О жизни и творчестве А. С. Ведерникова в воспоминаниях современников и его родственников

Сергей Миненков

Максим Косарев*

АЛЕКСАНДР СЕМЁНОВИЧ ВЕДЕРНИКОВ

I

Сергей Миненков

О выставке литографических произведений А. С. Ведерникова

 в городах Юрьевце и Городце

Идея организации выставки литографий А. С. Ведерникова на основе частного собрания его печатных работ возникла благодаря диалогу петербургских коллекционеров с научной сотрудницей ГБУ «Музеи города Юрьевца» Эммой Аксеновой. Правда, в начальной стадии переговоров о выставке имя Ведерникова не фигурировало, но в процессе общения творческая задумка показать красоты Поволжья в доступном материале (в первую очередь, с точки зрения его перевозки), привела нас в итоге к литографиям выдающегося ленинградского мастера, родившегося, как известно, на берегах Волги. В результате была сформирована небольшая выставочная экспозиция, показанная сначала в Юрьевце летом 2019 года, в Культурном центре имени А. Тарковского, а затем осенью перевезенная в Объединенный музейный комплекс Городца. В состав выставки вошли работы 1950-1960-х годов, наиболее плодотворного периода творчества А. С. Ведерникова, когда им были исполнены в литографической технике прекрасные серии пейзажей Ленинграда и Поволжья. В это же время он создает в духе А. Матисса свои замечательные натюрморты, ставшие его визитной карточкой, а в середине 1960-х появляется своеобразная серия произведений, связанная с народными городецкими мотивами.

Особо нужно сказать о выставке А. С. Ведерникова в Городце, где впервые, пусть и в небольшом объеме (было выставлено всего 25 цветных литографий), демонстрировалось его творчество, малознакомое, по сути, не только горожанам, но и сотрудникам музея. В фондах музейного комплекса хранится пять литографических произведений мастера, подаренных городу в 1980 году ленинградским художником Львом Овчинниковым. Уроженец села Пурех, он, как и Александр Ведерников, большую часть жизни провел в городе на Неве, где стал профессиональным художником и, начиная с 1960-х годов, постоянно показывал свои работы на выставках. Его творческое знакомство с Ведерниковым вполне объяснимо, поскольку они своими корнями были связаны с нижегородской землей, с одной стороны, а с другой, — прошли школу ленинградского - питерского искусства. Оба занимались литографией. Подаренные им музею работы представляют позднее графическое творчество А. С. Ведерникова и, в этом смысле, не могут иллюстрировать лучшее в творческом наследии этого художника. Что касается выставки, то за счет отбора удалось показать прекрасные образцы его печатной графики, начиная с работ Ведерникова 1955 г., исполненных в два-три цвета: 1— Интерьер дома в Городце (по всей видимости, дома сестры художника), 2 — Пейзаж реки с вечерними огнями.

С 1956 года творческий почерк мастера графики претерпевает значительные изменения. Словно какие-то путы, мешающие ему в искусстве, отброшены в сторону, и он, как человек, ищущий и устремленный, образно говоря, бросается в открытое пространство. Определенная скованность и цветовая сдержанность, присутствующая в литографиях 55 года, сменяется на совершенно свободный образно-художественный язык, проявляющийся, как в композиционных решениях, так и в графически-цветовом выражении. Он становится разнообразнее в сюжетах, смелее и ярче как художник. Несомненно, в эти годы его потенциал, как большого мастера, раскрывается в полной мере.

Выставочная экспозиция в музейном комплексе Городца дала об этом периоде жизни художника яркое впечатление. Учитывая площадь небольшого зала, литографические работы Ведерникова были размещены в два ряда с достаточно плотной развеской. Такая концентрация усилила декоративность выставки, придала ей мажорность и особую праздничность, что было наиболее характерным качеством работ мастера во второй половине 1950-х и в 1960-е годы. Эта трансформация в искусстве большинства художников того времени была вызвана известными изменениями в общественно-политическом климате страны. Наступила «оттепель», которая повлекла за собой широкие инновации в художественно-творческой жизни.

Важным обстоятельством стало то, что для А. С. Ведерникова новый период начался с поездки на родину в 1956 году, ставшей для него особенно значимой. Неустанно работая, он с упоением (по-другому и не скажешь!) создает многочисленные пейзажи Волги, рисуя сначала акварелью, а затем, вернувшись в Ленинград, перенося их на литографические листы. Таким образом, появляется замечательная серия волжских пейзажей, включая шлюзы, каналы Горьковского водохранилища, с пароходами, буксирами и дебаркадерами. Всё в этих работах пронизано чувством радости и любви к родному краю, где он выжил во время Великой Отечественной войны, с трудом добравшись до дорогого ему крова из блокадного Ленинграда. Об этом повествует статья сотрудника Городецкого музейного комплекса М. А. Косарева, с которой можно ознакомиться в этой публикации. Этот материал расширяет представление о художнике, связавшим в своем творчестве истоки Городецкой народной культуры и передовые художественные веяния и тенденции в искусстве Ленинграда довоенного и послевоенного времени.

Особенно важны для человека, интересующегося творчеством А. С. Ведерникова, его человеческие качества, бытовые подробности жизни его семьи, судьбы близких ему людей, то, что опосредованно отражается в художественной ткани произведения, и делает искусство творца содержательным и эмоцирнально наполненным.

Нужно подчеркнуть в заключении, что выставка Ведерниковских литографий стала настоящим открытием искусства этого выдающегося мастера для тех, кто обладает художественным вкусом и стремится расширить свой эстетический и познавательный горизонт. Важно и то, что это происходит в провинции, где культура особенно нуждается в подпитке интеллектуально-художественной почвы, необходимой для духовного возрождения России.

 

II

Максим Косарев

О жизни и творчестве А. С. Ведерникова в воспоминаниях современников и его родственников

Александр Семенович Ведерников родился в старообрядческой (беглопоповского толка)1 семье купцов-пароходчиков 23 ноября 1898 года в селе Городец Нижегородской губернии. Свое детство и юность будущий художник провел в Городце со старшей сестрой Татьяной Семеновной, 1896 года рождения (в замужестве Ганиной) на улице Средняя Коротайка (сегодня улица Революции, 36).

Александр Семёнович Ведерников
Дом А. С. Ведерникова  
«Двухэтажный каменный дом, в котором жила семья Ведерниковых, был построен отцом и его братом, пароходчиками, в начале XX века. Дом делился по этажам между двумя семьями. После революции дом был экспроприирован под коммунальные квартиры, а семье предложили выбрать одну из комнат, однако Ведерниковы попросили построить им рядом отдельный маленький дом, в котором впоследствии жила мать и сестра Александра Семеновича. (по воспоминаниям сестры Татьяны Семеновны, записаны со слов дуга семьи Косарева Б. С.)

Мать художника была из бедной семьи кустарей-кожевенников. Дедушка по отцовской линии, по рассказам матери, владел паромом, на котором перевозили грузы из Городца в Нижний Новгород и обратно. В свободное время дедушка Федор очень любил рисовать и большей частью писал иконы в особом «староверском» стиле.

Отец мечтал приобщить сына к торговле, однако тот с раннего детства смотрел на окружающий мир глазами художника. Со слов его сестры Саша Ведерников очень любил Волгу, часто наблюдая за жизнью на реке с близлежащего от дома холма (горы)2. В базарные дни Александр подолгу ходил между торговыми рядами, где продавались прядильные донца, конские дуги, глиняная посуда, расписанная городецкими умельцами, смотрел работу маляров. Любовь к русскому народному искусству, зародившаяся в детстве, сохранилась в душе А. Ведерникова на всю жизнь и долгие годы служила источником вдохновения в творчестве.

Окончив старообрядческое училище в Городце, по настоянию родителей Александр поступил в Нижегородское реальное училище с углубленным изучением математики и естественных наук, окончить которое ему не пришлось,— наступил революционный октябрь 1917 года. Юноша добровольцем ушел в ряды Красной Армии. Возвратившись домой в 1922 году, Ведерников вновь оказывается в Нижнем Новгороде, теперь учась в городском художественном техникуме. В это время здесь преподавали художники В. Ф. Франкетти, А. В. Фонвизин, А. В. Куприн, К. А. Чепцов. Учащиеся техникума принимали активное участие в различных выставках, оформляли спектакли в студенческом «синтетическом театре».

«Городец на Волге» 1959 г.
Многие выпускники техникума, воспитанники А. В. Куприна, продолжали обучение в центральных высших учебных заведениях страны. Этот путь избрал и А. Ведерников. В 1924 году он поступает на живописное отделение Ленинградского ВХУТЕИНа в Высшие художественные мастерские — так именовалась в те годы Академия художеств. Занимался у О. Э. Браза и у А. Е. Карева, а также у П. Н. Филонова. В 1927 году Александр Семенович оставляет учебу, а на будущий год получает справку об окончании четырех курсов живописного факультета. В этом же году он участвует в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Входит в объединение «Круг художников», созданное в марте 1926 года выпускниками ВХУТЕИНа. В 1932 году он становится членом Ленинградского союза художников. Пишет преимущественно пейзажи города, в меньшей степени— натюрморты и интерьеры. Работает в технике акварели и масляной живописи. Много занимается педагогической деятельностью. С 1936 по 1937 годы работает в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры, в должности доцента. В 1954 году здесь же защищает диплом на графическом факультете, с присвоением звания художника-графика. Дипломная работа— серия акварельных работ «Пейзажи Ленинграда и Волги». С 1937 по 1960 годы с перерывами преподает в Ленинградском инженерно-строительном институте.

С 1939 года А. Ведерников работает в экспериментальной графической мастерской ЛОССХа, постигая возможности цветной печати. В 1945 году выполнил зарисовки разрушенных во время войны памятников русской архитектуры в Пскове, Пушкине, Пулково. Осенью 1945 года в Ленинграде состоялась персональная выставка художника.

Ведерников А. С., конец 20-х гг.
В годы Великой Отечественной войны А. Ведерников, пережив самый суровый период блокады Ленинграда — зиму 1941—1942 гг., был эвакуирован в Городец. Здесь он работал преподавателем в средней общеобразовательной школе №2 (сегодня школа № 5) и в школе им. М. Горького (сегодня школа №1). В 1945 году он возвращается в Ленинград, но каждое лето приезжает в Городец к сестре Т. С. Ганиной. В родных местах мастер пишет работы:

«Городец-на-Волге», «Канал и шлюзы Горьковской ГЭС», «Горьковский мост через Волгу» и другие. Лирические, тонкие по колориту виды Ленинграда, многочисленные волжские пейзажи, красочные декоративные натюрморты — все эти произведения художника неоднократно экспонировались на выставках в Советском Союзе и за рубежом. Его живописные и графические работы находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в ГМИИ им. А. С. Пушкина, в музеях и частных собраниях в России, Финляндии, Германии, Великобритании, Франции, США и других странах.

До наших дней сохранился родительский дом Ведерниковых. В нем в советское время жили уважаемые в Городце люди: директор городского педагогического училища ветеран ВОВ Дмитрий Яковлевич Хлебников, директор школы №5 ветеран ВОВ Алексей Яковлевич Янгаев, генерал-майор милиции, бывший Министр внутренних дел Карачаево-Черкесской республики Александр Андреевич Обухов.

Татьяна Семеновна Ведерникова вышла замуж за агронома Кириана Ганина и была всю жизнь уличкомом на улице Революции, вела большую общественную работу, дожила до глубокой старости, умерла в 1983 году. Ее сын Александр Кирианович Ганин стал известным геологом в Чите.

Вилхо Эдвардович Фриборг, 20 июля 1949 г., дер. Новины
Жизнь Александра Семеновича, по воспоминаниям Вилхо Эдвардовича Фриборга, приемного сына Ведерникова, оказалась очень яркой, насыщенной и интересной. Самым трудным отрезком времени в судьбе художника стал военный период, связанный с 1941-1945 годами. Вот, что об этом вспоминает Вилхо Фриборг:

«В марте 1930 года у нас, в доме на набережной Макарова на Васильевском острове, дом 55 (после войны номер дома изменился на 61), кв. 13, поселились супруги Ведерниковы. Они заняли две большие комнаты с окнами, выходящими на Малую Неву. Муж, Александр Семенович, работал учителем рисования и черчения в общеобразовательной школе, жена, Надежда Павловна, была учителем начальных классов. Своих детей у них не было, и я. соседский трехлетний мальчик, стал их частым и желанным гостем. Постоянно я стал жить в семье Ведерниковых с девятилетнего возраста, лишившись обоих родителей в 1937 году, что в те времена было довольно частым явлением. Официальную опеку надо мной оформила Надежда Павловна. Это была ее сугубо личная инициатива. И все последующие годы войны и блокады Ленинграда я провел в их семье, деля с ними все радости и горести. Поэтому хочу немного рассказать о супругах: оба они волжане. Надежда Павловна

Надежда Павловна и Вилхо 1940 г.
была старше мужа на 8 лет, родилась она в Нижнем Новгороде. В 1920 году, уже в Ленинграде, работала директором школы трудновоспитуемых подростков — характера у нее было не занимать, затем долгое время служила завучем средней школы. Фанатично преданная школе, она являлась настоящим патриотом страны, в которой жила.

В 1939 году на учебу в институт приехал родной племянник Надежды Павловны — Толя Леонтьев, а в 1940 году с той же целью появился племянник Александра Семеновича — Шура Ганин. Образовалась настоящая молодежная секция.Однако нормальная жизнь была нарушена начавшейся войной с Германией.

Слева Шура Ганин, справа с гитарой Толя Леонтьев. 1941 г. В одной из комнат худ. А.С. Ведерникова
В первые же дни войны Шура Ганин ушел добровольцем в народное ополчение.... Ему не исполнилось еще и 18 лет. Из 1418 дней войны он отвоевал 1145 дней, в том числе почти все 900 дней блокады Ленинграда. Былтрижды ранен, дважды контужен, половина правой ступни после обморожения была ампутирована. В августе 1944 года он был комиссован и отправлен на малую родину в Городец к матери Татьяне Семеновне»3.

Далее В. Фриборг вспоминает: «Толя Леонтьев, имея бронь по зрению, остался в городе с нами... В июле месяце было принято решение вывезти из Ленинграда учащихся начальных классов школы. Я с Надеждой Павловной и учениками оказался в большом селе под городом Валдаем. Были там недолго, и всех вернули домой. На станции Чудова 4 эшелон обстреляли пулеметным огнем немецкие самолеты, прошедшие на бреющем полете над вагонами, а школьники как горох "посыпались" с верхних полок и попрятались под нижними. Так бесславно закончилась наша первая эвакуация».

Александр Семёнович Ведерников, Надежда Павловна и их воспитанник Виля
Летом 1941 года А. С. Ведерникова с группой преподавателей Ленинградского инженерно-строительного института мобилизовали в качестве проектантов для строительства ложного аэродрома и маскировки действующего на станции Горелово, недалеко от города. Он вернулся довольно скоро, сказав: «Немцы раздолбали и ложный, и настоящий»... В сентябре 1941 года в результате массированной бомбежки города, сгорели Бадаевские продуктовые склады... Постепенно стало проблемой купить дополнительно к скудному пайку что-то на деньги, ценности, вещи. Пока не замерзла река, Александр Семенович ухитрялся ловить рыбу. Потом в ход пошел осетровый и столярный клей. Насколько я помню, животных мы не ели. Чтобы получить рабочую карточку, Ведерников становится рабочим у литографского станка.

Вот как вспоминает художник Валентин Иванович Курдов о зиме 1941-1942 годов: «Ведерников из последних сил крутит колесо печатного станка, сам в шапке-ушанке, валенках и подпоясанном веревкой зимнем пальто. В мастерской холод, как на улице. Но пока шли ноги, он ходил работать, печатая различные материалы для нужд фронта...»

«Силы уходили. Окончательно слег Толя. Наконец, в начале 1942 года я, Александр Семенович и Надежда Павловна по путевке Союза художников собрались в эвакуацию на Большую землю. По документу, сохранившемуся у меня, он назывался удостоверением о спецкомандировке.

В письме от 17 мая 1943 года из Городца Курдову, который из Ленинграда не уезжал, Ведерников датой непосредственного отъезда назвал 3 февраля. Судя по холодюге в этот день, она верна... Толю мы оставили одного, практически на смерть. Это, конечно, ужасно! По версии Надежды Павловны, его должны были взять на следующий день и отправить с коллективом института. Сейчас-то я понимаю, что это было совсем нереально. А факт в том, что Толя, в отличие от нас, совсем не мог ходить...»

В уже упоминавшемся письме к Курдову Ведерников писал об этом периоде жизни так: «3 февраля я покинул Ленинград. Это был холодный зимний день. Отправились мы втроем: я, жена и сын. По дороге к Ладожскому озеру потеряли половину своих вещей, часть пришлось бросить, и, самое трагическое получилось то, что мы растерялись с женой и сыном. В Волховстрое я попал в больницу, пролежал там 7 дней, меня направили дальше, в так называемом спецвагоне. Отличался он от других тем, что в нем была параша, и только. По дороге кормили хорошо, но я был очень слаб и с трудом передвигал ноги. Мое желание было вымыться в бане, полежать на печке, выпить молока и поесть картошки. Все эти желания скоро осуществились. Я решил уйти из вагона в два часа ночи на станции Данилово Ярославской области. Вышел из вагона и направился по дороге. Направление моего следования было неопределенное. Шел я дорогой и радовался чистому воздуху, чистому снегу, деревьям и деревне, в которую попал. Там я пил молоко, ел картофель и хлеб. По совету одной колхозницы отправился в деревню Максимцево. Пожил там до 5 мая, двинулся дальше к Волге. Добрался до Ярославля и на пароходе спустился до Городца. Сестрой и матерью был встречен с большой радостью. Любящий тебя, А. Ведерников».

Сам Вилхо с Надеждой Павловной, после их расставания с Александром Семеновичем, поехали на Кубань к ее родному брату Николаю Павловичу Морозову... После окончания оккупации немецкими войсками Кубани, в апреле 1943 года, Надежда Павловна решила возвращаться в Ленинград, на некоторое время, остановившись в городе Горьком у родной сестры Софьи Павловны.

«По приезде в Горький Надежда Павловна съездила в Городец, где жил Александр Семенович с сестрой Татьяной и матерью. Он в своих записках пишет, что были в декабре 1943 года и провожал нас в Ленинград в июле-августе 1944 года».

«Со второго квартала 1942 года Александр Семенович жил в Городце, преподавал в школе рисование и черчение, летом занимался хозяйственными работами, рыбачил, ходил по грибы и ягоды. Чувствовал себя морально скверно, особенно когда узнал о снятии блокады Ленинграда, писал просьбы в военкомат, проходил неоднократно медицинские освидетельствования и признавался годным к строевой службе, однако никаких дальнейших шагов не следовало. Просьбы о вызове в Ленинград где-то зависали. Он считал, что виной всему его штатская форма одежды. Вот в таком убитом состоянии мы его оставили в июле 1944 года, когда я и Надежда Павловна уехали, наконец, в Ленинград. Софья Павловна нашему отъезду была очень рада, однако я ей очень благодарен за то, что маялась с нами больше года. Когда я уже работал, то часто бывал командировке в Горьком и останавливался всегда у нее...

Александр Семенович вернулся в Ленинград в феврале 1945 года. Так что день Победы встречали уже втроем. В августе 1945 года вернулся Шура Ганин...

Шура Ганин
Александ Кирианович Ганин
После войны, в 1952 году, Шура Ганин окончил Горный институт и был направлен в Читу, в геологоразведочное управление. И пока был жив, приезжал в отпуск со своей семьей в Ленинград. Надежда Павловна за свою долгую трудовую жизнь была награждена орденом Ленина. Она сделала все возможное, чтобы спасти сына в блокаду, в годы войны. Умерла в 1958 году. Александр Семенович остался в истории искусства как один из самых известных ленинградских художников 1930-1970-х годов. Вилхо Фриборг, окончив Ленинградский индустриальный техникум и Ленинградский Горный институт, женился и 37 лет проработал в Объединении электронного приборостроения "Светлана". С 1967 года вместе с семьей переехал в Калининский район...»5

Воспоминания приемного сына А. С. Ведерникова, с одной стороны, помогают нам раскрыть детали биографии художника, но с другой,— оставляют вопросы, касающиеся его личной судьбы. Например, нам сегодня с высоты лет трудно понять, почему семья Ведерниковых в трудные годы войны разделилась, какие отношения складывались у Александра Семеновича с Надеждой Павловной и сыном Вилхо Эдвардовичем после войны, что двигало им в его творческих поисках, кто вдохновлял, был идеалом, музой? Ответы на эти вопросы нам только предстоит изучить в будущем при более близком знакомстве с творчеством Ведерникова.

Вилхо Фриборг (в форме Горного института),1952 г.
В 2018 году жители Городца отмечали 120-тилетний юбилей нашего земляка — художника, прославившего городецкую землю — Александра Семеновича Ведерникова.

В 2014 году двухэтажный дом-усадьба Ведерниковых был отнесен к фонду ветхого жилья и расселен. Затем он пустовал, его судьба была нам не известна, но уже сегодня мы знаем, что у него появился новый хозяин, который пытается дать дому новую жизнь. Городчане хотели бы верить, что в скором времени на родовом доме известного советского живописца и графика Александра Семеновича Ведерникова будет установлена памятная доска с именем художника.

 

*Косарев Максим Александрович — экскурсовод Городецкого историко-художественного музейного комплекса (Нижегородская область).

 

Примечания

______________________

[1]Беглопоповцы - одна из групп старообрядческого толка, последователи которой для удовлетворения своих религиозных нужд принимали к себе беглых попон, г. е. священников, отошедших от официальной православной церкви.

 

[2]В Городце в просторечии холмы, находящиеся на левобережном волжском откосе, именуются горами. Упомянутая в тексте гора называлась Часовенной. На ней некогда стояла деревянная старообрядческая часовня.

[3]Фриборг В. Э. Война рядового Александра Ганина // Газета Финляндский округ. К 65-лстию Победы.—2010, № 3 (128). — С. 5.

[4]Станция Чудово Новгородской области.

[5]НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО. Часть 2, Город выжил, потому что жил. Воспоминания жителей Финляндского округа о войне и блокаде Ленинграда. — СПб, 2010. —С. 227-241.

Источники

 

1. Фриборг В. Э. Война рядового Александра Ганина // Газета Финляндский округ. К 65-легию Победы. — 2010, № 3 (128). — С. 5.

2.НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО. Часть 2. Город выжил, потому что жил. Вос­поминания жителей Финляндского округа о войне и блокаде Ленинграда. — СПб, 2010.

3. Помыткина Л. И. Свободные художественные мастерские — техникум — училище. Н. Новгород // Нижегородский музей (журнал). — № 23. — 2012. — С. 41-63.

 

 


 

 

 

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: