Тема 1.1.4. Основные виды работы с текстом.
Общие правила оформления презентаций.
Презентация (представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему.
1) Общие требования:
- На слайдах должны быть только тезисы, ключевые фразы и графическая информация (рисунки, графики и т.п.) – они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не наоборот;
- Количество слайдов должно быть не более 20;
- При докладе на один слайд должно уходить в среднем 1,5 минуты;
- Не заполнять слайд большим количеством информации. Наиболее важную информацию помещать в центр слайда.
2) Примерный порядок слайдов:
1 слайд – Титульный (организация, название работы, автор, руководитель, рецензент, дата);
2 слайд – Вводная часть (постановка проблемы, актуальность и новизна, на каких материалах базируется работа);
3 слайд – Цели и задачи работы;
4 слайд – Методы, применяемые в работе;
5 слайд – Основная часть;
3) Последние 3 слайда должны содержать:
1 слайд – Заключение (выводы);
|
|
2 слайд – Список основных использованных источников;
3 слайд – Спасибо за внимание! (возможно выражение благодарности тем, кто руководил, рецензировал и/или помогал в работе).
4) Правила шрифтового оформления:
- Рекомендуется использовать шрифты с засечками (Georgia, Palatino, TimesNewRoman);
- Размер шрифта: 24-54 пункта (заголовок), 18-36 пунктов (обычный текст);
- Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы используются для смыслового выделения ключевой информации и заголовков;
- Не рекомендуется использовать более 2-3 типов шрифта;
- Основной текст должен быть отформатирован по ширине, на схемах – по центру
5) Правила выбора цветовой гаммы:
- Не более 2 цветов и выдержано это во всей презентации. Основная цель – читаемость презентации;
- Одноцветный фон неярких пастельных тонов (светло-зеленый, светло-синий, бежевый, светло-оранжевый, светло-желтый);
- Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться, белый текст на черном фоне читается плохо);
- Оформление презентации не должно отвлекать внимания от её содержания.
6) Графическая информация:
- Рисунки, фотографии, диаграммы должны быть наглядными и нести смысловую нагрузку, сопровождаться названиями;
- Изображения (в формате jpg) лучше заранее обработать для уменьшения размера файла;
- Размер одного графического объекта – не более 1/2 размера слайда;
- Соотношение текст-картинки – 2/3 (текста меньше чем картинок).
7) Анимация используется только в случае необходимости.
8) Умение хорошо презентовать свою деятельность – одно из самых продуктивных средств привлечения внимания к своей работе.
|
|
Удачная и качественная презентация будет влиять на ваш положительный имидж. Презентация выступает как визитная карточка. Эта технология позволяет визуально воспринимать вашу работу.
Надо понимать, что презентация включает в себя и некоторые элементы отчетности (статистические данные), и элементы анализа, и экспертной оценки, а также прогнозирование, перспективное планирование и многое другое, что зависит от конкретных целей и задач.
Отзыв. Структура отзыва.
Отзыв – это критическое описание какой-нибудь научной работы, мнение, оценка о работе. Основное назначение отзыва – представить работу к защите или к изданию.
Отзыв, в отличие от рецензии реализуется через рассуждение-объяснение. В вопросах с какой целью? для чего? зачем? пишется отзыв, этот жанр приближается к рецензии.
Структура отзыва: 1) Вводная часть (оценочная). 2) Описательно-оценочная часть. 3) Вывод-оценка – резюмирующая часть.
Лексико-стилистические средства каждой части:
1) Посвящена важной проблеме, актуальному вопросу…
2) Довольно убедительно, убедительно доказывает, заслуга автора состоит в том, что…
3) В заключении дается правильный вывод, статья представляет интерес….
Методические рекомендации по написанию отзывов.
Отзыв - это развернутое высказывание эмоционально-оценочного характера, которое содержит мнение автора отзыва о прочитанном произведении и аргументацию этого мнения.
Цель отзыва - поделиться впечатлениями о прочитанном, привлечь внимание к произведению, принять участие в обсуждении.
В отзыве преобладает автор отзыва. Он объясняет свой интерес, личное пристрастие к писателю или отдельному произведению. Возможно, для автора отзыва важно общественное значение поднятой в книге проблемы, ее актуальность - это тоже поясняется. Система аргументаций отзыва основана на личном читательском опыте, персональных вкусах и предпочтениях. Герои художественного произведения рассматриваются как литературные типы или человеческие характеры. Дается оценка их взаимоотношениям, поведению с морально-этической, нравственной, психологической точки зрения автора отзыва.
Ярко выраженная субъективность отзыва обеспечивает возможность свободной композиции при соблюдении логики высказывания.
Содержание большинства отзывов, можно классифицировать следующим образом:
отзыв-отклик (ярко выражена восторженная эмоциональность впечатлений);
отзыв-исповедь (прочитанное становится поводом рассказать о себе);
отзыв-вопрос (автор отзыва задает вопросы себе или размышляет над основным вопросом в книге);
отзыв-рефлексия (осознание самого себя в контексте прочитанной книги);
отзыв-рекомендация (автор объясняет, почему он пытается заинтересовать книгой);
отзыв-деталь (внимание автора приковано к какой-либо художественной детали книги или эпизоду, которые помогают ему понять что-то в жизни, в отношениях людей);
отзыв-ассоциация (поразившая воображение книга вдохновляет на собственное творчество);
отзыв-воспоминание (прослеживаются впечатления от книги на протяжении собственных прожитых лет)
Резюмируя характеристику отзывов, следует еще раз подчеркнуть, что при всем многообразии их видов жанровыми признаками являются:
Субъективность, эмоциональность в оценке произведения. Особо обращается внимание, что это должна быть именно оценка, а не пересказ сюжета.
Обязательная личностная аргументация той или иной оценки. Аргументация строится на тезисе и его доказательстве.
Однако в некоторых источниках все же даются советы, о том, как конструктивно можно выстроить отзыв.
Во вступлении представляется тема произведения, отмечается степень ее актуальности. Затем пунктирно напоминается о содержании (время, место, конфликт). Здесь же может быть сформулировано, хотя и не обязательно, общее впечатление от прочитанного.
|
|
Основная часть отзыва представляет собой рассуждение, в котором дается аргументированная оценка произведения, отдельных эпизодов, характеров и поведения и взаимоотношений персонажей. Высказываются мысли и чувства автора отзыва, навеянные произведением. В этой части, как правило, и проявляется тот или иной вид отзывов, из упомянутых выше.
В заключении дается обобщенная оценка данного произведения в сопоставлении его с другими произведениями того же автора, или по той же тематике, с другими мнениями читателей и т.д. Иногда может содержаться призыв к читателю с рекомендациями к прочтению или наоборот.
Примерный план отзыва:
Вводная часть
Краткая информация о книге (автор, название, жанр).
Информация о том, как произошла встреча с книгой (при каких обстоятельствах вы решили ее прочитать, что послужило толчком для ее чтения).
Ваше мнение о книге (чего вы ожидали от чтения этой книги и оправдались ли ваши ожидания).
Основная часть
Тема произведения (о чем рассказывает это произведение).
Место и время действия (где и когда происходят изображенные события).
Герои произведения (кто главные герои, кто из них особенно понравился/запомнился и почему).
Ключевые события (какие места в книге произвели сильное впечатление и почему).
Особенности языка произведения (запомнившиеся фразы, новые слова).
Заключительная часть
Основная идея произведения (над какими вопросами книга заставляет задуматься, в чем ценность ее прочтения для вас).
Название книги (почему автор назвал свое произведение именно так, а не иначе)
Приглашение к чтению (кому вы могли бы посоветовать прочитать книгу, каким читателям она может быть интересны).
Синтаксические конструкции для оформления отзыва:
Вводная часть:
Я бы хотел(а) рассказать о …
Недавно я прочитал(а)…
Эта книга написана в жанре…
Автором этой книги является…
Я ожидал(а), что…
Основная часть:
|
|
В основе сюжета…
Книга повествует о том, как (что)…
В этом произведении рассказывается о…
Действие книги происходит…
Меня удивило…
Мне запомнилось, как…
Главный герой произведения…
Самый интересный момент…
Заключительная часть:
Прочитанное заставляет задуматься о…
Когда читаешь это произведение, то…
Мне кажется, что автор выбрал такое название для книги, потому что…
Главное открытие, которое я сделал(а)…
Я бы посоветовал прочитать эту книгу тем, кто…
15. Аннота́ция или резюме́ - краткое содержание книги, рукописи, монографии, статьи.
Основная задача аннотации - описать материал, указать на его достоинства и особенности. Благодаря аннотации, можно сразу понять, о чём пойдёт речь в книге или статье.
1) Виды аннотации:
- Справочная или информативная (описательная). Эта аннотация описывает главную тему текста, сообщает информацию, но не даёт конкретной оценки.
- Рекомендательная. Такая аннотация даёт оценку первоисточника для определённой категории людей, конкретного возраста и других особенностей читателя.
2) Признаки аннотации:
а) состоит из 3-4 предложений;
б) это своего рода реклама, которая должна заинтересовать читателя и передать суть текста книги или статьи;
в) помещается на обратной стороне титульного листа или в конце книги.
3) Основные принципы написания аннотации. Так как аннотация является рекламой книги, то она должна быть написана по принципу рекламного текста - кратко, ярко, впечатляюще.
4) Аннотация к научной работе выполняет следующие действия:
а) Позволяет ознакомиться с основным содержанием работы.
б) Помогает понять, есть ли смысл полностью изучать статью.
в) Позволяет найти нужную информацию в поисковых системах.
В аннотацию включены характеристики основной темы (исследования), задачи и результаты научной работы. В описании сказано, что нового несёт данная статья и чем она отличается от подобных работ.
5) Основные качества текста, которые должны привлекать читателя:
- Лёгкость. Текст аннотации должен отвечать на главный вопрос: О чём данная книга? Как бы ни хотелось, но не стоит расписывать всё красочно и подробно. Чем проще - тем лучше.
- Внезапность. В описании должен быть намёк на что-то неожиданное: оригинальная идея, загадочная фраза и т.д. Если взгляд читателя выхватит что-то неожиданное, то он точно захочет приобрести издание.
- Конкретика. В аннотации должны быть затронуты конкретные действия, эмоции, проблемы. Даже если в книге упомянуто абстрактные темы, описать их следует более приземлено.
- Убедительность. Если в описании книги будут вставлены подробности, о которых может знать только специалист, читатель воспримет издание как достойное внимания.
- Эмоциональность. Опишите одного героя книги, а не несколько персонажей. Людям свойственно симпатизировать конкретному человеку.
- История. Аннотацию следует писать, как очень маленький рассказ. Описать крошечную историю, с элементами неожиданности, взрывом эмоций и в которую хочется верить.
Ø Пример общей аннотации:
Терапия искусством: Учебное пособие по арт-терапии: Под научной редакцией В.Н. Никитина, Н. Бояджиевой, Л.Д. Лебедевой, И.В. Вачкова. – София: Университетско издательство «Св. Климент Охридски», 2012. – 567 с., ил.
«В книге представлены современные научные исследования теории и практики терапии искусством (арт-терапии). Осуществлен системный анализ методологии арт-терапии по основным направлениям арт-терапевтической деятельности. Описаны модели и техники арт-терапевтической работы, применяемые в странах Восточной Европы. Издание рекомендовано для студентов, аспирантов, докторантов, научных сотрудников психологической, педагогической и социальной специализации, а также для всех читателей, интересующихся вопросами терапии искусством».
Ø Пример краткой аннотации статьи:
«В этой статье автором рассматривается важность и необходимость защиты персональных данных. Изучаются способы исключения утечки информации и ее несанкционированного использования. Итогом работы является ряд существенных предложений по хранению и оптимизации обработки персональных данных в различных учреждениях и организациях».
16. Рецензия – это вторичный текст, имеющий свои структурные особенности и языковые стандарты-клише. Это критический разбор какого-либо текста, содержащий его анализ и оценку.Рецензия – это не только сжатый вариант текста-источника с изложением позиции автора. Рецензент должен выразить свое отношение к проблемам анализируемого текста, отметить достоинства и недостатки работы, дать ей аргументированную оценку.
1) Структура рецензии:
Предмет анализа | Указывается, что представляет собой рецензируемая работа: дипломный проект, статью, диссертацию, монографию и т.д.; приводятся выходные данные. Для рецензента важно уяснить, к какому жанру относится рецензируемый текст, т.к. от этого будет зависеть его общая оценка и выводы о значимости работы. |
Актуальность темы | Отмечается важность затрагиваемых в работе вопросов, их значение для решения современных проблем в той или иной области знания, культуры и т.д. |
Краткое содержание | Важно уметь осмыслить содержание прочитанного, соединить его с теми знаниями, которые были получены ранее, т.к. краткое изложение содержания работы сочетается в рецензии с его критическим анализом и оценкой. |
Оценочная часть | Обычно вначале дается общая оценка с точки зрения соответствия рецензируемой работы тем требованиям, которые предъявляются к тому или иному жанру. Отмечаются достоинства: новизна, глубина раскрытия темы, аргументированность выводов, наличие примеров, иллюстраций, схем и т.п.; знание литературы по излагаемой теме, умение анализировать и сопоставлять различные точки зрения по спорным вопросам, стиль изложения и т.д., - после рецензент переходит к критическим замечаниям. Выявляются недостатки, недочеты. Их перечисление не должно превращать рецензию в критический «разнос». Предполагается доброжелательное отношение рецензента к анализируемой работе и ее автору, поэтому все замечания делаются в корректной форме, возможно, в виде пожеланий и рекомендаций. |
Выводы | Формулируются с учетом жанра рецензируемой работы. Отмечаются значимость работы, ее место в ряду уже существующих по данной проблематике, практическая ценность, область применения полученных в исследовании результатов и т.д. |
2) Модель типовой рецензии:
І. Вводная часть рецензии | Общая проблематика | Одним из наиболее актуальных направлений в изучении…является… В последнее время появилось множество публикаций на указанную тему. К работам, рассматривающим тему…относится и статья Иванова П.И Автор статьи – известный физик (биолог, филолог, математик)... |
ІІ. Общая характеристика статьи | Тема статьи | Статья посвящена теме, проблеме, вопросу… Работа представляет собой анализ, обзор, обобщение, изложение, описание, исследование… В статье речь идет, говорится, рассматривается, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает, останавливается, описывает, называет, показывает, освещает, обобщает… |
Композиция статьи | Сущность проблемы статьи заключается (сводится)… Рассматриваемая статья состоит из… частей. Делится на … части, начинается, заканчивается… | |
Достоинства работы | К достоинствам работы относятся аргументация автора, новый (комплексный) подход к решению проблемы, самостоятельность исследований, творческий характер, ценные сведения, экспериментальные положения, убедительные доказательства… | |
ІІІ. Оценка работы | Недостатки работы | Вызывают возражения, сомнения следующие факты… Автор не раскрывает содержания, противоречит, упускает из виду, не подтверждает выводов фактами, необоснованно утверждает… В статье содержатся общеизвестные истины, противоречивые положения, необоснованные утверждения… |
ІV. Выводы | Можно утверждать, нельзя не согласиться… Оценивая работу, необходимо сказать, … хотелось бы работу подчеркнуть, … можно отметить… в целом … Таким в статье убедительно доказано, получили образом … исчерпывающее освещение… изложенные в статье вопросы, проблемы… представляют интерес не только для…, но и для… |