Часть 2. Тема: Питание как ресурс адаптации человека к условиям жизни в Арктике

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

«ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В АРКТИКЕ»

Задание Всего баллов (условие: задание сдать вовремя) К зачету
Выступление на практ.занятии 10*2=20 Min 9
СРС 1 Видеоролик «Книга или фильм об Арктике» До 20 баллов +
Презентация «Жизнь народов Севера» До 20 баллов +
Презентация «Адаптация человека к условиям жизни в Арктики» До 20 баллов +
Доклад (презентация) «Историко-культурное наследие российской Арктики» или «Роль Мурманской области в арктических стратегиях» До 20 баллов +
Зачет Зачтено: 2 вопроса из списка

Видеоролик – обычно снимают на мобильный носитель (например, телефон), необходимо выбирать формат записи, который не требует переформатирования зрителям.

Структура видеотекста свободная, но желательно проявить себя как режиссер и сценарист в одном лице. Обязательно необходимо заострить внимание на названии и авторе того произведения, которое представлено в ролике (чтобы можно было его легко найти).

Алгоритм презентации

Слайд 1 – титул

Слайд 2  +n – проблема, вопрос, противоречие

Слайд 3 +n – данные, мнения, факты, раскрывающие проблему

Слайд 4  +n – сложное рассказать простым языком («Explain like I’m 5» - расскажи как будто мне пять лет)

Слайд 5 – выводы, идеи, решения

+n – число слайдов может быть другим

Оформление презентации – актуальные для темы цветовые решения, иллюстрации, контрастный текст и фон. Следует стремиться к минимизации текста на слайде.

Практические занятия проходят как обсуждение предложенных вопросов. В группе можно распределить вопросы, установить основных докладчиков и тех, кто дополняет озвученную информацию. По выступлению преподаватель задает вопросы, студенты также могут высказывать свое мнение, задавать вопросы. Интересное выступление можно слушать долго, но все же желательно ограничить его – 3-5 минут (не более 10).

Практическое занятие 1-2 (4 часа = две пары)

Тема: Арктика как объект естественно-научных и социально-экономических исследований.

Часть 1.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. География арктических территорий и акваторий.
  2. Природно-климатические характеристики Арктики.
  3. Льды и вечная мерзлота: история и значение исследований.
  4. Животный мир Арктики: значение исследований для современного знания.
  5. Факторы роста научного и индустриального интереса к исследованиям морской и континентальной Арктики.
  6. Геополитические интересы в современной Арктике.
  7. Мифы и футурологические концепции прошлого и будущего Арктики.

Часть 2. Вопросы для обсуждения

  1. История и современная жизнь Шпицбергена.
  2. Великие имена Арктики.
  3. История и современность естественно-научных исследований арктической тематики (на примере…).
  4. История научных исследований Арктики в России (на примере…).
  5. Индустриальные исследования Арктики.
  6. Арктический пленэр – Арктика глазами художников.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что означает понятие «циркумполярный»?
  2. Какие четыре полюса расположены в Северном полушарии?
  3. Что такое «арктические компетенции»?

Задание для самостоятельной работы: «Литературные и кинопроизведения об Арктике»

Задание 1. Буктьюберы об Арктике: найдите и интересно опишите художественную или документальную книгу или кинофильм об Арктике.

 

Формат: видеоролик, выложить в группе.

 

Практическое занятие 3-4 (4 часа)

Тема: Этносы циркумполярного мира

План.

Часть 1.

  1. Природная среда и этапы освоения арктических территорий в древности (исследования палеогеографии и археологии).
  2. История циркумполярного мира в Средние века.
  3. Эволюция культуры северных народов в эпоху Нового времени.
  4. Русская северная культура.
  5. Концепция северной идентичности в современной науке.
  6. История и современность этнографических экспедиций.
  7. Практика природопользования коренных народов севера.
  8. Культура жизнеобеспечения народов севера.
  9. Исследования адаптивных способностей народов крайнего севера.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «социальный капитал»?

2. Какие этносы относятся к коренным народам севера?

3. Можно ли считать поморов самостоятельным этносом?

 

Часть 2. Жизнь народов Крайнего Севера.

Презентация жизни, культуры одного из народов крайнего севера (всех арктических государств).

Примерный план:

– официальное наименование народа и самоназывание народа;

– этнографическая характеристика (сходство и различия с другими народами севера);

– традиционные занятия и жизнеобеспечение;

– космология и мифология народа;

– современные внутренние (этнические) культурные процессы;

– взаимоотношение с другими культурами;

– интересные и полезные сведения об этносе.

 

РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Практическое занятие 5 (2 часа)

Тема: Индикаторы качества жизни населения в арктических территориях

Часть 1. Вопросы для обсуждения

  1. Качество жизни как комплексное понятие и объект управления.
  2. Ключевые показатели качества жизни.
  3. Особенности оценки качества жизни арктических территорий.
  4. Технологии мониторинга качества жизни арктических территорий.
  5. Роль исследований качества жизни в определении устойчивости развития территорий и благополучия социума.
  6. Основы методологии исследования качества жизни населения.
  7. Роль культуры в формировании качества жизни в Арктике.
  8. Роль университетов в формировании условий для повышения качества жизни арктических территорий.

 

Практическое занятие 6-7-8 (6 часов)

Тема «Проблемы адаптации человека к условиям жизни в Арктике»

План:

Часть 1. Вопросы для обсуждения

  1. Исследования резервов организма человека для нормальной жизнедеятельности на крайнем севере.
  2. Природные условия Арктики и их влияние на состояние здоровья пришлого населения.
  3. Типичные патологии здоровья людей на крайнем севере.
  4. Управление работоспособностью в условиях крайнего севера.
  5. Возможности медицины для повышения качества жизни в Арктике.
  6. Холод как фактор здоровья и нездоровья человека.

 

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое экстремальный климатический фактор?
  2. В чем суть адаптации человека к холоду?
  3. Что такое «синдром полярного напряжения»?

 

 

Часть 2. Тема: Питание как ресурс адаптации человека к условиям жизни в Арктике.

  1. Особенности традиционного питания народов крайнего севера.
  2. Биоресурсы Арктики в структуре питания человека.
  3. Рацион полярника: принципы разработки, возможности использования в других видах деятельности человека.
  4. Питание в период полярной ночи.
  5. Здоровое питание городского человека за полярным кругом.
  6. Гастрономические бренды Арктики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: