислительными центрами, машиносчетными станциями и бюро, не состоящими на балансе строительной организации.

Расходы на типографские работы, на содержание и эксплуатацию машинописной и другой оргтехники.

Расходы на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, занимаемых и используемых административно-хозяйственным персоналом (отопление, освещение, энергоснабжение, водоснабжение, канализация и содержание в чистоте), а также расходы, связанные с платой за землю.

Расходы на оплату лицензионных, юридических и информационных услуг, консультационных и иных аналогичных услуг. Плата государственному и/или частному нотариусу за нотариальное оформление в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке.

Расходы на оплату аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, бланков учета, отчетности и других документов, периодических изданий, необходимых для целей производства и управления им, на приобретение технической литературы, переплетные работы.

Расходы на проведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) основных фондов, используемых административно-хозяйственным персоналом.

Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.

Расходы, связанные со служебными разъездами работников административно-хозяйственного персонала в пределах пункта нахождения организации.

Расходы на содержание и эксплуатацию служебного легкового автотранспорта, числящегося на балансе строительной организации и обслуживающего работников аппарата управления этой организации.

Расходы на служебные командировки, связанные с производственной деятельностью административно-хозяйственного персонала, включая работников, обслуживающих служебный легковой автотранспорт, исходя из норм, установленных законодательством РФ.

Амортизационные отчисления (арендная плата) по основным фондам, предназначенным для обслуживания аппарата управления.

Представительские расходы, связанные с деятельностью организаций: расходы по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранных), участвующих в переговорах с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание Совета (управления) или другого аналогичного органа организации.

Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии первичных учетных документов, их документального оформления и контроля. Фактические расходы не должны превышать предельных размеров, установленных действующим порядком.

Расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктурного рынка, сбор и распространение информации, непосредственно связанной с производством и реализацией работ (услуг). Оплата услуг банка [13].

Другие административно-хозяйственные расходы (оплата услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению производством, в тех случаях, когда штатным расписанием строительной организации не предусмотрены те или иные функциональные службы и т.п.).

Далее перечислим основные виды расходов на обслуживание работников строительства.

Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров.

Отчисления на единый социальный налог от расходов на оплату труда рабочих, занятых на строительных работах, а также эксплуатацией строительных машин и механизмов и на некапитальных работах, производимых за счет накладных расходов.

Расходы по обеспечению работникам санитарно-гигиенических и бытовых условий труда.

Расходы на охрану труда и технику безопасности, включая [13]:

– износ и расходы по ремонту и стирке бесплатно выдаваемых спецодежды и средств индивидуальных защитных приспособлений;

– стоимость бесплатно выдаваемых в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях нейтрализующих веществ, жиров, молока, лечебного питания и др.;

– затраты, связанные с приобретением аптечек и медикаментов, с санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием работников;

– затраты на приобретение необходимых справочников, плакатов и диапозитивов по технике безопасности, предупреждению несчастных случаев и заболеваний на строительстве, а также улучшению условий труда;

– затраты на взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством РФ;

– затраты по обучению и профессиональной подготовке рабочих безопасным методам работы в области охраны труда и на оборудование кабинетов по технике безопасности;

– затраты на проведение медицинских осмотров;

– затраты на проведение аттестации рабочих мест;

– затраты на приобретение нормативных документов по охране труда;

– прочие расходы, предусмотренные номенклатурой мероприятий по охране труда и технике безопасности, кроме расходов, имеющих характер капитальных вложений.

Расходы на организацию работ на строительных площадках могут включать перечисленные далее составляющие.

Износ и расходы по ремонту инструментов и производственного инвентаря, используемых в производстве строительных работ, учитываемых в соответствии с установленным порядком.

Износ и расходы, связанные с ремонтом, содержанием и разборкой временных (не титульных) сооружений, приспособлений и устройств, к которым относятся [13]:

– приобъектные конторы и кладовые прорабов и мастеров;

– складские помещения и навесы при объекте строительства;

– душевые, кубовые, неканализированные уборные и помещения для обогрева рабочих;

– настилы, стремянки, лестницы, переходные мостики, ходовые доски, обноски при разбивке здания;

– сооружения, приспособления и устройства по технике безопасности;

– леса и подмости, не предусмотренные в сметных нормах на строительные работы или в нормативах на монтаж оборудования, наружные подвесные люльки, заборы и ограждения, необходимые для производства работ, предохранительные козырьки, укрытия при производстве бу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: