Уравнение расхода топлива автомобилем

Оценочные показатели

Топливная экономичность автомобиля определяется расходом топлива при выполнении им транспортной работы в различных условиях эксплуатации. Понятно, что чем меньше расход топлива, тем при прочих равных условиях экономичнее автомобиль.

Одним из основных обобщающих измерителей топливной экономичности в нашей стране и в большинстве других стран является расход топлива транспортным средством в литрах на 100 км пройденного пути – это так называемый путевой расход топлива Qs, л/100 км. Путевой расход удобно использовать для оценки топливной экономичности близких по своим пере-возочным характеристикам автомобилей. Для оценки эффективности исполь-зования топлива при выполнении транспортной работы автомобилями различ-ной грузоподъемности (пассажировместимости) чаще применяют удельный показатель, который называют  расходом топлива на единицу транспортной работы Qw. Этот показатель измеряется отношением фактического расхода топлива к выполненной транспортной работе по перевозке груза, которая определяется произведением массы перевезенного груза в тоннах на пройденный путь в км.

Таким образом, Qw имеет размерность л/т.км. Если транспортная работа заключается в перевозке пассажиров, удельный расход Qw  измеряется влитрах на пассажирокилометр (л/пас.км). Между Qs  и Qw такие соотношения:

          Qw = Qs / 100 m г    или Qw = Qs / 100 П,                     (91)

где m г – масса перевезенного груза, т (для грузовика); П – количество перевезенных пассажиров, пас. (для автобуса).

Топливная экономичность автомобиля в значительной степени определяется соответствующими показателями двигателя. Это прежде всего часовой расход топлива G т кг/ч – масса топлива в килограммах, расходуемого двигателем за один час непрерывной работы, и удельный расход топлива     ge  г/кВт.ч – масса топлива в граммах, расходуемого двигателем за один час работы на получение одного киловатта мощности

                                  ge = 1000 G т / Pe                                          (92)

Существуют и другие оценочные показатели топливной экономичности автомобилей. Например, контрольный расход топлива служит для косвенной оценки технического состояния автотранспортного средства. Его опреде-ляют при заданных значениях постоянной скорости (разных для различных категорий автомобилей) при движении по прямой горизонтальной дороге на высшей передаче.

     Все более широкое применение получают комплексные оценочные характеристики топливной экономичности по специальным ездовым циклам. Например, замер расхода топлива в магистральном ездовом цикле проводят для всех категорий автотранспортных средств (кроме городских автобусов) пробегом по измерительному участку с соблюдением режимов движения, заданных специальной схемой цикла, принятой международными норматив-ными документами. Аналогично производятся замеры расхода топлива в городском ездовом цикле, результаты которых позволяют точнее оценивать топливную экономичность различных автомобилей в городских условиях эксплуатации.

 

Уравнение расхода топлива автомобилем

Согласно определению (см. п. 3.1), путевой расход топлива автомобилем (л/100км) может быть записан в виде следующего соотношения:

                       Qs = G / S / 100 = 100 G /S,                                  (93)

где  G – объем израсходованного в процессе транспортной работы топлива, л; S – пройденный автомобилем при совершении этой работы путь, км.

     Но объем израсходованного топлива можно представить как

                                            G = G т t / rт,

где  G т – часовой расход топлива двигателем, кг/ч; t – время движения автомобиля и работы его двигателя, ч; rт – плотность используемого топлива, кг/л (для бензинов rт = 0,75 кг/л, для дизельных топлив rт = 0,82 кг/л).

     Пройденный автомобилем во время совершения транспортной работы путь (в км) определяется хорошо известным выражением

                                               S = 3,6 Va t,

где Va – скорость движения автомобиля (средняя за маршрут), м/с.

     Подставив эти соотношения в исходную формулу (93), получим

                                      Qs = 100 G т / 3,6 rт Va.

Но из формулы (92) следует, что G т = gePe / 1000, поэтому можно записать выражение для Qs в таком виде:

                Qs = 100 ge Pe / 3,6 · 1000 rт Va = ge Pe / 36rт Va.               (94)

     Выражение (94) обычно называют уравнением расхода топлива. Его можно дополнительно раскрыть, используя ранее выведенное уравнение мощностного баланса автомобиля (70) и соотношение между тяговой мощностью Р т и мощностью Р к, подводимой от двигателя к ведущим колесам автомобиля (71). Действительно, так как Р т = Рf + Р a + Рw + Pj = P к   r к /r д, можно записать, что

                      Ре = Рк / hтр = (Рf + P a + Pw + Pj) r д / r к hтр.

Если подставить полученное развернутое выражение для Ре в исходное уравнение расхода топлива (94), получим его новую форму:

                       Qs = ge r д (Рf + P a + Pw + Pj) / 36rт Va r к hтр.                 (94¢)

     Но  

  Рf = Ga f Va сosa, P a = Ga Va sina, Pw = 0,5 cx rв Ах Va3 = W в Va3,                   Pj = ma ax d j Va (см. п. п. 1.7 и 1.10). Поэтому окончательно получим

                  ge r д (Ga f cosa + Ga sina + W в Va2 + ma ax d j) Va  

    Qs = _________________________________________________________________  =

                                           36 rт Va r к hтр

               = ge r д (y Ga + W в Va2 + ma ax d j) / 36 rт r к hтр.                    (94¢¢)

 

     Поскольку Qw = Qs / 100 mг, развернутое выражение для удельного расхода топлива на единицу транспортной работы с учетом (94¢¢) будет иметь вид

                ge r д (Ga f cos a + Ga sin a + W в Va2 + ma ax d j) Va

    Qw = _______________________________________________________________  =

                                                            3600 rт Va r к m г hтр

 

              = ge r д(y Ga + W в Va2 + ma ax d j) / 3600 rт r к   m г hтр  .          (95)

         

     Полученные развернутые выражения для Qs  и   Qw позволяют провести анализ влияния различных факторов на топливную экономичность автомобиля. Во-первых, оба этих основных показателя зависят от конструктивных параметров автомобиля и его двигателя, в частности, от удельного расхода ge  топлива двигателем, от КПД трансмиссии hтр, от полной массы автомобиля  и массы вращающихся деталей (ma, Ga, d j), от совершенства аэродинамики автомобиля (W в). Во-вторых, большое значение имеют и эксплуатационные факторы:   степень   буксования   ведущих   колес   (r д /r к),  коэффициент    сопро-

тивления дороги y, скорость движения автомобиля Va, частота и интен-сивность разгонов (ах). Для удельного показателя Qw большое значение имеет масса перевозимого груза т г, так как из формулы (95) следует, что чем лучше используется грузоподъемность автомобиля, тем меньше затрачивается топлива на единицу произведенной транспортной работы.

     Одно из определяющих влияний на топливную экономичность автомо-биля и себестоимость перевозок удельного расхода топлива двигателем ge заставляет совершенствовать его конструкцию с целью снижения величины этого показателя. Лучшие современные бензиновые двигатели имеют             ge min = 240 – 250 г/кВт.ч, лучшие дизельные двигатели достигли величины  ge min = 180 – 200 г/кВт.ч.

     Постоянно стремление конструкторов уменьшать снаряженную массу автомобилей путем совершенствования конструкции их несущей части, широким внедрением более легких алюминиевых и пластмассовых деталей. Это прежде всего касается деталей кузова и кабины, колесных дисков, карданных валов и деталей подвесок.

     Все ведущие автостроительные фирмы проводят работы по совершен-ствованию аэродинамики автомобилей, так как повышенное сопротивление воздуха движению автомобиля увеличивает расход топлива, особенно при движении на магистральных дорогах. Уже есть конструкции грузовиков, у которых коэффициент обтекаемости сх  составляет 0,4-0,5 (для сравнения, сх грузовых автомобилей ЗИЛ-130 и КамАЗ-5510 достигает 0,8-0,95). Можно предположить, что, основываясь на выведенных уравнениях мощностного баланса и расхода топлива, уменьшение величины коэффициента обтекаемости автомобиля на 50% приведет к снижению путевого расхода топлива на 15-25%, что является весьма существенным достижением.

     Наконец, как уже было отмечено, большое значение имеют эксплуа- тационные факторы. Качественные и чистые дороги, обеспечивающие минимальное сопротивление движению автомобиля и минимальное проскаль- зывание (буксование) его колес, способствуют уменьшению расхода топлива и повышению экономичности перевозок. Квалифицированный водитель, стремящийся обеспечить движение без резких разгонов и торможений, с минимальным числом остановок, с максимальным применением высших передач в трансмиссии, создает условия (как это следует из выведенных уравнений для  Qs и Qw)для рационального использования топлива и повышения топливно-экономических показателей автомобиля.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: