Функции современной науки

Культурно-мировоззренческая Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразия, выработать своё мировоззрение, научные представления - часть общего образования, культуры.
Познавательно-объяснительная Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития
Прогностическая Прогнозирует последствия изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению

 

Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания                    САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!

 

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Уровни научного познания: Формы Методы
Эмпирический - выявление объективных фактов, как правило со стороны их очевидныхсвязей.   - научный факт; - проблема; - эмпирический закон; - гипотеза; - теория - методы - наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение
Теоретический - выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.   Универсальны е: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация Единство исторического и логического, восходящего к абстрактному и от абстрактного к конкретному; формализация, математизация

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК

Объект изучения Точные, технические, естественные, общественные, гуманитарные
Направленность и непосредственное отношение к практике Фундаментальные, прикладные

Социальные науки - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.

Социальное знание   Гуманитарное знание
анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений   анализ целей, мотивов, ориентаций человека и понимание его помыслов, побуждений, измерений.

 

Особенности социально-гуманитарных наук

· Субъект и объект познания совпадают.

· Всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания.

· Всегда нагружено оценкой, это ценностное знание.

· Сложность объекта познания - общества.

· Установление только относительных истин.

· Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.

Классификация социальных наук

Науки, дающие наиболее общие знания об обществе

 

Философия

 

 

 
       
 

Социология

 

Социальная

   
         
        Сферы общественной жизни
         

Науки, раскрывающие определённую сферу жизни

  Экономика   Экономическая
       
  Политология   Политическая
       

 

Культурология

 

Духовная

 
         

Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни

  История    
       
 

Правоведение

 

 

 

Значимость труда ученого, его особенности

Массовый характер приобретает привлечение учёных в производственные лаборатории и конструкторские отделы предприятий и фирм, где они решают конкретные задачи, диктуемые потребностями общества.

Современная наука - универсальна.

Общество получает знания (проверенные, обоснованные, систематизированные) об всём, что подвергается исследованию.

Таким образом наука исследует деятельность человечества во всех сферах общественной жизни.

 

Продуктивное развитие науки требует оптимального сочетания индивидуального и деятельности творческих коллективов.

Этика ученных складывается на основе:

- моральных ценностей;

- ориентаций на высшее благо;

- профессионально-специфических научных норм;

- понимание свободы и социальной ответственности учёных.

 

Добросовестность - одно из требований к научному труду.

Тема:   2.16. Образование как способ передачи знаний и опыта

Домашнее задание: устный опрос, понятия наизусть, общие тенденции в развитии образования, роль образования в жизни современного человека.

 

Образование - один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семью школа, СМИ.

 

Цель образования - приобщение индивида к достижению человеческой цивилизации, ретрансляции и сохранение её культурного достояния.

Путь получения образования - обучение и самообразование.

 

Функции образования:

Экономическая Формирование социально- профессиональной структуры общества: воспроизводство рабочей силы различной квалификации; переподготовка и повышение квалификации кадров => повышение производительности труда и создание новых технологий
Социальная Социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование -важнейший канал социальной мобильности
Культурная Использование раннее накопленной культуры в целях обучения новых поколений знаниям, умениям, традициям, социальному опыту, необходимым для их вступлениях в жизнь, развития своей творческой деятельности

Компоненты




double arrow
Сейчас читают про: