Тема 1.1.1 Основные виды работы с текстом.
1. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе.
Культура речи в профессиональной деятельности.
Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и окружающими их людьми в ходе осуществления профессиональной деятельности.
Культура профессиональной деятельности во многом определяет ее эффективность, а также репутацию учреждения в целом и отдельного специалиста.
Культура общения медработника составляет важную часть профессиональной культуры, так как наша речь является основным орудием труда.
|
|
Общая культура речи предусматривает нормы речевого поведения и требования к речи в любых ситуациях общения, культура профессионального общения характеризуется рядом дополнительных по отношению к общей речевой культуре требований.
Речь является средством приобретения, осуществления, развития и передачи профессиональных навыков.
Культура профессиональной речи медработника включает:
- владение терминологией;
- умение строить выступление на профессиональную тему;
- умение организовать профессиональный диалог и управлять им;
- умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.
В профессиональной культуре общения высокую роль играет социально-психологическая характеристика речи, а именно соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, деловая направленность речи, соответствие речи социальным ролям.
Умение контролировать эмоции, направлять диалог в соответствии с потребностями профессиональной деятельности, соблюдение этических норм и требований этикета составляют поведенческую компетенцию.
Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении.
Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимы следующие качества:
- знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;
- умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;
|
|
- владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями;
- владение стилем профессиональной речи;
- умение определять цель и понимать ситуацию общения;
- умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;
- навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника;
- умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;
- высокая степень контроля эмоционального состояния и выражения эмоций;
- умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности;
- знание этикета и четкость выполнения его правил.
3. Основные виды работы с текстом: чтение, пересказ прочитанного, ответы на вопросы к тексту, записи прочитанного.
Следует помнить, чтение текста во многом определяет успех будущей работы, а именно:
а) мы получаем и расширяем свои знания;
б) критически осмысливаем изучаемый материал,
в) уясняем основное содержание книги,
г) рождаются новые мысли.
Необходимо думать над прочитанным, понять его, соотнести прочитанное с современными реалиями. Умение пересказать текст, передать его содержание словами – это верный признак понимания прочитанного. Это своеобразная тренировка для говорящего, которая совершенствует и обогащает речь.
4.1. Текст – это основа развивающей речевой среды. Э то любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.
Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией. Работа с печатным тестом требует умения искать – читать – выбирать нужное – структурировать – заучивать – применять на практике полученную информацию.
Умение работать с текстом – это значит умение правильно его оценить, быстро разобраться в структуре, взять и зафиксировать в удобной форме всё, что оказалось ценным и нужным.
4.2. Сокращение текста – это уменьшение объема информации на 20% и более.
Задача сокращения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информации, исключить подробности. При переработке текста логическая последовательность событий должна быть передана без искажения.
Способы сокращения текста:
а) исключить отдельные его части, соответствующие определенным пунктам плана;
б) сократить пересказ, изложение каждой части;
в) заменить развернутые предложения более простыми.
Виды переработки, сокращения текстов: аннотация, краткие записи, тезисы, выписки, конспект, план, реферат.
Д.И.Менделеев говорил: «Найденная, но не записанная мысль – это найденный и потерянный клад».
5.1. Чтение – это важнейшее средство приобретения суммы знаний, школа мышления, способ овладения письменной речью (ПР). ПР оказывает большое влияние на развитие устной речи, а также ПР влияние на формирование мышления человека. Книга имеетдля обучения первостепенное значение.
Цель чтения: а) приобретение необходимой информации;
б) развитие своих способностей: внимания, логической памяти, мышления.
Способы чтения: а) чтение с «проработкой» содержания книги и осмыслением ее структуры;
б) чтение-сканирование – это быстрый просмотр книги с целью поиска фактографической информации (цифр, нужных слов, фактов и т.д.)
Типы чтения:
а) Сосредоточенное чтение - это тренинг для развития памяти.
б) Неспешное чтение характерно для художественной литературы.
в) Беглый просмотр - получение представления о содержании.
Скорочтение.
Учёными было доказано: быстрое чтение в значительной степени активизирует процессы мышлени я и является одним из прогрессивных средств улучшения качества учебного процесса.
Скорочтение – способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании особых способов чтения. Обычная скорость чтения у взрослого человека лежит в пределах 120-180 слов в минуту.
|
|
Чтобы научиться быстрее читать, нужно тренировать: память, внимание, концентрацию, периферийное зрение.
Техника скорого чтения требует умения вычленять из абзаца главную и второстепенную мысль. Важным здесь является понимание текста. Восприятие текста при скорочтении строится на умении выделять смысловые опорные пункты – это как бы процесс фильтрации и сжатия текста без потери смысла.