Методические рекомендации по написанию отзывов

Тема 1.1.4. Основные виды работы с текстом.

Общие правила оформления презентаций.

Презентация (представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему.

1) Общие требования:

- На слайдах должны быть только тезисы, ключевые фразы и графическая информация (рисунки, графики и т.п.) – они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не наоборот;

- Количество слайдов должно быть не более 20;

- При докладе на один слайд должно уходить в среднем 1,5 минуты;

- Не заполнять слайд большим количеством информации. Наиболее важную информацию помещать в центр слайда.

2) Примерный порядок слайдов:

1 слайд – Титульный (организация, название работы, автор, руководитель, рецензент, дата);

2 слайд – Вводная часть (постановка проблемы, актуальность и новизна, на каких материалах базируется работа);

3 слайд – Цели и задачи работы;

4 слайд – Методы, применяемые в работе;

5 слайд – Основная часть;

3) Последние 3 слайда должны содержать:

1 слайд – Заключение (выводы);

2 слайд – Список основных использованных источников;

3 слайд – Спасибо за внимание! (возможно выражение благодарности тем, кто руководил, рецензировал и/или помогал в работе).

4) Правила шрифтового оформления:

- Рекомендуется использовать шрифты с засечками (Georgia, Palatino, TimesNewRoman);

- Размер шрифта: 24-54 пункта (заголовок), 18-36 пунктов (обычный текст);

- Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы используются для смыслового выделения ключевой информации и заголовков;

- Не рекомендуется использовать более 2-3 типов шрифта;

- Основной текст должен быть отформатирован по ширине, на схемах – по центру

5) Правила выбора цветовой гаммы:

- Не более 2 цветов и выдержано это во всей презентации. Основная цель – читаемость презентации;

- Одноцветный фон неярких пастельных тонов (светло-зеленый, светло-синий, бежевый, светло-оранжевый, светло-желтый);

- Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться, белый текст на черном фоне читается плохо);

- Оформление презентации не должно отвлекать внимания от её содержания.

6) Графическая информация:

- Рисунки, фотографии, диаграммы должны быть наглядными и нести смысловую нагрузку, сопровождаться названиями;

- Изображения (в формате jpg) лучше заранее обработать для уменьшения размера файла;

- Размер одного графического объекта – не более 1/2 размера слайда;

- Соотношение текст-картинки – 2/3 (текста меньше чем картинок).

7) Анимация используется только в случае необходимости.

8) Умение хорошо презентовать свою деятельность – одно из самых продуктивных средств привлечения внимания к своей работе.

Удачная и качественная презентация будет влиять на ваш положительный имидж. Презентация выступает как визитная карточка. Эта технология позволяет визуально воспринимать вашу работу.

Надо понимать, что презентация включает в себя и некоторые элементы отчетности (статистические данные), и элементы анализа, и экспертной оценки, а также прогнозирование, перспективное планирование и многое другое, что зависит от конкретных целей и задач.

Отзыв. Структура отзыва.

Отзыв – это критическое описание какой-нибудь научной работы, мнение, оценка о работе. Основное назначение отзыва – представить работу к защите или к изданию.

Отзыв, в отличие от рецензии реализуется через рассуждение-объяснение. В вопросах с какой целью? для чего? зачем? пишется отзыв, этот жанр приближается к рецензии.

Структура отзыва: 1) Вводная часть (оценочная). 2) Описательно-оценочная часть. 3) Вывод-оценка – резюмирующая часть.

Лексико-стилистические средства каждой части:

1) Посвящена важной проблеме, актуальному вопросу…

2) Довольно убедительно, убедительно доказывает, заслуга автора состоит в том, что…

3) В заключении дается правильный вывод, статья представляет интерес….

Методические рекомендации по написанию отзывов.

Отзыв - это развернутое высказывание эмоционально-оценочного характера, которое содержит мнение автора отзыва о прочитанном произведении и аргументацию этого мнения.

Цель отзыва - поделиться впечатлениями о прочитанном, привлечь внимание к произведению, принять участие в обсуждении.

В отзыве преобладает автор отзыва. Он объясняет свой интерес, личное пристрастие к писателю или отдельному произведению. Возможно, для автора отзыва важно общественное значение поднятой в книге проблемы, ее актуальность - это тоже поясняется. Система аргументаций отзыва основана на личном читательском опыте, персональных вкусах и предпочтениях. Герои художественного произведения рассматриваются как литературные типы или человеческие характеры. Дается оценка их взаимоотношениям, поведению с морально-этической, нравственной, психологической точки зрения автора отзыва.

Ярко выраженная субъективность отзыва обеспечивает возможность свободной композиции при соблюдении логики высказывания.

Содержание большинства отзывов, можно классифицировать следующим образом:

отзыв-отклик (ярко выражена восторженная эмоциональность впечатлений);

отзыв-исповедь (прочитанное становится поводом рассказать о себе);

отзыв-вопрос (автор отзыва задает вопросы себе или размышляет над основным вопросом в книге);

отзыв-рефлексия (осознание самого себя в контексте прочитанной книги);

отзыв-рекомендация (автор объясняет, почему он пытается заинтересовать книгой);

отзыв-деталь (внимание автора приковано к какой-либо художественной детали книги или эпизоду, которые помогают ему понять что-то в жизни, в отношениях людей);

отзыв-ассоциация (поразившая воображение книга вдохновляет на собственное творчество);

отзыв-воспоминание (прослеживаются впечатления от книги на протяжении собственных прожитых лет)

Резюмируя характеристику отзывов, следует еще раз подчеркнуть, что при всем многообразии их видов жанровыми признаками являются:

Субъективность, эмоциональность в оценке произведения. Особо обращается внимание, что это должна быть именно оценка, а не пересказ сюжета.

Обязательная личностная аргументация той или иной оценки. Аргументация строится на тезисе и его доказательстве.

Однако в некоторых источниках все же даются советы, о том, как конструктивно можно выстроить отзыв.

Во вступлении представляется тема произведения, отмечается степень ее актуальности. Затем пунктирно напоминается о содержании (время, место, конфликт). Здесь же может быть сформулировано, хотя и не обязательно, общее впечатление от прочитанного.

 Основная часть отзыва представляет собой рассуждение, в котором дается аргументированная оценка произведения, отдельных эпизодов, характеров и поведения и взаимоотношений персонажей. Высказываются мысли и чувства автора отзыва, навеянные произведением. В этой части, как правило, и проявляется тот или иной вид отзывов, из упомянутых выше.

В заключении дается обобщенная оценка данного произведения в сопоставлении его с другими произведениями того же автора, или по той же тематике, с другими мнениями читателей и т.д. Иногда может содержаться призыв к читателю с рекомендациями к прочтению или наоборот.

Примерный план отзыва:

Вводная часть

Краткая информация о книге (автор, название, жанр).

Информация о том, как произошла встреча с книгой (при каких обстоятельствах вы решили ее прочитать, что послужило толчком для ее чтения).

Ваше мнение о книге (чего вы ожидали от чтения этой книги и оправдались ли ваши ожидания).

Основная часть

Тема произведения (о чем рассказывает это произведение).

Место и время действия (где и когда происходят изображенные события).

Герои произведения (кто главные герои, кто из них особенно понравился/запомнился и почему).

Ключевые события (какие места в книге произвели сильное впечатление и почему).

Особенности языка произведения (запомнившиеся фразы, новые слова).

Заключительная часть

Основная идея произведения (над какими вопросами книга заставляет задуматься, в чем ценность ее прочтения для вас).

Название книги (почему автор назвал свое произведение именно так, а не иначе)

Приглашение к чтению (кому вы могли бы посоветовать прочитать книгу, каким читателям она может быть интересны).

Синтаксические конструкции для оформления отзыва:

Вводная часть:

Я бы хотел(а) рассказать о …

Недавно я прочитал(а)…

Эта книга написана в жанре…

Автором этой книги является…

Я ожидал(а), что…

Основная часть:

В основе сюжета…

Книга повествует о том, как (что)…

В этом произведении рассказывается о…

Действие книги происходит…

Меня удивило…

Мне запомнилось, как…

Главный герой произведения…

Самый интересный момент…

Заключительная часть:

Прочитанное заставляет задуматься о…

Когда читаешь это произведение, то…

Мне кажется, что автор выбрал такое название для книги, потому что…

Главное открытие, которое я сделал(а)…

Я бы посоветовал прочитать эту книгу тем, кто…

15. Аннота́ция или резюме́ - краткое содержание книги, рукописи, монографии, статьи.

Основная задача аннотации - описать материал, указать на его достоинства и особенности. Благодаря аннотации, можно сразу понять, о чём пойдёт речь в книге или статье.

1) Виды аннотации:

- Справочная или информативная (описательная). Эта аннотация описывает главную тему текста, сообщает информацию, но не даёт конкретной оценки.

- Рекомендательная. Такая аннотация даёт оценку первоисточника для определённой категории людей, конкретного возраста и других особенностей читателя.

2) Признаки аннотации:

а) состоит из 3-4 предложений;

б) это своего рода реклама, которая должна заинтересовать читателя и передать суть текста книги или статьи;

в) помещается на обратной стороне титульного листа или в конце книги.

3) Основные принципы написания аннотации. Так как аннотация является рекламой книги, то она должна быть написана по принципу рекламного текста - кратко, ярко, впечатляюще.

4) Аннотация к научной работе выполняет следующие действия:

а) Позволяет ознакомиться с основным содержанием работы.

б) Помогает понять, есть ли смысл полностью изучать статью.

в) Позволяет найти нужную информацию в поисковых системах.

В аннотацию включены характеристики основной темы (исследования), задачи и результаты научной работы. В описании сказано, что нового несёт данная статья и чем она отличается от подобных работ.

5) Основные качества текста, которые должны привлекать читателя:

- Лёгкость. Текст аннотации должен отвечать на главный вопрос: О чём данная книга? Как бы ни хотелось, но не стоит расписывать всё красочно и подробно. Чем проще - тем лучше.

- Внезапность. В описании должен быть намёк на что-то неожиданное: оригинальная идея, загадочная фраза и т.д. Если взгляд читателя выхватит что-то неожиданное, то он точно захочет приобрести издание.

- Конкретика. В аннотации должны быть затронуты конкретные действия, эмоции, проблемы. Даже если в книге упомянуто абстрактные темы, описать их следует более приземлено.

- Убедительность. Если в описании книги будут вставлены подробности, о которых может знать только специалист, читатель воспримет издание как достойное внимания.

- Эмоциональность. Опишите одного героя книги, а не несколько персонажей. Людям свойственно симпатизировать конкретному человеку.

- История. Аннотацию следует писать, как очень маленький рассказ. Описать крошечную историю, с элементами неожиданности, взрывом эмоций и в которую хочется верить.

Ø Пример общей аннотации:

Терапия искусством: Учебное пособие по арт-терапии: Под научной редакцией В.Н. Никитина, Н. Бояджиевой, Л.Д. Лебедевой, И.В. Вачкова. – София: Университетско издательство «Св. Климент Охридски», 2012. – 567 с., ил.

«В книге представлены современные научные исследования теории и практики терапии искусством (арт-терапии). Осуществлен системный анализ методологии арт-терапии по основным направлениям арт-терапевтической деятельности. Описаны модели и техники арт-терапевтической работы, применяемые в странах Восточной Европы. Издание рекомендовано для студентов, аспирантов, докторантов, научных сотрудников психологической, педагогической и социальной специализации, а также для всех читателей, интересующихся вопросами терапии искусством».

Ø Пример краткой аннотации статьи:

«В этой статье автором рассматривается важность и необходимость защиты персональных данных. Изучаются способы исключения утечки информации и ее несанкционированного использования. Итогом работы является ряд существенных предложений по хранению и оптимизации обработки персональных данных в различных учреждениях и организациях».

16. Рецензия – это вторичный текст, имеющий свои структурные особенности и языковые стандарты-клише. Это критический разбор какого-либо текста, содержащий его анализ и оценку.Рецензия – это не только сжатый вариант текста-источника с изложением позиции автора. Рецензент должен выразить свое отношение к проблемам анализируемого текста, отметить достоинства и недостатки работы, дать ей аргументированную оценку.

1) Структура рецензии:

Предмет анализа Указывается, что представляет собой рецензируемая работа: дипломный проект, статью, диссертацию, монографию и т.д.; приводятся выходные данные. Для рецензента важно уяснить, к какому жанру относится рецензируемый текст, т.к. от этого будет зависеть его общая оценка и выводы о значимости работы.
Актуальность темы Отмечается важность затрагиваемых в работе вопросов, их значение для решения современных проблем в той или иной области знания, культуры и т.д.
Краткое содержание Важно уметь осмыслить содержание прочитанного, соединить его с теми знаниями, которые были получены ранее, т.к. краткое изложение содержания работы сочетается в рецензии с его критическим анализом и оценкой.
Оценочная часть Обычно вначале дается общая оценка с точки зрения соответствия рецензируемой работы тем требованиям, которые предъявляются к тому или иному жанру. Отмечаются достоинства: новизна, глубина раскрытия темы, аргументированность выводов, наличие примеров, иллюстраций, схем и т.п.; знание литературы по излагаемой теме, умение анализировать и сопоставлять различные точки зрения по спорным вопросам, стиль изложения и т.д., - после рецензент переходит к критическим замечаниям. Выявляются недостатки, недочеты. Их перечисление не должно превращать рецензию в критический «разнос». Предполагается доброжелательное отношение рецензента к анализируемой работе и ее автору, поэтому все замечания делаются в корректной форме, возможно, в виде пожеланий и рекомендаций.
Выводы Формулируются с учетом жанра рецензируемой работы. Отмечаются значимость работы, ее место в ряду уже существующих по данной проблематике, практическая ценность, область применения полученных в исследовании результатов и т.д.

2) Модель типовой рецензии:

І. Вводная часть рецензии Общая проблематика Одним из наиболее актуальных направлений в изучении…является… В последнее время появилось множество публикаций на указанную тему. К работам, рассматривающим тему…относится и статья Иванова П.И Автор статьи – известный физик (биолог, филолог, математик)...

ІІ. Общая характеристика статьи

Тема статьи Статья посвящена теме, проблеме, вопросу… Работа представляет собой анализ, обзор, обобщение, изложение, описание, исследование… В статье речь идет, говорится, рассматривается, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает, останавливается, описывает, называет, показывает, освещает, обобщает…
Композиция статьи Сущность проблемы статьи заключается (сводится)… Рассматриваемая статья состоит из… частей. Делится на … части, начинается, заканчивается…
Достоинства работы К достоинствам работы относятся аргументация автора, новый (комплексный) подход к решению проблемы, самостоятельность исследований, творческий характер, ценные сведения, экспериментальные положения, убедительные доказательства…  
ІІІ. Оценка работы Недостатки работы Вызывают возражения, сомнения следующие факты… Автор не раскрывает содержания, противоречит, упускает из виду, не подтверждает выводов фактами, необоснованно утверждает…  В статье содержатся общеизвестные истины, противоречивые положения, необоснованные утверждения…
ІV. Выводы   Можно утверждать, нельзя не согласиться… Оценивая работу, необходимо сказать, … хотелось бы работу подчеркнуть, … можно отметить… в целом … Таким в статье убедительно доказано, получили образом … исчерпывающее освещение… изложенные в статье вопросы, проблемы… представляют интерес не только для…, но и для…

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: