Культура речи в профессиональной деятельности

Тема 1.1.1 Основные виды работы с текстом.

1. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе.

Культура речи в профессиональной деятельности.

Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и окружающими их людьми в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Культура профессиональной деятельности во многом определяет ее эффективность, а также репутацию учреждения в целом и отдельного специалиста.

Культура общения медработника составляет важную часть профессиональной культуры, так как наша речь является основным орудием труда.

Общая культура речи предусматривает нормы речевого поведения и требования к речи в любых ситуациях общения, культура профессионального общения характеризуется рядом дополнительных по отношению к общей речевой культуре требований.

Речь является средством приобретения, осуществления, развития и передачи профессиональных навыков.

Культура профессиональной речи медработника включает:

- владение терминологией;

- умение строить выступление на профессиональную тему;

- умение организовать профессиональный диалог и управлять им;

- умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.

В профессиональной культуре общения высокую роль играет социально-психологическая характеристика речи, а именно соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, деловая направленность речи, соответствие речи социальным ролям.

Умение контролировать эмоции, направлять диалог в соответствии с потребностями профессиональной деятельности, соблюдение этических норм и требований этикета составляют поведенческую компетенцию.

Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении.

Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимы следующие качества:

- знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;

- умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;

- владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями;

- владение стилем профессиональной речи;

- умение определять цель и понимать ситуацию общения;

- умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;

- навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника;

- умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;

- высокая степень контроля эмоционального состояния и выражения эмоций;

- умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности;

- знание этикета и четкость выполнения его правил.

3. Основные виды работы с текстом: чтение, пересказ прочитанного, ответы на вопросы к тексту, записи прочитанного.

Следует помнить, чтение текста во многом определяет успех будущей работы, а именно:

а) мы получаем и расширяем свои знания;

б) критически осмысливаем изучаемый материал,

в) уясняем основное содержание книги,

г) рождаются новые мысли.

Необходимо думать над прочитанным, понять его, соотнести прочитанное с современными реалиями. Умение пересказать текст, передать его содержание словами – это верный признак понимания прочитанного. Это своеобразная тренировка для говорящего, которая совершенствует и обогащает речь.

4.1. Текст – это основа развивающей речевой среды. Э то любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.

Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией. Работа с печатным тестом требует умения искать – читать – выбирать нужное – структурировать – заучивать – применять на практике полученную информацию.

Умение работать с текстом – это значит умение правильно его оценить, быстро разобраться в структуре, взять и зафиксировать в удобной форме всё, что оказалось ценным и нужным.

4.2. Сокращение текста – это уменьшение объема информации на 20% и более.

Задача сокращения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информации, исключить подробности. При переработке текста логическая последовательность событий должна быть передана без искажения.

Способы сокращения текста:

а) исключить отдельные его части, соответствующие определенным пунктам плана;

б) сократить пересказ, изложение каждой части;

в) заменить развернутые предложения более простыми.

Виды переработки, сокращения текстов: аннотация, краткие записи, тезисы, выписки, конспект, план, реферат.

Д.И.Менделеев говорил: «Найденная, но не записанная мысль – это найденный и потерянный клад».

5.1. Чтение – это важнейшее средство приобретения суммы знаний, школа мышления, способ овладения письменной речью (ПР). ПР оказывает большое влияние на развитие устной речи, а также ПР влияние на формирование мышления человека. Книга имеетдля обучения первостепенное значение.

Цель чтения: а) приобретение необходимой информации;

б) развитие своих способностей: внимания, логической памяти, мышления.

Способы чтения: а) чтение с «проработкой» содержания книги и осмыслением ее структуры;

б) чтение-сканирование – это быстрый просмотр книги с целью поиска фактографической информации (цифр, нужных слов, фактов и т.д.)

Типы чтения:

а)  Сосредоточенное чтение - это тренинг для развития памяти.

б)  Неспешное чтение характерно для художественной литературы.

в) Беглый просмотр - получение представления о содержании.

Скорочтение.

Учёными было доказано: быстрое чтение в значительной степени активизирует процессы мышлени я и является одним из прогрессивных средств улучшения качества учебного процесса.

Скорочтение – способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании особых способов чтения. Обычная скорость чтения у взрослого человека лежит в пределах 120-180 слов в минуту.

Чтобы научиться быстрее читать, нужно тренировать: память, внимание, концентрацию, периферийное зрение.

Техника скорого чтения требует умения вычленять из абзаца главную и второстепенную мысль. Важным здесь является понимание текста. Восприятие текста при скорочтении строится на умении выделять смысловые опорные пункты – это как бы процесс фильтрации и сжатия текста без потери смысла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: