Должностные обязанности учителя химии

Должностная инструкция учителя химии

Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана с учетом Профессионального стандарта: 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» с изменениями и дополнениями от 5 августа 2016 года; на основании ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 26 июля 2019 года; с учетом требований ФГОС ООО и ФГОС СОО, утвержденных соответственно Приказом Минобрнауки России №1897 от 17.12.2010г в редакции от 31.12.2015г и №413 от 17.05.2012г в редакции от 29.06.2017г; в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Данная инструкция определяет перечень трудовых функций учителя химии, его обязанностей, а также права, ответственность и взаимоотношения по должности в коллективе образовательной организации.

1.3. Учитель химии назначается и освобождается от должности приказом директора общеобразовательной организации. На время отпуска и временной нетрудоспособности педагога его обязанности могут быть возложены на другого учителя. Временное исполнение обязанностей в данных случаях осуществляется согласно приказу директора школы, изданного с соблюдением требований Трудового кодекса Российской Федерации.

Учитель химии относится к категории специалистов, непосредственно подчиняется директору и выполняет свои должностные обязанности под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

1.5. На должность учителя химии принимается лицо:

• имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей предмету «Химия», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в общеобразовательной организации;

• без предъявления требований к стажу работы;

• прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

• к педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном Федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

1.6. В своей деятельности учитель химии руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента, решениями Правительства РФ и органов управления образования всех уровней по вопросам, касающимся образования и воспитания обучающихся, а также:

• Федеральным Законом №273 «Об образовании в Российской Федерации»;

• административным, трудовым и хозяйственным законодательством РФ;

• основами педагогики, психологии, физиологии и гигиены;

• Уставом и локальными правовыми актами, в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора общеобразовательного учреждения;

• требованиями ФГОС основного общего образования и среднего (полного) общего образования, рекомендациями по их применению в школе;

• правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;

• трудовым договором между работником и работодателем;

• Конвенцией ООН о правах ребенка.

1.7. Учитель химии должен знать:

• приоритетные направления и перспективы развития педагогической науки и образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, законодательство о правах ребенка;

• требованиями ФГОС основного общего образования и среднего общего образования к преподаванию химии, рекомендации по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной организации;

• преподаваемый предмет «Химия» в пределах требований Федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ основного и среднего общего образования, их истории и места в мировой культуре и науке;

• современные формы и методы обучения и воспитания школьников;

• перспективные направления развития современной химии;

• историю, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;

• теорию и методы управления образовательными системами;

• современные педагогические технологии поликультурного, продуктивного, дифференцированного и развивающего обучения, реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

• методы убеждения и аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разных возрастных категорий, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

• технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

• основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;

• рабочую программу и методику обучения химии;

• программы и учебники по химии, отвечающие положениям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего общего образования;

• основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

• педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;

• теорию и методику преподавания химии;

• основы экологии, экономики, социологии;

• требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов химии, лабораторий и лаборантских;

• средства обучения, используемые учителем в процессе преподавания химии, и их дидактические возможности;

• пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения;

• основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализации личности;

• законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития;

• теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся;        

• закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;

• основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью;

• основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях;

• основы работы с персональным компьютером, мультимедийным проектором, текстовыми редакторами, презентациями, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами;

• правила внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения, правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды;

• инструкции по охране труда и пожарной безопасности, при выполнении работ с учебным, демонстрационным, лабораторным и компьютерным оборудованием и оргтехникой.

1.8. Учитель химии должен уметь:

• владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: исследовательская и проектная деятельность и т.п.;

• объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;

• разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;         

• проводить учебные занятия по химии, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения;

• планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой;

• разрабатывать рабочие программы по химии, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать их выполнение;

• применять современные образовательные технологии при осуществлении образовательного процесса, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;

• организовать самостоятельную деятельность детей, в том числе проектную и исследовательскую;

• использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех учеников, в том числе с особыми потребностями в образовании: учащихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

• разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения химии с практикой, обсуждать с учениками актуальные события современности;

• осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе;

• использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий;

• использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования;

• владеть методами убеждения, аргументации своей позиции;

• организовывать различные виды внеурочной деятельности: конкурсы по химии и другие внеурочные тематические мероприятия;

• использовать информационные источники, следить за последними открытиями в области химии, знакомить с ними обучающихся на уроках;

• обеспечивать помощь детям, не освоившим необходимый материал (из всего курса химии), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторов;

• обеспечивать коммуникативную и учебную "включенности" всех учащихся класса в образовательный процесс;

• находить ценностный аспект учебного знания, обеспечивать его понимание обучающимися;

• управлять классом с целью вовлечения детей в процесс обучения, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;

• защищать достоинство и интересы школьников, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;

• сотрудничать с классным руководителем и другими специалистами в решении воспитательных задач;

• владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому учащемуся школы вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;

• использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья;

• устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками общеобразовательной организации;

• владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

• общаться со школьниками, признавать их достоинство, понимая и принимая их;

• поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности детей в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека;

• владеть общепользовательской, общепедагогической и предметно-педагогической ИКТ-компетентностями.

1.9. Учитель химии должен знать и соблюдать установленные правила и требования охраны труда и пожарной безопасности, правила личной гигиены и гигиены труда в образовательном учреждении.

1.10. Педагогический работник должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в общеобразовательной организации.

1.11. Учителю химии запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

 

Трудовые функции

Основными трудовыми функциями учителя химии являются:

2.1. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательной организации:

2.1.1. Общепедагогическая функция. Обучение.

2.1.2. Воспитательная деятельность.

2.1.3. Развивающая деятельность.

2.2. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ:

2.2.1. Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования по химии.

2.2.2. Предметное обучение. Химия.

 

Должностные обязанности учителя химии

3.1. В рамках трудовой общепедагогической функции обучения:

• осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) основного общего и среднего общего образования;

• разрабатывает и реализует программы по химии в рамках основных общеобразовательных программ;

• участвует в разработке и реализации программы развития общеобразовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;

• осуществляет планирование и проведение учебных занятий по химии;

• проводит систематический анализ эффективности уроков и подходов к обучению;

• осуществляет организацию, контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы по химии обучающимися;

• формирует универсальные учебные действия;

• формирует навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями;

• формирует у детей мотивацию к обучению;

• осуществляет объективную оценку знаний и умений учащихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями школьников, применяя при этом компьютерные технологии, в том числе текстовые редакторы и электронные таблицы;

• проводит контрольно-оценочную работу при обучении с применением новейших методов оценки в условиях информационно-коммуникационных технологий.

3.2. В рамках трудовой функции воспитательной деятельности:

• осуществляет регулирование поведения учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды на уроках химии, поддерживает режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию детей;

• реализует современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы, используя их как на уроках химии, так и во внеурочной деятельности;

• ставит воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера;

• контролирует выполнение учениками правил поведения в учебном кабинете химии в соответствии с Уставом школы и Правилами внутреннего распорядка общеобразовательной организации;

• способствует реализации воспитательных возможностей различных видов деятельности школьника (учебной, исследовательской, проектной);

• способствует развитию у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы и творческих способностей, формированию гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни.

3.3. В рамках трудовой функции развивающей деятельности:

• осуществляет проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды на занятиях по химии;

• развивает у детей познавательную активность, самостоятельность, инициативу, способности к исследованию и проектированию;

• осваивает и применяет в работе психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами учеников: одаренные и социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты и дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья и девиациями поведения, дети с зависимостью;

• оказывает адресную помощь учащимся образовательного учреждения;

• как учитель-предметник участвует в психолого-медико-педагогических консилиумах;

• разрабатывает и реализует индивидуальные учебные планы (программы) по химии в рамках индивидуальных программ развития ребенка;

• формирует и реализует программы развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.

3.4. В рамках трудовой функции педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования:

• формирует общекультурные компетенции и понимание места химии в общей картине мира;

• определяет на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальные способы его обучения и развития;

• определяет совместно с учеником, его родителями (законными представителями) и другими участниками образовательных отношений зоны его ближайшего развития, разрабатывает и реализует (при необходимости) индивидуальный образовательный маршрут по дисциплине «Химия»;

• планирует специализированный образовательный процесс для класса и/или отдельных контингентов учащихся с выдающимися способностями в области химии и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся школы, уточняет и модифицирует планирование;

• использует совместно со школьниками иноязычные источники информации и инструменты перевода;

• осуществляет организацию олимпиад, конференций и конкурсов по химии в школе, иных внеурочных мероприятий и др.

3.5. В рамках трудовой функции обучения предмету «Химия»:

• формирует конкретные знания, умения и навыки в области химии;

• формирует образовательную среду, содействующую развитию способностей в области химии каждого ребенка и реализующую принципы современной педагогики;

• содействует развитию инициативы учащихся по использованию химии;

• осуществляет профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в общеобразовательной организации;

• использует в работе с детьми информационные ресурсы, в том числе ресурсы дистанционного обучения, осуществляет помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов;

• содействует в подготовке обучающихся к участию в олимпиадах по химии, конкурсах, исследовательских проектах и ученических конференциях;

• формирует и поддерживает высокую мотивацию, развивает способности обучающихся к занятиям химией, ведет кружки, факультативные и элективные курсы для желающих и эффективно работающих в них учащихся школы;

• предоставляет информацию о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения химии в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий;

• консультирует обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания химии;

• содействует формированию у обучающихся школы позитивных эмоций от деятельности в области химии, выявляет совместно с учащимися недостоверные и малоправдоподобные данные;

• формирует позитивное отношение со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения;

• формирует представления обучающихся о полезности знаний химии вне зависимости от избранной профессии или специальности;

• ведет диалог с учащимися или группой обучающихся в процессе нахождения решения проблемы по теме урока, выявляет сомнительные места, подтверждает правильность суждений;

• сотрудничает с другими учителями-предметниками, осуществляет межпредметные связи в процессе преподавания химии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: