Монополия государственного предпринимательства в СССР. Развитие теневого бизнеса в эпоху застоя

 

Если строго формально подходить к определению сущности предпринимательства, то в период существования Советского Союза оно существовало в незначительных размерах и в искаженном виде, более того, преследовалось. Сразу после Октябрьской революции 1917 г. в период военного коммунизма была предпринята попытка (в значительной мере вынужденная) отказаться от товарно-денежных отношений, заменив товарный обмен натуральным. В принципе, в сложившейся ситуации крестьяне готовы были в обмен на свою продукцию получать необходимые товары от города, но город не был в состоянии что-то произвести для сельского хозяйства на обмен, поскольку фабрики и заводы стояли или почти стояли. Разруха и война не давали даже сделать попытку наладить товарообмен. Все, как известно, закончилось продразверсткой, а затем массовыми крестьянскими восстаниями. Понимая невозможность продолжения такого курса, который неизбежно закончится социальным взрывом, большевики пошли на введение новой экономической политики (нэпа). На какое-то время нэп снял наиболее острые противоречия. Предпринимательство в урезанном виде и под контролем государства было разрешено, но, когда дыры в экономике в основном были заделаны, встал вопрос – а что дальше? Среди партийной верхушки развернулась борьба. Одни настаивали на углублении рыночных отношений, выдвигая лозунг: «Обогащайтесь!» Другие настаивали на превращении страны в военный лагерь для подготовки мировой революции. 1929 год можно назвать точкой отсчета, после которой Россия последовала по пути формирования командой экономики с полным отказом от официального предпринимательства.

В то же время существовало своеобразное государственное предпринимательство: «Мы отстали от передовых стран на 50 – 100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут», – такое заявление сделал Иосиф Сталин в феврале 1931 г. на совещании хозяйственников.

В итоге советскую индустриализацию можно условно разделить на два периода. В 1920-х гг. «красный колосс» использовал послевоенную слабость Германии. А в 1930-х гг. – Великую депрессию в США.

После кабального Версальского мира в 1919 г. Германии было запрещено иметь крупную армию и развивать военную промышленность. Они начали вести секретные переговоры с Советским Союзом, а затем и строить промышленные объекты в нашей стране. Этим занималась так называемая «Зондергруппа Р».

Схема была проста. Немцы строили заводы у нас и размещали на них свои заказы. Часть самолетов и пушек оставляли в России, а часть увозили к себе. После прихода к власти в Германии Гитлера сотрудничество с Россией было приостановлено, но заводы остались.

Следующий этап индустриализации можно назвать американским. В 1929 г., когда Великая депрессия в США стала реальностью, без работы остался именитый архитектор Альберт Кан. Он был известен тем, что построил завод Форда в Детройте. А в 1930-х гг. составил план промышленной модернизации в России.

За несколько лет в СССР ударными темпами построили более 500 заводов. По некоторым оценкам, это обошлось стране в 2 млрд долл. (по нынешнему курсу это почти 250 млрд долл.). Нанятые американские инженеры голову особенно не ломали. Они взяли готовые проекты заводов из США и привезли свое оборудование. К примеру, московский завод АЗЛК был сделан по образцу сборочных производств Форда.

Естественно, тот факт, что заводы и фабрики нам строят иностранцы, никто не афишировал. Филиал компании Альберта Кана в Москве носил советское название – «Госпроектстрой».

В нем трудились 25 американских и 2,5 тыс. советских инженеров, которые изучали западную науку проектирования и строительства крупных промышленных объектов. Филиал немецкой компании Demag в Москве тоже был зашифрован и носил название Центрального бюро тяжелого машиностроения.

Американцы и немцы построили бы в СССР еще больше заводов. Но стране в 1932 г. начала заканчиваться валюта, основным источником которой был экспорт зерна. И Сталин решил: мавр сделал свое дело – мавр может уходить. Советские чиновники под различными (часто надуманными) предлогами разрывали контракты с иностранными фирмами.

Русские очень быстро перенимали у американцев и немцев, как нужно строить промышленные объекты. К примеру, первую домну «Магнитки» выкладывали 2,5 месяца полностью под присмотром американских рабочих, а на четвертую ушло меньше трех недель. И помощь западных специалистов уже не пригодилась.

Результаты индустриализации впечатляют. Многие предприятия до сих пор составляют основу нашей промышленности. К 1940 г. по объему промышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США. С помощью иностранных инженеров было подготовлено более 2 млн. советских специалистов, которые освоили новые технологии и стали заниматься их дальнейшим развитием. Другими словами, Сталин поставленную цель выполнил. Но какой ценой?

Объективные экономические законы пробивают себе дорогу, несмотря ни на какие препятствия. Поскольку совсем без рыночных отношений экономика не может развиваться полноценно, предпринимательство, лишившись официального статуса при социализме, существовало в тени.

Изложение проблем предпринимательства было бы неполным, если не вспомнить его разновидность, существующую вне правового поля. Есть разные резоны существовать нелегально, но поначалу все его виды следует определить как нечто однородное, имеющее общую сущностную характеристику. Теневое предпринимательство – явление, существующее во всем мире. Страны отличаются только по объемам этого сектора экономики. Согласно ориентировочным оценкам объем теневой экономики развитых стран составляет от 5 до 10% ВНП.

В литературе существуют разные определения теневой экономики, но остановимся на одном.

Теневая экономика – это неконтролируемый обществом сектор общественного воспроизводства, а точнее, предпринимательская деятельность, осуществляемая вне правового поля. Ее появление связано с возникновением ситуации несовпадения интересов общества и производителя, что заставляет последнего изыскивать обходные пути.

В литературе можно встретить различные классификации теневой экономики. Одна из них построена на основе критерия легальности экономической деятельности.

Легальная неофициальная экономика – экономическая деятельность, которую не учитывают при расчетах ВНП страны; однако она не нарушает ни действующих законодательных норм, ни прав других хозяйственных агентов (работа в домашнем хозяйстве, на приусадебном участке, чаевые, работа ученых на дому, бартерный обмен).

Внеправовая экономика – экономическая деятельность, нарушающая права других хозяйствующих субъектов, не регламентированная действующим законодательством и находящаяся тем самым во внеправовых зонах. Яркий пример – финансовые пирамиды середины 1990-х гг., от деятельности которых пострадали миллионы людей. Сюда же следует отнести нарушения экологической безопасности, лоббирование в пользу отдельных хозяйствующих субъектов, предоставление без оснований индивидуальных льгот и субсидий и т.п.

Полуправовая экономика – экономическая деятельность, по своим целям не противоречащая законодательству, но периодически выходящая за его пределы по характеру применяемых средств. Прежде всего, речь идет о разных способах уклонения от налогов, включая использование «черного нала», работу без патента и лицензии, трудовой наем без оформления. Типичным примером российской практики является дело «ЮКОСа».

Нелегальная, криминальная экономика – экономическая деятельность, запрещенная законом и по своей сути нарушающая закон: наркобизнес, незаконное производство оружия и незаконная торговля им, крупная контрабанда, проституция, торговля людьми, рэкет и применение силы.

С переходом к рынку теневая экономика в России получила новые импульсы, хотя и по другим причинам, чем при командной экономике. Существуют различные методы измерения теневой экономики, которые подчас дают различные результаты. Все эти методы из-за отсутствия какой-либо официальной статистики весьма приблизительны и условны. Основные из них – метод физических затрат и метод наличных денег.

Метод физических затрат основан на сравнении производства и потребления продукции в национальной экономике. Чаще всего берется превышение потребления электроэнергии над ее официальным производством. Полученная разность и рассматривается как база для оценки теневого сектора. Данный метод используется в основном применительно к индустриально развитым странам (хотя внедрение энергосберегающих технологий несколько уменьшает его точность).

Метод наличных денег исходит из предположения, что теневая экономика живет преимущественно за счет наличности. Выявляющееся превышение денежных сумм, реально функционирующих в экономике, над суммами, которые должны были бы обслуживать официально зарегистрированную экономическую деятельность, и служит базой оценки теневой экономики. Этот метод параллельно с методом затрат используется в основном в развивающихся странах, в которых широко распространены наличные деньги.

Кроме того, в ходу и другие приемы – экспертные оценки, основанные на выборочном числе хозяйств, на определении расхождения между официальной и фактической занятостью. Иногда применяются многофакторные динамические модели. Однако все эти методы, несмотря на свою сложность, не обеспечивают достаточной точности.

Причины масштабного распространения теневой экономики могут быть экзогенными и эндогенными, т.е. зарождаться вне экономической системы и внутри ее. Международный опыт позволяет назвать некоторые «классические» причины роста теневой экономики.

1. Характер государственного вмешательства в экономику. Величина экономики, уходящей «в тень», находится в прямой зависимости от ошибок при выборе экономической стратегии, уровня налогообложения и масштабов коррупции. Серьезным основанием для появления теневой экономики является вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования, когда оно устанавливает «потолок» цен.

2. Открытие внешних рынков с последующим обострением конкурентной борьбы. Провоцирующим моментом для России может стать вступление в ВТО, поскольку данный шаг будет побуждать некоторых производителей снижать издержки любыми – легальными и нелегальными – способами.

3. Осложнение ситуации на рынке труда в условиях структурного и экономического кризиса, что порождает всплеск малого предпринимательства и самостоятельной занятости, становящихся при неблагоприятных условиях питательной средой для бурного роста теневых отношений. Кроме того, предприниматели получают возможность оказывать давление на вновь принимаемых на работу с тем, чтобы не оформлять официально трудовые отношения или использовать нелегальные схемы оплаты труда с целью ухода от налогов.

4. Массовая иммиграция из стран третьего мира, дополняемая оттоком сельского населения в крупные города и вынужденной внутренней миграцией из депрессивных регионов и «горячих точек». Именно поселения мигрантов и становятся, как правило, питательной средой теневой экономики.

Взрывной рост теневой экономики оказался совершенно неожиданным последствием перехода России к капиталистической системе. В эпоху горбачевской перестройки общепринятым было мнение, что теневая экономика – это порождение, присущих советской системе особенностей, дефектов, которые можно устранить либерализацией и введением частной собственности в рамках «перехода к рынку». На самом деле причины данного негативного явления следует искать в советском прошлом нашей страны.

Теневая экономика в СССР существовала всегда, но своего расцвета достигла в 1980-е гг., в период так называемой перестройки. Проводимые тогда реформы не породили новое явление, а придали ему новые формы и масштабы. Теневая экономика корнями уходит в годы застоя. В этот период существовал негосударственный сектор, включавший промысловую кооперацию (до 1960 г.), потребкооперацию, личное подсобное хозяйство и даже частную практику, который в определенном смысле создал предпосылки для функционирования теневых отношений, поскольку не в полной степени контролировался государством.

Не контролировался даже не потому, что не хватало на это ресурсов, а потому, что народнохозяйственное централизованное планирование не в полной степени справлялось с удовлетворением общественных потребностей, и многие руководители осознавали это. Не случайно начиная с 1960-х гг. начались робкие попытки идеологически обосновать необходимость развивать в стране рыночные отношения. Проходили псевдорыночные реформы с трудом, поскольку встречали ожесточенное сопротивление со стороны как ученых, так и практиков.

Поэтому в условиях, когда невозможность решить проблему удовлетворения потребностей населения в услугах и товарах, которые для многих неожиданно стали дефицитными, на плановой основе стала для многих очевидной, часть управленческого аппарата в ряде случаев закрывала глаза на полулегальные и нелегальные формы их удовлетворения с помощью теневого рынка, если это не принимало откровенно негативных форм. Причем со временем теневая экономика проникла и в производственную сферу.

В такой отрасли, как сельское хозяйство, на другой основе ряд насущных проблем просто невозможно было решить. Так, строительная индустрия практически не была ориентирована на удовлетворение потребностей сельскохозяйственных предприятий даже в производственном плане. Что уж было говорить о так называемом соцкультбыте, т.е. о строительстве школ, детских садов, домов культуры, магазинов и прочих объектов социальной инфраструктуры. Собственных строительных мощностей совхозы и тем более колхозы не имели. Кадров соответствующей квалификации не хватало. Основная часть строительных работ велась с помощью привлекаемых на подрядной основе «шабашников».

Трудно представить, как без студенческих строительных отрядов и странствующих по стране профессиональных бригад, работающих на полулегальной основе, обошлась бы экономика, как бы решало свои проблемы сельское хозяйство периода «развитого социализма».

Такого рода теневая экономика не вписывалась в полной мере в официальную хозяйственную систему. Но и не носила криминального характера, а потому преследовалась без особого усердия, хотя периодически использовалась для показательного наказания неугодных системе руководителей. Да и для острастки, чтобы не зарывались.

Своего расцвета дореформенная теневая экономика в стране достигла в конце 1960 – начале 1970-х гг. В этот период возникает острый дефицит товаров народного потребления, что привело к массовому распространению спекуляции, которая становится базисом для криминализации экономики. Государство всемерно способствовало развитию этих процессов. Здесь сыграли выдающуюся роль два момента.

Во-первых, в стремлении скрыть реальные размеры глубокой инфляции государство устанавливает цены значительно ниже цены равновесия.

Во-вторых, одной из главных причин резкого увеличения теневых процессов в экономике явился известный Указ Президиума Верховного Совета СССР 1985 г. «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». В условиях очевидного товарного дефицита изъять из потребительского оборота один из самых массовых товаров народного потребления, который формировал чуть ли не треть государственного бюджета, было равносильно самоубийству. В бюджете образовалась дыра, которую заполнить было нечем. Повсеместно процветала спекуляция винно-водочными изделиями. Население активно и во все возрастающих размерах стало заниматься самостоятельным производством алкоголя, резко выросла продажа самогона, спиртовых суррогатов.

Принятые позднее законодательные акты о развитии индивидуальной трудовой кооперации, хотя и разумные по своей направленности, в существовавших условиях способствовали росту теневой экономики, поскольку создали возможность «отмывать» криминальные деньги без особого риска.

Теневая экономика СССР (в дореформенный период) составляла 20% официальной. По оценкам экономистов, до принятия в 1986 году Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» «теневиками» ремонтировалась половина всей обуви, почти половина квартир, более 2/3 автомобилей и 1/3 сложной бытовой техники. К середине 1980-х гг. в сфере обслуживания было занято около 2 млн. человек. Тех же, кто от случая к случаю подрабатывал на обслуживании, насчитывалось 17 - 18 млн. человек. Считалось, что по мере продвижения страны к капитализму масштабы теневой экономики будут сокращаться, а легальной – возрастать. Произошло же все наоборот.

Усиление теневых процессов в России явились неизбежным результатом сложнейших общественных процессов, связанных с переходом от командной системы к рыночной экономике. Это является следствием, с одной стороны, революционных изменений в обществе, а с другой – допущенных в ходе рыночных преобразований серьезных ошибок, спровоцировавших рост теневой экономической деятельности.

Если говорить об ошибках, то в первую очередь они связаны с государственной политикой приватизации, которая была, безусловно, необходима, но ее можно было провести с меньшими издержками для общества. Второй фундаментальной причиной являются ошибки в создании институциональной основы рыночной экономики. Чтобы понять роль этих процессов в криминализации экономики, необходимо проследить их периодизацию. Для этого в процессе разгосударствления целесообразно выделить два этапа:

1) формирование негосударственного сектора экономики путем создания кооперативов и одновременно «размывание» государственного сектора путем трансформации принципа оперативного управления;

2) приватизация государственных предприятий.

Основным содержанием первого этапа было разрушение командной системы управления путем коммерциализации хозяйственных связей. В рамках командной системы работала концепция оперативного управления. Уже в конце 1980-х гг. в стремлении постепенно перейти к рыночным отношениям оперативное управление подвергалось критике, и звучало требование значительно расширить права руководства и рядовых работников предприятий. Достаточно вспомнить эпопею с различными вариантами полного хозяйственного расчета, в некоторых из которых значительно повышали собственническое положение трудовых коллективов путем существенного расширения их имущественных прав. Это была ситуация значительного и вынужденного опережения практических экономических реформ их институциональным оформлением.

В спешном порядке были подготовлены законы, которые отражали бы новое положение государственных предприятий вследствие практического отказа от права оперативного управления. Жизнь потребовала хотя бы в первом приближении привести хозяйственную практику в соответствие с ее институциональной основой. Времени на длительные размышления не было.

В результате были приняты два закона, которые, по сути, с одной стороны, давали государственным предприятиям разные права, с другой – открыли дорогу так называемой директорской приватизации. Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР» дал государственным предприятиям право полного хозяйственного ведения, а Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» наделил предприятия правом хозяйственного ведения. И дело было не в неточности формулировок, а в принципиально разном собственническом положении предприятий, получавших первое или второе право.

Право полного хозяйственного ведения по объему правомочий практически приближалось к собственности. Содержание права хозяйственного ведения определялось не законом, а договором и уставом предприятия. Непонятно, по каким критериям и заслугам одни предприятия получали первое право, а другие – второе. Это продолжалось вплоть до отмены права полного хозяйственного ведения. Но последствия для дальнейшего хода реформ вследствие правовой неразберихи были весьма серьезными. Предприятия первой группы, получив практически неограниченные правомочия в отношении государственного имущества, начали фактически никем не санкционированную приватизацию, уводя активы через созданные для этого структуры и переводя их в частную собственность руководства предприятия (его верхушки, или, как сейчас стали говорить, топ-менеджмента).

Начавшаяся в России с 1992 г. массовая приватизация проходила в режиме благоприятствования теневому капиталу. Никто не сомневается, что в стране надо было проводить либерализацию цен, поскольку механизмов борьбы с подавленной инфляцией не существует, но следовало сначала решить проблему собственности. Перестановка последовательности в проведении реформ привела к тому, что активы предприятий и денежные накопления граждан предельно обесценились. Одновременно стремительно увеличились денежные ресурсы в сфере спекулятивного и теневого капитала. Проведенная таким образом приватизация практически ограничила доступ к собственности работников и трудовых коллективов и резко увеличила возможности торгово-спекулятивного, теневого и даже криминального капитала.

В настоящее время наблюдается симбиоз теневой экономики, с одной стороны, с официальной экономикой, а с другой – с властными структурами. Между теневой и официальной экономикой в нашем обществе нет четкой разделительной линии.

Для уничтожения или на первых порах масштабного сокращения теневой экономики недостаточно карательных мер. Необходимо изменить общие условия хозяйствования, перейти от экономической политики, подавляющей отечественное производство, к политике, стимулирующей его.

Реализация данного подхода требует осуществления следующих мер:

1) четкое разграничение капиталов криминальных элементов и «теневиков поневоле»;

2) поэтапное сокращение налогообложения до 25% ВВП (таков международный стандарт), реструктуризация налоговой задолженности, освобождение от налогового пресса части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест, установление цивилизованных отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками;

3) разработка действенных мер защиты населения от финансового мошенничества, обеспечение защищенности сбережений и капиталов;

4) разработка и реализация программы репатриации российских капиталов с превращением их в реальный инвестиционный ресурс России;

5) принятие действенных мер по защите предпринимателей от государственного рэкета;

6) формирование институтов деловой этики, повышение в глазах общественности и самих предпринимателей значения деловой репутации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: