Основные этапы и направления работы по самообразованию

Муниципальное автономное дошкольное

Образовательное учреждение

«Детский сад № 4 общеразвивающего вида»

Г. Сыктывкара

 

ПРИНЯТО На Педагогическом совете Детского сада Протокол № ­­­_______ От _______________ г. Утверждаю: Директор МАДОУ «Детский сад №4» _______________ С.В.Семёнова ____­­­­­­­____________г.

 

 

План по самообразованию

педагога - психолога

Тыриной Анастасии Ивановны

на 2019 – 2020 учебный год

Тема самообразования:

«Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

 

 

Актуальность проблемы

Агрессивное поведение детей является одной из наиболее острых проблем в современном обществе. Проявление агрессии у детей в дошкольном возрасте все больше волнует родителей, воспитателей, педагогов – психологов.

 В раннем и дошкольном детстве агрессивные проявления встречаются у значительного числа детей как отражение слабой социализации личности и отсутствия у них социально принятых коммуникативных навыков. Постепенно под влиянием общения с окружающими на смену деструктивным формам взаимодействия приходят новые социализированные формы поведения.

Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности, что чаще всего наблюдается у дошкольников. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Агрессивные проявления часто приводят к нарушению психологического комфорта в группе детского сада, создают дополнительные трудности в работе педагогов.

В настоящее время среди разнообразных отклонений и нарушений в поведении детей в возрасте от 5 до 7 лет являются причинами многочисленных запросов к педагогу - психологу воспитателей, родителей и администрации дошкольного учреждения.

В нашей образовательной организации за последние три года тема агрессивных проявлений в поведении детей старшего дошкольного возраста составила около 40% от общего числам различных запросов к педагогу – психологу со стороны воспитателей и родителей и касалась в среднем около 15% воспитанников.

В связи с важностью гуманизации системы образования, важной задачей является формирование у детей с первых лет жизни нравственных ценностей, формирование навыков решения конфликтных ситуаций социально приемлемым способом.

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.

В связи с актуальностью проблемы, целью самообразования является повышение профессионального уровня по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Задачи самообразования:

1. Актуализировать знания по данной проблеме.

2. Изучить литературу по проблеме агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

3. Проанализировать основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии.

4. Овладеть новыми психолого-педагогическими технологиями и методиками, нацеленными на снижения уровня агрессивного поведения детей.

5. Подобрать диагностику на выявление уровня агрессивного поведения детей

6. Разработать коррекционно-развивающую программу по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей.

7. Отработать механизм взаимодействия по данной проблеме с педагогами и родителями.

Начало работы над темой: ноябрь 2019 год.

Окончание работы над темой: май 2020 год.

Предполагаемый результат, после проведенной работы: владение психолого - педагогическими технологиями по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста, разработка программы по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Основные этапы и направления работы по самообразованию

Этапы Планируемые мероприятия/работы по самообразованию Сроки
1. Подготовительный этап 1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение имеющегося опыта, в том числе практического характера. 2. Подбор диагностик, для определения уровня агрессивности воспитанников детского сада. В течение года 2019-2020 года
2. Диагностический этап Определение уровня агрессивного поведения воспитанников детского сада с помощью подобранных диагностик. В течение года 2019-2020 года
3. Прогностический этап 1.Определение целей и задач работы над темой. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. В течение года 2019-2020 года
4. Практический 1.Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. 4.Корректировка работы. В течение года 2019-2020 года
5. Обобщающий этап 1.Подведение итогов работы. 2.Оформление результатов работы по теме самообразования. 3.Представление материалов. В течение года 2019-2020 года
6. Внедренческий этап 1. Внедрение полученного опыта в деятельность, реализация технологий и программ по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей.  2.Распространение своего опыта по данной теме. В ходе дальнейшей психолого- педагогической деятельности
7. Аналитический этап Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования.  

                                                     ЛИТЕРАТУРА

 . Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987. -144 с.

2. Берковиц Э. Агрессия: причины, последствия, контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак,2002. -512 с.

3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. Пер. С нем. – М.: Педагогика, 1991. -321 с.

4. Запорожец А.В.Эмоциональное развитие дошкольника. -М.: Просвещение, 1985. -135 с.

5. Захаров В.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка / Под ред. Кошелевой А.Д.-М.: Просвещение,1993. -115 с.

6. Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. -СПб.: Речь, 2002. -86 с.

7.Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми. -М.: Просвещение, 1995. - 240 с.

8. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М.: Гном- Пресс, ГНОМ и Д, 2005. -160с.

9. Панфилова М.А. Марсиане: игровой комплекс для агрессивных детей и подростков // Школьный психолог. -2001. - №18. - С.45.

10.Чистякова М.И. Психогимнастика.- М.: Владос, 1990.- 127 с.

11.Шиманская М.А. Агрессивный ребёнок: кто он и как ему помочь? // Дошкольная педагогика. - 2005. - №4. -С. 50.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: