Обсуждение извечной проблемы нашего знания других разумов выходит за рамки настоящей статьи; нет у нас и возможности дать обзор весьма противоречивых мнений на эту тему, предложенных выдающимися мыслителями, принадлежащими к разным философским школам. Вместе с тем, складывается впечатление, что бихевиористы и экзистенциалисты, логические позитивисты и феноменологи согласны в том, что знание разума другого – если только исключить феномен телепатии – возможно лишь при посредстве событий, происходящих с телом другого или им производимых. Это, по терминологии Гуссерля, выдающийся пример аппрезентативного соотнесения. Согласно Гуссерлю34, другой с самого начала дан мне и как материальный объект, имеющий свое местоположение в пространстве, и как субъект, имеющий свою психическую жизнь. Его тело, подобно всем прочим материальным объектам, дано моему изначальному восприятию или, как говорит Гуссерль, в изначальном присутствии. Его психическая жизнь, однако, дана мне не в изначальном присутствии, но лишь в со-присутствии; она не презентируется, а аппрезентируется. Само непрерывное визуальное восприятие тела другого и его движений конституирует систему аппрезентаций, или хорошо упорядоченных индикаций его психической жизни и его переживаний, и именно здесь, говорит Гуссерль, находится источник всевозможных форм знаковых систем, или систем экспрессий, а в конечном счете – языка. Физический объект «тело другого», происходящие с ним события и его физические движения
|
|
482
483
схватываются как выражающие «духовное Я» другого, на мо-тивационный смысловой контекст которого я направлен. Так называемая «эмпатия» к другой персоне есть не что иное, как форма аппрезентативного постижения, схватывающего этот смысл.
Согласно Гуссерлю, эта ситуация может существовать и в связи с тем, что обычно называют культурными объектами. Книга есть внешний объект, материальная вещь. Я вижу ее, какой она мне является, здесь, на моем столе, справа от меня и т.д., но, читая ее, я направлен не на нее как внешний объект, а на значение того, что в ней написано: схватывая его, я «живу в ее смысле». То же касается орудия труда, дома, театра, храма, машины и т.д. Духовное значение всех этих объектов ап-презентативно апперцептируется как основанное на актуально являющемся объекте, который воспринимается не как таковой, а как выражающий свой смысл. И когда мы слушаем кого-то, мы переживаем смысл того, что он говорит, не как нечто, внешним образом соединенное с его словами. Мы с пониманием воспринимаем эти слова как выражение заключенного в них смысла и живем в их смысле, понимая то, что другой имеет в виду, и ту мысль, которую он выражает35. Разумеется, каждый имеет только собственные переживания, данные в изначальном присутствии. Однако благодаря событиям во внешнем мире, которые происходят с телом другого и производятся телом другого, особенно языковым выражениям в самом широком смысле, я могу постичь другого в аппрезентации; благодаря взаимному пониманию и согласию устанавливается коммуникативная общая среда, в пределах которой субъекты взаимно мотивируют друг друга в их ментальных активностях.
|
|
В этом анализе Гуссерль брал за образец особое интерсубъективное отношение, а именно то, которое социологи называют «отношением лицом-к-лицу»36. В таком взаимоотношении оба партнера разделяют общее время и пространство, чувственно воспринимают друг друга и т.д. Более того, предполагается, что взаимное аппрезентативное схватывание ими событий, происходящих в разуме другого, непосредственно ведет к коммуникации. Все эти допущения, однако, требуют некоторого прояснения.
Начнем с характеристики неявно предполагающихся идеа-лизаций, на которых основано установление во взаимоотношении лицом-к-лицу «коммуникативной общей среды».
3. Всеобщий тезис взаимности перспектив37
а) Идеализация взаимозаменяемости точек зрения
Сектор мира, находящийся в моей реальной досягаемости, сосредоточен вокруг моего Здесь, а сектор мира, находящийся в актуальной досягаемости моего собрата, – вокруг его Здесь, которое из моего Здесь видится как Там. Эти два сектора могут частично пересекаться, и некоторые объекты, факты и события внешнего мира могут находиться как в моей реальной досягаемости, так и в реальной досягаемости моего собрата, и даже в его и моей зоне манипулирования. Тем не менее, такого рода объект, факт или событие, увиденные из центра моих координат, называемого Здесь, будут иметь иную явленность в плане направления, расстояния, перспективы, очертаний и т.д., нежели если они будут увидены из его центра, называемого Там. Основополагающая аксиома всякой интерпретации общего мира и его объектов состоит в том, что эти разные сосуществующие системы координат могут быть преобразованы друг в друга; я считаю само собой разумеющимся (и, полагаю, другой поступает так же), что я и он имели бы типически тождественные переживания общего мира, если бы мы поменялись местами, преобразовав тем самым мое Здесь в его, а его Здесь, которое сейчас для меня Там, в мое.
б) Идеализация совпадения систем релевантностей
Каждый из нас, как ранее было сказано, находится в уникальной биографически детерминированной ситуации, и в силу этого моя и моего собрата наличная цель и наши системы ре-левантностей, берущие начало в такой цели, должны с необходимостью различаться. Тем не менее, и это еще одна основополагающая аксиома, я принимаю до опровержения как само собой разумеющееся (и полагаю, другой поступает так же), что для достижения наличной цели различиями, проистекающими из наших частных систем релевантностей, можно пренебречь и что я и он – то есть «Мы» – интерпретируем актуально или потенциально общие для нас объекты, факты и события «эмпирически тождественным» способом, достаточным для всех практических целей.
Этот общий тезис взаимности перспектив, заключающий в себе идеализации, посредством которых, по терминологии
484
485
Уайтхеда, на место мыслительных объектов моего и моего собрата личного опыта приходят типизирующие конструкты объектов мышления38, является необходимой предпосылкой (presupposition) мира общих объектов, а вместе с тем и коммуникации. Приведем пример: мы оба видим «одну и ту же» парящую птицу несмотря на различие нашего пространственного положения, пола, возраста и несмотря на то, что ты хочешь эту птицу подстрелить, а я просто любуюсь ее полетом.