VI. Осмысление нового материала, применение усвоенного, закрепление изученного

- А могли бы вы придумать рисунки, обозначающие знакомые вам пословицы? Попробуйте!

Работа в группах. Каждой группе выдаются заранее напечатанные пословицы:

1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

 2. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

 3. Волков бояться – в лес не ходить.

 4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

 5. Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.

 6. Один в поле не воин.

 

- Много веков люди пользовались рисуночным письмом, но, как оказалось, не все граждане земного шара отказались от таких писем и в XX веке. В 1948 году вожди нескольких индейских племен послали президенту США письмо, очень озадачившее чиновников Белого дома. Индейский писец на куске коры нарисовал нескольких животных, соединив их глаза и сердца какими-то линиями. Рядом он нарисовал контуры озера, знакомого американцам по географическим картам.

 

- Как же все это было понять? Как бы вы перевели это послание? (Высказывания детей.)

- Нашелся переводчик, который все расшифровал. Вот что означало послание индейцев: «Племена Журавля, Трёх Куниц, Медведя, Морского Человека и Морского Кота поручили в едином порыве сердец (это изображено линиями, соединяющими все фигуры.) главе племени Журавля обратиться с просьбой к президенту о разрешении им переселиться в места, которые обозначены в прошении».

- Почему вы не смогли правильно понять содержание этого послания? (Индейцы придавали знакам одно значение, а мы – другое.)

- А где употребляется рисуночное письмо в наше время? (На вывесках магазинов, в дорожных знаках …)

Как вы думаете, удобны ли пиктограммы?

Предлагаю порассуждать на эту тему. 1 ряд находит плюсы пиктографического письма. 2 вариант – называет его недостатки

Возможные ответы: Пиктограммы удобны, поскольку всем понятны, простые, наглядные.

Трудно передать сложное содержание, авторы создавали все новые пиктограммы, что приводило к путанице.

 По мере усложнения человеческого мышления совершенствовалось и рисуночное письмо.

Так, например, письмо ацтеков можно было бы назвать картинописью: все книги – это серии цветных картинок. Но не простых. Это переходная к письму форма пиктографии. В них есть знаки для обозначения ночи, камня, воды, знаки для чисел. С помощью своего письма ацтеки вели календарь, отмечали религиозные и памятные даты, а также составляли исторические хроники. Письменность ацтеков делала лишь первые шаги на пути превращения в иероглифическую.

- Как вы уже поняли, пиктография - не очень удобный способ передачи письменной информации. Именно поэтому человек стал задумываться о создании азбуки

- А знаете ли вы, кто являлся создателем славянской азбуки? (Кирилл и Мефодий). И мы с вами переходим в зал славянской письменности.

Ученик 5.  Было время, когда славянские народы не знали грамоты, не могли читать и писать. У них не было даже азбуки, буквами которой можно было бы пользоваться при письме. Азбуку для славян составили, помогли научиться читать и писать — святые Кирилл и Мефодий. Отец братьев был греком, а мать – славянкой, она всегда говорила с детьми на своём родном славянском языке.

 Славянская азбука появилась 1157 лет назад (863г). Для создания славянской азбуки (алфавита) – Кирилл взял все 24 греческие буквы, а так как в славянском языке звуков больше, чем в греческом, то прибавил недостающие буквы из армянского, еврейского и других азбук; некоторые же сам придумал. На тот момент азбука состояла из 43 букв. Мы и сейчас пользуемся этой азбукой, правда она немного изменилась: добавились буквы й, ё, э, некоторые буквы и вовсе перестали существовать.

-Посмотрите на слайд. Вы можете увидеть то, как буквы назывались и обозначались на письме.

-А Мефодий же продолжал великое дело – перевод на славянский язык священных книг и крещение славянского народа.

-Какое значение имело создание славянской азбуки на Руси?

-В Древней Руси было малое количество грамотных людей, среди них: священники и монахи. Со временем у людей появилась необходимость в записи исторических событий. Они стали вести летописи. Каждая летопись отдалялась от предыдущей красной строкой. Люди, которые писали или переписывали книги, назывались писцами. Писцы вносили в летопись события, которые могли подтвердиться очевидцами. Что записывали в летописях? Записывали происходившие события по годам. Часто в летописи входили легенды, народные сказания. Лишь немного из этих сокровищ русской культуры сохранились до нашего времени. Они гибли в огне от пожаров, при вражеских набегах. Для нас древние летописи очень важны, они рассказывают о жизни нашей страны на протяжении целого тысячелетия. Это драгоценные сокровища истории.

 

       - Сегодня мы познакомились со способами «информирования» в  «дописьменные» времён. Узнали о создателях славянской письменности. А на следующем уроке поговорим о самой письменности.

 

V. Итог урока.

– Назовите этапы возникновения и развития письменности.

 – Что нового вы узнали на уроке?

 - В каком зале вам понравилось более всего?

 – Кто доволен своей работой на уроке?

- Заполните листы самооценки.

 

VI. Домашнее задание

Подготовить сообщение по темам:

1. Клинопись.

2. Священные знаки  – иероглифы.

3. Кмрилл и Мефодий – создатели славянской письменности.

 




double arrow
Сейчас читают про: