Максимальный балл за работу – 120 баллов

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10 класс. 2020–2021 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

Время на выполнение работы – 90 минут.

Максимальный балл за работу – 120 баллов

 

Задание 1. Найдите в приведенном перечне категории населения, которые включаются в численность рабочей силы и запишите цифры, под которыми они указаны. (Всего 4 балла)

1. Домохозяйки

2. Частично занятые на производстве.

3. Не имеющие работы, но активно ее ищущие.

4. Отбывающие срок заключения в тюрьмах.

5. Работающие по гибкому графику.

6. Работающие по вахтовому методу.

7. Студенты дневного обучения.

__________________________________________________________________________

 

Задание 2. По какому принципу образованы ряды: (Всего 4 балла)

1.Предупреждение, штраф, лишение специального права, арест до 15 суток

__________________________________________________________________________

 2. Закономерность, объективность, синтез, исследование

__________________________________________________________________________

3. Табу, обычай, мораль, право

__________________________________________________________________________

4. Игра, учение, творчество, труд

__________________________________________________________________________

 

Задание 3. Вставьте пропущенные термины или понятия. Вставки должны быть в соответствующем падеже, роде, числе. (Всего 2 балла)

3.1. В Ростове водитель маршрутки, проехав на красный свет, спровоцировал тройное ДТП. Это пример поведения, которое в психологии и социологии называется ____________поведением.

Ответ: ________________________________________________________

3.2. Во Франции введена экстремально ___________________ шкала налогообложения. Люди с низким доходом освобождаются от налога вовсе. Годовые доходы в пределах 5963 евро облагаются по ставке 0 %; от 150 001 до 1 000 000 евро — по ставке 45 %. Ответ: ________________________________________________________

Задание 4. Что является лишним в ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили? (Всего 3 балла)

4.1. Верховенство закона, взаимная ответственность государства и личности, разделение властей, выборность органов государства. ____________________________

__________________________________________________________________________

4.2. Насилие, убеждение, наследство, богатство, знания. __________________________

__________________________________________________________________________

4.3. Коллизия, консенсус, конфронтация, соперничество__________________________

_______________________________________________________________________________________

Задание 5. Установите верность или ложность утверждений («да» или «нет») и занесите ответы в таблицу. (Всего 10 баллов)

1.Проблему редкости ресурсов в 21 веке удастся решить.

2.Выданный фирме кредит относится к фактору производства «капитал».

3.Процесс придания юридической силы договору путём утверждения его соответствующим органом каждой из сторон называется промульгацией.

4. При расторжении брака обязательства по кредитному договору, заключенному одним из супругов, поровну делятся между бывшими супругами.

5.Налоговые поступления увеличиваются в период подъема и сокращаются в период спада в экономике.

6.Авторитарный режим в отличие от демократического характеризуется способностью осуществлять государственное принуждение.

7. Природные свойства и особенности индивида проявляются в личности как ее социально обусловленные элементы.

8. Один из подходов к сущности нации состоит в том, что она рассматривается как общность людей по принадлежности к тому или иному государству.

9. Правовой обычай – наиболее древний источник права

10. Возрастные группы молодежи во многом определяются конкретно-историческими условиями, социально-экономической ситуацией, которые могут быть подвижны.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                   

 

Задание 6. Установите соответствие между мыслителями и областью знаний, в которой они прославились (Всего 5 баллов)

Мыслитель Область знаний
1. А. Смит А. экономика
2. К. Поппер Б. социология
3.  И. Кант В. Теология
4.  П. Сорокин Г. Философия
5.  Ф. Аквинский Д. политология
1 2 3 4 5
         

 

Задание 7. Выполните задания. (Всего 5 баллов)

7.1) Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежащие мыслителям, учёным, политикам, и запишите эти понятия.

1. «Дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге» (П. Сорокин). __________________________________________

2. «Сущее, подлинно существующее. В отличие от мнимого, не действительного… Само-тождество и, следовательно, само-равенство, точность, подлинность» (П.А. Флоренский). _____________________________________________________________

7.2) Замените высказывания соответствующими социологическими понятиями. 1. «Тотальность взаимодействующих индивидов, которая организована, если существуют цели и ценности» (П. Сорокин). _____________________________________________

2. «…Не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» (К. Маркс). ______________________________

3. «Фабрики воспроизводства общественных отношений» (Э. Дюркгейм).

__________________________________________________________________________

 

Задание 8. Используя ВСЕ приведённые слова и словосочетания, составьте определения двух понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам (они даны в именительном падеже) и пр. (Всего 4 балла)

8.1. внутренний и поведение мысли человек его контролёр стремления

8.2. продукт которое состояние покупатели готовы время и в по купить цена в течение определённое количество некоторая

 

Задание 9. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином. Термин должен стоять в падеже, соответствующем структуре предложения. (Всего 3 балла)

9.1. Человек, который приобрел долговые обязательства фирмы или Федерального казначейства, получает право на получение процента с их номинальной стоимости, а по истечении определенного срока на возврат их номинальной стоимости.

Ответ: _______________________________________________________

9.2. В США в отношении коренного населения проводилась политика принудительного отделения от основной массы населения и ущемления в гражданских правах.

Ответ: _______________________________________________________

9.3. В индустриальном обществе типичной является состоящая из супругов, с которыми могут проживать один или несколько их несовершеннолетних детей семья.

Ответ: _______________________________________________________

 

Задание 10. Решите кроссворд. (Каждая правильная позиция оценивается в 1 балл. Всего 32 балла)

По горизонтали:

1.Система взглядов, воззрений на природу и общество

2. Совместная деятельность, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду.

3. Выражение представлений человека об окружающем мире, его точки зрения, чувства, убеждения и желания

5. Постижение действительности сознанием

6. Существо, противостоящее внешнему миру, как объект познания

7. Древнее народное сказание о легендарных героях, о происхождении явлений природы

9. Совокупность достижений человека в производственном, общественном и духовном отношении

11. Совокупность людей, объединенных способом материальных благ на определенной ступени исторического развития

12. Поступательно движение вперед, улучшение в процессе развития

15. Ступень общественного развития и материальной культуры

16. Развитие, процесс постепенного непрерывного количественного изменения кого(чего)-нибудь, подготавливающий качественные изменения

18. Человеческая общность как результат исторически сложившихся форм деятельности людей

20. Человек, сосредоточенный на собственном внутреннем мире

22. Умение одного человека увлечь делом или идеей многих

23. Социальный пол, определяющий человека в обществе и то, как это поведение воспринимается

24. Процесс объединения частей в целое

26. Высокий авторитет исключительно одаренной личности; способность гипнотически действовать на окружающих

27. Философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания

29. Способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях

31. Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда

32. Упадок в развитии чего-либо; движение назад

По вертикали:

3. Способность мыслить, рассуждать и определять своё отношение к действительности как свойство высшей нервной деятельности человека

4. Взаимоотношение между людьми, характеризующееся явной или скрытой борьбой

8. Совокупность значений, придаваемых, так или иначе, элементам какой-либо естественнонаучной или абстрактной дедуктивной теории

10. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления

13. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений

14. Отдельно взятый человек, представитель человеческого рода

17. Относительно устоявшийся шаблон мышления

19. Право и возможность распоряжаться кем(чем)-либо, подчинять своей воле

21. Целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения

25. Преобразование, изменение чего-либо

28. Человечность в общественной деятельности, в отношении к людям

30. Система взглядов, идей, представлений, выражающих интересы того или иного общества или социальной общности

 

                  4                   13          
        1                                        
                                                 
2                                   18            
                              14                  
3                                   23            
                                                 
              8         15                        
        5                                        
                      17   19                      
      6                   22       25              
                                                 
              12                                  
                                                 
7   10   11         21           26                  
                                                 
9                     24       28       30          
                                                 
                              29                  
16                                                
                                  31              
    20                                            
                                  32              
                27                                
                                                 

 

Задание 11. Представленные изображения иллюстрируют характерные черты известного из курса обществознания общественно-политического явления. Назовите это явление (2 балла). Запишите его признаки, которые проиллюстрированы каждым изображением. (По 1 баллу за каждый признак. Всего 8 баллов).

А  Б                                                                       

 

 

В                                                                                      Г

                      

Д                                                               Е

             

Ответ: __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 12. Запишите слово, пропущенное в схеме. (Всего 1 балл)

             
 

 

 


Задание 13. В стране Р. был проведён социологический опрос совершеннолет­них граждан. Им задавался вопрос: «Кто должен быть главой семьи?»

Варианты ответов Женщины, % Мужчины, %
Муж 60 57
Жена 10 10
Тот, кто больше зарабатывает 16 20
У всех должны быть равные права 12 10
Не знаю 2 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: