Метод «поперечных срезов» - (кратковременный) -

Тема 2. Методы психологии

Методы психологии - это те приемы и средства, с помощью которых психологи получают достоверные сведения, используемые для построения теорий и выработки практических рекомендаций.

Методы психологии – это совокупность приемов и способов, пользуясь которыми исследователи могут получить сведения и расширить знания, необходимые для создания научных теорий в психологии, и формирование практических рекомендаций.

В психологии весь набор методов можно разделить на три большие группы:

- методы сбора информации

- методы обработки данных

- методы психологического воздействия

Их можно объединить в 2 группы: методы теоретической психологии и методы практической психологии.

 

Методами теоретической психологии являются те средства и приемы, благодаря которым исследователи имеют возможность получать достоверные данные и впоследствии использовать их для создания научных теорий и составления практических рекомендаций.

Эти методы используются для изучения психических явлений, их развития и изменения, но изучаются не только особенности человека (черты характера, черты личности, индивидуальность: хитрый, сильный, настойчивый) и внешние факторы: возрастные особенности (психическое и физиологическое развитие человека в определенном возрасте), влияние окружающей среды и воспитания и т.д.

 

· Среди теоретических методов психологии основными являются:                      наблюдение и эксперимент.

· Дополнительными являются: самонаблюдение, психологическое тестирование, биографический метод, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности.

Эти методы помогают специалисту правильно оценить психологическое состояние и сделать соответствующие заключения.

Пример.

Если работник организации проявляет безответственность и это неоднократно замечено при наблюдении, то для выяснения причин, способствующих этому, то следует применить метод беседы или естественный эксперимент.

Очень важно, чтобы основные методы использовались комплексно и были подобраны под каждый конкретный случай, т.е. сначала нужно определить причину или вопрос, на который требуется получить ответ, а затем выбирать метод.

 

Основным и наиболее распространенным методом психологии является метод наблюдения.

· Наблюдение -наиболее распространенный и эффективный метод. Заключается в сборе и исследовании научных фактов, полученных путем наблюдения за поведением человека.

Говоря простыми словами, специалист созерцает за человеком, не вмешиваясь при этом в ситуацию.

Наблюдениецеленаправленное восприятие психических явлений. Обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются и объясняются.

Метод «поперечных срезов» и «лонгитюдный»

Срезы (подразделение) – один из методов исследования психологии; это кратковременная констатация (постоянная) - воспринимаемая характеристика состояний изучаемого объекта на различных этапах развития.

Срез - один из возможных вариантов контроля знаний, позволяющий примерно оценить уровень знаний на разных этапах обучения.

В тестовом срезе важно только определить уровень обученности в определенный момент времени, в отличие от педагогического мониторинга, который отслеживает динамику изменений уровня обученности.

При этом психолог может быть в роли пассивного наблюдателя (по методу отстраненного наблюдения) либо активно принимать участие в жизни исследуемого человека (по методу включенного наблюдения) или группы лиц. Такой метод часто используют в дошкольных и учебных заведениях для изучения поведения детей в коллективе (общее наблюдение).

 

Существует также и выборочное наблюдение, когда предметом изучения становятся только определенные члены коллектива.

Метод наблюдения позволяет изучить психику человека в разных условиях и жизненных ситуациях (во время игры или работы).

Например - срез знаний. Нулевой срез (входной контроль)

Нулевой срез желательно провести в середине сентября с целью определения уровня знаний учащихся в начале цикла обучения. Желательно сравнить его результаты с итоговыми результатами за предшествующий год.

Промежуточный срез ( промежуточный контроль) Промежуточный контроль обычно проводится после прохождения определенной темы или раздела в процессе обучения. В среднем в течение учебного года проводят от 1 до 7 промежуточных среза.

Итоговый срез ( выходной контроль)

Итоговый срез обычно проводится на завершающем этапе обучения с целью установления прогресса в обучении за определенный период времени.

Не редко, тестовый контроль служит для определения остаточных знаний после усвоения годовой программы или при поступлении в вузы.

Срезы делятся на поперечные и продольные (лонгитюдные или лонгитюдиальное).

Метод «поперечных срезов» - (кратковременный) -

методология проведения экспериментального исследования динамики психо-логических, физиологических и др. характеристик людей (выборок), на основе не связанных между собой групп, занимающихся одной и той же деятельностью, находящихся на различных временных отрезках деятельности, отличающихся только по показателю возраста.

Суть метода «поперечных срезов» состоит в том, когда группы детей или людей разного возраста изучаются одновременно.

(Это может быть класс, несколько классов, дети разного возраста, но обучающиеся по одной программе) с помощью определенных методик исследуется какой-то параметр, например: интеллектуальный уровень или как дети разного возраста рассуждают о моральной дилемме, может выбрать детей из разных возрастных групп и сопоставить их ответы.).

Преимущество данного метода заключается в том, что за короткое время можно получить статистические данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет возраст, пол или другой фактор на основные тенденции психического развития.

Аргументы за:

• Метод поперечных срезов позволяет исследователю собрать ценную информацию о нормах — т.е. типичных представлениях разных возрастных групп.

• Поскольку обычно экспериментатор лишь один раз встречается с участниками, этот метод не страдает погрешностями, характерными для лонгитюдного метода.

Недостаток метода в том, что при исследовании детей разного возраста невозможно получить информацию о самом процессе развития, его природе и движущих силах.

Аргументы против:

• Делая выводы о том, что является типичным для данного возраста, мы можем исходить из ничем неподкрепленной предпосылки, что поведение младших детей точно отражает поведение старших детей, когда они находились в этом возрасте.

Проблема становится особенно острой, когда изучается широкий возрастной спектр и возрастает возможность возникновения «эффекта когорты».

• Метод поперечных срезов содержит информацию только об изменениях в возрастных группах и ничего не говорит нам о причинах этих изменений. Было бы опрометчиво просто списать их со счетов как «возрастные факторы».

Лонгитюдное исследование (от англ. longitude - долгота, протяженность) –

длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной ииндивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека (выборочное исследование любой возрастной группы в период от момента получения среднего образования до достижения возраста 28 — 30 лет) При использовании метода продольных «лонгитюдных срезов» прослеживается развитие группы одних и тех же детей в течение длительного времени.

Данный метод позволяет установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить причины этих изменений, а также изучить тенденции развития, незначительные изменения, которые не могут быть охвачены поперечными срезами.

Это дает некоторое преимущество - возможность вычислить индивидуальную кривую развития каждого ребенка и установить, соответствует ли его развитие возрастной норме или же оно выше или ниже среднего уровня.

Лонгитюдиальный метод позволяет обнаружить на кривой развития переломные точки, в которых происходят резкие качественные сдвиги. Однако, и этот метод не свободен от недостатков.

Недостаток метода состоит в том, что полученные результаты базируются на изучении поведения небольшой группы детей, поэтому распространять подобные данные на большое количество детей представляется некорректным.

Различают включенное наблюдение, когда исследователь становится членом группы и его присутствие и поведение становится частью наблюдаемой ситуации и не включенное (со стороны), т.е. без взаимодействия и установления каких-либо контактов с изучаемым лицом или группой.                                                                                                          

Различают также открытое наблюдение, когда исследователь открывает наблюдаемым свою роль (недостатком этого метода является снижение естественного поведения наблюдаемых субъектов) и скрытое, когда о присутствии наблюдателя группе или индивиду не сообщается.

Интроспекция – ( самонаблюдение), в котором открываются собственные переживания, чувства, мысли и образы исследователя и которое применяется тогда, когда  исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.

Эксперимент - является более эффективным методом психики человека, дает больше информации и расширенную картину поведения в определенных условиях. Заключается в том, что специалист создает определенные условия, которые позволяют лучше проявить себя предмету исследования.

· Эксперимент - целенаправленная и продуманная искусственно созданная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

Различают лабораторный и естественный эксперимент:

· Лабораторный – исследование проводится в условиях психологических лабораторий, оснащенных специальной аппаратурой: видео– или аудиоаппаратура, «зеркало Гезелла», пропускающее свет только в одну сторону, благодаря чему можно наблюдать за поведением человека, оставаясь при этом невидимым, и др.;

Недостатком этого метода является то, что исследуемый знает о проведении эксперимента, что может вызывать напряжение в поведении и не характерные для него реакции на внешние раздражители.

· Естественный – исследование проходит в естественных  жизненных для исследуемого условиях, при этом он не должен знать о проведении эксперимента. Экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.

· Это позволяет увидеть поведение человека в привычной для него, спокойной обстановке.

· Естественный метод исследования является более эффективным и информативным по сравнению с лабораторным. Довольно часто психологи практикуют выступления перед группой людей, одновременно наблюдая за их реакцией.

Естественный эксперимент имеет много форм и различных приемов.                          В простейшем своем виде он широко применяется в форме вводных задач. Задачи эти могут ставиться руководителем устно («Случилось то-то. Что будете делать») или путем введения незаметно для сотрудника отклонения в его работу. Уже одно наблюдение за таким естественным экспериментом дает ценные факты, позволяет проверить ту или иную гипотезу исследователя.


Данные, полученные в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности – соответствия жизни.

Опрос представляет особый метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Опрос бывает устным и письменным.                                     

Устный опрос (интервью, беседа)- получение информации в процессе непосредственного общения; применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Это вид опроса позволяет глубже, чем письменный проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования.

Ответы испытуемых, получаемых при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос может проводиться с большим количеством людей. Наиболее распространенная его форма анкета. Ее недостатком является то, что нельзя заранее учесть реакцию отвечающего на содержание вопросов и, исходя из этого, изменить их.    

Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, когда перечень задаваемых вопросов и возможных ответов не ограничен определенными рамками.

Такой метод сходен с беседой, при которой можно достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

Стандартизированный опрос – опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Психологическое тестирование (тесты) - психологическая диагностика, предполагающая стандартизированные вопросы и задачи, которые являются специализированными методами исследования,  их использование  позволяет получить точную количественную и качественную оценку психологических особенностей человека.

В психологии создано большое количество специализированных тестов, предназначенных для измерения различных психических свойств и качеств личности: тесты интеллекта, способностей, достижений личности, проективные и многие др.

Их применение требует профессиональной психологической подготовки, так как непрофессиональное тестирование может нанести вред человеку. В настоящее время существует также множество так называемых популярных тестов. Как правило, они публикуются в газетах, журналах, доступной широкому читателю литературе. Такие тесты не являются собственно психологическим, профессиональным инструментарием и предназначены для самотестирования; специальной подготовки при этом не требуется.

Большинство тестов являются стандартизированными и имеют необходимые нормативы. Это дает возможность оценивать уровень сформированности у человека соответствующих психических функций, то есть ставить психологический диагноз.

Тесты бывают трех видов: тесты-опросники, тесты-задания и проективные тесты.                        

Тест-опросник предполагает систему заранее продуманных вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого.

Тест-задание предполагает оценку действий человека. В нем предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых, судят о наличии или отсутствии и степени развития у человека изучаемых качеств.

При использовании этих тестов испытуемый может сознательно повлиять на результаты, исказить или приукрасить их. Поэтому для получения более объективной информации о психологических и поведенческих особенностях людей используют проективные тесты.

В их основе лежит метод проекции, когда человек, отвечая на поставленные определенным образом вопросы или выполняя задания, отражает в ответах свои скрытые личностные свойства.

Анализ продуктов деятельности - анализ материализированных результатов психической деятельности человека с целью выявления его личностных особенностей и отношений.

Анализ продуктов деятельностиэто метод изучения человека посредством анализа продуктов его трудовой или творческой деятельности: рисунков, чертежей, музыкальных произведений, сочинений, учебных тетрадей, личных дневников и т.д.

Изучая продукты деятельности, можно получить важную информацию о психических особенностях ее субъекта: внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающей действительности и людям, об особенностях его восприятия и других сторонах психики.

В основу этого метода положен принцип единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности.

В психологии широко используется изучение результатов изобразительной деятельности человека, особую ценность с этой точки зрения имеют детские рисунки, которые дают возможность понять эмоциональное состояние ребенка, его отношение к окружающему миру, родителям, к самому себе.

Рисуя или что-то создавая, ребенок предоставляет исследователям возможность раскрыть такие стороны его психики, о которые трудно было бы узнать при помощи других методов. На основании рисунков можно изучать познавательные процессы (ощущения, воображение, восприятие, мышление), творческие способности, личностные проявления, отношение детей к окружающим людям.

Особыми формами данного метода являются графология, позволяющая по особенностям и характеристикам почерка человека составить психологический портрет его личности, и контент-анализ (англ. contents – содержание), имеющий своей целью выявление и оценку психологических характеристик литературных, научных и публицистических текстов и определение на их основе личностных особенностей автора этих текстов.

Контент-анализ (англ. contents – содержание - анализ содержания) -- стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции.

- метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, теле- и радиопередач, интервью, ответов на открытые вопросы и т. д.) позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный социальный смысл.

Методы практической психологии включают в себя методы областей образующих общую психологическую науку: психотерапии, консультирования и педагогики.

 

Основными практическими методами являются внушение и подкрепление, а также методы консультативной и психотерапевтической работы.

 

Внушением является процесс вставления в исследуемого человека определённых формул, установок, позиций или взглядов вне его сознательного контроля.

 

Существует несколько видов внушений:

Прямое – воздействие с помощью слов (приказы, команды, наставления);

Косвенное – скрытое (промежуточные действия, раздражители);

Намеренное;

Ненамеренное;

Положительное;

Отрицательное.

Есть и разные приёмы внушения:

Приёмы прямого внушения – совет, команда, наставление, приказ;

Приёмы косвенного внушения – осуждение, одобрение, намёк;

Приёмы скрытого внушения – предоставление всех вариантов, иллюзия выбора, трюизм (верный, правильный) - нечто, что не может подвергаться сомнению.

Первоначально внушение бессознательно использовали люди, навыки общения которых развились до высокого уровня. Сегодня же внушение играет огромную роль в психо- и гипнотерапии. Очень часто этот метод используется при гипнозе или в других случаях, когда человек находится в состоянии транса. Внушения являются частью человеческой жизни с самого детства, т.к. применяются в процессе воспитания, в рекламе, политике, взаимоотношениях и т.д.

Подкреплением является мгновенная реакция (позитивная или негативная) исследователя (или окружающей среды) на действия исследуемого. Реакция должна на самом деле быть мгновенной, чтобы испытуемый сразу же имел возможность связать её со своим действием. Если реакция позитивная, то это знак того, что следует и в дальнейшем поступать или действовать подобным образом. Если реакция негативная, то наоборот.

Подкрепление - огромная часть жизни человека. Оно, как и внушение, присутствует в ней с самого детства в процессе воспитания и получения жизненного опыта.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: