Влияние гормонов на развитие центральной нервной системы

Гормональные влияния на морфологическую и функциональную зрелость центральной нервной системы зависят от нескольких факторов: стадии созревания соответствующей структуры, ее специфичности, степени сродства гормона с нервной тканью, возрастных особенностей проницаемости гематоэнцефалического барьера для различных гормонов, отличия влияния гормонов на нервные и глиальные элементы, взаимодействия различных гормонов, влияющих на рост и развитие центральной нервной системы. Гормоны способны содействовать росту и развитию нервной ткани, но особенно глиальных клеток.

Среди гормонов, которые влияют на развитие центральной нервной системы, хорошо известны гормоны щитовидной железы. Они оказывают влияние на умственное развитие, размеры и число нейронов, электрическую активность клеток мозга, механизм передачи возбуждения в синапсах, метаболизм белка и нуклеиновых кислот, стимулируют образование миелина, наличие которого ускоряет проведение возбуждения по нервным проводникам и делает его более экономичным. Тиреоидные гормоны и эстрогены ускоряют миелинизацию мозолистого тела.

При анализе деятельности нервной клетки особое внимание обращают на влияние стероидных гормонов. Их действие может проявляться рано. Уже у 3-месячного плода адреналовые железы хорошо развиты и вырабатывают большое количество слабого андрогенного стероида. В отличие от пептидных гормонов стероидные гормоны имеют собственные возможности проникновения в нервную клетку, где они связываются непосредственно с ядром и участвуют в реализации генетической информации, закодированной в ДНК.

Гормоны регулируют созревание центральной нервной системы через множество механизмов, активизируя синтез протеинов и транспортные механизмы, изменяя концентрацию аминокислот или жировой обмен. Гормоны помогают мозгу подойти к кульминации развития.

Роль сенсорной афферентации в созревании центральной нервной системы.

Развитие центральной нервной системы во внутриутробном периоде, в основном, регулируется генетическими факторами. После рождения решающую роль в созревании мозга и психики начинают играть внешние стимулы и социальная среда.

Для нормального развития различных центров мозга необходима их стимуляция нервными импульсами от периферических нервов, несущих информацию о внешних воздействиях. Интенсивность сенсорного притока предопределяет онтогенез поведения и психического развития. Так, в результате воспитания детей в сенсорно обогащенной среде наблюдается ускорение психического развития.

В критические периоды постнатального развития для созревания мозга приток адекватных сенсорных стимулов особенно необходим, обладает наибольшей эффективностью. В критический период развития мозг хорошо абсорбирует информацию. Если сенсорные притоки приходятся на другие фазы, то могут подавить развитие центральных структур неактивируемых анализаторов. Последнее имеет принципиальное значение в условиях психокоррекции с помощью сенсорных притоков.

У ребенка первого года жизни сенсорные функции развиваются весьма интенсивно. Их высокая активность ускоряет созревание центральной нервной системы. Возрастной период от 2 до 5 лет является наиболее подходящим для восприятия сенсорного притока, активации миелинизации. У маленьких детей можно легко выработать тонкие зрительные, слуховые, обонятельные и тактильные дифференцировки, в то время как у старших детей их получение затруднено.

На развитие центральной нервной системы оказывают влияние и афферентные импульсы с проприорецепторов, возникающие при сокращениях скелетных мышц. Особая роль в созревании мозга принадлежит проприорецепции пальцев рук. Это, очевидно, обусловлено наибольшим представительством в коре больших полушарий кисти руки. Тонкие и точные движения пальцев рук, в частности, ускоряют созревание центра речи и способствуют интеграции деятельности мозга. При тренировке точных движений голосовые реакции у детей 10-13 месяцев развиваются не только интенсивнее, но и оказываются более совершенными. Влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки на развитие коры больших полушарий значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной зоны мозга.

Развитие бимануальной координации у детей сопровождается усилением межполушарных связей. Мощным и весьма физиологическим методом интеграции мозга являются детские подвижные игры.

Если бы человек с момента рождения был полностью лишен сенсорной информации, в интеллектуальном плане он остался бы на уровне своего дня рождения. Любое ослабление сенсорного притока или ухудшение восприятия может вызвать у детей снижение интеллекта. Однако чрезмерные сенсорные притоки не стимулируют образование окна в мозг и ассоциативных связей, а наоборот, подавляют их. При использовании сенсорных притоков необходимо соблюдение их адекватности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: