Стратегия воспитательной деятельности в РФ

(на примере ВДЦ и ДЮОО).

План доклада

1. Всероссийские детские центры как ориентиры построения воспитательной деятельности детско-юношеских общественных объединений.

2. Возникновение и развитие детско-юношеских общественных объединений.

 

1.Реализация Национальной стратегии действий в интересах детей на согласно Указу Президента Российской Федерации предусматривает создание действенных механизмов обеспечения участия детей в решении вопросов, касающихся их непосредственно. В России задача расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, впервые нашла отражение в документах подобного типа.

Во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей, была разработана Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в которой определены ориентиры государственной политики в сфере воспитания, в том числе поддержка общественных объединений. Данная поддержка предполагает: «улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах; поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом; поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях; привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении; расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей».

Развитие результатов, достигнутых в ходе реализации Национальной

стратегии действий в интересах детей, нашло отражение в Указе Президента «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». В соответствии с этим указом Правительством РФ был разработан и утвержден план основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, одним из которых является «организация проведения научных исследований современного детства, включая физиологический, психологический и социальный портрет ребенка (популяционных, лонгитюдных), а также состояния социальной инфраструктуры детства и прогнозной оценки перспектив и направлений ее развития».

В контексте решения этой задачи ФГБНУ «ИИДСВ РАО» разработал

научные основания педагогического сопровождения самоорганизации и соорганизации субъектов межпоколенческих отношений в различных институтах социальной инфраструктуры детства. Обращение исследователей к теории поколений позволило зафиксировать, что субъектами современных воспитательных отношений выступают представители поколения «Z» -«цифрового поколения», которое можно охарактеризовать как глобальных

детей, у которых неограниченные возможности получения и переработки

информации, знаний. Благодаря свободному доступу к открытой и всеобъемлющей информации в интернете дети стали практически независимы от взрослых в получении интересующих их сведений, знаний и опыта, что формирует у ребят навыки самоорганизации. Однако, в реальной социальной жизни виртуального опыта бывает недостаточно. Одним из социальных институтов, в котором современный ребенок может получить реальный опыт социальных отношений и ответственного гражданства в непосредственном общении и взаимодействии со взрослыми, является детское общественное объединение (далее – ДОО).

Теоретические основания педагогики самоорганизации были представлены в монографии «Самоорганизация детей и взрослых как ответ на вызов неопределенности». Педагогу необходимо помнить, что детское общественное объединение – самостоятельный институт воспитания, который может действовать на любой базе, в том числе на базе образовательной организации.

Детское общественное объединение – добровольное, самоуправляемое,

некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых,

объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ «Об общественных объединениях».

Многообразие «взрослого мира», безусловно, является основанием для

многообразия мира детского движения как совокупности ДОО города, района, региона, страны. Это определяет наличие в структуре детского движения России пионерских, скаутских, экологических, природоохранных, военизированных, творческих, научных, многопрофильных детских объединений.

У ДОО может быть несколько уровней включенности в воспитательную систему школы:

– объединение на базе школы – ДОО имеют самостоятельную инициативную программу, которой следуют в своей деятельности, реализуя принцип соблюдения «границ» и информирования образовательной организации, субъектов образования о деятельности (социальные сети, мессенджеры, школьная печать, родительские собрания);

– символическое участие – информация о деятельности ДОО доступна не только в виртуальном формате, но и в реальности; члены ДОО участвуют в школьных делах, но как «выделенные» субъекты;

– реальные полномочия – возможность участия руководителей и членов

ДОО в процессе разработки и реализации воспитательных программ школы с

учетом функции ДОО;

- включение учащихся в программы ДОО, в обсуждение результатов и эффективности контроля;

– партнерство – возможность совместной реализации воспитательных программ школы ДОО в рамках договора о социальном партнерстве; равноправие ДОО и школы в принятии решений по реализации воспитательных программ;

– делегирование полномочий – школа на основе договора о социальном

партнерстве передает ДОО часть своих функций в организации воспитательных программ.

При этом ДОО осуществляет реализацию (не ученического) детского самоуправления, независима в принятии организационных и содержательных

решений. Единственным ограничением будет являться соблюдение полномочий, определенных договором.

Воспитательный потенциал ДОО заключается в:

– возможности приобретения ребенком (подростком) иного, отличного от ученического, социально одобряемого опыта индивидуальной и общественной самоорганизации детей;

– организации и участии ребенка в общественно-полезной деятельности объединения;

– самостоятельном выборе ребенком форм и способов своего участия в деятельности объединения через выбор программ и форм деятельности;

– развитие навыков командообразования и умения работать в команде;

– приобретении ребенком (подростком) реального опыта гражданственности через участие в демократических процедурах самоуправления

– выборах руководящих органов объединения, подотчетности выборных органов общему сбору объединения; ротации состава выборных органов;

– приобретении реального опыта управления объединением через участие в его управлении и деятельности в лидерской позиции;

– приобретении ребенком (подростком) опыта реальной ответственности через процедуру отчетности за выполненное поручение;

– формировании чувства принадлежности к коллективу объединения через уважение к атрибутам, символам, ритуалам, церемониям, определяющим его субкультуру.

– приобретении реального опыта разработки и поддержки медийного образа детского общественного объединения на информационных ресурсах ДОО и образовательной организации;

– приобретении опыта продвижения интересов ДОО в органах управления образовательной организации (Управляющий совет, педсовет, родительское собрание, общее собрание школы, органы ученического самоуправления);

– расширении позитивного социального и культурного пространства жизнедеятельности, снижающего уровень агрессии подростков и их деструктивного поведения.

Так как ДОО – самоорганизующееся сообщество, то мы оставляем за его участниками и руководителями суверенное право на разработку собственных программ и проектов, определяя лишь некоторые принципиальные подходы к программированию деятельности детского объединения в образовательной организации.

Рассмотрены ростки первых детских и молодежных объединений в России, возникнувшие в середине XVIII в., которые в дальнейшем являлись предпосылочным этапом для развития детско-юношеских объединений.

 

2. Детские и молодежные объединения - демократические социокультурные явления, предпосылки, создание которых относится к 60-м годам XVIII в.

В отечественном детском движении ХХ в. М. В. Богуславский выделяет несколько периодов:

1-й период датируется от начала века до начала гражданской войны. В это время, как считает М. В. Богуславский, процесс появления детских объединений и выдвижения их лидеров был достаточно спонтанным, стихийным, однако достаточно ясно выделяются типы взрослых, которые потом постоянно будут работать в детских объединениях.

2-й период в интерпретации данного автора хронологически занимает время с 1918 по 1931 гг. Как утверждает М. В. Богуславский, в данную эпоху произошла кардинальная смена генерации руководителей детского движения. В этот период происходит выдвижение молодых 16-18-летних юношей и девушек, а в 1920-е годы именно эта генерация становится ведущей в руководстве пионерским движением. Так, плавно от детского движения скаутского происходит переход к детскому движению пионерскому. Но скаутизм и пионерство - это не только этапы в детском движении, но и течения, которые сосуществовали у нас в стране и в начале века, и в конце.

3-й этап в периодизации М. В. Богуславского -это первая половина 30-х годов. Именно в это время происходит переход к профессионализации организаторов детского движения. Суть в том, что наметился крен на специальную педагогическую подготовку руководителей детского движения, овладение ими определенными педагогическими навыками, которые прежде, в 20-е годы, у руководителей из числа рабочих-комсомольцев или коммунистов не считались необходимыми.

4-й период длился с середины 30-х до середины 50-х гг. Здесь происходит нарастающая профессионализация руководителей детских объединений. Вожатые с конца 30-х годов назначались из молодых учителей. Именно молодые учителя, пионервожатые, руководители школьного комсомола и старшеклассники - представители учкома - бесприкос-ловно подчинялись требованиям, которые достаточно жестко диктовались сверху. Суть директив состояла в необходимости всемерно содействовать администрации образовательных учреждений в осуществлении учебно-воспитательной и досуговой идеологически выдержанной деятельности.

5-й этап М. В. Богуславский определяет как период пионерского «половодья» - начиная с середины 50-х годов по нарастающей, а потом по ниспадающей до середины 70-х годов. В этот период опять возрождается скаутское движение, деятельность которого сводилась к овладению полным набором скаутских специальностей, а это происходило на скаутских слетах, сборах и способствовало тому, что вновь обрели почву под ногами мечтатели, фантазеры, игровики, романтики, которые особенно комфортно ощущали себя в коммунарском движении.

6-й этап - это середина 70-х до второй половины 80-х гг. В этот период ведущим в отечественном общественно-педагогическом движении было движение педагогических отрядов. Такие отряды существовали во многих городах, работали многие из них с детьми во дворах (зачастую с детьми трудными, отбившимися от пионерской организации, а часто и вообще от школы и родителей).

 

7-й период, по утверждению М. В. Богуславского, с чем и автор данной статьи согласен, приходится на конец 80-х годов и по настоящее время [2]. На данном этапе государство опять начинает опекать детское движение. Наметилась тенденция создания государственных клубных (досуговых) учреждений на базе общественных детских клубных объединений и их фактического огосударствления [3]. Видимо, автор периодизации отечественного детского движения М. В. Богуславский не считает ее завершенной, но она в своем роде первая (или одна из первых), и мы будем частично от нее отталкиваться, в чем-то соглашаясь, а в чем-то излагая свои представления.

Так, с самой зари существования человеческого общества люди стремились к общению, у них всегда возникала потребность обмениваться между собой мыслями, воззрениями, во все времена и эпохи они хотели больше знать, видеть, понимать. Без тесного общения и коллективной деятельности человек не мог бы развиваться, успешно противостоять стихийным силам природы. Для решения важных вопросов люди собирались вместе, приходили в заранее установленные места, часто называемые клубами, где можно было отдохнуть, удовлетворить свои духовные потребности. Здесь в споре и дискуссиях принимались различные решения, здесь развлекались и проводили свободные от работы часы.

Детские сообщества, как уже отмечалось, создавались и стихийно, и организованно. Причины их появления были самыми различными. К числу предпосылок создания детских обществ в 60-х годах XVIII в. можно отнести теоретические замыслы известного педагога и общественного деятеля И. И. Бецкого, разработчика уставов гимназий, дворянских пансионов для детей из привилегированных сословий в Петербурге и Москве. Находясь под влиянием идей французских просветителей о воспитании «новой породы людей», он стремился в организуемых учебно-воспитательных заведениях (училищах для мальчиков при Академии художеств, коммерческих училищах, институте благородных девиц, благородных пансионах и др.) воспитать просвещенных и гуманных дворян, купцов. В этих учебно-воспитательных учреждениях система обучения обычно включала не только уроки и лекции, но и дополнительные занятия. В основном, по И. И. Бецкому, это были литературные, театральные, музыкальные, спортивные общества, в которых система воспитания не признавала телесных наказаний. Наиболее известные нам учебные заведения такого рода - это, конечно же, Царскосельский лицей, Московский благородный пансион и Смольный институт благородных девиц. К сожалению, педагогические идеи И. И. Бецкого носили утопический характер и не нашли распространения в воспитательной системе того периода.

Как показывает история, педагогика начала XIX столетия стремилась прививать подрастающим поколениям начала православия, самодержавия и народности, школьная администрация уделяла особое внимание образу мыслей и поведению учащихся, пытаясь всемерно укрепить монархический режим, сословную крепостническую идеологию, растить верноподданных и покорных слуг престола. Одной из характерных черт воспитания в отдельных немногочисленных детских объединениях в данный период являлось развитие у детей чувства патриотизма, глубокой любви к Родине и уважение друг к другу. Так, в 1811 г. в Царском Селе по распоряжению императора Александра I был основан лицей, который предназначался для обучения дворянских детей. В царском лицее дети занимались умственными забавами, упражнениями на воображение, коллективными творческими делами: рукописные журналы, сходки при свечах, капустники, спектакли-импровизации, парламентские заседания, спортивные и художественные состязания, то есть это были контурные очертания будущих детских и молодежных объединений ХХ в.

Примером предпосылок к созданию будущих молодежных студенческих объединений укажем следующее. В XVIII-XIX вв. существовали корпорации студентов как форма самоорганизации молодежи по причине относительно устойчивого общения и высокого интеллектуального уровня молодежи внутри учебных заведений. Студенты университетов могли создавать научные сообщества, а также корпорации, регламентирующие студенческую жизнь в университете. Например, в России в 1820-х гг. такие корпорации были созданы сначала в Дерптском университете (Estonia, Livonia и Fratemitas Rigensis), а затем - в Московском, Санкт-Петербургском, Казанском университетах. Однако жесткий контроль государства, прежде всего Министерства просвещения, не давал этим организациям получить достаточное развитие - хоть и не запрещенные прямо, не будучи тайными обществами, они постепенно распадались.

В целом можно отметить, что данные предпосылки являлись первыми робкими попытками к тому, что лет через 100-150 эти стихийно возникшие группы станут объединениями. К тому же они ни кем не руководились, но и не запрещались; имели стихийно направленный характер, и, несмотря на малочисленность, в них учитывался личный интерес ребенка, подростка, молодого человека.

 

В процессе исследования данной темы было обнаружено, что в 50-х и 60-х гг. XIX в., с одной стороны, усиливалось общественное движение, а с другой - нарастало педагогическое, в процессе которого еще более усиливался протест против схоластики и догматизма школьного образования, подвергалась критике система крепостнического воспитания. Передовые педагоги и деятели народного просвещения (К. Д. Ушинский, П. Г. Редкин, Н. И. Пирогов, Г. И. Водовозов, Л. Н. Толстой и др.) хорошо понимали, что пришло время решительно менять методы воспитания подрастающего поколения и отказаться от существующих форм проектирования безвольных, безынициативных и безропотных молодых людей, которые приучены исполнять все только по указке начальства.

Таким образом, первые робкие попытки к созданию объединений детей по интересам, а впоследствии и первые детские клубы, и учебно-воспитательные учреждения с элементами клубной деятельности относятся к XVIII-XIX вв. В этот период создавались особые военные школы - кадетские и дипломатические корпуса, а впоследствии с середины XVIII в. - появились детские общества при Академии художеств, коммерческих училищах, институте благородных девиц, благородных пансионах и т. д. В этих учреждениях дети объединялись в группы по внутренней мотивации, склонностям и интересам и имели возможность самореализовываться. Однако эти попытки были единичными явлениями в русской общественно-педагогической действительности и в силу этого не имели возможности преодолеть все те заслоны, которые были расставлены на их пути со стороны администрации, чиновников и полиции. Внеклассная работа в массовых народных школах продолжала находиться под строжайшим запретом правительства. Педагоги, которые осмеливались заниматься с учащимися во внеурочное время, да еще без специально данного на это разрешения со стороны начальства, подвергали себя серьезному риску, так как оказывались в числе неблагонадежных работников со всеми вытекающими отсюда последствиями. Такое положение дел складывалось потому, что власти боялись любого проявления демократизма и свободомыслия, всякого развития творчества, самостоятельности и самодеятельности подрастающего поколения, боялись революционных идей и революционных действий со стороны молодежи.

Идея создания детских и молодежных объединений получила свое освещение и во второй половине XIX в. и вылилась в организации кружков, клубов по интересам в гимназиях, училищах, детских колониях. И это явилось пробной попыткой реализовать теоретические замыслы создания детских объединений.

 

Список литературы

1. Тюлюбаев А. Детское объединение: с чего начать и что делать? Воспитание школьников. 1994. № 2.

2. Геворкян А. А., Ревякина В. И. Развитие детских и молодежных объединений как института воспитания // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогика. 2009. Вып. 8 (86).

3. Соколов Р. Общественно-педагогическое движение. URL: http:// www.sokolovr.ru/nov-opd.html

4. Каиров И. А., Гончаров Н. К. Педагогический словарь: в 2 т. Т. 1. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1960.

5. Вопросы истории педагогики. Раздел первый / ред. сб. М. И. Петров. Томск: Изд-во ТГПИ им. Ленинского комсомола, 1976.

6. Иконников С. К. Доктор Пирусский. Томск: [Б. и.], 2005.

7. Молодежные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований: сб. докл. и выступлений. М.: Логос, 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: