Одной из основных задач, решаемых при разработке планировок отдельных зданий и предприятии, является организация людских и грузовых потоков.
Людские потоки – это пути массового одновременного передвижения рабочих внутри цехов и по территории предприятия перед началом и после окончания смен, а также в обеденный перерыв.
Необходимо предоставлять людям возможность перемещения по кратчайшим, удобным и безопасным путям.
Рабочие места должны иметь свободный доступ.
Для работающих предусматривают специальные пешеходные дорожки.
Не следует, допускать пересечений в одной плоскости грузовых и людских потоков, особенно при их большой напряженности.
В местах неизбежных пересечений предусматривают туннели, переходы и проходы.
Для перехода рабочих на другую сторону транспортеров, конвейеров, рольгангов и других движущихся устройств предусматривают переходные стальные мостики.
Промышленный транспорт подразделяют на внешний и внутризаводской.
Внешний транспорт (рельсовый, безрельсовый и водный) служит для связи предприятия с сырьевой базой, объектами производства деталей (при кооперированном производстве), отправки готовой продукции к местам потребления и вывоза отходов производства.
Обычно он располагается за пределами территории предприятия. Пути внутризаводского транспорта располагают на территории предприятия.
На заводских территориях могут быть применены следующие внутризаводские схемы железнодорожного транспорта:
- тупиковые (в нескольких вариантах);
- кольцевые с прямой поточностью движения в одном направлении;
- двусторонние с двумя заводскими станциями примыкания;
- смешанные тупиково-кольцевые схемы.
Тупиковые схемы позволяют экономно использовать заводскую территорию, недостаток тупиковой схемы – малая гибкость маневрирования.
Кольцевые схемы применяют относительно редко из-за их недостатков: они значительно увеличивают заводскую территорию, при таких схемах неизбежны пересечения людских потоков с железнодорожными путями и др.
Однако эти схемы имеют и свои преимущества: они позволяют осуществлять поточное движение грузов, расположение железнодорожных путей по окраинам заводской территории.
Смешанные схемы, которые тоже применяют в практике строительства, включают отдельные элементы различных схем.
Схема железнодорожного транспорта промышленного предприятия, выбранная на основе сравнения вариантов, должна удовлетворять требованиям производственно-технологического процесса, поточности движения и минимуму транспортной работы.
К подвижному составу железнодорожного транспорта промышленных предприятий относят вагоны, тепло- и электровозы обычных типов, применяемые на магистральных железных дорогах, а также специальных типов, что позволяет применять железнодорожные пути с радиусами кривизны значительно меньшими, чем требуется для обычного подвижного состава.
Основным видом безрельсового транспорта многих промышленных предприятий является автомобильный.
В этом случае на территории предприятий планируют сеть автомобильных дорог, называемых проездами.
При проектировании генерального плана число и размеры улиц и проездов, а также их назначение определяют после установления числа панелей, зон и транспортных связей в соответствии с требованиями технологического процесса.
Необходимо знать назначение и требуемое число инженерных сетей, т. к. это влияет на размер ширины улиц (магистралей), которые на территории промышленного предприятия подразделяют на основные и второстепенные.
Главной магистралью называют обычно транспортную артерию, начинающуюся от главного входа завода и предназначенную для движения основной массы трудящихся к местам работы.
На территории средних по размерам предприятий часто прокладывают одну главную магистраль, которая является композиционной осью промышленной площадки и одновременно делит заводскую территорию на две примерно равные части; возможны и другие варианты расположения заводских магистралей.
Автомобильные дороги промышленных предприятий могут быть подъездными, соединяющими предприятия с дорогами общей сети, и внутренними, расположенными на территории предприятий.
Автомобильные дороги на территории предприятий проектируют по тупиковой, кольцевой и смешанной схемам.
При выборе смешанной схемы надлежит предусматривать хотя бы одно кольцо, охватывающее основную часть застроенной территории.
При выборе тупиковой схемы дорог для разворота автомобилей в конце тупика предусматривают петлевые объезды или площадки размером не менее 12×12 м, причем размер следует принимать в соответствии с технической характеристикой используемых транспортных средств.