| Культурно-мировоззренческая | Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразия, выработать своё мировоззрение, научные представления - часть общего образования, культуры. |
| Познавательно-объяснительная | Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития |
| Прогностическая | Прогнозирует последствия изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению |
Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
| Особенности научного познания САМОСТОЯТЕЛЬНО!!! |
| НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ | ||
| Уровни научного познания: | Формы | Методы |
| Эмпирический - выявление объективных фактов, как правило со стороны их очевидныхсвязей. | - научный факт; - проблема; - эмпирический закон; - гипотеза; - теория - методы | - наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение |
| Теоретический - выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений. | Универсальны е: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация Единство исторического и логического, восходящего к абстрактному и от абстрактного к конкретному; формализация, математизация | |
КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК
| Объект изучения | Точные, технические, естественные, общественные, гуманитарные |
| Направленность и непосредственное отношение к практике | Фундаментальные, прикладные |
Социальные науки - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.
| Социальное знание | Гуманитарное знание | |
| анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений | анализ целей, мотивов, ориентаций человека и понимание его помыслов, побуждений, измерений. |
Особенности социально-гуманитарных наук
· Субъект и объект познания совпадают.
· Всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания.
· Всегда нагружено оценкой, это ценностное знание.
· Сложность объекта познания - общества.
· Установление только относительных истин.
· Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.
Классификация социальных наук
| Науки, дающие наиболее общие знания об обществе | Философия |
|
| |
| Социология | Социальная | |||
| Сферы общественной жизни | ||||
| Науки, раскрывающие определённую сферу жизни | Экономика | Экономическая | ||
| Политология | Политическая | |||
|
| Культурология | Духовная | ||
| Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни | История | |||
| Правоведение |
|
| ||
Значимость труда ученого, его особенности
Массовый характер приобретает привлечение учёных в производственные лаборатории и конструкторские отделы предприятий и фирм, где они решают конкретные задачи, диктуемые потребностями общества.
Современная наука - универсальна.
Общество получает знания (проверенные, обоснованные, систематизированные) об всём, что подвергается исследованию.
Таким образом наука исследует деятельность человечества во всех сферах общественной жизни.
Продуктивное развитие науки требует оптимального сочетания индивидуального и деятельности творческих коллективов.
Этика ученных складывается на основе:
- моральных ценностей;
- ориентаций на высшее благо;
- профессионально-специфических научных норм;
- понимание свободы и социальной ответственности учёных.
Добросовестность - одно из требований к научному труду.
Тема: 2.16. Образование как способ передачи знаний и опыта
Домашнее задание: устный опрос, понятия наизусть, общие тенденции в развитии образования, роль образования в жизни современного человека.
Образование - один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семью школа, СМИ.
Цель образования - приобщение индивида к достижению человеческой цивилизации, ретрансляции и сохранение её культурного достояния.
Путь получения образования - обучение и самообразование.
Функции образования:
| Экономическая | Формирование социально- профессиональной структуры общества: воспроизводство рабочей силы различной квалификации; переподготовка и повышение квалификации кадров => повышение производительности труда и создание новых технологий |
| Социальная | Социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование -важнейший канал социальной мобильности |
| Культурная | Использование раннее накопленной культуры в целях обучения новых поколений знаниям, умениям, традициям, социальному опыту, необходимым для их вступлениях в жизнь, развития своей творческой деятельности |
Компоненты






