Вопрос 35. Подходы к изучению стресса

           Классическая теория стресса (Ганс Селье), разработал учение о стрессе, основанное на понятии общего адаптационного синдрома – совокупности нейрогуморальных реакций, обеспечивающих мобилизацию психофизиологических ресурсов организма для адаптации в трудных условиях. При экспериментальных и клинических исследованиях поведения человека в экстремальных ситуациях учение Г.Селье дало основание для выработки и развития понятия «психологический стресс» (Петровский, Ярошевский. 1990).

           Г. Селье рассматривал физиологический стресс как ответ на любые предъявленные организму требования, и считал, что с какой бы трудностью ни столкнулся организм, с ней можно справиться двумя типами реакций: активной (борьбы), и пассивной (бегства).

           Теория стресса впервые предложена Г. Селье в 1936 году, опубликована в 1950 году, а наиболее полное ее представление и развитие нашло отражение в более поздних исследованиях. В теории Г. Селье стресс рассматривается с позиции физиологической реакции на физические, химические, органические факторы. Кроме специфического эффекта, все воздействующие на организм агенты вызывают и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние (стремление организма к поддержанию гомеостаза). Гомеостаз – поддержание постоянства состава и свойств внутренней среды, обеспечивающей устойчивое протекание основных физиологических процессов в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Эти функции независимы от специфического воздействия, это неспецифические требования к организму, предъявляемые воздействием как таковым. Не имеет значения – приятна или неприятна ситуация, с которой столкнулся организм, а имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Например, холод, жара, лекарства, гормоны, печаль и радость вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме. Количественные биохимические измерения показывают, что некоторые реакции неспецифичны и одинаковы для всех видов воздействий. Таким образом, «стрессорный» эффект предъявленных организму требований не зависит от типа специфических приспособительных ответов на эти требования.

           Стресс – это не просто нервное напряжение. У человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители – практически самый частый стрессор. Но стрессовые реакции присущи и низшим животным, вообще не имеющим нервной системы, и даже растениям. С одной стороны, любой стресс оставляет после себя необратимые «химические рубцы», накопление которых ведет к старению тканей (Селье, 1979). С другой стороны, существует оптимум стресса, стресс тренирует организм, способствует развитию, без стресса не мыслима жизнь, так как конечная

цель жизни человека – раскрыть себя наиболее полно и добиться чувства уверенности и надежности. Человеку нужно найти оптимальный для себя уровень стресса и расходовать адаптационную энергию в своем врожденном темпе и направлении (Селье, 1979). Начало созданию концепции стресса положил случайно обнаруженный в эксперименте Г. Селье в 1936 году «синдром ответа на повреждение как таковое», получивший название «триада» признаков (после воздействия раздражителя):

- увеличение и повышение активности коркового слоя надпочечников, уменьшение (сморщивание) вилочковой железы (тимуса) и лимфатических желез (тимико лимфатического аппарата),

- точечные кровоизлияния и кровоточащие язвы в слизистой оболочке желудка и кишечника.

При стрессе задействован весь организм, одинаково во всех ситуациях экстраординарного воздействия происходит мобилизация организма. Увеличивается количество адреналина, глюкозы в крови, активизируются мышцы, прекращается секреция желудочного сока и слюноотделение, выстилающие ткани трескаются – организм готовится к бегству или борьбе (рисунок 1).

               

           Рис. 1 Нейрогуморальные механизмы стресса.

 

           Г. Селье сопоставил эти реакции с симптомами, характерными почти для любого

заболевания, такими, как чувство недомогания, боли. Стрессовые стимулы вызывают, прежде всего, активацию гипоталамо- гипофизарно-надпочечниковой системы, избыточную продукцию адаптивных гормонов, с которых и начинается организация защиты от действия стрессора. Это такие вещества, как адреналин и норадреналин

(Г.Селье, 1979). Обобщение результатов исследований позволило Г. Селье обосновать существование трех стадий процесса, названного им общим адаптационным синдромом. Стресс понимается в рамках данного подхода, как генерализованная неспецифическая реакция организма на повреждение как таковое, сопровождающееся всеобщей мобилизацией защитных систем организма.     Реакция организма на стресс включает в себя три фазы:

1) первая фаза – тревоги (организм мобилизует силы для противостояния угрозе, вследствие чего временно увеличиваются ресурсы организма и снижается сопротивляемость);

2) вторая фаза – сопротивления (организм активно противостоит угрозе и сопротивляемость высока), если угроза продолжает действовать, организм переходит в фазу истощения;

3) третья фаза – истощения.

 

На рисунке 2 представлены стадии общего адаптационного синдрома.

 

           Стадия тревоги возникает при первом появлении стрессора. В течение короткого периода снижается уровень резистентности организма, нарушаются некоторые соматические и вегетативные функции. Затем организм мобилизует резервы и включает механизмы саморегуляции защитных процессов. Если защитные реакции эффективны, тревога утихает и организм возвращается к нормальной активности. Большинство стрессоров разрешается на этой стадии. Такие краткосрочные стрессы могут быть названы острыми реакциями на стресс.

           Стадия резистентности (сопротивления) наступает в случае продолжительного воздействия стрессора и необходимости поддержания защитных реакций организма.

Происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов на фоне адекватного внешним условиям напряжения функциональных систем.

           Стадия истощения отражает нарушение механизмов регуляции

защитно-приспособительных механизмов борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. Адаптационные резервы существенно уменьшаются. Сопротивляемость организма снижается, следствием чего могут стать не только функциональные нарушения, но и морфологические изменения в организме.

               

           Г. Селье предложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. Первая доступна «по первому требованию» и восполнима за счет другой – «глубокой», которая мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Ее истощение необратимо, как считает Г.Селье, и ведет к старению или к гибели организма.

           Динамика развития стресса включает в себя 4 стадии (1-2 адаптационные, 3-4 – разрушительные):

1) гомеостатическое регулирование (острые стрессовые реакции, физиологические реакции);

2) реорганизация поведения (продуктивная мобилизация, с участием когнитивных процессов: памяти, переработки информации, принятия решения);

3) дезорганизация поведения (дистресс);

4) истощение и коллапс (распад деятельности, психосоматические нарушения, личностные деформации).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: