Через разные виды деятельности

Приобщение детей к художественной литературе

 

Шишкина Любовь Александровна

 воспитатель МКДОУ детского сада «Калинка» пгт Юрья

 

Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся, плохое.

(В. А. Сухомлинский.)

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. В связи с этим была выбрана тема «Приобщение детей к художественной литературе через разные виды деятельности», так как по словам В.А. Сухомлинского: «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Любовь к книге не «приходит» к ребенку сама по себе, необходима активная помощь взрослых: воспитателей и родителей.

Для реализации задуманного в первую очередь в группе  была создана соответствующая развивающая предметно – пространственная среда, которая содержательна, насыщена, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна для детей. В нее входит:

-Уголок «Книжкин теремок», наполненный детской художественной, познавательной литературой, тематическими альбомами, картотеками стихов, загадок, пальчиковых игр.

-Уголок «Наш дом - театр» с разными видами театров: настольный, пальчиковый, театр ложек, костюмы шапочки персонажей.

-Уголок дидактических игр «Посиди и поиграй – ум, смекалку развивай», наполненный различными играми, пазлами по художественным произведениям.

Приобщая детей к художественной литературе  в младшем возрасте, мы приучали детей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения (стихотворные и прозаические), сопровождая чтение показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и прочих наглядных материалов, побуждали детей договаривать отдельные слова и даже фразы (в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребёнка), приобщали ребят к рассматриванию иллюстраций в книгах.

В первой и во второй младших группах дети научились прослеживать сюжетную линию, сопереживать персонажам, подводили малышей к пониманию поступков героев и их последствий. Дети учились инсценировать коротенькие отрывки из сказок, песенок, потешек. С помощью мнемосхем дети заучивали наизусть небольшие по объёму стихотворения, потешки и пересказывали сказки.

 Художественная литература проникает во все виды деятельности ребенка - дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности: увиденное и услышанное произведение дети воплощали в своих рисунках «Петушок», «Рукавичка», «Игрушки», в поделках из пластилина «Теремок», «Курочка Ряба», в аппликациях по прочитанным произведениям.

Большую роль к приобщению книге играет театрализованная деятельность. В группе имеется большое разнообразие масок, шапочек для театрализации. Показывая сказки, дети внимательно слушают и сами говорят реплики персонажей, вместе сочиняем сказки, используя игрушки. Мы показываем совместно с детьми сказки, используя различные виды театров: настольный театр «Волк и семеро козлят», «Репка», «Колобок». «Теремок». Дети с удовольствием исполняли роли в сказке «Теремок на новый лад». Пальчиковый театр «Колобок», «Репка», «Теремок», «Красная шапочка» позволил закрепить произведения.

Для воспитания устойчивого интереса к художественной литературе и фольклору привлекали средства других видов искусства, в том числе музыкального. В музыкальном уголке имеется детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, барабан, металлофон, погремушки, что помогало нам привлечь детей к участию в играх- драматизациях, инсценировках, музыкальных и литературных концертах.

Для плодотворной работы по приобщению детей к книге одних книг недостаточно. Поэтому мы широко используем в работе дидактические игры: «Мои любимые сказки», лото «Сказки», «Кто-кто в теремочке живет?». В игре мы закрепляем название сказки, её содержание, подводя детей к пересказу;  «Пазлы по сказкам», здесь мы не только вспоминаем содержание сказок, но также развиваем моторику рук и логическое мышление. Дети принимали активное участие в различных викторинах по закреплению знаний художественной литературы, например «Назови сказку по обложке книги», «Угадай из какой сказки сказочный герой» и т. д

Особым вниманием пользуется сказка в художественно - речевой деятельности. Детей младшего дошкольного возраста привлекают произведения стихотворного жанра, которые отличаются ритмичностью, четкой рифмой, музыкальностью. Для развития интереса к малым фольклорным формам применяем потешки: при умывании «Водичка…», «Кран откройся..»; при расчесывании «Расти коса до пояса»; при одевании «Наша Маша маленька»; при засыпании «Есть в лесу под ёлкой хата», называя имя ребенка, что особенно привлекает детей. Эти произведения сочетают в себе слово, интонацию и движения, сопровождаются показом, они глубоко воздействуют на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста, развитию речи. Продолжая знакомить ребят с малыми фольклорными формами, учили детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении и как результат – дети знают много загадок.

Во всех наших начинаниях чувствовали поддержку со стороны  родителей. Старались оказать им помощь в форме индивидуальных бесед, консультаций, памяток,  убеждая их, что книга, а не компьютер, – самый результативный и безопасный способ психологической защиты. Книга приходит к ребенку через мамин или папин голос, а это всегда любовь и доброта, тепло и защита. Для родителей оформлены папки – передвижки «Сказка в жизни ребенка», «Сказка перед сном», созданы памятки «Как организовать семейное чтение», «Формирование детской домашней библиотеки», «Как стать хорошим читателем?», «Как обращается с книгой ваш ребёнок», «Читайте вместе с детьми», «Если вы решили купить ребёнку новую книгу», «Учите вместе с нами». Вместе с родителями создали красочный лепбук «В мире сказок».
Родители приняли активное участие в изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов, в создании книжек- малышек самиздат, стенгазет «Мама, папа и я – читающая семья».

С целью приобщения детей и их родителей (законных представителей) к художественным произведениям нами разработаны и реализованы педагогические проекты «Озорные пальчики у девочек и мальчиков», «Речевая игротека». В процессе проектной деятельности дети совместно с родителями познакомились с разнообразными пальчиковыми и речевыми играми, с малыми фольклорными формами, книжками-малышками.

Таким образом, приобщение детей к художественной литературе через разные виды деятельности способствовала формированию любви к книге, первоначальных задатков к чтению.

В дальнейшей работе планируем:

- обогащать «читательский опыт» детей за счёт произведений различных жанров фольклора (заклички, небылицы, считалки, волшебные сказки), литературной прозы (рассказы с нравственным подтекстом) и поэзии (авторские загадки);

 - обеспечивать совершенствование умений художественно — речевой деятельности на основе литературных текстов: сочинять загадки, сказки по аналогии со знакомыми текстами;

- способствовать самовыражению детей в театрализованной игре в процессе создания целостного образа героя в его изменении и развитии;

- приобщать дошкольников к социально — нравственным ценностям.
Закончить хочется словами К. Г. Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!»

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: