І-е столетие до н.э. – составлены законы Ману. Это свод этико – религиозных предписаний, правил, фиксированных традиций, состоящий из 2685 статей. По легенде, всевышний бог Брахма послал на землю Ману, дабы навести там порядок и законность. Однако в систематизации законов, чувствуется рука знающих религиозные догматы и юриспруденцию. Законы Ману – сборник священных текстов, норм права, в нем помещен перечень прав и обязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга. Законодатель внес в этот свод правила поведения человека, взгляды знаменит. философов, этику. Дхармы – нормы поведения в повседневной жизни. Сборники законов – джармшастры. Написаны в виде двустиший в 1-2 вв. до н.э.
1) Описано деление общества на варны и обязанности варн
Дваждырожденные:
Ва́рна — термин, обозначающий четыре основных сословия древнеиндийского общества.
Брахманы — старшая варна, куда входили жрецы, учёные, подвижники. Обладали исключительными привилегиями, освобождались от всех повинностей и телесных наказаний.
Кшатрии — вторая варна, состоящая из влиятельных воинов, из кшатриев обычно избирали царей.
Обязанность: охранять подданных, совершать жертвоприношение, изучать веды.
Вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы.
Обязанность: пасти скот, разбираться в стоимости товаров, преумножать свою собственность.
Шудры — слуги, наёмные рабочие.
Обязанность: обслуживать высшие варны.
2) Способы приобретения имущества (7):
-для всех – наследование, дар, покупка;
- для кшатриев – завоевание;
- для вайшьи – растовщичество, исполнение работы;
- для брахманов – получение приношений.
3) Семейные отношения: муж обладал исключительной властью, мог инициировать развод, взять в дом вторую жену (наложницу), если жена была бездетна.
Жёны, потерявшие мужей, не могли повторно выходить замуж, но в случае смерти бездетного мужа жена по требованию родственников должна была родить от его брата или другого близкого человека.
4) Основной вид собственности – земля. Собственник мог: продать, подарить, заложить, сдать в аренду землю. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее ценно – рабы, скот, инвентарь. Покушение на собственность отнесено к наихудшему из пороков. Суровое наказание тому, кто загрязняет водоемы, лес, разрушает плотину. В законах воспроизведена древнейшая формула приобретения земли. Поле принадлежит тому, кто вырубил лес, а убитые животные стрелку. В законах содержится строгое наставление царю по охране прав собственника: «Похищенное грабителями и ненайденное государь должен возместить из своего имущества».
5) Уголовное право – разные санкции для разных варн. Не только в земной, но и в загробной жизни.
Прелюбодеяние относилось к тяжким преступлениям. Согласно Законам Ману людей, которые домогались чужих жён, царь должен был изгнать, «подвергать наказанию, внушающему трепет», к прелюбодеянию относились «услужливость, заигрывание, прикосновение к украшениям и одеждам, а также совместное сидение на ложе». Все небрахманы, виновные в прелюбодеянии, подвергались смертной казни.
«Собирание кореньев, плодов от деревьев, дров для огня и травы для корма скота» не являлись преступлением. Похищение «родовитых людей, особенно женщин, так же, как и лучших драгоценных камней», наказывалось смертной казнью, воровство коров — отсечением половины ноги.
Царю предписывается использование следующих видов наказаний:
заточение (ниродхана),
заковывание в цепи (бандха) и
различные виды телесных наказаний (вадха).
К брахманам смертная казнь не применялась, вместо неё использовались другие виды наказания, связанные с публичным позором.
Если преступление совершено против представителя высшей варны, то наказание – членовредительство, если низшей – штраф.
6) Суд и процесс
Судоразбирательство производилось от имени царя. Существовал высший суд, в который входили брахманы и советники. Законы предписывали искать истину, справедливо определять предмет иска. Правосудие в низших судах вершилось раджами. Большое значение имели свидетельские показания. Суд имел состязательный характер, истец должен был сам привести ответчика. К показаниям не допускались родственники, женщины, враги и заинтересованные. Строго каралось лжесвидетельство, при отсутствии свидетелей применялись ордалии.
Свидетели имели разную «цену»: представителю высшей варны судья должен был больше верить.
Значение: законы позволяли брахманам переделать форму государственной и общественной жизни, превратить ограниченную власть царей патриархального времени в деспотизм, опирающийся на войско и духовенство.