Расход смазочных материалов определяется в зависимости от расхода топлива на транспортную работу
Q cm = 0,01 * Q h * q см
где qCM - норма расхода масел (смазок) на 100 л расхода топлива.
Из табл. 4 задания принимаем значения расхода эксплуатационных масел и, учитывая нормы увеличения, получим:
Расход моторного масла: 0,01*507,8 *2,1=10,66 л / 507,8 л топлива.
Расход трансмиссионного масла: 0,01*507,8 *0,3=1,52 л/ 507,8 л топлива.
Расход специальных жидкостей: 0,01*507,8 *0,1=0,508 л/ 507,8 л топлива.
Расход пластичных смазок: 0,01*507,8 *0,25=1,27 кг/ 507,8 л топлива.
Осуществить выбор специальных жидкостей для агрегатов и узлов заданной марки автомобиля (охлаждающей, амортизационной, тормозной) с учетом условий эксплуатации.
Дополнительно указать три узла автомобиля и выбрать для них технические жидкости. Результаты представить в таблице по форме приложения 2.
№ п/п | Наименование емкости, узла сопряжения | Смазочные материалы | ||
Наименование | Марка | Вязкостно-температурные свойства | ||
1 | Картер двигателя | Масло моторное | API CF-4, М-10 ДМ | 4.1 мм2/с при t=100 0C |
2 | Картер коробки передач | Масло трансмиссионное | ТАп-15В | 14-16 мм2/с при t=100 0C |
3 | Картер заднего моста | Масло трансмиссионное | ТАп-15В | 14-16 мм2/с при t=100 0C |
4 | Шкорневое сопряжение | Пластичная смазка | Солидол (пресс-солидол) | Работа до 60-90 0С |
5 | Подшипники ступиц колес | Пластичная смазка | Литол 24 | До – 40 0С |
6 | Шлицевое сопряжение карданных валов | Пластичная смазка | № 158, ШРУС - 4 | До – 40 0С |
7 | Механизм рулевого управления | Пластичная смазка | Циатим -201 | До – 40 0С |
8 | Дверные петли | Пластичная смазка | Литол 24 | До – 40 0С |
9 | Проушины кузова | Пластичная смазка | Литол 24 | До – 40 0С |
10 | Рессоры | Пластичная смазка | Графитная смазка | До – 40 0С |
11 | Амортизаторы | Амортизаторная жидкость | Аж-12Т | 6500 мм2/с при t= -40 0C |
12 | Аккумуляторная батарея | Электролит | Плотность 1,24 г/см2 | |
13 | Система охлаждения | ТОСОЛ А-65 |
Задача 1
В 22
Обосновать выбор и определить расход топлива и смазочных материалов для заданной марки автомобиля, условий эксплуатации и пробега. А также обосновать выбор специальных жидкостей. Марку автомобиля и норму расхода топлива (Hs) принять по данным таблицы 1.
Дано: Марка автомобиля – ГАЗ-3307, Hs= 24,5 л/100 км, масса груза 4 т, тип автомобиля - бортовой, тип двигателя – бензиновый, наличие гидроусилителя - нет.
Возраст автомобиля – 9 лет.
Пробег автомобиля:
- общий -1000 км,
- с грузом – 900 км.
Условия эксплуатации:
регион – Крайний Север,
сезон – зима,
высота над уровнем моря – 1000 м.
1 Обосновать выбор и определить расход топлива и смазочных материалов для заданной марки автомобиля.
Выбираем в качестве топлива бензин А-80.
Нормы расхода смазочных масел qCM:
- моторного – 2,4 л\100 л,
- трансмиссионного – 0,3 л\100 л,
- специальных – 0,1л \100 л,
- пластичных – 0,2 кг\100л.
Расход топлива
Норма расхода повышается:
· при работе в зимнее время:
- в районах крайнего севера и приравненных к ним районах на 20%.
Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет, нормы расхода топлива увеличиваются на 5%, а нормы расхода смазочных материалов на 20%.
При работе в горной местности на высоте 500-1500м нормы расхода увеличиваются на 5%.
Соответственно имеем:
Hs= 24,5 +24,5*0,2+24,5*0,05+24,5*0,05=31,86 л/100 км.
Определить расход топлива на транспортную работу
Расход топлива на транспортную работу определяется
QH = 0,01*(Hs*S+ Hw*W)*(l + 0,01*D),
где QH - нормативный расход топлива, л;
S- пробег автомобиля, км;
Hs - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100км;
Hw - норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 тонно-км;
W - объем транспортной работы, тонно-км:
W = Gгр*Sгр
где Grp - масса груза, т;
Srp - пробег с грузом, км;
D - поправочный коэффициент, определяемый как сумма надбавок на работу в горной местности, в зимнее время и надбавку при возрасте автомобиля старше 8 лет.
Норма расхода топлива на транспортную работу составляет для бензиновых двигателей 2 л/100 т*км, для дизельных 1,3 л/100 тонно-км.
W =4 *900=3600 т*км,
QH = 0,01*(31,86*1000+ 2*3600)*(l + 0,01*30)=507,8 л.
Определить расход смазочных материалов
Расход смазочных материалов определяется в зависимости от расхода топлива на транспортную работу
Q cm = 0,01 * Q h * q см
где qCM - норма расхода масел (смазок) на 100 л расхода топлива.
Из табл. 4 задания принимаем значения расхода эксплуатационных масел и, учитывая нормы увеличения, получим:
Расход моторного масла: 0,01*507,8 *2,1=10,66 л / 507,8 л топлива.
Расход трансмиссионного масла: 0,01*507,8 *0,3=1,52 л/ 507,8 л топлива.
Расход специальных жидкостей: 0,01*507,8 *0,1=0,508 л/ 507,8 л топлива.
Расход пластичных смазок: 0,01*507,8 *0,25=1,27 кг/ 507,8 л топлива.
Осуществить выбор специальных жидкостей для агрегатов и узлов заданной марки автомобиля (охлаждающей, амортизационной, тормозной) с учетом условий эксплуатации.
Дополнительно указать три узла автомобиля и выбрать для них технические жидкости. Результаты представить в таблице по форме приложения 2.
№ п/п | Наименование емкости, узла сопряжения | Смазочные материалы | ||
Наименование | Марка | Вязкостно-температурные свойства | ||
1 | Картер двигателя | Масло моторное | API CF-4, М-10 ДМ | 4.1 мм2/с при t=100 0C |
2 | Картер коробки передач | Масло трансмиссионное | ТАп-15В | 14-16 мм2/с при t=100 0C |
3 | Картер заднего моста | Масло трансмиссионное | ТАп-15В | 14-16 мм2/с при t=100 0C |
4 | Шкорневое сопряжение | Пластичная смазка | Солидол (пресс-солидол) | Работа до 60-90 0С |
5 | Подшипники ступиц колес | Пластичная смазка | Литол 24 | До – 40 0С |
6 | Шлицевое сопряжение карданных валов | Пластичная смазка | № 158, ШРУС - 4 | До – 40 0С |
7 | Механизм рулевого управления | Пластичная смазка | Циатим -201 | До – 40 0С |
8 | Дверные петли | Пластичная смазка | Литол 24 | До – 40 0С |
9 | Проушины кузова | Пластичная смазка | Литол 24 | До – 40 0С |
10 | Рессоры | Пластичная смазка | Графитная смазка | До – 40 0С |
11 | Амортизаторы | Амортизаторная жидкость | Аж-12Т | 6500 мм2/с при t= -40 0C |
12 | Аккумуляторная батарея | Электролит | Плотность 1,24 г/см2 | |
13 | Система охлаждения | ТОСОЛ А-65 |
Задача №2
В 22
Определить дополнительную потребность в тепле Q, связанную с частым открыванием ворот Q1, нагреванием автомобиля Q2 и воздухообменом Q3.
Температура воздуха в помещении Тв = 20 °С, коэффициенты, зависящие от размеров ворот А=13,8, а=1,28, к=0,2.
Температура окружающего воздуха Тк= -20 0С, средняя температура автомобиля Tg= -16 0С, продолжительность нахождения ворот в открытом состоянии i=1,7 мин. и скорость ветра V=2,9 м/с.
Площадь вентиляционных колодцев F=200 м2 и количество вентиляционного воздуха W=14 мЗ/ч.
Массу въезжающих автомобилей G принять самостоятельно G=8 т.
Ql= 0,2*L ( TB-Tk)i,
где L - количество воздуха, проникающего при открытии ворот,
L= A+(а+V*k)*F
L= 13,8+(1,28+2,9*0,2)*200=385,8 м3
Ql= 0,2*385,8 ( 20-(-20))1,7=5246,9Дж
Q2 = G*0,134*(Тв – Tg)
Q2 = 8000*0,134*(20 –(-16))= 38592 Дж
Q3 = 0,31 * W(Тв - Тк)
Q3 = 0,31 * 14*(20 –(-20))= 173,6 Дж
Q =Q1 +Q2 +Q3.
Q = 5246,9+38592+173,6=44012,5Дж = 44кДж.
Ответ: Q =44кДж.