О методологии вступительное слово, путь человека, единство теории и практики, часть седьмая

Если начать несколько поэтично, то мы больше внимаем научным фактам, исследуем научные концепции, но не обходим стороной и творения человеческой мысли, воплощенные, например, в философских сочинениях или трудах, послуживших основой целых философских направлений, в том числе теософских. В этом наше отличие от регламентированных научных форматов. В синтезе идей мы ищем зерно истины. Такой подход обязывает освободиться от эмоционально-предвзятых мнений, оставляет лишь то, что, «оголённое» от поверхностной скорлупы, даёт возможность увидеть реальный «блеск знаний». Это чрезвычайно трудно, требует ежедневной концентрации, организованности, и не страхует от ошибок, обусловленных субъективностью восприятия. Но всё же, как двигаться человеку дальше на пути познания? Должна ли преграда непонимания (естественно всплывающая) останавливать его? Разум заставляет копать и находить свет, пусть поначалу и совсем тусклый и не стабильный. И мы готовы встретить свет, например, даже в источниках религиозного характера (не научного). При этом нами не подразделяются люди, скажем, по признаку «свой» и «чужой» или по другим принципам. Мы не ориентируемся сплошь на авторитетное мнение. Не превозносим культуры, одну в ущерб другой. Не следуем слепо конкретной идеологии, идеализируя её заветы, но придерживаемся разумного синтетического начала. И даже обозначаем примерно этот синтез: мировоззрение, религия, наука. В несколько частном выражении: управление, психология, экономика. Просто, такой вариант синтеза определяет круг наших интересов в одном из направлений. При этом информационно мы обращаемся к различным источникам, пусть хоть к древним манускриптам или нашим современникам, работающим в области познания.

Последующий блок информации после преамбулы выше, сделаем последовательным обобщением сведений, но с определённым ключевым звеном, объединяющим соответствующие материалы. Выбранная тактика подведёт нас к важному на текущий момент, исходя из концепции изучения мироздания, явлению в сфере познавательной деятельности. Это явление опишем позже.

Итак, часто циклично мы возвращаемся к начальному исследовательскому процессу. Проблема существования или бытия – это начало (точка отсчёта) всеобъемлющего, целостного, в то же время, многоаспектного теоретического исследования. Изначально было сказано, что человеческое мышление ограничено в определённых рамках. В то же время, нами сразу обозначена определённая стратегия, которая может лечь в основу изложения последующих научных гипотез, обобщающих научных сведений, статей, публикаций, других работ. Тем самым созрело намерение открыть новый фундаментальный мир, сферу научной мысли, способной вывести человечество на более совершенный уровень знания.

Современная философия даёт учение о бытии. По большому счёту, понимается, что есть то, что существует, - бытие. Однако имеется проблема небытия. В свете научного подхода, последующим обращением к проблеме науки,  нам будет интересно следующее: «Совместная деятельность индивидов в социуме порождает объективированное духовное. Такие духовные образования, которые являются уже не просто достоянием отдельных индивидов, а достоянием сообщества индивидов, достоянием духовной культуры общества. В языке объективируются результаты работы индивидуальных сознаний, и сокровенная мысль индивида, за которой стоит работа всей его психики, становится достоянием сообщества. Любая научная теория есть продукт деятельности субъективного духа учёного, но, будучи хорошо сформулированной и опубликованной в печати, она становится достоянием научного сообщества. К таким формам объективного духа относятся все формы общественного сознания: наука, религия, мораль, искусство и так далее. В тех связях и отношениях, которые лежат в основе социальных систем, теснейшим образом переплетаются материальное и идеальное, первая и вторая природа, субъективный и объективный дух» [1, с.423]. То есть выделяются субъективная мысль, недоступная в какой-либо форме и мысль, в процессе объективизации ставшая «видимой» в той или иной форме. Субъективизм противопоставляется объективизму. Для того чтобы мысль считалась объективной, нужно ей «придать форму», сформулировать и опубликовать. Это важное замечание.

В общем, для множества то, что в индивидуальном аспекте субъективное, может считаться небытием. Тогда как для конкретного индивида оно самое настоящее бытие, мир его сознания. Таким образом, выводится заключение, то, что в определённый период относится к субъективному аспекту, через какой-то срок (более или менее длительный) объективируется для всех, становится объективным. «Обращаясь к современной философии неопозитивизма, у К. Поппера мы находим расчленение бытия на три уровня: материальное бытие вне нас, мир психики как субъективное бытие, мир объективного духа, т.е. надличностного сознания. Попперовская концепция кажется вполне разумной и даже вполне традиционной, всё зависит от истолкования. В самой общей форме бытие действительно предлагает три уровня» [2, с.234].

«Бытие предлагает три уровня» – постулат, с которым мы скорее согласимся. Но далее транслируется такое мнение: «Проблема бытия, реальности чего-либо – это фундаментальная мировоззренческая и методологическая проблема. Дело в том, что объективную реальность, действующую во всех существующих вещах и явлениях, мы н е в состоянии охватить своим мышлением ни во всём её объёме, ни во всех способах её проявления. Критерий реальности несводим к критерию чувственной достоверности» [2, с.237]. И вот здесь мы касаемся ключевого подхода, в своём основании, к проблеме бытия (мироздания). Он заключается в слиянии мировоззренческой проблемы и методологии, как чётко определяется выше. Другими словами, через решение проблем мировоззрения и методологии мы должны продвинуться в изучении действительности. Пока кратко озвучим общепринятую версию, что есть методология, несколько позже мы расширим о ней представление. В широком смысле методологияучение о методах, методиках, способах и средствах познания. Немного изменённая формулировка звучит так: «Методология - учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета». С позиции науки, методология – учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания (гносеологии), в особенности теории научного познания и философии науки. По существу, везде речь идёт во многом о том, каким же способом можно познать область знаний, предназначенную человеку. Существуют границы возможности познания, но об этом позже. Вместе с тем, методология предлагает способы познания действительности.  

С целью вникнуть в суть определений, постараемся установить первоначально для себя значения ряда понятий, применительно к методологии. Конечно, не всегда обязательно принимать всё буквально, но всё же, методология, кратко, учение о методах или способах познания. Существует наука логика, изучающая приёмы мыслительной познавательной деятельности. В древнегреческой философии есть понятие – логос. Логос – слово, мысль, смысл, понятие, число. Интерпретируется также приставка logos как обозначающее учение, знание, науку. Отсюда методология – учение. Сразу же, в похожем ключе, рассмотрим понятия метод, способ, приём. Так, метод – «путь познания», то есть способ достижения какой-либо цели. «Метод в математике – синоним способа, алгоритма решения задачи, достижения цели. Метод в информатике - единый обобщённый способ решения задач определённого класса». Хорошо, что такое способ? «Способ - совокупность и порядок действий, используемых для решения какой-либо задачи. Способом называют систему действий, которая применяется, чтобы выполнить какую-либо работу, сделать что-либо. Тот или иной порядок, образ действий, метод в исполнении работы, в достижении какой ни будь цели». Вместе с тем, приём – особый способ выполнения какой-либо операции или сложного действия.

Метод – путь. Что есть путь? Путьпроцесс перемещения (изменения). Это также направление, место. Процесс, бывает, преднамеренно направлен на получение какого-либо результата, тогда имеется цель. Цель познания – знание. Цель отвечает на вопрос «Чего нужно достигнуть?». При этом задача отвечает на вопрос: «Какими действиями этого можно достигнуть?». Здесь же алгоритм – «конечная совокупность точно заданных правил решения произвольного класса задач или набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для решения некоторой задачи. В старой трактовке вместо слова «порядок» использовалось слово «последовательность». Познание - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание можно прочитать как «получение знания». Методология – учение о способах получения знания, когда есть цель, направление, конечный продукт, последовательность действий. Это – путь. Путник движется в направлении цели последовательно. Методология – учение о правильном движении в соответствующем выбранном направлении с целью получения знания. Познание – это путь человека. Отсюда, методология призвана помочь человеку на его пути, указывая направление. Проблема методологии – определение пути. Но уточним ещё некоторые детали.

Методология – учение о методах, методиках, способах и средствах познания. Средства познания – это все материальные средства познавательной деятельности (приборы, инструменты, орудия). «Средство - предмет, приспособление (или совокупность их), необходимое для осуществления какой-нибудь деятельности». В данном смысле, кстати, средствами познания или инструментами являются наши органы чувств. Без них мы ничего не сможем познать. Что интересно, инструмент – «предмет, устройства, такие как прибор, механизм, аппаратура, машина, а также алгоритм, используемые для целевого воздействия на объект: его изменения или измерения в целях достижения полезного эффекта. В основе конструкции и правил использования инструмента лежит знание законов материального мира, приложенных к технологии производства». Инструмент – есть также алгоритм. В широком смысле инструмент - целевое средство воздействия на объект, преобразования и создания объекта. Методология – учение не только о методах или способах познания, но ещё и об инструментах, с помощью которых можно двигаться в том или ином направлении. В данной связи рассмотрим термин «технология».

«Технология – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата. Технология включает в себя способы работы, её режим, последовательность действий. Технология — практическое применение знания и использование методов в производственной деятельности». Буквально же слово технология, которое своим происхождением обязано древнегреческому языку, означает учение об умении. Умение - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Умение – владение практикой применения знания. И теперь сделаем небольшое сравнение понятий методология и технология. Методология указывает на путь, направление, алгоритм движения человека к знаниям. Технология выражается уже в освоении этого пути. Получается, так сказать, единство теории и практики. Иначе технология – навык, регулярный метод, выработанный благодаря методологии как учения. Здесь задумаешься над утверждением, что «знание без практического применения – мёртвое знание». Методология связана с выработкой знания, его получением. Технология позволяет использовать выработанное знание в практических целях. Между методологией и технологией есть связь. Какая это связь?

На основании имеющихся данных, мы дали общее представление касательно понятия методология. Проблема познания реальности человеком зависит от выбираемого им пути по направлению к знанию. Будем считать, что кое-какие моменты для себя уяснили, но пока, так сказать, не основательно, поэтому продолжаем исследовательский процесс. В его рамках сейчас опишем научное отношение к теории познания. «Теория познания (или гносеология, философия познания) – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин «гносеология» происходит от греческих слов gnosis – знание и logos – понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании» [1, с.202]. Следовательно, существует учение о знании (гносеология), где рассмотрение видов познания не ставится самоцелью. «Иначе философская гносеология частично превратилась бы в специально-научное исследование и стала бы частью науковедения или логики и методологии научного познания» [1, с.203]. Если гносеология изучает знание как таковое, то онтология в философии изучает бытие как таковое. «Онтология – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности». Если гносеология есть раздел философии, то методологию преподносят как раздел, как раз, гносеологии. Гносеология – учение о знании, а методология, в то же время, учение о познании. Однако методология научно рассматривается в двух срезах. Теоретическая база методологии формируется гносеологией, тогда как практическая часть ориентирована на решение практических проблем. Причём, теория стремится к модели идеального знания. Практика – это программа или алгоритм, «набор приёмов и способов того, как достичь желаемой практической цели» и не погрешить против истины. Сравните с определением технологии: «совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата». Набор приёмов и способов – не то же самое, что и совокупность методов и инструментов? Достижение желаемой практической цели, не пересекается ли по смыслу с достижением желаемого результата? «Цель описывает желаемый, но возможно ещё не достигнутый результат». Но речь идёт, в практическом выражении, о достижении цели. В целом, в методологии и выделяется технология: средства, методы, способы, приёмы. По большому счёту методология включает, в том числе, технологию, поэтому под методологией можно подразумевать единое теоретическо-практическое учение. Так как данное учение имеет принадлежность к разделу философии (гносеологии), то, многое зависит от философии. Мы говорили уже об этом, но дальше ещё раз покажем, что философия есть мировоззрение. Если подходить с позволительным упрощением, то мировоззрение – система знаний. И вот из системы знаний вытекает всё остальное. Проблемы мировоззрения, а, следовательно, проблемы сознания соотносятся с проблемами получения знаний. Может показаться, что наши предварительные выводы требуют дополнительной работы в плане уточнения. Да, конечно, возможно. Мы всего лишь на пути познания, он длинный, поэтому в продолжении ориентируемся на ещё более детальный разговор.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: