Впервые термин «политика» был употреблен Платоном в сочинении «Государство» - трактате о государстве, правлении и политике.
Мыслители древней, средневековой и новой эпох, опираясь на различные парадигмы, по-разному толковали происхождение и сущность политики. Одни исходили из ее божественного, надчеловеческого начала, другие объясняли рождение и развитие политики под воздействием природных, социальных и внутригосударственных факторов.
Религиозно-мифологическое представление о политике возникло на ранних этапах существования общества, когда человек еще не мог создать рациональную картину мира. В те времена общественное устройство связывали с непререкаемым авторитетом высших сил – богами, или богом. Так, у китайского мыслителя Лао-Цзы и у древнегреческого Геродота земные дела полностью зависят от Промысла богов.
Никколо Макиавелли в сочинении «Государь» (1513) также рассуждал о политике в тесной связи с религией, теологией. Заслуга Макиавелли состоит, прежде всего, в доказательстве обусловленности политики, государства, политической деятельности сверхъестественными силами.
|
|
Г. Гегель усматривал причины социальных переворотов в социальном неравенстве и предлагал для устранения данного явления создать социалистическое общество.
К.Маркс отводил главенствующую роль в политике классам, массовым движениям и государству, а суть политики объяснялась господствующим влиянием экономических отношений.
М. Вебер разделял взгляды своего соотечественника, акцентируя внимание на том, что социокультурные факторы политического развития, общественное сознание и религия играют минимальную роль в экономике общественных процессах.
Сейчас в учении о государстве под политикой понимают науку о задачах и целях государства и о средствах, которые имеются в распоряжении или бывают необходимы для выполнения этих целей.
Задание 6. (8 баллов) Решите задачи.
Правовая задача.
14-летний Л. был участником незаконного вооруженного формирования. Подлежит ли Л. уголовной ответственности? Если да, то за что?
Ответ обоснуйте.
Выполните задание по картине.
Перед Вами репродукция картины известного бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта «Сын человеческий» (1964 г.) Какой философский смысл вложил художник в свою работу?
Ответ обоснуйте.
Задание 7. (4 балла) Древняя притча гласит: Когда Бог слепил человека из глины, у него остался неиспользованный кусочек.
- Что еще слепить тебе? – спросил Бог человека.
- Слепи мне счастье, - попросил тот.
Как Вы думаете, что сделал Бог? Что он хотел этим показать человеку? Ответ обоснуйте.
|
|
Задание 8. (13 баллов) Проанализируйте представленные ниже данные в таблице «Общие итоги миграции в N-ской области за январь-июль 2015 года» и выполните предложенные задания, связанные с их анализом.
8.1. Укажите число, характеризующее миграционный прирост населения в N-ской области за январь-июль 2015 года, сравните с показателем соответствующего периода 2014 года, на сколько процентов этот показатель больше/меньше.
8.2. Какой вид миграции в наибольшей степени обусловил сложившийся результат миграционного прироста? Сравните показатель по данному виду миграции с соответствующим периодом 2014 года. Как Вы думаете, что стало причиной данного вида миграции?
8.3. Проанализируйте показатели обмена населением с субъектами РФ, какова миграционная тенденция по данной позиции по сравнению с соответствующим периодом 2014 года?
8.4. Дайте определение «миграции». Какие два основных типа миграции Вы знаете?
8.5. К какому типу миграции относятся эмиграция и иммиграция? Что такое «репатриация»?
| Январь-июль 2015 года | Январь-июль 2014 года | ||||
Число прибывших | Число выбывших | миграционный прирост / убыль (-) населения | Число прибывших | Число выбывших | миграционный прирост / убыль (-) населения | |
Миграция – всего, человек | 27496 | 23617 | 3879 | 25724 | 21921 | 3803 |
в том числе: | ||||||
в пределах России | 21317 | 22096 | -779 | 21621 | 20738 | 883 |
из нее: | ||||||
внутрирегиональная | 11586 | 11586 | - | 11514 | 11514 | - |
межрегиональная | 9731 | 10510 | -779 | 10107 | 9224 | 883 |
Международная миграция | 6179 | 1521 | 4658 | 4103 | 1183 | 2920 |
из нее: | ||||||
со странами СНГ | 6034 | 1440 | 4594 | 4016 | 1082 | 2934 |
с другими зарубежными странами | 145 | 81 | 64 | 87 | 101 | -14 |
Часть II
Задание 9. (40 баллов) Выберите из предложенных высказываний мыслителей и учёных то, которое станет темой вашего сочинения-эссе. Ваша задача - сформулировать своё собственное отношение к данному утверждению и обосновать аргументами, которые вы считаете наиболее существенными.