Молитве никто не может научить

Молитесь Богу с простертыми вверх руками. Это – тайна святых. Божественная благодать посещала их, лишь только они простирали руки. Отцы Церкви самой действенной молитвой считали молитву Иисусову: Господи Иисусе Христе, помилуй мя.

Ключ к духовной жизни – молитва. Молитве никто не может научить, ни книги, ни старец, никто. Единственным учителем является Божественная благодать. Если я расскажу вам, что мед сладок, что он текуч, он такой – то и такой – то, то вы не поймете, пока не вкусите его. То же самое и в молитве: если я вам скажу, что это так и так, чувствуешь так и так далее, то вы не поймете и не научитесь молиться, как нужно – «как только Духом Святым» (1Кор. 12, 3).

Только Дух Святой, только благодать Божия может вдохновить на молитву. Творить молитву несложно. Но творить ее правильно не сможете, потому что этому препятствовать (клотцае) наш ветхий человек.

А именно, если не войдете в атмосферу благодати, то не сможете творить молитву. Ведь едва заслышав обидное слово, вы огорчаетесь, а как только вам скажут доброе слово, радуетесь и сияете, не так ли? – Этим вы показываете, что не готовы, что не имеете необходимых условий (проипофесис)…

Чтобы пришла Божественная благодать, необходимы предпосылки: любовь и смирение, иначе создается препятствие, появляется противное действие (антидраси). Чтобы войти в такое душевное расположение, нужно начинать с послушания. Сначала нужно предать себя послушанию, чтобы пришло смирение. Видя смирение, Господь посылает Божественную благодать, а молитва затем приходит сама, без усилии.

Если вы не выполняете послушания и не имеете смирения, молитва не приходит, но появляется еще и опасность прелести. Готовьтесь потихоньку, спокойно, мягко, не спеша творите молитву в уме. А то, что на уме, то скоро будет и в сердце!

Хулиган напавший на прохожего

– Представь себе, – как-то сказал мне Геронда, – что ты спокойно идешь по улице и видишь какого – то человека, который тоже спокойно идет по своим делам. Тут из переулка выскакивает хулиган с ножом в руке и набрасывается на этого человека, начинает его избивать, таскать за волосы, и наконец оставляет его истекающего кровью лежать на тротуаре. Увидев это зрелище ты вознегодуешь на этого избитого человека, или пожалеешь его?

Вопрос отца Порфирия поставил меня в тупик, и я в свою очередь спросил его:

– Как же можно, гневаться на израненного ближнего ставшего жертвой хулигана? Такая мысль мне даже в голову не приходит. Конечно, я пожалею его, и попытаюсь помочь ему чем смогу.

– Так вот, – продолжил Геронда, – каждый человек, который тебя оскорбляет, вредит тебе, возводит на тебя клевету, так или иначе поступает с тобой несправедливо, является твоим ближним попавшим в руки злодея – дьявола.

Как правильно? Если какой-то человек клевещет (адики) на тебя, что ты должен делать?

Ты должен печалиться о нем, ему сострадать (симпоневсис), пожалеть его, и горячо умолять Бога, чтобы Он, с одной стороны, укрепил тебя в этот трудный час испытания, а с другой – помиловал бы твоего брата, который пал жертвой злокозненного дьявола.

И Бог поможет и тебе – и твоему обидчику. Потому что если ты так не сделаешь, но наоборот, разгневаешься на брата, перейдешь на него в контрнаступление, то дьявол, который сидит у него на шее, перепрыгнет на тебя, и будет танцевать на вас обоих!

Существовала ли любовь до Христа?

Заботься только об одном, очищай свой ум от помыслов которые из-за твоей чрезмерной чувствительности подавляют тебя и приносят тебе скорбь. Отгоняй их прочь, избавляйся от них.

Люби приходящие искушения, и тогда ты не будешь волноваться и скорбеть. Возлюби всех братьев как самого себя. Люби отца старца – игумена. Сначала Старца, а потом Христа.

Как тебе полюбить трудности и искушения? – Если Христос войдет в сердце, то Он наполнит его Своей любовью. Тогда уже все важное для тебя: и то, и другое, и третье… – все душевное исчезает! Остается одна любовь! Выше всего (пано та ола) – Любовь.

Существовала ли любовь до Христа? Нет, Христовой любви не было. До Христа «что-то» (та) было, люди полностью жили в душевной сфере, любили как могли: непостоянно и изменчиво. Но Он отстранил (катыргисе) это «что – то» и принес совершенно иную Любовь. Что такое Рай? – Это Жизнь во Христе, послушание и смирение…

Бескорыстие и чуткость

Молиться можно только при помощи Божественной благодати. Ни одна молитва не может состояться без Божественной благодати. Вспомните Премудрость Сирахову:

«Будет похвала произнесена мудростью, и Господь благопоспешит ей»(Сир. 15, 10).

То есть лишь тот, кто обладает Божественной премудростью, может как должно прославить Бога. И только Господь дает для этого благодать. Когда приходит благодать, когда приходит любовь, тогда произносишь имя Христово и им наполняются ум и сердце.

Тем не менее, эта любовь, эта жажда имеет степени. Когда живешь этой любовью, желаешь стяжать духовное – не только в состоянии бодрствования, но и во сне! Все делай в любви, пребывай, двигайся (на кинисе) в любви. С любовью к Богу выполняй любой труд. Чувствуй любовь, признательность Богу, и не имей мыслей о том, чтобы преуспеть в чем – либо, забудь понятие – «успех».

Ценно именно то, чтобы творить молитву чутко, в состоянии умиления (В р.п.: с душевной нежностью), с любовью, с пламенным желанием, и тогда она не покажется тебе утомительной, подобно тому, как при словах «мама моя, папа мой» чувствуешь полный покой.

Итак, не нужно напряжение (виа), чтобы стяжать молитву. Не нужно говорить: «Я буду подвизаться, чтобы стяжать молитву и заработать рай». Не думай, что на небе ты получишь во сто крат больше. Твори молитву без расчета, без скрытого корыстного умысла, не для того, чтобы что-то приобрести. И если сделаешь даже тысячу поклонов, чтобы войти в рай, это не имеет достоинства. Забудь слово – «выгода».

Делай это по любви, и если Бог захочет поместить тебя в ад, то пусть делает так, как хочет. Это и значит – бескорыстие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: