История интерната Малого оперного театра и театра Ленинградской эстрады

Дети блокадного Ленинграда на Вятской земле

 

Выполнил учащийся 9б класса

МБОУ СОШ № 27 города Кирова Ворончихин Даниил

Руководитель: Копосова Лариса

Валентиновна, педагог дополнительного образования структурного подразделения

 «Планетарий»

 

2020 г.

 

 

Оглавление

 

Введение

Глава I. Вятский край - один из центров эвакуации во время Отечественной войны.

Глава II. Детские дома для ленинградских ребят.

Глава III. Заключение.

Глава IV. Список литературы и других источников информации.

Приложения.

Буклет.

Введение.

Работа представляет собой исследование материалов и свидетельств о пребывании детских домов из блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны в Кировской области.

   Цель работы: разместить в геоинформационной системе Кировской области детские дома, эвакуированные из блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Задачи: изучить опубликованные материалы по теме, подтверждающие историю пребывания детских домов из блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны в Кировской области, доказать, что история судеб отдельных людей сливается в одну общую народную судьбу и составляет историю народа, страны.

- определить месторасположение населенных пунктов, где были размещены детские дома;

- изучить программы ГИС, создать слои;

- обозначить населенные пункты на карте и привязать информацию о детских домах, презентовать работу на разных уровнях (школа, область, сеть интернет);

- создать буклет;

Методы исследования:

- картографический (картографический метод исследования представляет работу с картой Кировской области в целях изучения географии эвакуированных детских домов в районы области);

- документальный (документальный метод связан с изучением публикаций, с использованием документов из архивов и фотоальбомов); 

- статистический (статистический метод заключается в сборе информации и её обработке);  

Проблема исследования: как исторические события Великой Отечественной войны повлияли на жизнь и судьбу эвакуированных из Ленинграда детей и жителей Кировской области, принявших этих детей.

Актуальность: знание истории пребывания эвакуированных из Ленинграда детских домов в Кировскую область помогает понять судьбу военного поколения нашего народа, проникнуться чувством гордости и благодарности к людям, мужественно пережившим все тяготы военных лет.

Новизна: применение ГИС-технологий как средств развития картографических знаний.

Перспективность: продолжить начатую работу в последующие годы, привлечь других ребят к работе над данным проектом, чтобы нанести на карту Кировской области все эвакуированные детские дома.

Методика исследования:

- изучение исследуемого материала и его отбор (документы, статистические данные, фото и видео, книги, газеты, интернет ресурсы);

- изучение карты Кировской области.

 

 

          

 

 

Глава 1. Вятский край - один из центров эвакуации во время Отечественной войны.

 

Этим дням в веках не затеряться.

Мы запишем в летопись страны,

Как сюда съезжались ленинградцы,

Здесь спасались дети от войны.

А. Часовников

 

Эвакуация населения из Ленинграда - одна из памятных страниц обороны города в период Великой Отечественной войны и блокады. За двадцать месяцев (с 29 июня 1941 г. по 1 апреля 1943 г.) осажденный город покинуло свыше 1,7 млн. человек. География их расселения обширна: детские учреждения размещались как в близлежащей Ярославской области, так и в далекой Новосибирской; учебные заведения в 1942 г. возобновили занятия в Саратове (ЛГУ), Кыштыме (ЛГПИ им. Герцена), Ташкенте (ЛПИ им. Калинина) и т.д.

Не осталась в стороне и Кировская область. При Кировском облисполкоме с 10 июля 1941 года по 31 января 1942 года действовал Отдел по эвакуации. Он занимался приемом и отправкой эвакуированных к месту расселения, обеспечивал их питанием, медицинским обслуживанием, оказывал помощь отставшим от эшелона и т.д.

Первые детские учреждения в порядке эвакуации прибыли в Кировскую область 20 июля 1941 года. Вот как происходила эвакуация детей. 29 июня 1941 года исполнительный комитет Ленинградского городского совета принял решение о вывозе детей из Ленинграда. Эта задача возлагалась на председателей исполнительных комитетов районных советов и заведующих Городским отделом народного образования и Городского отдела здравоохранения. Дети отправлялись железнодорожными эшелонами, к которым прикреплялся обслуживающий персонал. Вот с какими трудностями приходилось сталкиваться в пути эвакуированным детям из г. Ленинграда: «На Финляндском вокзале стояли вагоны, детей туда затолкали, мест не было, сидели на вещах в проходе. На станции Борисова Гриба произошла пересадка в машины. Было холодно. Мороз доходил до 32 градусов ниже нуля. На станции Жихарева вновь пересадка в товарные вагоны. В вагонах начали умирать. Через 11 дней приехали в Лянгасово. Устали, измучились, выдохлись».                                                                                 

Из воспоминаний бывшего воспитателя детского дома №26 г. Лальска Зинаиды Владимировны Бестужевой:                                                                                          

«Детей вывозили в спешке, под обстрелом, бомбежками, иногда ждали по несколько дней на вокзале, когда подадут состав. Казалось бы, далеко ли от Ленинграда до Кирова – по железной дороге тысяча километров, сутки, может чуть больше, и ты на месте. Но тогда ехали не день и не два – недели. Даже месяцы. Потому что больше даже не ехали – стояли…Заедали комары, мошкара, воды нет. На остановках кипятка нет, горячего ничего нет, а порой даже и хлеба из-за бомбежек было мало. Дети плакали, но составы задерживались, пропуская военные эшелоны, или из-за разрушенного железного полотна детей перевозили в объезд на машинах, лошадях (а это надо кого-то найти, организовать), снова в эшелон. Или стояли на запасных путях, пока шел обстрел. Дети начинали болеть, чувствовали себя все хуже, ослабевали. Стоило кому-нибудь из малышей одному заплакать, как весь вагон уже плакал…»

 В 1941-1942 годах из Ленинграда и Ленинградской области эвакуировано 43 детских дома (5917 детей) и 173 интерната (20488 детей). Кроме того, имелось 10 ведомственных интернатов (655детей) и 30 инициативных колхозных детдомов (1407 детей). Из общего числа детдомов – 5 специального назначения: 2 детдома для латвийских детей, 2 – для польских, 1 – для литовских, а также одиннадцать детских домов для детей, родители которых погибли при обороне Ленинграда. Итого общее количество детей, прибывших с детскими учреждениями составило 29844 человек.

   На 1 января 1945 года, когда уже некоторые эвакуированные детские учреждения возвращались в родные места, в области насчитывалось 208 эвакуированных детских учреждений.

   В маленькой деревеньке, в крупном районном центре – повсюду располагался детский дом или эвакуированный школьный интернат.

 

Глава 2.  Детские дома для ленинградских ребят.

 

Арбажский район.

 

В Арбажский район были эвакуированы семьи руководителей партизанских отрядов Ленинградской области, было вывезено более тысячи детей из блокадного Ленинграда. Мальчики из хоровой капеллы нашли приют в с. Арбаж. Воспитанники хоровой капеллы, композитор Александр Флярковский и главный дирижёр и художественный руководитель эстрадно-симфонического оркестра радио и телевидения, композитор, народный артист СССР, лауреат премии Ленинского комсомола Юрий Васильевич Силантьев, поэты Ю.Козловский и А. Кравцов.

В муниципальном архиве хранится дело "Список эвакуированных за 1941-1944 годы", в котором записаны семьи из Ленинграда, Литвы, Карело-Финской ССР, Крыма, Москвы и т. д. всего в списке - 1981 человек.

Дети из Блокадного Ленинграда были размещены в созданных интернатах:

1. Детский интернат №1 (14) в селе Чакуши Арбажского района.

2. Детский интернат №2 в селе Рои Арбажского района.

3. Детский интернат №3 в селе Сорвижи Арбажского района.

4. Детский дом №141 в селе Чистополье Арбажского района.

5. Детский дом №57 в селе Верхотулье Арбажского района.

 

 

Приложения

 

 

Арбажский район.

 

История интерната Малого оперного театра и театра Ленинградской эстрады.

Интернат был организован объединением Малого оперного театра и театра Ленинградской эстрады.

Возглавила интернат актриса театра и эстрады Ольга Ивановна Гудим-Левкович (мама известного ныне актера Кирилла Юрьевича Лаврова). Детей решено было поселить в Новгородской области, которая тогда считалась безопасным районом страны. Детей начали вывозить 5 июля 1941 года железнодорожными составами в пассажирских вагонах. На следующий день прибыли на станцию Лычково Новгородской области. Окончательным местом жительства должно было стать озеро Селигер, но там уже были немцы, и интернат эвакуировали в Кировскую область. Путь до станции Котельнич продолжался 15 суток, затем на пароходе по Вятке детей переправили в с. Сорвижи, а далее на лошадиных подводах повезли в село Кормино, где интернат распологался до начала учебного года. Учебный год начали в селе Сорвижи, куда всех переселили. Интернат занимал несколько зданий. Учились в местной Сорвижской школе-десятилетке.

Из воспоминаний сестёр Антонины, Натальи и Татьяны Волковых:

«На станцию Лычково Новгородской области прибыли на следующий день. Менее суток езды от Ленинграда. Нас ждали, накормили в столовой, разместили на ночлег в здании школы. Было душно, малыши плакали, просились к маме. Мы, старшие, не спали. Лёжа на полу о чем-то разговаривали. Слышали гул самолетов, даже увидели крылатую машину – пронеслась с рёвом на бреющем полете. Стояли белые ночи.

Утром ничто не предвещало тревоги. Позавтракали в той же столовой и стали ждать автобусы, на которых нас хотели отвезти на окончательное место жительства – озеро Селигер. Автобусов долго не было. Нас повели на обед.
Навстречу шли усталые, запыленные и вспотевшие красноармейцы. Увидев большую толпу детей, с недоумением спросили:
— Вы откуда здесь? Куда направляетесь?
Мы беззаботно и радостно отвечали:
— На озеро Селигер!
— Там же немцы!
Это известие ошеломило. Наши войска отступали.

В спешном порядке нас загрузили в вагоны поезда, и эшелон тронулся. Оказалось, в районе станции Лычково высажен большой немецкий десант. В этом же районе находилось около 6 тысяч ленинградских детей. Большинство из них удалось спасти, но многие дети были расстреляны с бреющего полета. Нашу группу спасло обстоятельство, что не было автобусов – поэтому нас первым эшелоном вывезли из Лычкова.

Путь до станции Котельнич продолжался 15 суток. Поезд часто и подолгу простаивал на запасных путях, в тупиках, пропуская эшелоны с ранеными красноармейцами и военной техникой для фронта.

Запаса продовольствия не было. За кипятком старшие ребята бегали на остановках. Хлеб, сушки, печенье удавалось купить в магазинах железнодорожников. Все понимали серьезность и ответственность положения и шли навстречу нашим руководителям, чтоб обеспечить нас едой…

Наконец, Котельнич. В здании деревянного, еще дореволюционного, вокзала нас накормили обедом и очень скоро по Вятке на пароходе отправили в Сорвижи. На пристани густо толпился народ. Нас ждали. На лошадиных подводах повезли в село. Всё удивляло и поражало необычностью: крутой берег Вятки, обросший елями и березами, глинистая дорога вдоль реки, подъем на холм, село с деревянными рублеными домами и необычайно красивая церковь.

По селу, плача и причитая, нас сопровождали женщины-сельчане. Горе у всех было общее.

Первое место, где нас поселили, село Кормино. Школьников разместили в здании школы – бывшая каменная церковь, а дошколят – в просторном деревянном доме. Спали на полу, на набитых сеном тюфяках. После долгой дороги хорошо выспались.

 Утром, когда вышли на улицу, увидели – нас ожидают местные женщины, которые принесли разную снедь: ватрушки с картошкой, молоко, яйца, молоко с творогом (грудки). Щедро нас угощали. Тогда они еще имели эту возможность. Позднее – сами жили впроголодь. Преклоняемся и чтим память о них, благодарим всех.

В интернате сразу организовали горячее питание. На берегу пруда сложили местные жители из кирпича плиту, а кухарничала певица театра Лидия Петровна Горюнова. Варили молочный суп с рисом, кашу из ржаной муки (заваруху), горох, овес. Рядом с кухней, в молодой рощице, уродилось много грибов, мы собирали, и Лидия Петровна безотказно готовила грибовницу и грибную селянку. Хлеб давали по норме. Мяса, конечно, не было.

В сельском хозяйстве требовались рабочие руки. Нас научили дергать лён, вязать снопы и ставить их шалашиком. Работали с удовольствием, сознавая причастность к настоящему делу.

Учебный год начали в селе Сорвижи, куда всех переселили. Интернат занимал несколько зданий. Учились в местной Сорвижской школе-десятилетке. Домашние уроки готовили за большим общим столом при керосиновой лампе. Иногда при коптилке. Учителя относились к нам сочувственно, но и строго.

Первая зима была очень трудной. Одеты по-летнему, но постепенно нас обеспечили теплой одеждой, выдали валенки. В этом, конечно, была заслуга нашей Ольги Ивановны и местных властей.

Некоторым детям, в том числе и нам, родители сумели прислать теплые вещи в посылках. Как это удалось, не знаю, но почта работала бесперебойно, связь была даже с блокадным Ленинградом – 8 сентября 1941 года вокруг города сомкнулось вражеское кольцо. Мы жили в ожидании писем от родителей, постоянно бегали на почту. Сами тоже писали домой обо всём. Родители не сообщали об ужасах блокады, тяжело переживали разлуку с нами и утешали тем, что ужасы войны скоро кончатся, что мы должны хорошо учиться и выполнять всё, что от нас требуется: слушаться старших, быть опрятными и дружелюбными. Радовались, что мы сыты и здоровы.

 1942 год – страшный! Мама из Ленинграда написала, что в марте умер братишка, 15 лет. В апреле умер папа. Оба умерли от голода. Мама умерла в августе. От голода. Мы остались сиротами. Подобные письма получали и наши товарищи. Горе сплачивало, мы рано взрослели.

 Кроме Кормино и Сорвижей, жили в Шаранице, учились одну зиму. Наших дошкольников отделили от нас – жили в Чекушах. Потом объединили, и все снова вернулись в село Сорвижи. Менялись не только места проживания, но и директора интерната. Ольга Ивановна уехала к месту эвакуации театра эстрады.

 Живя в Сорвижах занимались крестьянскими работами, копали картошку. Выезжали в деревню, поближе к картофельному полю, там квартировали. Днем работали. Начало учебного года перенесли на октябрь.

Жизнь в интернате обустраивалась. У нас были обязанности по самообслуживанию: носили воду, пилили и кололи дрова, дежурили на кухне, топили баню.
Со временем интернат завел свое хозяйство. Новый директор Александра Александровна Кукушкина была энергичной и предприимчивой. Интернату выделили большой участок пахотной земли в пределах села. Мы обрабатывали эту землю: носили навоз, вскапывали, садили картофель, лук, морковь. Посадочный материал добывала Александра Александровна. Хорошее подспорье – какое-то время кормились овощами своей земли.

Интернат завел корову. Молоко давали детям со слабым здоровьем. Приобрели лошадку Савраску, мальчишки ухаживали за ней. Савраска была хорошей помощницей.

Когда жили в Шаранице, Анна Абрамовна – директор школы, организовала праздник 7 ноября. Для интернатских необычно: кроме торжества в школе, нас пригласили в семьи местных детей-одноклассников. Женщины, крестьянки, радушно приняли нас, угощали в меру своих возможностей. Мы почувствовали домашнее тепло.

Несмотря на трудное военное время, страна заботилась о детях (пишем без пафоса). Одна из нас, троих сестер, (Наташа) была болезненной девочкой, вспоминает:

«Хорошо помню, как нас, группу детей нескольких детский учреждений Арбажского района, возили в г. Советск на рентген, это не близкий путь. В 1942 году двоих детей, меня в том числе, отправили в специальный детский санаторий в Трёхречье. Лучших учеников школы премировали путевками в здравницу поселка Просница Просненского района – там отдыхала старшая сестра Антонина».

Время шло. В селе Сорвижи проходил призыв молодежи в армию. Устраивали проводы. Призывники разъезжали по селу в розвальнях, распевая частушки:
Скоро, скоро нас погонят
До Котельнича пешком,
Наденут серые шинели,
Подпояшут ремешком.

Мы не знали этих ребят. Кто из них вернулся, кто погиб? Старших мальчиков из эвакуированных, подлежащих призыву, – тоже мобилизовали.

Январь, 1943. Прорвали блокаду Ленинграда. Город в разрухе. Правительство приняло решение о восстановлении разрушенного. С этой целью из интернатов возвратили старших школьников в Ленинград. Их потом направляли в училища трудовых резервов, обучали профессиям столяров, плотников, штукатуров, маляров. Училища – на государственном обеспечении: форма, питание, общежитие. Наши старшие ребята уехали.Уехала старшая из нас, сестер, - Антонина.

Жизнь в интернате не сводилась только к обустройству и учёбе в школе. В свободное время занимались самодеятельностью. Учили стихи о войне: Исаковского, К. Симонова, А. Суркова, О. Бергольц. Разучивали песни военных лет. Выступали в клубе на праздничных концертах.

В Сорвижском клубе ставили опереточные спектакли-сказки: «Снегурочка» (роль снегурочки играла сестра Наташа), «Золушка». Спектакль «Золушка» богато оформили. Под руководством взрослых сшили бальные платья, как в настоящем театре. Из чего шили, где брали материал, не запомнилось. Лишь осталось в памяти – красовались очень нарядные. В спектакле использовали много музыки Джузеппе Верди. Арии пели на свои сказочные слова. Роль Золушки исполняла Сима Киселёва, она очень хорошо пела. Исполняли бальные танцы: полонез, мазурку. Всё это разучивали с нами профессиональные служащие Лениградского театра, которые хорошо знали разные виды театрального искусства.

В Сорвижском клубе, где ставили спектакли, было всегда полно народу. Нас очень хвалили. Всё проходило на таком высоком уровне, что один из сорвижских спектаклей решили поставить в Вятке – выехать на гастроли. Но… Грянула Победа! Планы изменились.

9 мая 1945. День Победы. Очень рано утром, еще затемно, стук в дверь разбудил нас. Лия Таширева, наша сверстница, ворвалась с криком:
— Война кончилась!
Радость и слёзы.

Радио в Сорвижах не было. Семья Таширевых жила около почты. Они первыми узнали о Победе от служащих почты.

16 июня 1945. Мы уезжали в Ленинград. Пароход на Вятке, отчаливая от сорвижской пристани, дал прощальный длинный гудок. Нас провожало всё село, стояли на берегу. Мы плакали.

Март 2003. Санкт-Петербург».

Среди эвакуированных детей был и подросток Кирилл Лавров его родители - артисты эстрады - Юрий Лавров и Ольга Гудим-Левкович.

Из воспоминаний К. Лаврова:

«Мы приехали в эвакуацию в Кировскую область, доехали до станции Котельнич, сели на пароход и по Вятке плыли километров 100-150, до села Сорвижи. Совсем недавно, когда мы были в Кирове на гастролях, я попросил отвезти меня в эти Сорвижи. И там я увидел церковь, и там я увидел дома и даже ту избу, в которой мы жили, — в общем, нахлынули, конечно, воспоминания…

Надо было работать, зарабатывать на хлеб (с нами была еще моя маленькая сестренка), и я работал грузчиком в Заготзерне и даже агентом по заготовке яиц в инкубаторе. Ходил по этим заснеженным дорогам пять, шесть километров, а один раз прошел 45 за один день, потому что мне надо было дойти до лесного села, где был леспромхоз, и я туда поехал за этими несчастными яйцами. Поехал на лошаденке, время-то было голодное, кормить ее было нечем, и она у меня мирно сдохла, пока я спал в доме колхозника. Утром просыпаюсь, мне говорят — ваша лошадь сдохла. Что делать? А дело было весной, и Вятка должна была вот-вот вскрыться, вот я и вынужден был идти пешком 45 верст за день. Когда добрался к вечеру до этой Вятки, она вся вздулась, лед уже трескался, и я на пузе дополз до своего дома, на ту сторону, до села Сорвижи. Я так подробно говорю об этих событиях, потому что с этим селом, интернатом, местными ребятами, с людьми, которые меня там окружали, связано мое первое выступление на сцене.

Там, в местном клубе, моя мама поставила водевиль, который назывался «Спичка между двух огней». Я играл одного из героев. Это был мой первый выход на сцену. Сейчас, когда я ездил в эти Сорвижи, привели меня в клуб, на эту самую сцену, где я впервые сделал шаги к своей будущей профессии…»

Через 40 с лишним лет, в 1987 г. состоялась долгожданная встреча кировчан с артистами Большого драматического театра. Двухнедельные июньские гастроли, которые прошли на сцене Кировского драматического театра напомнили о днях военного времени. На встрече со зрителями художественный руководитель, народный артист СССР К. Ю. Лавров сказал: «Для нашего театра Киров – не просто город. Ваши отцы и деды приютили нас в годы военного лихолетья, и за это мы бесконечно благодарны им».

 В 1995 году в год 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Кирилл Лавров вновь приезжал в с. Сорвижи, и снова, как в детстве, выступал со сцены Сорвижского клуба, прошёл по улицам села, побывал у дома, где жил, у конторы заготзерно (хлебоприёмное предприятие), на берегу Вятки. Глядя на спокойную гладь реки, он сказал: "Я тут был совсем немного - полтора года. Вероятно, в силу того времени, а это были трудные годы, они отчётливо запомнились, и этот период расширился в моём внутреннем ощущении. Поэтому, безусловно, я как на родину приехал, хоть у меня родина - Ленинград…Поэтому, пожалуй, я считаю, что у меня три Родины - Ленинград, Сорвижи, Киев".

Кирилл Лавров народный артист СССР, руководитель Ленинградского драматического театра им. Товстоногова. На встрече К. Лавров сказал так:
"…когда сейчас мы приехали сюда, в вятские края, я убедился, что Россия, Русь - вот она где. Она не в Москве, не в Петербурге, она - здесь, настоящая, корневая Россия…".

 Из воспоминаний сестер Волковых:

 «Встреча в Сорвижах 30 июля 1977.

Нам посчастливилось в 1977 году вновь побывать в Сорвижах. Мы уже взрослые, наши дети старше нас, чем мы в годы войны.

Приехали на традиционную «Встречу выпускников Сорвижской школы всех лет» по приглашению – послала приглашения Екатерина Сергеевна Гарифова, в девичестве – Кислицына.

Взволнованные, счастливые, мы, при подъезде на автобусе к Сорвижам, увидели Сорвижскую церковь, радостно вскочили, зашумели. Пассажиры удивились, они не знали – мы возвращаемся в детские годы спустя 35-37 лет!
Сорвижане встретили тепло, приветливо, как родных. Екатерина Сергеевна разместила нас в интернате, дали постели, принесли чай, сладкое.

На следующий день были на торжественном собрании в том самом Сорвижском клубе, где ставили спектакли. Многие выступали. Сорвижанин Иван Матвеевич Сысолятин прочитал свои стихи, где упомянул ленинградских девчат.
 Читала свои стихи дочь Екатерины Сергеевны – Татьяна Смертина, известный российский поэт.

От имени нашейленинградской делегации выступила Наталья НиколаевнаВолкова (средняя сестра), учитель истории. Вкратце описала нашу жизнь в Сорвижах. Благодарила учителей, которые дали нам знания – в Ленинграде мы легко поступили в высшие учебные заведения.

Встретились с одноклассниками. Юрий Смирнов, сын учителя по географии, его жена Надежда. Радость встречи. Юрия и Надежды, к сожалению, сейчас нет в живых, но мы их помним.

После сбора по группам, дружно (по традиции Сорвижской школы) отправились на Вятку, взобрались на Нагорскую гору, пели там песни, частушки. Местные друзья удивлялись, откуда знаем эти частушки? А мы помним, пели давным-давно. Веселье звенело вдоль реки. Выкупались в Вятке.

Перед отъездом нашего автобуса в Котельнич, директор школы Василий Петрович Чешуин устроил застолицу. Посидели за столом, пожелали друг другу добра. Время расставаться. С грустью покидали Сорвижи, друзей. Провожало много народу.

















Что с нами стало.

Ребята из трудовых резервов работали на восстановлении города, позднее – доучивались в вечерних школах, техникумах, институтах. Продолжая работать во время учебы – стали классными специалистами.
Среди интернатовцев врачи – Виктория Гербаневская, Татьяна Волкова (младшая из сестер).
Учителя – Галина Чернобильская, Наталия Волкова (историк, средняя сестра).
Преподаватели институтов – Маргарита Мартыненко (биолог), Валентина Мартыненко (физик).
Из интернатовцев вышли – инженеры, люди театрального, музыкального, художественного искусства.
Янина Чернявская – музыковед.
Юрий Покровский – архитектор.
Кирилл Юрьевич Лавров – народный артист СССР, Герой труда, почетный гражданин Петербурга. Его семья (дочь, сестра, племянник) – актеры. Дебютировал Кирилл Лавров – на сорвижской сцене, в деревянном клубе.
Вера Костионова – всю жизнь проработала художником-осветителем и реквизитором сцены в Малом Оперном театре Ленинграда, который организовал нашу эвакуацию.»

Татьяна Смертина:

Евгения Арт-Аш – дочь ленинградского поэта, училась в Сорвижской школе: отец остался в Ленинграде, выжил блокаду.

Ксения Григорьевна Бохан. Во время В.О.В. с 1942 по 1943 была директором Сорвижской школы.

Петр Гнедич. Актер, во время В.О.В. был эвакуирован из Ленинграда и проживал в Сорвижах, выступал в Сорвижском клубе: был номер с говорящей куклой Сенькой (чревовещание).

Юрий Ефремов. Учился с моей мамой Екатериной Сергеевной Кислицыной в одном классе. Осенью 1941, когда весь класс работал на уборке картофеля возле деревни Кисляки, ему и еще нескольким ребятам из маминого класса принесли повестки на фронт, т.к. исполнилось 18 лет. Дальнейшая судьба мне неизвестна.

Харлап Крахмальникова. Актриса художественного слова, во время В.О.В. была эвакуирована из Ленинграда и проживала в Сорвижах.

Петр Муравский. Известный в довоенное время конферансье в Ленинграде, во время В.О.В. проживал в Сорвижах. После его отъезда в Сорвижах шутили, что в магазине не осталось одеколона: любил прыскаться одеколоном.

Антонина Сергеевна Киселёва. Цыганка, очень хорошо пела, была эвакуирована в Сорвижи с цыганским ансамблем и своей семьей из блокадного Ленинграда. Весь цыганский ансамбль некоторое время (1942-1944) проживал в Сорвижах, выступали в клубе. Антонина Сергеевна работала в Сорвижском интернате кастеляншей. Ее муж – был 2-ой гитарист Ленинграда, в Сорвижском клубе они исполняли музыкальные номера и песни на цыганском языке. Их дочь – Серафима Киселёва училась в Сорвижской школе, чудесно пела. Еще у них были два маленьких сына, эти кудрявые цыганята огнисто плясали в Сорвижском клубе. Их всегда вызывали «на бис».

Галина Чернобильская (о ней упоминали сёстры Волковы). Она дружила, а потом вела переписку с сестрой моей мамы Надеждой Сергеевной Кислицыной и послала ей 16 июня 1949 фото на память, где запечатлена школьницей с косами. На фото девичья подпись, чтобы подруга Надя ее не забывала. Фото хранится в моем архиве. Надя и не забывала, но после В.О.В. она работала на вятском лесосплаве, несколько раз обрывалась в ледяную воду по грудь, смеясь сушилась у костра с девчатами – и снова за работу: катали брёвна. Далее – надсада, простуда, туберкулёз легких и кончина в 32 года.

 

Эвакуация детей из Ленинграда. 1941 г.

 

 

 

Сорвижи. Здание, где располагался детский дом

 

Ольга Гудим-Левкович, мама Кирилла Лаврова. 1945 г.
(фото из личного архива К. Лаврова)


Сорвижская церковь. 2002 г.
(фото Татьяны Смертиной)

 

Деревянное здание почты (действующее и ныне), куда приходили письма
из блокадного Ленинграда и откуда получили известие
о Победе в Великой Отечественной войне. Сорвижи, 2004 г.
(фото Татьяны Смертиной)

 

Вход в Сорвижский клуб. 2001 г.
(фото Татьяны Смертиной)

Таинственная и знаменитая дощаная сцена. На ней Лавров сыграл свою первую роль в водевиле Соллогуба «Спичка меж двух огней».

 

Кирилл Лавров, Вера Ефимова (слева) и Тамара Задольская
в спектакле «Спичка меж двух огней».
Село Сорвижи, Сорвижский клуб, 1942 г.
(фото из личного архива К. Лаврова)

 

 

 

Татьяна Смертина (02.12. 1948) — советская и российская поэтесса.

 

 

Село Сорвижи. Второй слева – дом Т. Смертиной.
От него к лесу идёт тропа к Сорвижскому ключу,
куда в военное время и нынче ходят за хрустальной водой. 2002 г.
(фото Татьяны Смертиной)

 

 


 






















Богородский район.

 В годы Великой Отечественной войны по решению правительства СССР детские дома открывались по всей нашей стране. В 1941 году в Богородском районе были открыты детские дома: в селе Ухтым - 166 детей, деревне Парагаи Ухтымского округа – 150 детей, в селе Хороши – 140 детей. В 1943 году открылся детский дом в селе Ошлань – 92 воспитанника.

 

В июле 1941 года, в село Ухтым Богородского района прибыли 153 воспитанника вместе с директором детского дома М.М. Павликовой и воспитателями – ленинградками: В.П. Сусаниной, О. В. Доломановой, Р.И. Хейфиц, М.Н. Юхапкиной, В.А. Нолимовой, З.М. Зерновой, Г.А. Цицелюк, М.А. Степановой, Н.О. Черковской.                                                                                                  Детей разместили в здании начальной школы. Первое время жить приходилось трудно: не хватало продуктов, одежды, оборудования. Помогали всем селом.                                                                                                                           Постепенно жизнь налаживалась. Детский дом располагался уже в нескольких зданиях. Это был целый «городок», включавший в себя два двухэтажных дома, где находились группы и спальные комнаты воспитанников; мастерские, столовую, сараи, конюшню, стадион, сад и огород.
 На территории детдома разработали приусадебный участок, на котором выращивали необходимые для питания овощи, был разбит фруктовый сад. За всем этим под руководством воспитателей, ухаживали сами дети. Жизнь в детском доме была насыщенной и интересной. Летом, помимо полевых и огородных работ, ребята любили ходить в походы, купаться в реке Ухтымке, ловить рыбу, варить уху, ходили в лес за грибами и ягодами, сушили их, запасая на зиму.                                                                                            
В свободное время дети занимались в кружках по интересам (работало 12 кружков: общеобразовательные, художественные, физкультурные, рукодельные).
Колхозы оказывали помощь детскому дому: давали молоко, мясо, муку, строительные материалы. В свою очередь воспитанники детдома помогали колхозу в уборке урожая картофеля, льна, корнеплодов. Все сельскохозяйственные работы вручную, так как сельскохозяйственных машин, механизированных орудий труда и транспорта (кроме лошадей) не было.                                                                                              За все время работы детского дома сменилось всего два директора. Мария Михайловна Павликова работала со дня организации детского дома и до июля 1957 года, выйдя на заслуженный отдых, не захотела вернуться в Ленинград, а осталась в Ухтыме до конца дней своих. С июля 1957 по июль 1958 года директором был Александр Федорович Зашихин. В 1958 году детский дом был расформирован.    

                                                                                                                  

Летом 1942 года в село Хороши Богородского района прибыл детский дом № 84 г. Пушкино Ленинградской области в составе 140 человек. Вместе с детьми приехала воспитатель Мария Петровна Воронина. Годом ранее этот детский дом был эвакуирован в село Ухтым этого же района вместе с детским домом №59.

С теплотой приняли детей в селе Хороши. Несмотря на тяжелое военное время, государство заботилось о детях - сиротах. Детский дом регулярно получал продукты, поставляемые военными союзниками, в основном, американские, одежду, белье. Да и сами они, устроившись на новом месте, завели подсобное хозяйство, посадили огород: имелось 5 га пахотной земли. В хозяйстве имелось 2 лошади, 3 коровы, 2 свиньи, 3 овцы. Для животных заготавливали сено.

 Летом собирали грибы, ягоды, делали запасы на зиму. Дети не озоровали, не лазили ни по огородам, ни по домам местного населения. За что и уважали их.                                                                                     

По достижении воспитанником 15-16 лет его определяли на дальнейшую учебу или обязательно трудоустраивали. В последствие многие из них стали уважаемыми людьми.

 Воспитатель Мария Петровна Воронина навсегда связала свою жизнь с селом, оставшись здесь и после расформирования детского дома. Работала воспитателем интерната при школе.

Детский дом просуществовал в Хорошах до 1953 года, а затем был расформирован.

 

 

В 1943 году в селе Ошлань был организован детский дом, он имел порядковый номер 89. Тогда привезли 100 детей из-под Ленинграда: из Пушкина, Чудова, Луги. Детский дом расположили в приспособленном помещении школы, построенном в 1894 году. Это было кирпичное здание с железной крышей, освещение было керосиновое, отопление – печное, 10 печей. В здании были 2 спальни, 2 медицинских изолятора, кухня, столовая. Для мытья детей была построена деревянная баня.                                                                                           Сначала детдом существовал на местных ресурсах, дети жили очень голодно. Постепенно жизнь детского дома налаживалась. Помогал колхоз. Завели подсобное хозяйство: лошадь, быка, 2 дойных коров, 3 овец, свиней; 5 га пахотной земли, 4 га сенокосов. Стали растить картошку, овощи, заготовляли сено для животных. Была своя пекарня, прачечная, кухня. Занимались заготовкой дров, носили из леса дрова на себе, пилили, кололи, сами топили печи.

Потом детский дом поставили на госбюджет, стали получать продукты, одежду и хозяйственные товары от государства.

В детском доме между ребятами складывались хорошие отношения. Старшие помогали младшим. В школе занимались не только уроками, но и посещали кружки лыжников, художественной самодеятельности, ставили концерты. Летом ходили в походы.

Много работали. Каждому детскому дому был отведен план сева. Ошланский детский дом выращивал 2 га картофеля, 0,5 га овощей, 6 га сеял яровых.       Директором долгое время работала Валентина Семеновна Майшева, воспитателями - Клавдия Степановна Чермных, Антонина Васильевна Чермных, Валентина Дмитриевна Бердникова, Нина Дмитриевна Трухина. Валентина Семеновна Майшева передала директорство вернувшейся из армии Надежде Матвеевне Ложкиной. Она передала детдом Ивану Алексеевичу Торхову. После окончания войны стала проводиться реэвакуация детей в освобожденные от врагов города и села. Возвращались с фронта родители детей, родственники. Из детских домов выходили повзрослевшие дети. Численность детей в детских домах сокращалась. По этой причине наряду с другими был закрыт и Ошланский детский дом в 1950 году, оставшихся 55 человек передали в другие детские дома. Здание, где располагался детский дом, было передано школе.

 

 

 

 

 

 




Богородский район.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: