Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Приходовский М.А.
Математика
Курс практических занятий
Семестр 1
Группы 520, 530
Томск
ТУСУР
2020
Практики 1 и 2 (неделя с 14 по 20 сентября).
Действия над матрицами.
Задача 1. Найти сумму и разность матриц:
+ 
Решение. Складываем поэлементно:
=
.
Вычитаем:
=
.
Ответ. Сумма:
разность:
.
Задача 2. Найти сумму матриц:
+ 
Решение. Складываем поэлементно:
=
.
Ответ.
.
Задача 3. Даны матрицы
,
.
Найти
и
.
Решение. Запишем эти матрицы. Если первую разбить на строки, а вторую на столбцы, то видно, что есть всего 4 варианта скалярно умножить друг на друга вектор-строку их первой на вектор-столбец из второй.
|
|
|
|
|
|
|
|
Например, если умножаем строку номер 1 на столбец номер 2, то и число, которое при этом получается, ставим в 1 строку 2 столбец новой матрицы. Итак,
=
.
Теперь найдём
. В данном случае первую матрицу можно разрезать на 3 строки, а вторую на 3 столбца. Таким образом, получаем 9 чисел.
Покажем, например, как 1-я строка скалярно умножается на 1-й столбец, они обведены.
.

Ответ.
.
Задача 4. Найти произведение матриц:
а)
, б)
, в)
.
Решение.
=
=
=
.
=
=
=
.
=
=
=
.
Ответ.
,
,
.
Примечания.
1) Видим, что в общем случае может не выполняться закон коммутативности при умножении матриц, то есть 
2) При умножении на матрицу, состоящую из всех единиц, исходная не получается, а вот если единицы по диагонали - получается. Матрица
называется единичной матрицей. При этом выполняется
.
Задача 5. Дана матрица
найти
.
Решение. Умножим матрицу саму на себя, то есть две её копии напишем рядом и умножим их.
=
=
=
. Ответ.
.
Как видно из этого примера, для матриц, в отличие от чисел, возможно, что получается нулевой объект в ответе, притом что в исходной матрице вообще ни одного нуля не было. Это из-за особенностей её строения: правый столбец в 2 раза меньше, чем левый, а нижняя строка в минус 2 раза больше, чем верхняя. И вообще, если взять пару матриц, где у первой будет пропорциональность строк (в k раз больше) а у второй - столбцов (в минус k раз меньше) получим такой же эффект.
Задача 6. Даны матрицы
. Найти
.
Решение.
=
=
.
=
=
.
Ответ.
.
Задача 7. Найти произведение матриц
.
Решение. Размеры согласованы: длина строки 1-й матрицы равна высоте столбца 2-й матрицы. Первую можно мысленно разрезать на 2 строки, вторую на 3 столбца. Итого будет 6 различных произведений строк на столбцы.
=
. Ответ.
.
Задача 8. Вычислить
и
.
Заметим, что получаются 1-й и 2-й столбец матрицы.
=
,
=
.
Замечание. При умножении квадратной матрицы на вектор-столбец получается снова вектор-столбец, то есть квадратная матрица фактически выступает в роли функции, отображающей векторы в пространстве (или на плоскости, если n = 2). Коротко о понятии линейного оператора и строении его матрицы и о том, что при умножении на i-й базисный вектор получается столбец номер i.
Задача 9А. Найти произведение:
.
Задача 9Б.
.
Решение. В 1-м случае размеры
и
, согласованы, умножение возможно. Во 2-м случае
и
, тоже согласованы (хоть столбцов и больше, но всё равно длина строки 1-й матрицы равна высоты столбца 2-й матрицы). Просто в ответе для 3Б получится ещё один лишний столбец справа.
=
=
=
.
Для пункта «Б» 1-я и 2-я строка умножаются не только на 1-й и 2-й, но ещё и на 3-й столбец. Дополнительно получаем
=
=
.
Выделим красным цветом новый столбец:

Ответ. 9А:
, 9Б:
.
Задача 10. Даны матрицы
,
,
. Найти
.
Решение. Так как матрица С находится справа во всех слагаемых, то для удобства можно использовать приведение подобных
=
- тогда умножение надо будет проводить всего один раз, а не два.
Сначала запишем
.
=
=
.
Теперь умножим на матрицу С. Точно так же, как и в прошлом примере, мысленно обведём строку из 1-й матрицы на столбец из 2-й.
Есть 4 варианта это сделать:


=
=
=
.
Ответ.
.
Задача домашняя 1. Найти произведение
.
Ответ.
.
Задача дом-2.
Найти
.
Ответ.
,
.
Задача дом-3.
. Найти
.
Ответ.
,
.
Задача 11. Дана матрица
. Найти
.
Решение. Сначала умножим две, и найдём
.
=
=
.
Теперь домножим ещё на одну матрицу А, чтобы найти
.
=
=
.
Ответ.
.
Замечание. Несмотря на то, что в общем случае коммутативности по умножению матриц нет, но если матрица
совпадает с матрицей
, тогда
. Например, в этой задаче,
из-за ассоциативности, т.е. неважно, домножить третий раз слева или справа.
Задача дом-4. Найти
для этой же матрицы. Замечание. Здесь есть 2 метода решения: либо умножить
, полученную в прошлой задаче, ещё раз на
, либо взять
, полученную на первом этапе, и её умножить саму на себя. Ответ.
.
Задача 12. Найти произведение
, где
,
,
.
Решение. Вычислим
, сначала умножим первые две матрицы:
=
. Теперь умножим на третью матрицу.
=
. Ответ.
.
Замечание. Если вычислять
, то получается точно такой же результат, т.к. выполняется закон ассоциативности.
Определители.
Задача 13.
=
.
Для параллелограмма, построенного на базе системы векторов (2,1) и (1,2), площадь равна 3. Если область 2’ перенести в область 2, то видно, что получается половина прямоугольника площади 2 (выделено жёлтым). То есть площадь равна 1. Аналогично 3’ в 3. Там тоже площадь 1. Кроме того, в центре квадрат площади 1.

Практика 2.
Задача 14. Найти определитель
.
Решение.
=
.
Ответ. 18.
Задача 15. Найти определитель
Решение. Допишем копии первых двух столбцов, проведём 3 параллельных линии (главная диагональ и ещё две). Перемножим все эти тройки элементов и внесём в общую сумму с их исходным знаком. А вот для побочной диагонали и линий, ей параллельных, со сменой знака.

=
.
Ответ.
.
Задача 16. Найти определитель
.
Решение.

То, что перемножено по зелёным линиям, включим в сумму со знаком плюс, а по красным - со знаком минус.
=
.
Ответ. 5.
Задача 17. Найти определитель
.
Решение.

. Ответ. 11.
Задача 18. Найти определитель
.
Решение.

. Ответ.
.
Задача 19. Найти определитель
.
Решение.

=
. Ответ.
.
Задача Дом-1. Вычислить определитель
. Ответ. 28.
Задача 20. Вычислить определитель
.
Решение. Заметим, что 1-й и 3-й столбец содержат очень похожие группы элементов а именно 1 и 2. Вычтем из 1-го столбца 3-й, а затем разложим по 1-му столбцу.
=
=
=
.
Ответ. 24.
Задача дом-2. Вычислить определитель
. Ответ. 50.
Практики 3 и 4 (неделя с 21 по 27 сентября).
Задача 21. Найти параметр
, при котором определитель равен 0:
.
Решение. Вычислим определитель и решим получившееся уравнение:
,
,
,
.
Ответ.
.
Задача 22. Найти параметр
, при котором определитель равен 6:
.
Решение. Вычислим определитель и решим получившееся уравнение:

Ответ. 4,2.
Задача 23. Вычислить определитель
с помощью разложения по первой строке.
Решение. Выберем дополняющий минор для каждого элемента 1-й строки, и домножим на 
=
=
= 8. Ответ. 8.
Задача 24. Вычислить определитель
методом Гаусса (приведением к треугольной форме).
Решение. Вычитаем из 2-й строки удвоенную 1-ю, и из 3-й 1-ю.
=
затем вычитаем из 3-й строки 2-ю.
получили
= 2. Ответ. 2.
Задача 25. Вычислить определитель
.
Решение. Прибавим 1-ю строку ко 2-й, 3-й и 4-й.
. Эта матрица треугольная, определитель равен произведению чисел по диагонали, то есть 24.
Ответ. 24.
Задача 26 (а,б). Вычислить определитель 4 порядка двумя способами: а) разложением по 1-й строке. б) с помощью преобразований матрицы.







