III. Тепловые явления

МБОУ «Копьевская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка

Внеклассного мероприятия по физике

«Физика вокруг нас»

 

                                                                                       Выполнила учитель физики:

                                                                       Семенова О.С.

 

 

2020 - 2021 учебный год

Физика среди школьных дисциплин занимает особое место. Это не только один из сложных предметов в школе. Физика создаёт у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического прогресса, она показывает учащимся важность научных знаний, доказывает их ценность. Физическая наука развивает творческие способности учащихся, формирует их мировоззрение, т. е. способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Как заинтересовать детей?

Современные психологи и педагоги считают, что интересы заложены в природе ребёнка и проявляются по мере его роста и сознания: от любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них к прочному знанию и научному поиску.

Проблема: как вызвать у детей первоначальный интерес к изучению физики?

Цели мероприятия:

· Научиться видеть физику в окружающих нас явлениях, с которыми сталкиваемся ежедневно и порой не обращаем на них внимания; освоить представленные приемы реализации компетентностного подхода при обучении физике;

· развивать познавательный интерес, интерес к физике, химии, технологии;

· популяризация среди младших школьников физики как предмета через демонстрацию приборов, основанных на законах физики;

· Развитие умения вести рассказ, выступать перед товарищами с использованием физических терминов;

· развивать внимание, наблюдательность, умение применять знания в нестандартной ситуации;

  • повторить известные и сообщить новые сведения из истории физики;
  • формирование дружеских, товарищеских отношений, умение работать группой;
  • При проведении данного мероприятия акцент следует делать не столько на приобретение дополнительной суммы знаний по физике, сколько на развитие способностей самостоятельно приобретать знания.

Задачи:

· развивающая: умение видеть мир в многообразии; умение находить решение проблемы, творчески применять знания в различных областях; повышение информационной культуры; развитие познавательного интереса учащихся; развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать; показать значение научного познания мира; развивать представление о применении учеником физических знаний в быту, дома и технике.

· обучающая:  заложить основы для развития интереса к изучению физики; умение писать доклады – рассказ о приборах по различным разделам физики; создание условий для приобретения умений практического применения полученных знаний; определить место физики, как науки; познакомить с методами изучения физики;

· коммуникативная: обучение детей работать во взаимодействии с другими учениками, учителями; умения оценивать деятельность товарища;

· воспитательная: развитие познавательного интереса к физике и другим предметам, развитие и закрепление навыков самообразования; формирование таких качеств личности, как ответственность, организованность, дисциплинированность и др.;  уважения к семейным ценностям.

Новизна

Раннее знакомство с будущими учениками, погружение их в предметную область физики с целью выявления наиболее мотивированных детей, развитие интереса к предмету. Учащиеся 7-го класса после полугодового изучения физики проходят посвящение в физики, затем устраивают лаборатории для учащихся начальных классов, также проводиться акция в детских садах «Новогоднее чудо детям (ребята седьмого класса проводят эксперименты с предметами быта)».

Социальная значимость: популяризация научных знаний в целях развития творческих способностей учащихся, формирования их научного мировоззрения, и как итог, воспитание высоконравственной интеллектуальной личности.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ:

       При организации работы упор ставился на применение проблемно-диалогических технологий (беседы, обсуждения, дискуссии), интерактивных методов обучения (исследовательский метод), и использование ИК-технологий (наглядность, методы контроля).

Межпредметные связи: физика, математика, химия, технология.

 

Реквизиты мероприятия: наглядный материал - портреты ученых-физиков и ученых-химиков, магнитная доска, компьютер, газета, стенд.

Используемые технологии:
Информационно-коммуникационные технологии,
личностно-ориентированное обучение;
проблемно-исследовательская технология;
здоровье сберегающие технологии;
обучение в сотрудничестве.

Формы организации работы: комбинированная форма работы (учитель-ученик)

                                           “Науку все глубже постигнуть стремись,

                                                Познанием вечного жаждой тянись.

                                                Лишь первых познаний блеснет тебе свет,

                                                Узнаешь: предела для знания нет”

                          Фирдоуси (Персидский и таджикский поэт 940–1030 г.г)

Ход мероприятия:

 

Вступительное слово учителя:

 

     Здравствуйте, ребята, учителя! Рады приветствовать всех присутствующих на нашем  мероприятии!

Введение в проблему: Как вы думаете, для чего я вас сюда пригласила? (ответы детей)

Сегодня мы собрались на мероприятие по физике среди учащихся 7-11 классов, посвященное неделе естественно-математического цикла. Также здесь присутствуют сегодня  ученики, которые совсем скоро начнут изучать новый предмет, и называется он физика. Ребята, вы пришли в тот самый кабинет, в котором вам в будущем предстоит пережить много незабываемых минут, проводя различные опыты, решая задачи, выполняя лабораторные работы, создавая собственные проекты. А может быть, кто-то из вас сделает здесь свои первые научные открытия. 

Много интересного таит в себе окружающий нас мир. Вероятно, вам хочется больше знать о творениях рук человеческих, например, о машинах, их строении. Кто их изобрел? Как делают вещи, которые нас окружают? Почему стол на одной ножке и не падает? Как работают телевизоры, микроволновые печи, телефоны и многое другое?

Вас интересуют и явления, протекающие в природе. Почему идет дождь? Почему на небе радуга? Как животные могут переносить зимнюю стужу?

Сотни, тысячи «как», «что» и «почему» встают перед вами. Ответы на все вопросы вы узнаете постепенно, изучая различные предметы.






Таблица 1.

Физика вокруг нас.

Цель выставки: объяснение множества явлений, устройства приборов и установок, с которыми учащиеся встречаются ежедневно у себя дома.

Тема Бытовые приборы  Назначение. Явления, о которых надо рассказать  Функции приборов

 

 

Измерительные приборы

Линейка, угольник, рулетка, портновский сантиметр, циркуль.   Для измерения длины, высоты и ширины комнаты. Снятие мерок для построения чертежа основы выкройки, построения правильных угольников, выкраивания моделей круга.   Градуированная шкала.

    

 

 

 Точные физические приборы для измерения: микрометр, электронный секундомер, аналитические весы.

Весы   Для измерения массы тела, груза, различных продуктов питания.
Мерные стаканы Для приготовления различных кулинарных шедевров.
Часы Для подсчета времени при выполнении физических упражнений, выпечки и др.
Счетчик электрической энергии Для подсчета потраченной электрической энергии бытовыми приборами за период времени.

Законы механики

Ложки, вилки, ножи, хлеборезка, мясорубка, ножницы. Принцип действия рычагов и других простых механизмов на примере работы домашних приборов.

 Демонстрация условий равновесия рычага, устойчивого равновесия тела, имеющего площадь опоры

 Демонстрация зависимости величины давления от силы давления и площади опоры.

Вазы, рюмки, фужеры.  Зависимость давления от площади опоры
Настольные лампы, торшеры.  Условия равновесия тел, имеющих площадь опоры, устойчивость тел

Механика газов и жидкостей

Чайники и кофейники.

 Доказательство существования атмосферного давления(для объяснения работы пипетки, шприца, медицинских банок, авторучек и т.д.)

 Зависимость давления движения жидкости от скорости её течения(для объяснения действия пульверизатора)

 Поднятие воды за поршнем. Демонстрация зависимости давления от скорости течения жидкости.

Кружка «Напейся и не облейся»
Пипетки, авторучки, пульверизатор.
Смена воды в аквариуме.

Теплота

Пламя спички, спиртовки, керосиновой лампы и т.д.  Объяснение физической сущности пламени

 Опыты по конвекции.

Демонстрация различной теплопроводности разных металлов.

Нагревание металлической трубки трением.

Понижение температуры при испарении.

Расширение тел при нагревании.

Термометры (бытовой: для измерения температуры воды или воздуха, лабораторный, медицинский).

 

 

 

Явление теплопроводности (учет явления в различных предметах домашнего обихода)

Сковородки, утюги, кастрюли с деревянными или металлическими ручками
Стакан чая с опущенной в него металлической ложкой
Термос  Явление лучеиспускания (объяснение нагревания воздуха в комнате, устройство термоса и т.д.)
 Газовая плита, холодильник(игрушечные)  Явление испарения (с целью объяснения устройства холодильника)

Свойства электрического тока

Электрические лампы, плитка, паяльник. Утюг, чайник, камин Тепловое действие тока: объяснение устройства и действия электролампы и различных нагревательных приборов.

Нагревание проводников электрическим током.

Движение проводника с током в магнитном поле.

Работа электромагнита и электромотора.

Действие генератора УКВ.

Электробритва, электродрель, швейная машина. Механическое действие тока. Объяснение устройства и принцип работы пылесоса, полотёра и т.д.
Телефон, радиоприёмник, магнитофон, ПК, мобильный телефон, смартфоны. Магнитное действие тока: объяснение действия телефона, магнитофона.            Основы передачи и радиоприема.
Звуковые явления Музыкальные инструменты (скрипка, пианино, гитара)  Природа звука и его основные характеристики (на примере музыкальных инструментов). Назначение резонаторных ящиков гитары, пианино Колебания звучащего тела. Резонанс камертонов.    
Оптика Очки (для близорукого и дальнозоркого глаза), бинокль фильмоскоп, фотоаппарат, увеличитель, лупа, зеркала  (плоское, выгнутое, выпуклое) Глаз как оптический прибор, его дефекты и их исправление. Отражение света от плоских зеркал. Применение линз в домашних оптических приборах.  Модель строения глаза. Получение изображения в линзах и зеркалах. Ход лучей в поворотной и обратной призмах.

Выставка подготовлена учащимися, принесли из дома всё, что смогли. Все эти бытовые приборы основаны и работают на принципе физических законов и явлений.

Открывают наше мероприятие «Физика вокруг нас» ученики 11 класса: Рассказ о физике - как  науке о природе.

Затем ребятам семиклассникам задаются задачи на смекалку:

Тематические задачи:

Задание 1. Почему лед используется как хорошее охлаждающее средство?

Задание2. Можно ли бегать по поверхности воды?

Задание3. Можно ли с помощью льда добыть огонь?

Задание4. В каком море нельзя утонуть?

Задание5. Почему вода гасит огонь?

Физический калейдоскоп:

Задание1.Чему равно расстояние между двумя столкновениями школьников?

Задание2.Какой кулон нельзя повесить на шею?

Задание3.Какие кольца нельзя надеть на палец?

Задание4. За какую решетку нельзя посадить?

Задание5 Какое поле нельзя посеять?

Все ученики 11 класса расходятся по тематике выставки и демонстрируют несколько экспериментов, позволяя семиклассникам участвовать.

 Демонстрации:

I. Механика.

Опыт 1. Фонтан в вакууме.

Опыт 2. Давление газов и жидкостей.

Опыт 3. «Ныряющее яйцо». Для опыта готовится слабый раствор соляной кислоты, в который опускают яйцо. Так как, плотность яйца несколько больше плотности раствора соляной кислоты, то оно опускается на дно. Однако на поверхности яйца в растворе начинается процесс между веществом скорлупы, углекислым кальцием, и соляной кислотой, в результате чего получается углекислый газ. Пузырьки газа прилипают к скорлупе и поднимают яйцо вверх. На поверхности пузырьки срываются и уходят в воздух, и яйцо снова погружается в раствор.

II. Оптика

Опыт1.Цыпленок и яйцо.

Опыт2.Слепое пятно нашего глаза.

Опыт3. Откуда появилась монета.

III. Тепловые явления.

Опыт 1. Таинственная вертушка.

Опыт 2. «Несгораемый платок». Для опыта берут платочек, погружают его в воду для полного смачивания, затем отжимают и погружают в спирт. Слегка отжимают. Платочек берут за уголочек в железные щипцы и зажигают. Платочек не сгорает.

Опыт3. Джин из бутылки

IV. Электромагнит.

Опыт 1. Электрический разряд. Природа молнии.

В 7 классе вы будете изучать новый предмет «Физика».

Физика – одна из основных наук о природе.

Если нам внимательно приглядеться к происходящему в окружающем нас мире, то можно заметить, что в нем происходят разнообразные изменения.

Так, например, кусочек льда, внесенный с улицы в комнату, начнет таять. Вода в чайнике, поставленная на огонь, закипит. Камень, или мячик, выпущенный из рук, упадет на землю. Если по проволоке пропустить ток, то она нагреется и даже может расплавиться. Считается, что физика является одним из сложных предметов в школе. Не каждому ученику удается без труда разобраться в ее законах, понять суть физических явлений.

Сегодня в нашей школе прошло необычное мероприятие, мы заглянули в тайны бытовых приборов, принцип которых основан на физических законах. Посмотрели, насколько важно владеть не только теоретическими навыками в физике, но и на практике подтверждать правила и законы этой науки мира. Действительно, многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции – Аристотель, Герон, Архимед, Птолемей – в основном вели наблюдения. Только в средние века такие ученые как: Галилео Галилей, Рене Декарт, Эванжелиста Торричелли, Блез Паскаль и другие стали ставить опыты – специальные эксперименты, проводимые с определенной целью.

Учитель: Ваша семья решила сделать серьезную покупку – новый холодильник. Всей семьей Вы пришли в магазин. Выбор огромный. Какой холодильник Вы бы выбрали для того, чтобы он работал эффективнее, учитывая его внешний вид? Поясните ответ с точки зрения физики.

  Учитель: Вы пришли в магазин выбирать себе банный халат, в который было бы уютно укутаться после душа, ванны или бани. Выбор большой и по составу ткани, и по расцветке и по цене. Какой же выбрать? Вы звоните бабушке, как опытному человеку и спрашивайте совета. «Не бери синтетику и шелк!» – говорит она. Есть ли истина в этих словах? Дома вы пользуетесь кухонными тряпками. Какими свойствами они обладают?  

Учитель: Воду, которую мы пьём из крана представляет коктейль примесей. Какую воду нам пить? (Рассказ о фильтрах)

Учитель: О таких бытовых приборах, на которых основан принцип сообщающихся сосудов, как электрический чайник.

Учитель: У нас дома много предметов, которыми мы пользуемся постоянно. Это пипетки, шприцы, весы, фужеры, ножи, вилки и т.д. Все эти приборы связанны с законами физики.

Учитель: Вот мы выслушали увлекательные истории наших ребят. Спасибо за плодотворную работу, девочки и мальчики! По окончанию занятия видно, что интерес к изучению физики повысился. Для поддержания этого интереса и его дальнейшего развития необходимо больше проводить такие замечательные внеклассные мероприятия. Важно, чтобы данный вид деятельности был выстроен с учетом возрастных особенностей детей и содержал материал, способствующий переходу от простого любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, а от них к прочному знанию и научному поиску.

На этом мы завершаем наше мероприятие. Спасибо за внимание всем. Мы надеемся, что полученные знания пригодятся вам в жизни.

Заключение

Для себя я определила структуру осуществления метапредметности, на уроках физики и на занятиях дополнительного образования. Занятия с привлечением знаний учащихся из других учебных предметов, наблюдения и опыты учащиеся осуществляют в ходе самостоятельной деятельности, а не по инструкции. Осознание  метазнаний способствует росту познавательной активности, самосознанию, повышению уровня коммуникабельности, развитию умения прогнозировать и планировать свою жизнь на более длительный период,  личностному росту, развитию креативности мышления.

Как показывает опыт проведения таких занятий, учащиеся в дальнейшем легче адаптируются уже на уроках физики. Они более успешны, у них высокая мотивация и в дальнейшем выбирают физику для профильного изучения предмета. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: