Тема: Применение радионуклидов в биологии и медицине

Цель:

1. Рассмотреть основные задачи и методы радиоизотопной диагностики.

2. Познакомиться с принципами организации и работы радиоизотопной лаборатории.

3. Познакомиться с радионуклидными исследованиями в медицине.

4. Освоить метод авторадиографии.

 

І. Самостоятельная работа во внеучебное время

Основные вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Общие сведения о радионуклидах, их получение и применение.

2. Радионуклиды, используемые в медицинской практике. Требования к радиофармпрепаратам.

3. Виды радионуклидной диагностики.

4. Устройство радиоизотопной лаборатории и организация работы в ней.

5. Радионуклиды и меченые соединения в экспериментальных медико-биологических исследованиях (технеций-99m, тритий, натрий-22, натрий-24, фосфор-32, хром-51, железо-55, железо-59, кобальт-60 и др.)

6. Метод авторадиографии.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда и кем были открыты явления естественной и искусственной радиоактивности?

2. Чем характеризуются радионуклиды, наиболее часто применяемые в экспериментальных медико-биологических исследованиях?

3. Каковы отличия радионуклидов, используемых в клинической практике?

4. Как устроена радиоизотопная диагностическая лаборатории?

5. Как и кем осуществляется контроль за радиационной обстановкой в радиоизотопной лаборатории и за уровнем облучения медицинского персонала?

6. Какие средства радиационной защиты медперсонала и пациентов существуют? 

7. Где хранятся радионуклиды, поступившие в лабораторию, и как утилизируются остатки радиоактивных веществ?

8. В чем суть поэтапного получения  радиофармпрепаратов?

9. Какие требования предъявляются к  радиофармпрепаратам?

10. Какая радиодиагностическая аппаратура применяется в радионуклидных исследованиях?

11.  Какие виды радионуклидной диагностики in vivo выделяют?

12.  В чем состоит особенность радионуклидных исследований in vitro? В чем заключается принцип радиоиммунного анализа?

13.  Что Вы знаете о позитронно-эмиссионной томографии?

14.  На чем основан метод авторадиографии?

15.  Какие радионуклиды используют для приготовления автографов костного мозга? Дайте характеристику тритию.

16.  Как приготовить радиоавтограф клеток костного мозга?

17.  Какие факторы могут влиять на качество автографов?

18.  Как можно интерпретировать радиоавтографы клеток костного мозга?

 

ІІ. Работа на занятии

План занятия:

1. Вводное слово преподавателя о порядке проведения занятия – 5 мин.

2. Компьютерная презентация «Радионуклидная диагностика» – 40 мин.

3. Решение ситуационных задач – 45 мин.

4. Знакомство с методом авторадиографии – 15 мин.

5. Изучение студентами препаратов-автографов клеток костного мозга и их интерпретация – 30 мин.

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1. Для чего требуется больным при проведении некоторых радиодиагностических исследований вводить датчик в полость тела (например, в полость рта, в полость матки)? Почему нельзя регистрировать излучение с поверхности тела? Выберите правильный ответ из двух вариантов:

а) датчик вводят в полость тела в тех случаях, когда необходимо зарегистрировать β-излучение препарата; ввиду малой проникающей способности β-частиц датчик приходится подводить непосредственно к исследуемому участку;

б) чем ближе подводят датчик к исследуемому участку, тем точнее результат измерения.

Задача 2. Необходимо изучить распределение в щитовидной железе введённого в организм радиофармацевтического препарата. Какой из радионуклидов йода Вы выберите для этой цели?

 

Символ

элемента

Период

полураспада

Тип

излучения

Энергия, Мэв

β-частиц γ-лучей
125I 131I 132I 56 сут 8 сут 2,26 ч γ β,γ β,γ - 0,250 0,73 0,03 0,08 0,77

 

Задача 3. Для γ-топографии щитовидной железы, помимо 131I, можно применять соединения радиоактивного технеция (99mTc). Какому радионуклиду следует отдать предпочтение для данной цели и почему?

     99mTc: Т1/2 – 6,04 час, γ-излучатель

     131I: Т1/2 – 8 сут, β-излучатель.

Задача 4. Представлена γ-топограмма печени. Густота штриховки в разных ее местах неодинакова. От чего это зависит: от степени накопления в разных частях печени радионуклида или также от объема органа в разных отделах? Выберите правильный вариант ответа:

а) объем подлежащей части органа не имеет значения для густоты штриховки, так как γ-кванты из глубоких слоев органа поглощаются в его тканях и рассеиваются, не доходя до детектора;

б) густота штриховки определяется и массой (объемом) поглощающих радионуклид тканей и степенью накопления в них препарата.

Задача 5. Злокачественные опухоли накапливают радионуклид 32Р (β-излучатель) больше, чем нормальные ткани. Можно ли применять его для исследования больного, у которого предполагаются метастазы в поясничные позвонки удаленного в прошлом рака легкого?

Задача 6. Какой счетчик – газоразрядный или сцинтилляционный следует использовать для изучения функции внешнего дыхания и кровотока в легких с помощью ксенона-133 (133Хе; β-,γ-излучатель)?  Какой вид излучения 133Хе при этом регистрируется? Выберите правильный ответ из трех вариантов:

 а) применяют газоразрядный счетчик, регистрирующий как γ- так и β- излучение;

 б) применяют сцинтилляционный счетчик, регистрирующий только γ-излучение;

 в) применяют сцинтилляционный счетчик, регистрирующий только β-излучение.

Задача 7. Удельная активность 131I на 1 сентября составляла 300 МБк/мл. Сколько миллилитров раствора 131I надо дать больному 9 сентября, чтобы в них содержался препарат, активностью 400 кБк?

Задача 8. Больному ввелимеченые эритроциты в количестве 5 мл. Радиоактивность 0,01 мл исходного раствора – 80 имп./мин. Радиоактивность 1 мл эритроцитов в крови, полученной через 10 мин после инъекции радионуклида, равна 20 имп./мин показатель венозного гематокрита у больного – 45%.

Определите объём циркулирующих эритроцитов (ОЦЭ) и объём циркулирующей крови (ОЦК).

Задача 9. Больному ввели внутривенно 1 мл меченого альбумина человеческой сыворотки. Радиоактивность стандарта, составляющего 0,01 от введённого количества, равна 1200 имп\мин. Через 10 мин после инъекции исследовали радиоактивность 1 мл плазмы крови, которая оказалась равна 40имп\мин.

Определите объём циркулирующей плазмы (ОЦП), а также ОЦК, если показатель венозного гематокрита равен 40%.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: