- это реализм, ищущий истину, обретающий истину;
- это реализм, из которого исчез образ, адекватный идеалу писателя, образ, который воплощал его заветные мысли, образ-носитель представлений художника (сочувствие не этим людям, а неясной мечте);
- в литературу пришел «герой средней руки» (чиновник, офицер, интеллигент, бедняк);
- реализм далек от обличения заблудшей личности, от иронии, его волнует загадка самой природы человеческой дисгармонии;
- обновление жанровых структур, рассказ-малютка может вместить проблемы огромного масштаба, и наоборот, большая повесть рассказывает о событиях двух дней;
- в реализме начала ХХ века нет нравоучительных интонаций, он призывает к сопереживанию, к сотворчеству;
- анализ реальных процессов совмещался со смелой романтической мечтой, реализм ХХ века сродни романтизму, импрессионизму, экспрессионизму, символизму;
- неустанное влечение к классическому наследию.
Реалистическая «одухотворенная» проза начала ХХ века звала к дискуссии.
|
|
- Многообразие литературных направлений.
Направление, или метод (от греч. Methodos – исследование) – способ исследования, принцип, лежащий в основе изучения жизни. В художественной литературе основные принципы, которыми руководствуется писатель, изображая в художественных образах жизненные явления.
Параллельное возникновение все новых и новых поэтических школ - одна из интереснейших тенденций эпохи. Происходило нарастание личностного начала, повышение статуса творческой индивидуальности в искусстве.
Поэты «непохожи друг на друга, из разной глины. Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда. Такими нас не обидел Бог» (О. Мандельштам). Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность – две ключевые категории литературного процесса начала XX века.
Эстетическое своемыслие – общая тенденция в лирике серебряного века.
Характерными фигурами, стоящими вне направлений («Одинокие звезды»), были М. Цветаева, М. Кузьмин, В. Ходасевич.
Стремление выразить более сложные, летучие или противоречивые состояния души потребовало нового отношения к слову-образу:
Я – внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей. К. Бальмонт
Звучало предчувствие «грядущих мятежей»:
Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром?
Слышу ваш топот чугунный
По еще не открытым Памирам. В. Брюсов
В стихотворения входят экзотические образы и мотивы как противодействие размеренно-мещанскому быту («Жираф», «Озеро Чад» Н. Гумилева).
Поэты-футуристы провозглашают решительное «нет» наследию классики, разрушая «эстетику старья» (стихи В. Маяковского, В. Хлебникова и др.)
Русская литература XX века прошла несколько периодов своего развития, каждый из которых отмечен своеобразием общественно политических условий и эстетических направлений. В периодизации литературы XX века учитываются эстетические, внутрилитературные и общественно-идеологические факторы.