Роль глаголов в литературных произведениях

На тему

 

 

"Глагол в русском языке в теме о кулинарии"

 

 

Автор:

Омирзакулы Наби 5 класс

Руководитель:Издибаева Айгуль

 

 

Научный руководитель:

Иванова Алена Вячеславовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов»

 

                         2020

Введение.

Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной, общественной, политической и др.), различные явления природы. Поэтому изучение глагола всегда будет актуальным.

По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов глаголов входит около 2500. Самыми частотными из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить. Было бы очень интересно рассмотреть, как используются глаголы в художественных произведениях и не только. Поэтому, целью моей работы является - рассмотреть роль используемых глаголов в кулинарных рецептах.

Исходя из цели, я выделила следующие задачи:

- рассмотреть понятие глагол в учебной литературе;

- проанализировать литературные источники;

- проанализировать и систематизировать материал по источникам кулинарных рецептов.

Объект исследования: сборники кулинарных рецептов.

Предмет исследования: глаголы, используемые в кулинарных рецептах.

Методы исследования: изучение литературы, наблюдение, анализ, систематизация полученных результатов.

Предполагаемый продукт исследования: мини-словарь используемых глаголов в кулинарных рецептах, который можно будет использовать на уроках русского языка во время изучения темы «Глагол как часть речи».

 

 

I. Теоретическая часть.

Понятие глагола в учебной литературе.

Свою исследовательскую работу я хотела начать со слов известного советского писателя А. Югова: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!».

Рассматривая понятие глагол, следует обратиться в учебную литературу. Глагол — это самостоятельная часть речи, описывающая какую-либо деятельность или же состояние предмета (живого существа). Например: ехать, приобретать, становиться, спать, брать, звонить, открывать, думать и т.п.

Чтобы выяснить представляет ли собой слово глагол, к нему нужно задать один из вопросов: «Что делать?», «Что сделать?».

Все глаголы в нашем языке обладают неопределенной (начальной формой или инфинитив).

От других глагольных форм отличается по следующим параметрам:

инфинитив — это глагол, указанный в словаре;

начальная форма обладает формообразующими суффиксами — ти; — ть; — чь. Пример: печь, читать, лететь и т.д.

неопределенная форма способна сохранять лишь такие свойства, как вид, переходность и возвратность.

Глаголы подразделяются на совершенные и несовершенные виды:

Совершенные глаголы (СВ) — дают ответ на вопрос: «Что сделать?».

Например, прочитать, написать, открыть и т.п.

Глагол совершенного вида означает, что действо уже выполнено и его нельзя продолжить. Такой глагол имеет только две формы времени: прошедшее, а также будущее («Что сделали?» и «Что сделаете?»).

Несовершенные глаголы (НСВ) — дают ответ на вопрос: «Что делать?».

Например, слышать, пить, путешествовать и т.п.

Несовершенный глагол знаменуется либо продолжительным действом, либо тем, которое постоянное повторяется. То есть мы не способны определить период завершенности действия.

У глаголов НСВ есть все три временные формы: прошедшее, настоящее и будущее («Что делали?», «Что делаете?», «Что будете делать?»).

Помимо перечисленных свойств, глагол обладает таким атрибутом, как переходность (непереходность).

Переходный глагол — это глагол, указывающий на действие, которое переходит на какой-либо предмет. От таких глаголов можно задать вопрос к существительному или местоимению в винительном (в.п.), либо в родительном падеже (р.п.) (без предлога).

К примеру: клал (что?) ручку (в.п.); не принес (чего?) молока (р.п.) и т.д.

Все остальные глаголы, которые не соответствуют этому параметру именуются, как непереходные.

Возвратные глаголы — это те глаголы, которые обладают суффиксным окончанием — ся (сь). Пример: сушиться, мыться, купаться, удержаться и т.п.

Все те глаголы, у которых в окончании нет — ся (сь) являются невозвратными.

Спряжение — это преобразования глагола в зависимости от числа и лица, при этом меняются окончания глаголов.

У глаголов есть 2 категории спряжения, которые различаются по следующим окончаниям:

· 1 — ешь (ёшь); — у (ю); — ем (ём); — ете (ёте); — ут (ют); — ет (ёт);

· 2 — ишь; — ит; — им; — ат (ят); — ите.

Верно определив спряжение, не составит труда написать окончание глагола.

Таким образом, глагол — это важная составляющая часть русского языка. Если правильно его изучить, то мы сможем искусно излагать все свои намерения и действия, как на бумаге, так и в устной форме.

 

Роль глаголов в литературных произведениях.

Можно привести великолепные образцы использования глаголов речи в художественной литературе. Вот, например, В. Распутин в повести «Последний срок» на трёх наугад выбранных страницах употребляет около 20 разных глаголов речи, мысли, чувства, повторив два раза только слово сказать. Вот эти глаголы: вспомнить, спрашивать, говорить, знать, объяснить, засмеяться, признаться, подсказать, буркнуть, махнуть, кольнуть, разозлиться, взбелениться, просить, пожаловаться, хвалить, сказать, посоветовать, причмокнуть.

Рассмотрев произведения русской литературы, можно выделить следующие роли глаголов в текстах:

- глагол насыщает текст цветом;

- оживляет текст;

- выражает состояние, чувство, восприятие;

- передает запахи, вкус;

- озвучивает текст.

Рассмотрим роль глаголов в тексте на примере произведений русской литературы.

Цвет: 1.Но уже темнеют реки. (А.Твардовский)

2.И снова глубоко синеют небеса

Меж освежёнными лесами. (И.Бунин)

3. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю.Лермонтов)

4. В саду горит костёр рябины красной … (С.Есенин)

5. Уже румянит осень клёны. (А.Майков)

6. Все деревья блистают

В разноцветном уборе. (К.Бальмонт)

7. Красною кистью

Рябина зажглась. (М.Цветаева)

8. Серебрит мороз увянувшее поле. (А.Пушкин)

9.Жидкой позолотой Закат обрызгал серые поля. (С.Есенин).

Запахи, вкус:

1. Пахнет позднею травой. (А.Твардовский)

2. Торжествующе пахнет сирень. (Вс.Рождественский)

3.Ах, как же вы благоухали тогда, давно, в далёком там. (И.Северянин).

4. Чем-то тёплым,

Чем-то спелым

Веет с нашей полосы. (А.Т.Твардовский).

5.И пахнет смолкой молодой

Берёзовый листок.

Оживляет:

1. Улыбнулись сонные берёзки растрепали шёлковые косы. (С.Есенин)

2.Липким запахом веет полынь

Спит черёмуха в белой накидке (С. Есенин)

3.Вечор. Ты помнишь, вьюга злилась (А.С. Пушкин)

4.Уж небо осенью дышало … (А.С. Пушкин)

5. Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком. (С. Есенин)

6.Солнышко утром в колодезь озёр

Глянуло – месяца нет… (С. Есенин)

7. Проплясал, проплакал дождь весенний,

Замерла гроза. (С. Есенин)

Звук:

1.А за окном шелестят тополя. (А.А.Ахматова)

2. Завыл ужасно и бьёт хвостом. (М.Ю.Лермонтов)

3. Не крикнет, обезумевший: «Воскресни» (А.А.Ахматова)

4. Синий май. Заревая теплынь.

Не прозвякнет кольцо у калитки. (С. Есенин)

5. Шумит Арагва предо мною. (А.Пушкин)

6. Прогемела гроза, прошумела,

Затихая, грохочет. (Вс.Рождественский)

7.Оно не билось. Не кричало. (С.Островой)

8.Жук жужжал. (А.Пушкин)

Чувства:

1.Я л юблю тебя, жизнь,

Я люблю тебя снова и снова. (К.Ваншенкин)

2.Панна плачет и тоскует,

Он колени ей целует. (А.С.Пушкин)

3.Только будут колосья-кони

О хозяин старом тужить. (С.Есенин)

4. Ты под окном своей светлицы.

Горюешь, будто на чесах. (А.Пушкин)

5.И всё сильнее тоскуют песни

Под лягушиный писк в соломе.(С.Есенин)

Таким образом, главная функция глагола — обозначать действие.

Глагол насыщает окружающие слова цветом, передаёт запахи, вкусы, оживляет и озвучивает предметы. Глаголы несовершенного вида обозначают действие незаконченное, глаголы совершенного вида передают действие совершённое, законченное. Глаголы придают тексту динамичность. Употребление или неупотребление глаголов – это одно из изобразительно-выразительных средств речи.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: