Ознакомьтесь с предложенным материалом

Количество часов: 2

Цель: формирование умений формулировать тему, цель и задачи педагогического исследования. Формирование знаний об этапах педагогического исследования.

 

Часть 1. Теоретический блок

Ознакомьтесь с теоретическим материалом. Законспектируйте его в тетрадь.

 

Цель исследования - это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска. Задачи исследования - это его логика; в своей совокупности они должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.   Таких задач рекомендуется выделять не более пяти: 1. выявление, уточнение, углубление, методологическое обоснование и т. п. сущности, природы, структуры изучаемого объекта (проблемы): 2. анализ реального состояния предмета (средства) исследования, динамики и внутренних противоречий его развития; 3. выявление путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса; 4. способы его преобразования, опытно-экспериментальной проверки; 5. прогноз развития исследуемого объекта, выявление условий эффективности выбранных путей и средств преобразования или совершенствования исследуемого явления, разработка практических рекомендаций для различных категорий работников образования.   Пример: Тема: Алгебраические задания (предмет) как средство развития абстрактного мышления (объект) младших школьников на уроках математики. Цель: выявить педагогические условия успешного использования алгебраических заданий (ПРЕДМЕТ), обеспечивающие развитие абстрактного мышления (ОБЪЕКТ) младших школьников на уроках математики. Задачи: 1. уточнить понятие «абстрактное мышление», выявить особенности развития абстрактного мышления младших школьников путем анализа научной литературы; 2. проанализировать особенности использования алгебраического материала на уроках математики в начальной школе; определить ведущие условия его влияния на развитие абстрактного мышления младших школьников; 3. спроектировать и реализовать систему алгебраических заданий, обеспечивающую развитие абстрактного мышления младших школьников на уроках математики; 4. в процессе учебно-исследовательской работы выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие успешность развития абстрактного мышления младших школьников в процессе выполнения алгебраических заданий:  5. разработать методические рекомендации в помощь преподавателям по использованию алгебраических заданий для развития абстрактного мышления младших школьников на уроках математики.

 

 

Практический блок

Задание 1. Верно ли сформулированы темы исследовательских работ? Поставьте в соседней графе «да» или «нет». Исправьте одну любую неправильную формулировку (можно дополнять, урезать, по-иному расставлять акценты и т.п.).

 

Исходная тема Скорректированная тема
1. «Система упражнений для развития ловкости детей».    
2. «Развитие навыков культуры и этикета за столом в ходе развития собственного отношения к культуре поведения у дошкольников».    
3. Сюжетно-ролевая игра как условие формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у детей среднего дошкольного возраста.  
4. «Формирование лексических навыков у детей в младшей группе с помощью игрового метода».    

Задание 2. Напишите тему исследовательской работы (свою или придумайте) и заполните графы таблицы своими формулировками.

Методологический компонент исследования Моя формулировка Примечания преподавателя
Тема исследования    
Объект исследования    
Предмет исследования    
Проблема исследования    
Цель исследования    
Задачи исследования    

      

Критерии оценки практической работы

5 1) найдены все некорректно сформулированные темы 2) внесенные исправления отражают специфику исследовательской работы 3) методологический аппарат собственной работы сформулирован грамотно
4 1) найдены не все некорректно сформулированные темы 2) внесенные исправления в целом отражают специфику исследовательской работы 3) методологический аппарат собственной работы сформулирован грамотно, есть 1-2 замечания
3 1) найдена одна некорректно сформулированные темы 2) внесенные исправления в малой степени отражают специфику исследовательской работы 3) методологический аппарат собственной работы сформулирован, есть замечания
2 1) не найдено некорректно сформулированных тем 2) внесенные исправления не отражают специфику исследовательской работы, изменения не внесены 3) методологический аппарат собственной работы сформулирован с большим количеством замечаний.

Литература для изучения

1. Меретукова З.К. Научно-методологический аппарат педагогических исследований // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2007. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodologicheskiy-apparat-pedagogicheskih-issledovaniy (дата обращения: 18.09.2020).

2. Компоненты научного аппарата педагогического исследования https://studme.org/169781/pedagogika/komponenty_nauchnogo_apparata_pedagogicheskogo_issledovaniya

 


 

Часть 2. Теоретический блок


Ознакомьтесь с предложенным материалом.

Основные этапы педагогического исследования Каждое педагогическое исследование является вкладом в научное обоснование практической воспитательно-образовательной деятельности. Именно поэтому очень важно соблюдать логику структуры последовательности организации исследования. Правильно организованное педагогическое исследование способствует переходу отображения теоретической организации педагогического процесса в ее практическое преобразование в виде ряда моделей и их взаимосвязи. Логика педагогического исследования во многом зависит от правильности задач, решение которых по своей сути является получением промежуточных результатов. Ориентируюсь на данные результаты исследователь, имеет возможность убедиться в правильности течения исследования. Исходя из этого, последовательность педагогического исследования представляется в виде ряда этапов. 1 этап: · ознакомление с проблемой исследования, путем изучения и анализа педагогической литературы по теме исследования; · обоснование актуальности исследования; · определение степени разработанности темы в трудах отечественных и зарубежных ученых; · определение предмета и объекта исследования; · формулировка общей (рабочей) цели и промежуточных задач исследования, соотнесение их с поставленной целью; · анализ литературы по проблеме исследования, формулировка выводов. 2 этап: · выбор и обоснование методологии исследования; · определение хода исследования (описание выборки испытуемых, ход проведения диагностических методик, сбор и регистрация показателей, информации). 3 этап: · формулирование гипотезы педагогического исследования, направленной на обоснование выдвинутого предположения и нуждающегося в её дальнейшей проверке. 4 этап: · выбор диагностических методик, согласно поставленной цели, проблеме и гипотезе исследования, а также с учетом особенностей испытуемых; определение групп испытуемых (деление на две группы: контрольную и экспериментальную), обоснование разделения испытуемых на группы; характеристика каждой из групп выборки; · проведение констатирующего эксперимента, цель которого состоит в определении исходного состояния предмета исследования (уровня сформированности, развития и т.д. предмета исследования). 5 этап: · организация и проведение эксперимента, согласно подобранным методикам. Педагогический эксперимент – преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и количественное измерение полученных результатов. Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Но если при наблюдении исследователь пассивно ждет проявления интересующих его процессов, то в эксперименте он сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы. В обобщенном смысле педагогический эксперимент определяется как опытная проверка гипотезы. По масштабу различают глобальные, т.е. охватывающие значительное число испытуемых эксперименты, локальные и микроэксперименты, проводимые с минимальным числом участников. Существует два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторным является эксперимент, проводимый в искусственно созданных условиях. Естественный эксперимент проводится в обычной обстановке. Он исключает то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют. В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими. Констатирующий эксперимент выявляет наличное состояние (до формирующего эксперимента). Формирующий (обучающий, преобразующий) эксперимент – это активное формирование какой-либо установки. К педагогическому эксперименту предъявляются определенные требования: Во-первых, он должен исключить любой риск для здоровья его участников; во-вторых, нельзя проводить эксперимент с заведомо отрицательным результатом. К методам педагогического исследования также относятся изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод направлен на анализ состояния практики, элементов нового, эффективного в деятельности педагогов. М.Н. Скаткин выделял два вида передового опыта: педагогическое мастерство и новаторство. Педагогическое мастерство состоит в рациональном использовании рекомендаций науки и практики. Новаторство представляет собой деятельность по внесению прогрессивного в существующие системы, процессы. Критериями передового опыта выступают: новизна; результативность и эффективность; соответствие требованиям педагогики, методик и психологии; стабильность и повторяемость результатов в течение длительного периода времени использования этого опыта; воспроизводимость опыта; оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе. 6 этап: · подбор методов и средств обработки полученных данных и информации; · анализ и интерпретация результатов исследования; · оформление полученных результатов исследования. 7 этап: · на основании полученных в ходе исследования результатов, разработка практических рекомендаций, программы работы и т.д. Основные выводы В педагогической науке еще много не выявленных связей и зависимостей. Важнейшим условием успешного развития педагогики является тесное сотрудничество ученых и педагогов-практиков, которые, зная основные методы педагогических исследований, могут более целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов, а также на научной основе проверять свои собственные находки и открытия.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: