Урок 2. ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Цель урока: рассмотреть роль государства в экономике России, а также изменение этой роли в ходе экономических реформ 90-х годов.
Раздаточный материал: каждому учащемуся по ксерокопии упражнений 1—3 (отрывки из отчета Всемирного банка с рисунками).
Объяснение материала
Данная тема изложена в учебнике достаточно подробно. По сути дела, объединяются два вопроса — историческая обусловленность особой роли государства в экономике России и оценка первых шагов рыночной реформы 90-х годов. Материал, касающийся принципиальной роли государства в рыночной экономике, уже рассматривался в теме 2 курса 9-го класса. Экономическая политика государства также обсуждалась в ходе изучения тем по разделам: «Рынок труда. Безработица», «Деньги и денежное обращение», «Государственное регулирование рынков. Бюджет государства». Поэтому вполне возможно провести урок в форме постановки и обсуждения вопросов. В процессе работы можно будет объяснить отдельные моменты рассматриваемой проблемы.
|
|
Закрепление материала
1. Ответьте на контрольные вопросы из § 2 учебника.
2. Затем предложите учащимся вспомнить причины, которые делают необходимым вмешательство государства в рыночный механизм.
Ответ. Можно сгруппировать набор функций, выполняемых государством в рыночной экономике, таким образом:
— государство обеспечивает правовую основу деятельности экономических агентов, устанавливая «правила игры» на рынке. Это касается прав собственности, условий заключения и выполнения контрактов, взаимоотношений профсоюзов, нанимателей и работников, общих основ внешнеэкономической деятельности, прав потребителей и т.д.;
— государство обеспечивает ликвидацию или компенсацию негативных эффектов рыночного поведения и удовлетворяет потребности населения в той части общественных благ, которую рынок произвести не может. Эти функции государства касаются национальной обороны, охраны окружающей среды, организации фундаментальных научных исследований, строительства дорог и т. д.;
— государство проводит экономическую политику, которая направлена на поддержание нормального функционирования рыночного механизма, на сглаживание циклических колебаний (спадов и резких подъемов экономической активности), на преодоление последствий экономических шоков (например, таких, как резкий подъем цен на нефть в начале 70-х годов), приводящих к отклонениям от макроэкономического равновесия, на обеспечение условий для долгосрочного экономического роста (стимулирование инвестиций через налоговые льготы; государственные заказы на новейшие образцы техники, производство которых на первых порах невыгодно частному сектору и потому нуждается в государственной поддержке; временная защита отечественных производителей от иностранной конкуренции и т.д.), на перераспределение доходов через сбор налогов и выделение трансфертов (или другие формы) незащищенным слоям населения, поддержку беднейших групп в целях уменьшения бедности и неравенства и т. д. В этой группе функций государства выделяют обычно бюджетно-налоговую, кредитно-денежную и структурную (воздействие на предложение с целью формирования новой структуры производства) политику. Иногда отдельно вычленяют внешнеэкономическую — торговую и валютную — политику, но ее можно рассматривать и как часть первых двух направлений (таможенные тарифы, квоты, субсидии — вместе с другими бюджетно-налоговыми инструментами, а валютную политику — как часть денежной). О внешнеэкономической и кредитно-денежной политике речь пойдет в главах 9, 11 учебника, бюджетно-налоговой — мы уже касались в последнем разделе курса 9-го класса.
|
|
Такое деление во многом условно, как и всякая классификация. Например, монополии препятствуют нормальному функционированию рыночного механизма. Государство для поддержания нормальной конкурентной среды проводит антимонопольную деятельность и через контроль за ценами на продукцию естественных монополий, и через установление правовых ограничений на монополизацию предложения в отдельных отраслях. Эти функции государства можно отнести как к первой, так и ко второй группе функций.
Экономическая политика государства также связана с законодательной деятельностью, особенно в долгосрочном плане, поскольку правительство может инициировать принятие новых или изменение уже существующих законов в целях обеспечения определенного направления государственного регулирования экономики. Однако текущая экономическая политика строится на базе уже действующего законодательства с использованием набора инструментов прямого и косвенного воздействия. Прямое воздействие может включать целевые государственные программы с адресным расходованием средств на поддержку или создание новых предприятий и отраслей, научных исследований, подготовку кадров и т. д. Косвенное воздействие может включать увеличение или сокращение государственных расходов в целях увеличения или снижения совокупного спроса в экономике; налоговые льготы отдельным отраслям для стимулирования инвестиций; действия Центрального банка с целью изменения денежной массы или ставки процента, что также может повлиять на платежеспособный спрос, объем кредитов и экономическую активность в стране.
3. Далее можно обсудить вопрос о том, какие показатели характеризуют экономическую роль государства.
Ответ. Наиболее распространены два — величина государственной собственности и доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте страны. Чаще в последнее время используется второй показатель.
В группе развитых индустриальных стран прослеживается явная тенденция к росту доли государственных расходов в ВВП (см. рис. 1-1). На этом рисунке представлены данные о государственных расходах в процентах к ВВП в среднем по группе развитых стран с рыночной экономикой (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, США,
Франция, Швеция, Швейцария, Япония). Если в конце XIX в. эта доля в среднем составляла 8-9%, в 20-30-х годах наблюдался ее быстрый рост и в предвоенные годы она приблизилась к 20%, то наибольшие темпы роста этого показателя наблюдались между 1960 и 1980 гг., когда он вырос с 25% до 40% и в дальнейшем его увеличение несколько замедлилось. В 1996 г. в развитых странах этот показатель колебался от 33,3% в США до 64,7% в Швеции, в большинстве европейских стран эта цифра составляла примерно 50%.
|
|
В развивающихся странах государственные расходы ниже и за последние пять лет сократились с 25% до 20%. В России доля государственных расходов в ВВП с 1992 по 1995 г. составляла соответственно по годам: 33%, 36%, 37% и 29,4%. Одновременно существенно снизилось число занятых на государственных предприятиях. Их доля в численности всех занятых в экономике составила в эти же годы: 68,9%, 53,0%, 43,2%, 37,5%.
Однако рассмотренный показатель не всегда дает исчерпывающее представление об экономической значимости государства. Часто основным каналом государственного вмешательства в экономику является многостороннее регулирование государством экономической деятельности, т. е. экономическая политика в целом, а не только величина государственных расходов, хотя она и служит важным инструментом бюджетной политики.
4. В первые годы перестройки и позже — после распада СССР — главным мотивом всех преобразований считалось создание рыночной экономики путем разгосударствления и создания частных, негосударственных организаций и предприятий во всех сферах экономики и других областях жизнедеятельности. Главной задачей было формирование собственников-хозяев, частный интерес которых стал бы двигателем экономических реформ. С помощью средств массовой информации широко пропагандировалось представление о государственной собственности как неэффективной и паразитирующей, а о вмешательстве государства в экономику — как о факте реакционном, консервативном, препятствующем свободному развитию рынка. В этой связи уместен вопрос, который можно предложить учащимся: какие объективные причины, связанные с историческими особенностями развития российской экономики, а также с закономерностями мирового экономического развития, способствовали широкому распространению такого негативного взгляда на государство и его роль в экономике? Согласны ли вы с таким взглядом?
|
|
Комментарий.
Ответы учащихся будут основываться на материале учебника. В дополнение к этому можно отметить следующее.
Общенародная собственность, на которой базировалась плановая социалистическая экономика, по своей форме была прежде всего государственной. Поэтому общенациональные, общегосударственные интересы ассоциировались не с обществом в целом, а с государственной собственностью. После того как плановое (социалистическое) направление развития экономики было отвергнуто как несостоятельное, неэффективное, всякое упоминание о государственных интересах воспринималось как возврат к старому, к тоталитарному государству и единой государственной собственности. Таким образом, оценка исторического пути развития российской экономики со специфической ролью государства переносилась на понимание роли государства в общественно-экономическом развитии вообще.
Есть и другая причина того, что к государству у нас относятся с предубеждением. Главными методами воздействия государства на экономику были административные, приказные (а не экономические, связанные с воздействием на экономические интересы с целью добиться того или иного поведения фирм, потребителей и т. д.). У чиновников в такой ситуации есть возможность злоупотреблять своим положением. Поэтому вопрос о защите интересов государства часто рассматривается (особенно теми, кто столкнулся с произволом чиновников) как вопрос о защите интересов чиновников.
Еще одной, так сказать внешней, причиной негативного отношения к государственному вмешательству в экономику стала широко развернувшаяся в 80-х — начале 90-х годов критика активной экономической политики государства в развитых индустриальных странах (она пришлась как раз на начало перестроечных процессов в бывших социалистических странах). Прошла волна приватизации, сократились регулирующие функции государства по отношению к отдельным отраслям. Но даже в самый разгар критики государственной активности в экономике ни одна развитая страна не переставала использовать инструменты макроэкономического регулирования. Так, несмотря на радикальные меры правительства М. Тэтчер по разгосударствлению экономики, за 10 лет доля государственных расходов даже после сокращений расходных статей бюджета, снижения численности занятых в государственном секторе и приватизации упала только на 1% — с 43% ВВП до 42%. В последние годы объем государственных расходов в Великобритании опять достиг уровня 1980 г., т. е. 43%.
На этом фоне критического настроя по отношению к экономической роли государства как в теории, так и в политике выбор моделей экономического развития в бывших социалистических странах складывался не в пользу активной роли государства.
Но исторический опыт свидетельствует, что роль государства и степень его вмешательства в экономику, его регулирующие функции всегда возрастали в сложные для страны моменты. Именно это происходило во всех развитых странах в послевоенный период. Даже такая консервативная страна, как Великобритания, отличалась широким использованием государственного регулирования при возвращении к нормальной рыночной экономике после второй мировой войны. Например, в 1947—1949 гг. была проведена национализация 20% экономики страны. Она охватила главным образом отрасли, чье финансовое состояние было расстроено или где появились чрезмерные монополистические тенденции: топливную, энергетическую, металлургическую, транспорт и др. После национализации государство провело модернизацию этих отраслей и снизило цены и тарифы на их продукцию. Более низкие цены стали как бы скрытой субсидией (безвозмездной помощью) частному сектору, покупавшему продукцию национализированных отраслей. Государство также долгое время контролировало цены, не допуская их чрезмерного роста, и отменяло этот контроль постепенно, по мере насыщения рынков, ликвидации дефицита товаров (чтобы спрос не сильно превышал предложение и не стимулировал инфляцию). Контроль за ценами сохранялся применительно к половине продовольственных и трети всех промышленных потребительских товаров почти до начала 60-х годов. Контроль был довольно гибким: в принципе, производители могли повысить цены, но только при условии предоставления убедительных доказательств того, что у них повысились издержки производства.
5. В чем состоит особенность роли государства в переходной экономике России, т. е. в период перехода от плановой к рыночной системе?
Комментарий.
Мировой опыт свидетельствует, что, к сожалению, для построения новой экономической системы нельзя воспользоваться готовыми рецептами или моделями. Каждая страна уникальна по своей истории, традициям, природным условиям и т. д. Поэтому практически всегда, когда опыт одной страны пытаются перенести на почву другой, результат оказывается негативным.
Условия, в которых Россия совершает переход к рынку, во многом уникальны. Россия имела плановое хозяйство, опиравшееся на общественную (главным образом государственную) собственность и являлась частью экономического комплекса СССР. Абсолютное господство государственной собственности поставило как первоочередной при переходе к рыночной системе вопрос о приватизации и создании многоукладной экономики. Существовал монополизм основных производителей промышленной продукции. Распад СССР означал разрыв многолетних экономических связей и необходимость создания новой структуры отношений в рамках самой России. Единое рыночное пространство предстояло сформировать в стране с федеративным устройством, насчитывавшей 89 регионов со своей спецификой, интересами. Если раньше их единство основывалось в основном на партийно-политической основе, то теперь их должен был объединить экономический интерес.
Наконец, надо было решать сложнейшую проблему адаптации к рыночным условиям всей социальной сферы, ранее финансировавшейся государством (образования, науки, культуры и т. д.).
Мы перечислили лишь некоторые специфические проблемы России, но были и общие задачи: формирование рыночной инфраструктуры, создание условий для развития конкуренции и т. д.
Все это невозможно было сделать в один момент, требовались годы для создания предпосылок рыночного развития. Но если рынка еще нет, а государство ликвидирует плановое регулирование и отпускает руль управления, то кто же обеспечит взаимодействие элементов сложнейшего хозяйственного комплекса такой огромной страны? Можно приватизировать большую часть предприятий, дать свободу ценообразованию и ждать, что рынок сам все отрегулирует. Но в условиях, когда рынка нет, нет навыков поведения у частных предпринимателей, нет надежной правовой защиты, нет устойчивой банковской системы и многого другого, можно ли рассчитывать на мифическую «невидимую руку» пока еще «невидимого» рынка? Опыт многих стран, решавших подобные проблемы, свидетельствует, что именно государство в таких условиях берет на себя всю полноту ответственности за решение задач переходного периода. Специфика России состояла и в том, что, несмотря на многие негативные моменты плановой системы, за десятилетия был накоплен опыт управления огромным экономическим комплексом, имелся штат высококлассных специалистов в области управления и этот потенциал можно было использовать для решения новых задач. Тем более, что уже с 60-х годов учеными и высшими управленческими кадрами страны разрабатывались модели постепенного перехода к рынку. Реализовать их мешали политические причины.
Разумеется, при активности государства в экономике сохраняется опасность злоупотреблений, коррупции в государственном аппарате. И тем не менее иного выхода нет: государство должно помогать преодолевать иждивенческие настроения и одновременно целенаправленно формировать необходимые атрибуты рыночной системы, обеспечивая как свободу и безопасность своих граждан, так и социальную стабильность, без чего все блага рынка кажутся малопривлекательными. Невыплата заработной платы или заоблачный уровень цен, огромное количество банков, растущих независимо от реального производства, финансовых пирамид, появляющихся и исчезающих как миражи в пустыне перед глазами изумленных вкладчиков, — все это никак не способствует формированию у людей притягательного образа рыночной системы. Государство должно направлять экономическое развитие в нужное русло, создавая правовую базу; поощряя частную инициативу в одних отраслях и субсидируя другие, куда пока невыгодно идти частному капиталу; отпуская цены там, где предложение уже приблизилось к спросу и не даст скачка цен; стимулируя экспортное производство и защищая на первых порах отечественных производителей от конкуренции со стороны импорта; контролируя деятельность коммерческих банков и других финансовых институтов с целью защиты интересов вкладчиков, и многое другое. Ни одна страна, создававшая или восстанавливавшая рыночное хозяйство, не пускала этот процесс на самотек, а четко регулировала все его этапы до тех пор, пока основные элементы рыночного механизма не начинали работать самостоятельно. Разумеется, можно объяснить колоссальный рост цен после их освобождения в 1992 г. несознательностью предприятий-монополистов, преследующих свои интересы, изворотливостью директоров, придумавших «неплатежи» и продолжавших покупать дорогую продукцию при отсутствии реальных денег, уповая на то, что «государство все равно поможет», и т. д. (см. с. 20—21 учебника). Но возникает вопрос: если такова была во многом монополизированная структура экономики; если не было механизма конкуренции, ведущего к банкротству тех, кто слишком завышает цены; если у директоров предприятий, выросших в плановой системе, не мог сформироваться стереотип рыночного поведения — ответственности и расчета на собственные силы, то каким образом государство могло пойти на «освобождение цен», допуская полную анархию в ценообразовании? По логике реформаторов рынок должен был скорректировать цены и дать необходимые импульсы производству. Но настоящего рынка еще не было, как не было и производителей, способных адекватно реагировать на ценовые изменения.
Данная проблема оставляет больше вопросов, нежели ответов. Дело в том, что для основательного разбора и оценки первых шагов экономических реформ в России и действий правительства Е. Гайдара в 1992 г. у учащихся на данном этапе изучения экономической теории еще нет достаточных знаний. Поэтому их оценка может быть очень поверхностной и чревата ошибками. Например, в учебнике при описании последствий либерализации цен сделан акцент на поведении руководителей предприятий, на высокой степени монополизации производства как основных причинах чрезмерного роста цен. В то же время не затрагивается кредитно-денежная политика правительства в данный период. Жесткость такой политики привела к невиданному сокращению размеров реальной денежной массы, что вызвало денежный голод и во многом спровоцировало неплатежи. Об этом речь пойдет в теме «Банковская система». В свою очередь, жесткую денежную политику объясняли необходимостью борьбы с инфляцией. Однако и здесь встает сложная проблема: инфляцию спроса можно «лечить» сокращением денежной массы, но в России на смену ей быстро пришла инфляция издержек, для которой требовались совсем другие лекарства.
Как видим, цепочка проблем раскручивается довольно далеко, а дать квалифицированный ответ на них учащиеся пока еще не могут. Поэтому не стоит сосредоточивать внимание на критической оценке политики того или иного правительства. Лучше сконцентрироваться на вопросе о принципиальной роли государства в экономике.
Что касается дискуссии о современной экономической политике правительства, то этому можно посвятить последний урок курса, где учащиеся смогут высказать свою точку зрения, обосновав ее теоретическими положениями, усвоенными в ходе изучения курса.
6. Выполните упражнение 1 «Доверие к государству, инвестиции и экономический рост» (текст упражнения см. на с. 6).
Комментарий.
В ежегодном отчете Всемирного банка за 1997 г., посвященном роли государства в современном мире, говорится о том, что исторический опыт как развитых, так и развивающихся стран подтвердил: стратегии экономического развития, опирающиеся как на минимальную, так и на доминирующую роль государства, не приносят успеха. Эффективное государство — не роскошь, а жизненная необходимость, без чего устойчивое социально-экономическое развитие невозможно.
В этом плане интересно будет познакомить учащихся с результатами обследований, проведенных специалистами Всемирного банка и касающихся проблемы доверия к государству и факторов, его определяющих. Предложите учащимся внимательно прочитать выдержки из отчета Всемирного банка, рассмотреть рисунки и сделать обобщения по данной проблеме. Можно также задать вопрос, согласны ли они с характеристикой ситуации в странах СНГ, в число которых входит и Россия. Какими конкретными примерами из событий в России они могли бы подтвердить или опровергнуть представленные в материале данные?
Это упражнение скорее познавательного, нежели аналитического плана. Оно дает возможность оценить те общие политические, социальные, правовые (т. е. институциональные) условия, в которых протекают экономические процессы в России и в мире.
7. Выполните упражнение 2 «Границы государственного сектора в рыночной экономике» (текст упражнения см. на с. 39).
Комментарий.
На рис. 1-4 представлено распределение функций между государством и частным сектором в производстве общественных благ и обеспечении социальной стабильности в обществе.
Государство направляет необходимый объем ресурсов в производство общественных благ и обеспечивает доступ к ним всех членов общества. Закономерность такова: чем выше степень «общественности» блага, тем выше роль государства в его производстве и распределении, вплоть до полного сосредоточения его в руках государства.
Государство поддерживает социальную стабильность в обществе. Благоприятные условия для социальной стабильности создаются определенной степенью социально-экономического равенства членов общества. Поэтому государство заинтересовано в производстве тех благ, которые способствуют уменьшению степени социально-экономической дифференциации членов общества.
На рисунке видно, что большинство благ оказываются на границе между государственным и частным секторами. Опыт стран показывает, что конкретные пропорции распределения производства благ между частным и государственным секторами очень подвижны, различаются по странам и меняются во времени.
Например, уровень качества лечебного здравоохранения в США и Швеции примерно одинаков, однако роль государственного сектора различна. В США доля государства в производстве этих услуг составляет 30%, а в Швеции — более 90%. В среднем в развитых странах доля государственного сектора в производстве услуг здравоохранения составляет 40%, а частного — 60%. Но это не означает, что данное соотношение идеально. В каждой стране проблема решается в соответствии с историческими традициями, предпочтениями населения, финансовыми возможностями и т. д.
Домашнее задание
1. Прочитать § 3 учебника и ответить на контрольные вопросы.
2. Выполнить упражнение 3 (текст упражнения см. на с. 9).
Раздаточный материал
Упражнение 1.
Доверие к государству, инвестиции и экономический рост
Опрос местных предпринимателей в 69 странах показал, что многие государства плохо справляются со своими основными функциями: они не в состоянии обеспечить законность и правопорядок, защиту собственности граждан и предсказуемость реализации собственных законодательных установлений и практических мероприятий. Такие государства не вызывают доверия у инвесторов, т. е. тех, кто вкладывает средства в расширение своего производства или создание новых предприятий, и это сдерживает экономический рост.
Фирмам предложили оценить несколько показателей по шестибалльной шкале. Оценке «один» соответствовала максимальная напряженность проблем, а оценке «шесть» — отсутствие каких-либо сложностей. В результате усреднения был определен индекс надежности институциональной среды, построенный на основании ее восприятия частными предпринимателями (рис. 1-2).
Мы назовем этот показатель индексом доверия. Индекс доверия является совокупным показателем надежности государства, объединяющим показатели, приведенные на рис. 1-3. Каждая из колонок представляет собой арифметическое среднее для группы стран. Графики основываются на данных за период с 1984 по 1993 г. Две другие диаграммы внизу на этом рисунке показывают, что существует прочная взаимосвязь между уровнем доверия к правительству в стране и показателями
экономического роста и инвестиций. Рейтинг доверия к правительству базируется на впечатлении инвесторов. В свою очередь, именно оно определяет инвестиционное поведение, а значит, и рост производства.
Опрос респондентов свидетельствует, что их не удовлетворяют: 1) непредсказуемые изменения в законах и политике; 2) ненадежность государства; 3) угроза собственности; 4) ненадежная судебная система; 5) коррупция. На рис. 1-3 показаны результаты, полученные в ходе проведенного в 1996 г. опроса представителей 3600 фирм в 69 промышленно развитых и развивающихся странах. Кратко охарактеризуем каждую из пяти диаграмм.
1) Предсказуемость нормотворчества. Какова для предпринимателей степень неожиданности изменения законодательных норм и проводимой правительством политики, насколько мнение предпринимателей учитывается при этих изменениях?
Результаты опроса показали, что в некоторых регионах предприниматели живут в постоянном страхе, ожидая политических сюрпризов. В Содружестве независимых государств (СНГ) почти 80% предпринимателей указали, что непредсказуемые изменения норм и политики серьезно затрагивают их деятельность. В странах Центральной и Восточной Европы, Латинской Америки и Африки ту же жалобу высказали около 60% предпринимателей. Напротив, в промышленно развитых странах, а также в странах Южной и Юго-Восточной Азии только 30% респондентов полагали, что их компании сталкиваются с подобными проблемами. Больше всего на непредсказуемость изменения правил жаловались компании, мало участвующие или вообще не участвующие в процессе принятия государственных решений; действительно, их могли даже не информировать о серьезном изменении правил до того, как правила эти вступили в силу. Подобная проблема особенно остро стоит в СНГ, Центральной и Восточной Европе и в Африке, в то время как азиатские предприниматели (даже мелкие) считают себя хорошо информированными, что подтверждается и результатами опроса: они информированы даже лучше, чем их коллеги из промышленно развитых стран.
2) Восприятие политической стабильности. Сопровождаются ли смены правительства неожиданными и далеко идущими изменениями в политике, которые оказывают серьезное воздействие на состояние частного сектора экономики?
В СНГ, в Африке, на Ближнем Востоке свыше 60% предпринимателей заявили, что они постоянно боятся смен правительства, обычно сопровождаемых болезненными и неожиданными поворотами в экономической политике.
3) Преступления против личности и собственности. Испытывают ли предприниматели уверенность в том, что власти смогут защитить их лично и их имущество от преступных действий, и представляют ли воровство и другие формы преступности серьезную проблему для ведения бизнеса?
Во всем мире преступность и воровство упоминались среди серьезных проблем, существенно увеличивающих издержки ведения бизнеса. В Латинской Америке, Африке, СНГ, Центральной и Восточной Европе почти 80% предпринимателей выразили неуверенность в том, что власти смогут защитить их самих и их собственность от преступных посягательств.
4) Надежность судебной системы. Применяются ли нормы судебной системы произвольно и не создает ли такая непредсказуемость проблемы при ведении бизнеса?
Хорошо отлаженная судебная система — основа главенства закона. К сожалению, во многих странах это скорее исключение, нежели правило. В развивающихся странах свыше 70% предпринимателей указали, что непредсказуемость судебной системы является основной проблемой при ведении ими деловых операций. Вызывает беспокойство тот факт, что во многих регионах предприниматели отмечали нарастание этих проблем за последние десять лет.
5) Свобода от коррупции. В целом более 40% предпринимателей сообщили, что им пришлось платить взятки для нормального ведения бизнеса. В промышленно развитых странах этот показатель составил 15%, в Азии — 30%, в СНГ — 60%. Более того, свыше половины респондентов во всем мире полагали, что уплата взятки не является гарантией предоставления обещанной услуги, а многие предприниматели живут в постоянном страхе, что другой чиновник просто попросит их заплатить еще.
В целом недостаток доверия к государству подавляет инвестиции, рост и рентабельность производства.
Если частный сектор не уверен, что государство обеспечит выполнение принятых правил игры, он реагирует по-разному, но любая его реакция приводит к ухудшению экономических показателей. В условиях ненадежной судебной системы предприниматели вынуждены полагаться на неформальные договоренности и механизмы принуждения. В атмосфере высокой преступности и отсутствия гарантий прав собственности предприниматели начинают прибегать к услугам частных охранных агентств или вынуждены платить организованной преступности «за защиту» (если вообще не сворачивают свою деятельность).
Там, где не защищены права собственности, инвесторы переводят свои ресурсы в другие страны или инвестируют их в проекты, менее рентабельные, но требующие меньших капиталовложений. Таким образом, торговля и услуги могут выжить даже при небольшой степени доверия к государству, но сфера производства и в особенности высокотехнологичные проекты вряд ли будут процветать. В таких условиях человек с незаурядными способностями решает стать налоговым инспектором или служащим таможни, вместо того чтобы стать инженером. Поэтому доверие к правительству затрагивает не только объемы инвестиций в производство, но и структуру рабочей силы, что в будущем скажется на темпах экономического роста.
Упражнение 2.
Границы государственного сектора в рыночной экономике
На рис. 1-4 показано условное разделение ответственности между государственным и частным секторами в производстве общественных благ. По горизонтальной оси по нарастающей откладывается степень рыночности блага, так что справа оказываются чисто общественные блага, слева — чисто рыночные, а посередине — смешанные. По вертикали показывается воздействие товаров или услуг на равенство в обществе: чем выше координаты блага по вертикали, тем более равномерно между членами общества распределяются результаты его производства. Пунктирная линия показывает границу между частным и государственным секторами.
Внимательно изучите рисунок и ответьте на вопрос: какие функции государства в рыночной экономике показаны на этом рисунке; можно ли четко обозначить границу между государственным и частным секторами? Если вам известны конкретные
примеры распределения указанных функций между государственным и частным секторами в практике других стран, то расскажите о них.
Упражнение 3.
Что мешает эффективной работе бизнеса
Ознакомьтесь с выдержкой из «Отчета о мировом развитии, 1997» Всемирного банка, касающейся вопроса о том, какие аспекты деятельности государства (а точнее, неудовлетворительное функционирование государственных органов) мешают эффективной работе бизнеса. Ответьте на следующие вопросы: 1. Совпадают ли приведенные здесь данные с вашей оценкой ситуации в России (в табл. 1-3 она представлена вместе с другими государствами СНГ)? 2. Опросите своих знакомых, связанных с частной предпринимательской деятельностью. В каких ситуациях им пришлось столкнуться с пе-
Таблица 1-3
Ранги препятствий ведению бизнеса (по оценке фирм) (худший = 1)
Препятствие | Африка (без стран Магри-6а) | Латинская Америка и страны Карибского бассейна | Восточная и Южная Азия | Ближний Восток и Северная Африка | СНГ | Центральная и Восточная Европа | Высокоразвитые страны ОЭСР |
Коррупция | 1 | 1 | 3 | 2 | 3 | 3 | 5 |
Преступность и воровство | 5 | 3 | 8 | 8 | 4 | 6 | 6 |
Регулирование | 8 | 8 | 7 | 7 | 8 | 8 | 4 |
Экономическая политика | |||||||
Налоги | 2 | 5 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 |
Финансирование | 6 | 4 | 5 | 4 | 5 | 2 | 2 |
Инфляция | 4 | 7 | 4 | 6 | 6 | 4 | 8 |
Нестабильность политики | 7 | 6 | 6 | 5 | 2 | 7 | 7 |
Государственные инвестиции | |||||||
Несовершенство инфраструктуры | 3 | 2 | 1 | 1 | 7 | 5 | 3 |
речисленными выше негативными моментами (коррупцией, преступностью, произволом чиновников и т. д.)? Чего, по их мнению, не хватает в нашей стране для эффективной работы частных предприятий и в чем должна состоять роль государства?
Согласно условиям опроса предпринимателей, фирмы должны были проранжировать по степени важности восемь различных препятствий для экономической деятельности. Результаты опроса помогли установить, какие аспекты государственной политики требуют корректировки в первую очередь. Эти результаты отражает приведенная выше таблица.
Препятствия, связанные с неопределенностью прав собственности и с широким распространением произвола, коррупции, преступности, указываются в числе первых трех повсюду, за исключением стран ОЭСР. Регулирование как таковое (регулирование прав собственности государством) не воспринимается в качестве значительного препятствия.
Проблемы, связанные с реализацией экономической политики, — в особенности проблемы налогообложения и функционирования финансовых рынков (банковской системы, фондовых бирж, валютных рынков) — также, как правило, получают высокий ранг (за исключением стран Латинской Америки). Но, основываясь только на результатах данного опроса, нельзя с определенностью установить, отражает ли эта точка зрения извечное стремление фирм платить меньше налогов и заимствовать как можно больше кредитов и под меньшие ставки процента, или же она свидетельствует о принципиальных изъянах проводимой экономической политики. Более убедительно выглядит мнение опрошенных из стран СНГ, которые называют в качестве основного ограничения нестабильность государственной политики.
Несовершенство инфраструктуры (прежде всего систем транспорта, связи) считается главным ограничением в Южной Азии, на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Раздаточный материал
Упражнение 1. Доверие к государству, инвестиции и экономический рост
Упражнение 2. Границы государственного сектора в рыночной экономике
Упражнение 3. Что мешает эффективной работе бизнеса
Препятствие | Африка (без стран Магри-6а) | Латинская Америка и страны Карибского бассейна | Восточная и Южная Азия | Ближний Восток и Северная Африка | СНГ | Центральная и Восточная Европа | Высокоразвитые страны ОЭСР |
Коррупция | 1 | 1 | 3 | 2 | 3 | 3 | 5 |
Преступность и воровство | 5 | 3 | 8 | 8 | 4 | 6 | 6 |
Регулирование | 8 | 8 | 7 | 7 | 8 | 8 | 4 |
Экономическая политика | |||||||
Налоги | 2 | 5 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 |
Финансирование | 6 | 4 | 5 | 4 | 5 | 2 | 2 |
Инфляция | 4 | 7 | 4 | 6 | 6 | 4 | 8 |
Нестабильность политики | 7 | 6 | 6 | 5 | 2 | 7 | 7 |
Государственные инвестиции | |||||||
Несовершенство инфраструктуры | 3 | 2 | 1 | 1 | 7 | 5 | 3 |