Организация работ по стандартизации в Российской Федерации

План лекции:

1. Правовые основы и задачи стандартизации;

2. Органы и службы по стандартизации;

3. Порядок разработки, внедрения и обновления нормативных документов;

4. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов;

5. Информационное обеспечение работ по стандартизации.

1. Правовые основы и задачи стандартизации.

Правовые основы стандартизации в России установлены Законом Российской Федерации «О стандартизации». Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, а также общественными объединениями.

Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований при их применении.

Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ, например федеральным Законом «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации» в связи с принятием законов РФ «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг» (1995); постановлениями Правительства РФ, принятыми во исполнение Закона «О стандартизации», приказами Госстандарта РФ.

Основными задачами стандартизации являются:

§ обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);

§ установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

§ установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

§ согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

§ унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;

§ установление метрологических норм, правил, положений и требований;

§ нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;

§ установление требований к технологическим процессам, в том числе в целях снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, обеспечения применения малоотходных технологий;

§ создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

§ нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и др.);

§ создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции;

§ содействие реализации законодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации.

2. Органы и службы по стандартизации.

Органы и службы по стандартизации – организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельность которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

Органы стандартизации – это органы, признанные на определенном уровне. Основные функции такого органа – разработка и утверждение нормативных документов, доступных широкому кругу потребителей. Однако он может выполнять немало других функций, что особенно характерно для национального органа по стандартизации.

Национальным органом по стандартизации в России является Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Госстандарт РФ – специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации. Председатель Госстандарта РФ является главным государственным инспектором РФ по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений.

Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через созданные им органы. К территориальным органам Госстандарта относятся центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которых на территории РФ более 100.

Службы стандартизации – специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления – государственном, отраслевом, предприятий (организаций). Российские службы стандартизации – научно-исследовательские институты Госстандарта РФ (20 институтов) и технические комитеты по стандартизации.

К научно-исследовательским институтам относятся: ВНИИстандарт – НИИ стандартизации; ВНИИС – ВНИИ сертификации; ВНИИНМАШ – ВНИИ по нормализации в машиностроении и др.

Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты (ТК), специализирующиеся в зависимости от объекта стандартизации. В рамках этой специализации в ТК проводится также работа и по международной (региональной) стандартизации.

3. Порядок разработки, внедрения и обновления нормативных документов.

Работа ТК начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявителями могут быть государственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предприниматели, которые направляют заявки в ТК согласно закрепленным за ними объектам стандартизации. В заявке обязательно должна быть обоснована необходимость разработки нормативного документа. На основании заявок Госстандарт РФ формирует годовой план государственной стандартизации России. Дальнейшая работа проводится на основе договоров на разработку стандарта между заявителем и соответствующим ТК и включает следующие эталоны: составление технического задания (организацией-разработчиком или ТК), разработку проекта стандарта, представление окончательного варианта проекта в Госстандарт РФ для принятия, обновления стандарта, пересмотр и отмену стандарта. Разработка государственного стандарта состоит из технического задания, разработки проекта, принятия стандарта Госстандартом РФ.

Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству России, метрологическим правилам и нормам, терминологическим стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-91 «ГСС. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов». Стандарт принимается соглашением, после чего устанавливается дата его введения в действие. Далее принятый стандарт подлежит регистрации, информация о нем публикуется в ежемесячном Информационном указателе. Все перечисленные выше функции выполняет Госстандарт РФ в установленном им порядке.

Пересмотр гос.стандарта по существу является разработкой нового взамен действующего. Необходимость пересмотра возникает в том случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества продукции и затрагивает ее совместимость, заменяемость.

Отмена стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так и без замены. Причиной служит прекращение выпуска продукции (оказания услуг), которая производилась по данному нормативному документу, либо принятие нового стандарта.

Принятие окончательных решений о внесении изменений, пересмотре и отмене государственных стандартов, а также соответствующая публикация в Информационном указателе стандартов находятся в ведении Госстандарта РФ.

4. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов.

Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований гос. стандартов осуществляются в России на основании Закона РФ «О стандартизации» и составляют часть гос. системы стандартизации.

К основным задачам госнадзора можно отнести: предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований гос. стандартов, правил обязательной сертификации и Закона «О единстве измерений» всеми субъектами хоз. деятельности; предоставление информации органам исполнительной власти и общественным организациям по результатам проверок. Проводят госнадзор должностные лица Госстандарта и подведомственных ему центров стандартизации и метрологии, получивших статус территориальных органов госнадзора, - гос. инспекторы.

Проверкам в процессе госнадзора подвергаются продукция (на всех стадиях ее ЖЦ), в том числе подлежащая обязательной сертификации и импортируемая; услуги населению, виды работ, которые подлежат обязательной сертификации; техническая документация на продукцию; деятельность испытательных центров, лабораторий и органов по сертификации. Проверка осуществляется как лично инспектором, так и создаваемыми под его руководством комиссиями.

Основная форма гос. контроля и надзора – выборочная проверка. В процессе проверки проводятся испытания, измерительный контроль, технический осмотр, идентификация, другие мероприятия, обеспечивающие достоверность и объективность результатов. Госстандарт РФ устанавливает приоритетные направления госнадзора, которые, прежде всего, учитываются при его планировании.

Контролю подвергается о бразец (или проба), отбираемый в соответствии с установленной в стандарте на данную продукцию методикой. По результатам испытаний оформляется протокол испытаний, а проведенные проверки заканчиваются составлением акта проверки. Акт направляется руководству проверенной организации; в Ростест-Москва для подготовки обобщенной информации; в Госстандарт РФ (в случае необходимости определения штрафных санкций).

В 1998г. с целью совершенствования работы госнадзора введена новая система показателей его эффективности, которая включает социальную, экономическую и технологическую составляющие.

В связи с тем, что не все требования стандартов обязательны, а стандарты носят рекомендательный характер, возникла проблема стимулирования предприятий производить продукцию в соответствии с нормативными документами.

Если продукция подлежит обязательной сертификации, то сертификат  соответствия и знак соответствия служат для потребителя гарантией ее безопасности. А как быть с качеством? Следуя практике зарубежных стран, где для информации потребителя о качестве товара используют знаки соответствия стандарту (не путать со знаками соответствия, которыми маркируют продукцию после сертификационных испытаний для подтверждения ее соответствия нормам безопасности), Госстандарт РФ принял нормативный документ ГОСТ Р 1.9-95 «Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам ». Маркировка знаком не заменяет сертификацию, если продукция обязательно подлежит ей.

Из практики стандартизации и сертификации в РФ за последние годы можно сделать вывод, что знак соответствия применяется только для сертификационной продукции по системе ГОСТ Р.

5. Информационное обеспечение работ по стандартизации

В России информационное обеспечение организовано на базе положений Закона «О стандартизации». Закон исходит из того, что информация о разрабатываемых и принятых нормативных документах, в том числе и международных, должна быть доступна заинтересованным организациям и лицам в той или иной части, которая не рассматривается как государственная тайна.

Исключительное право на опубликование гос. стандартов принадлежит гос. органам управления, утвердившим эти нормативные документы, причем порядок опубликования определяется Правительством РФ.

Госстандарту РФ предоставлено исключительное право официального опубликования информации, касающейся продукции и услуг, сертифицированных и маркированных знаком соответствия гос. стандартам.

Все субъекты хоз. деятельности, которые принимают нормативные документы, ведут информационные фонды и сами представляют на договорной основе документы и сведения о них заинтересованным юридическим и физическим лицам.

Госстандарт не только организует публикацию официальной информации о российских, международных, региональных, национальных нормативных документах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, но и ведет Федеральный информационный фонд стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации национальных стандартов зарубежных стран.

В целях совершенствования системы информационного обеспечения Госстандартом РФ создан Информационный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (ИНФКОС). Главная цель ИНФКОС – научно-методическое и практическое руководство работами по информационному обеспечению стандартизации, сертификации и метрологии в стране на базе Федерального фонда стандартов и автоматизированных банков данных.

Информацию о действующих государственных стандартах, сроках их действия, изменениях к ним пользователи получают через годовые и ежемесячные информационные указатели «Государственные стандарты Российской Федерации». Издание и переиздание ОСТ и СТО осуществляют принявшие их органы, соответственно СТП (стандарт предприятия) – предприятия, их утвердившие.

Вопросы:

1. Какими законодательными актами регулируются отношения в области стандартизации?

2. Какие органы по стандартизации осуществляют эту деятельность в РФ?

3. Каков порядок принятия стандарта?

4. Какой орган и как осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований нормативных документов?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: