Содержание учебного предмета, курса «Литературное чтение»

Аннотация к рабочей программе

Программа разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 ФЗ - 273, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого Приказом МОиН РФ от 06.10.2009 г. № 373 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507), Примерной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «ЦО «ППК», утверждённой 10.05. 2011 г. приказом Управления образования Администрации г. Пскова (с изменениями) и авторской учебной программы по курсу «Литературное чтение» (1-4) автор: Е.И.Матвеева, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации (Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) /Сост. А.Б.Воронцов - М.: Вита-пресс, 2012.). Учебник Матвеева Е. И. Литературное чтение.2 класс. – М.: Вита-Пресс, 2012.

           

Цель изучения предмета «Литературное чтение»:

 - формирование читательской компетенции

-обеспечение интенсивного совершенствования способа синтагматического чтения обучающихся;

-освоение «смыслов» литературного текста;

-открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка;

-воспитание культуры восприятия текста;

-стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.

    При этом решаются следующие задачи:

– формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности, самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, самокритичности;

– формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм;

 – развитие мышления, внимания, памяти, развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей

На изучение учебного предмета «Литературное чтение» во 2 классе отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю (34 недели)

                      

                  

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса «Литературное чтение»

В результате освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

Личностные

В результате изучения литературного чтенияу обучающихся будут сформированы:

- положительная мотивация к процессу чтения,

- интерес и желание познавать новое во время чтения и слушания произведений разных жанров;

В результате изучения литературного чтения обучающиеся получат возможность сформировать:

- умение принимать как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, сострадание, взаимопомощь и т. д.

-  терпимое отношение к мнению других читателей, мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению,

- представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы;

 - представление об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями;

- представление о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений, которые проявляются в ответ на мнение о прочитанном произведении;

- умение проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре

 

Метапредметные

В результате изучения литературного чтения обучающиеся 2 класса научатся:

· воспринимать книгу как источник информации;

· иметь представление о многообразии книг: художественных, учебных, научно-популярных;

·  правильно читать текст целыми словами и словосочетаниями, обозначать интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией;

· иметь представление о понятиях «текст», «раздел»;

·  давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного в устной и письменной форме;

· находить страницу книги по номеру;

· уметь соотносить текст и иллюстрацию;

· выбирать заглавие к тексту из нескольких предложений

В результате изучения литературного чтения обучающиеся получат возможность научиться:

· определять тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 150 слов;

· определять микротемы в сказках;

· выделять в тексте абзац;

· контролировать правильность чтения других учеников, фиксировать ошибки в процессе чтения;

· пользоваться сносками и справочными разделами учебника;

· участвовать в диалоге по прочитанному тексту, выражать читательскую позицию;

· оценивать ответ одноклассника по предложенным учителем критериям

Предметные:

В результате изучения литературного чтения обучающиеся 2 класса научатся:

· иметь представление о пословице, басне, сказке, поэтической сказке, притче и т.д.;

· определять вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам;

· составлять партитуру поэтического текста для интонирования наизусть;

· наблюдать композицию сказки (народной и авторской)

· раскрывать смысл предложенных в учебнике пословиц, соотносить их со смыслом другого прочитанного произведения;

· пересказывать фрагмент произведения близко к тексту;

· выразительно и грамотно читать по ролям фрагменты предложенных в учебнике произведений

· понимать особенности игрового, юмористического текста;

· понимать функции слова в речи человека;

· отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста

· читать вслух незнакомый текст целыми словами, ориентируясь на ключевые слова, знаки препинания (темп чтения в конце 2 класса — не менее 65 слов в минуту);

 

В результате изучения литературного чтения обучающиеся 2 класса получат возможность научиться:

· создавать миниатюру на заданную тему, редактировать собственный текст;

· определять в ходе обсуждения отношение автора к персонажу, главную мысль сказки;

· критически оценивать свое (и других) интонирование и чтение в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

· соотносить классические сюжеты, находить общие и различные признаки русских и зарубежных сказок;

· иметь представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, эпитетах

· анализировать ритм и рифму в стихотворных произведениях;

· находить книгу по библиографическим данным (автор, заглавие, титульный лист);

· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг; для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам; для работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

 

 

Содержание учебного предмета, курса «Литературное чтение»

1. Речевая и читательская деятельность

Совершенствование навыка чтения: освоение синтагматического способа чтения

Восстановление способа синтагматического чтения на дидактическом тексте (тексте-обращении). Тактовое чтение специально отобранных литературных текстов (сказок) с предварительным выделением учащимися синтагм и постановкой ударения. Распространение способа синтагматического чтения на поэтические тексты. Составление «партитуры» поэтического текста (коллективно).

Роль слова и коммуникативной культуры в жизни человека, общества. Адресность высказывания. Значения слова (лексическое и грамматическое: смысл и форма). Звуковая оболочка слова и смысл. Прямое и переносное значения слова. Функции слова. Пословицы о значении слова в жизни человека. Авторы о слове. Слово в притче. Иносказательность и поучительность притчевого слова. Слово в художественном тексте. Слово-образ. Слово и настроение. Оттенки слова. Слово поэтическое и прозаическое. Слово в лирическом стихотворении. Слово в юмористическом, шутливом стихотворении. Диалог-спор «неживых» героев, способы передачи настроения этих героев. Выбор лексических средств для передачи настроения. Слово и речь человека. Словесные «казусы» в речи героев юмористического стихотворения. Выбор автором языковых средств для создания своего образа, передачи настроения, раскрытия темы. Слово и передача особых чувств героя (желание выделиться, похвастаться, похвалить себя, возмутиться и т.д.). Слово в речи героев русской народной сказки. Поучительность и иносказательность слова в басне. Хвалебное слово в разных литературных жанрах.

Смыслоразличительная роль ударения в слове. Образ героя — словесное выражение главной мысли автора. Способы этого выражения в стихотворении и рассказе. Обидное слово. Слово и реакция человека на него. Вежливое и невежливое слово. Форма высказывания. Способ исправить форму выражения своего высказывания. Слово-совет. Слово авторское. Восприятие авторского слова читателем. Понятие талантливый читатель. Сравнение как прием автора, создающий образ. Слово в миниатюре. «Философичность» смысла авторского слова.

2. Литературоведческая пропедевтика

Слово в юмористическом произведении (в рассказе, стихотворении, притче, миниатюре). Замысел юмористического произведения. Герой юмористического произведения. Средства создания его образа. Речь и характер героев. Отношение автора к герою юмористического произведения, средства его выражения, проявление иронии.

Слово в сказке. Замысел сказки. Сказочный образ и средства его создания. Иносказательность сказочного текста. Особенности сказочного героя. Виды сказок:

русская народная (о животных, бытовая, волшебная), сказка-притча, авторская (литературная) сказка. Форма сказки: прозаическая и стихотворная. Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, общие места, концовка. Экспозиция произведения. Композиция авторской сказки. Роль поучения в сказке. Связь сказки и пословицы. Отношение автора к героям сказки, средства его выражения через сказочные образы.

3. Творческая деятельность

Составление моделей изобразительных средств. Сочинение и редактирование текстов по заданной тематике на основе анализируемых произведений (текст-описание, прогнозирование рассказа; создание текста по заданной первой фразе; интерпретация произведения в выразительном чтении; рассказ произведения близко к тексту). Конструирование текста по предложенному плану; составление модели рассказа с элементами описания, написание рассказа по модели. Создание «виртуального» мультфильма-сказки (по предварительной раскадровке). Чтение по ролям. Драматизация. Презентация произведения. Презентация книги.

 

Круг чтения

Каким бывает слово?

А. С. Пушкин «Если жизнь тебя обманет», «Кн. П.П. Вяземскому»; А. А. Тарковский «Слово только оболочка»; Дж. Родари (перевод с итальянского Ю. Ильиной) «Почему слово так дорого ценится?»; пословицы о слове и языке; В. В. Суслов «Как работает слово»; Е. А. Пермяк «Волшебные краски» (отрывок), «Пастух и Скрипка» (отрывок);В. В. Голявкин «Я пуговицу сам себе пришил»; Притча о талантах (по А. Меню); А. А. Ахматова «Тайны ремесла»; Ф. К. Сологуб «Глаза»; М. М. Пришвин «Летний дождь»; В. В. Набоков «Дождь пролетел»; В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (отрывок), В. В. Лунин «Музыка».

Читай, удивляйся, размышляй!

Притча о Сеятеле (из Евангелия от Матфея, гл. 13); В. А. Солоухин «Когда ты хочешь молвить слово»; Н. И. Сладков «Золотая осень»; А. А. Ахматова «Вереница четверостиший» (отрывок); В. П. Астафьев «Падение листа»; В. В. Бахревский «Вечер»; И. Пивоварова «Песня скрипки»; М. М. Пришвин «Художник»; И. А. Бунин «Слово».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: