ЗАНЯТИЯ 7-8 (4 часа)
Тема занятия: Контрольная работа.
Лексическая тема: Н. И. Пирогов, Н. М. Амосов.
Грамматическая тема: Деепричастие: образование, употребление.
Учебно-методическое обеспечение. Ткачёва Р. А., Витлинская Л. Г., Мирзоева В.М., Михайлова Н.Д. и др.Читаем тексты о врачах-учёных России. [Текст]: учебное пособие для иностранных учащихся медицинских вузов. - Тверь: РИЦ ТГМА, 2011. - С. 18-28.
Выполнение контрольной работы на тему:
Российские врачи-учёные
ЧАСТЬ 1. Лексико-грамматические задания в тестовой форме.
Задания 1-30. Выберите один правильный вариант.
1. На стол хирурга … сотни раненых.
А) переступали
Б) проступали
В) поступали
Г) наступали
2. Мать Амосова была акушеркой …
А) по профессии
Б) к профессии
В) с профессией
Г) при профессии
3. Семья Пироговых жила не …
А) богатеть
Б) богатство
В) богатая
Г) богато
4. Пирогов был … учиться в Дерптский университет.
А) направил
Б) направлен
В) направился
|
|
Г) направиться
5. Врач работал … главного хирурга в областной больнице.
А) с должностью
Б) о должности
В) в должности
Г) по должности
6. … медицинскую академию, он уехал работать на родину.
А) Оканчивая
Б) Окончив
7. Н. И. Пирогов создал учение о …
А) травмами
Б) травмах
В) травмам
Г) травм
8. Учёный работал … перевязки аорты.
А) с проблемой
Б) над проблемой
В) на проблеме
Г) в проблеме
9. Амосов хорошо учился, потому что … очень нравилось учиться.
А) ей
Б) его
В) ему
Г) им
10. В 1846 году была … первая операция под эфирным обезболиванием.
А) сделанная
Б) сделана
В) сделавшая
Г) делающая
11. Боль от … вмешательства могла привести к гибели больного.
А) хирургического
Б) хирургических
В) хирургическими
Г) хирургическим
12. В клинике было … свыше восьмидесяти тысяч пациентов-сердечников.
А) прооперировал
Б) прооперировали
В) прооперировано
Г) прооперировались
13. Учёный … большой вклад в развитие медицины.
А) отнёс
Б) занёс
В) принёс
Г) внёс
14. … больного, хирург делал точные движения скальпелем.
А) Прооперировав
Б) Оперируя
15. Н. И. Пирогов был … хирургом.
А) выданным
Б) выдаваемым
В) выдающимся
Г) выдававшимся
16. На войне часто … медикаментов.
А) не хватало
Б) не хватали
В) не хватались
Г) не хватают
17. Врачи … новую методику хирургического лечения порока сердца.
А) выпустили
Б) сделали
В) разработали
Г) изготовили
18. Он прооперировал более сорока тысяч …
А) раненым
Б) раненых
В) ранеными
Г) раненные
19. Хирурги провели операцию …
А) по желудку
|
|
Б) с желудком
В) для желудка
Г) на желудке
20. Для лечения … порока сердца необходима срочная операция.
А) врождённом
Б) врождённого
В) врождённых
Г) врождённому
21. Результатом … стала монография.
А) серьёзного исследования
Б) серьёзному исследованию
В) серьёзным исследованиям
Г) серьёзное исследование
22. Лечебная практика сочеталась … учёного.
А) для работы
Б) к работе
В) с работой
Г) о работе
23. Детально … действие препарата на животных, перешли к клиническим испытаниям.
А) изучая
Б) изучив
24. Будучи … учёным, он продолжал охотно учиться у своих коллег.
А) авторским
Б) авторитетным
В) авторитарным
Г) авторизованным
25. Амосов решал различные проблемы, … с хирургическим лечением сердца.
А) связанные
Б) привязанные
В) завязанные
Г) перевязанные
26. Он потерял сознание от … шока.
А) больного
Б) болезненного
В) болеющего
Г) болевого
27. Создание новой модели клапана стало … серьёзной работы учёного.
А) результатом
Б) в итоге
В) выводом
Г) вследствие
28. Книги Н. М. Амосова широко …
А) известно
Б) известные
В) известны
Г) известна
29. Они … операцию на сердце.
А) вынесли
Б) занесли
В) перенесли
Г) принесли
30. … атлас, Пирогов использовал препараты, изготовленные из замороженных трупов.
А) Создавая
Б) Создав
ЧАСТЬ 2. Контрольные лексико-грамматические задания.
Задание 1. Напишите глаголы, от которых образованы данные существительные.
Образец: труд – трудиться.
Обезболивание, заражение, перевязка, травма, перелом, ампутация, заморозка, протез, старение, эксперимент, открытие, консультация, циркуляция, борьба.
Задание 2. Составьте именные словосочетания, изменяя, где нужно, окончания прилагательных.
Образец: (гипсовый) повязка – гипсовая повязка.
(Здоровый) образ жизни, (врождённый) порок, (полевой) хирургия, (кандидатский) диссертация, (публичный) лекция, (митральный) клапан, (биологический) кибернетика, (полевой) госпиталь, (эфирный) обезболивание, (антитромботический) модель.
Задание 3. Составьте словосочетания, поставив слова в скобках в нужном падеже, а вместо точек – нужный предлог.
Образец: памятник … (народные деньги) – памятник на народные деньги.
Работать … (проблема), больница … (бедные), боль … (хирургическое вмешательство), операция … (обезболивание), эксперимент... (животные), аппаратура … (наркоз), бороться … (инфекция), операция … (сердце), внести вклад … (медицина), участвовать … (организация госпиталя), выступать … (доклад).
Задание 4. От данных глаголов образуйте деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Образец: Воспитывать – воспитывая, воспитать – воспитав.
Готовиться – приготовиться, поступать – поступить, выбирать – выбрать, предлагать – предложить, решать – решить, применять – применить, заражаться – заразиться, обезболивать – обезболить, оперировать – прооперировать, перевязывать – перевязать.
Задание 5. Замените в данных словосочетаниях деепричастия на существительные с предлогом во время (при) или после.
Образец: Объясняя методику операции – во время объяснения методики операции.
Специализируясь в области лёгочной хирургии, работая над проблемой, окончив институт, спасая раненых, участвуя в организации госпиталей, защитив диссертацию, разработав новую методику, применяя аппарат искусственного кровообращения, протезируя митральный клапан.
Слова для справок: протезирование, участие, специализация, работа, защита, окончание, разработка, спасение, применение.
Задание 6. Замените в данных предложениях деепричастие на глагол и соедините его с другим глаголом союзом И.
Образец: Закончив институты с отличием, Амосов выбрал медицину. – Амосов закончил институты и выбрал медицину.
|
|
1. Разработав методику операций по резекции лёгких, Амосов сделал тысячи операций. 2. Увидев впервые операцию на сердце с АИК, Амосов создал свой проект аппарата. 3. Вернувшись домой после операции, он сразу возобновил гимнастику и бег. 4. Боль, заставляя больных страдать, нередко приводила их к гибели. 5. Пирогов, учась в профессорском университете, много работал в больницах.6. Дав точное описание каждого органа, Пирогов указал его размеры, форму и расположение.