Выбор как обретение свободы

 

 

В книге «Парадокс выбора»[159] Барри Шварц рассказывает о своем посещении магазина Gap. Он сказал продавщице, что ему нужны джинсы размера 32–28.

– Вам нужны плотно облегающие, умеренно облегающие, свободные, мешковатые или вообще бесформенные? – спросила продавщица. – Какого они должны быть цвета: «вареные», «потертые» или «выцветшие»? Застежка на пуговицах или на молнии? С эффектом поношенности или обычные?

В ответ Барри пробормотал:

– Мне нужны просто джинсы. Ну знаете, как раньше носили.

Барри пишет, что, выслушав продавщицу, он заволновался из-за открывшихся перед ним возможностей. Он уже не был уверен в том, что ему нужны «просто джинсы», и решил перемерить их все. Барри думал, что это будет легко, однако так и не смог принять решения. В конце концов он все-таки остановился на умеренно облегающей модели, поскольку свободные джинсы, по его мнению, «могли навести на мысль, что он хочет скрыть дефекты внешности»! Джинсы выглядели прекрасно, однако Барри понял, что покупка брюк не должна занимать целый день[160].

 

Иногда обилие возможностей буквально парализует нас. Другими словами, мы становимся заложниками возможности удачного или неудачного выбора. Сколько раз, сидя перед телевизором, вы перебирали десятки каналов, чтобы в конце концов решить, что «смотреть нечего»? Пройдитесь вдоль полок с сухими завтраками в любом супермаркете и посчитайте, сколько вариантов вам предлагается, учитывая тот тип хлопьев, которые вам особенно нравятся. Что происходит, когда вариантов выбора слишком много? Пытаясь справиться с ситуацией, некоторые выбирают более привычное; другие, пытаясь принять решение, тратят массу времени; третьи отказываются принимать решение самостоятельно, ожидая, что это сделает кто-то другой. Даже когда мы знаем, чего хотим, спектр возможностей и обилие обстоятельств могут нас смутить. В определенном смысле жизнь, в которой не приходится делать выбор, кажется проще, поэтому многие не склонны принимать на себя связанную с ним ответственность. Необходимость выбора отпадает, зато приходится стать чьим-то заложником.

Когда мы знаем, чего хотим, выбор сделать легче, поскольку мы также знаем, чего нам не хочется. Дилемма возникает, когда в представлении о себе и своих желаниях теряется гибкость и мы перестаем замечать новые возможности. Понять свои желания – дело непростое, однако только так можно сохранить открытость изменениям.

Выбор – это интеллектуальный процесс оценки достоинств различных вариантов решения и способов действия. Выбор осуществляется в широком диапазоне («стиль поведения» – «маршрут поездки по стране»). Ощущая возможность выбора и сохраняя контроль над своей судьбой, мы с меньшей вероятностью можем стать заложником кого- или чего-либо.

Люди, принимающие решение, исходя из сиюминутных выгод, оказываются заложниками, и их успехи всегда ограниченны. Лучшие результаты достигаются при постановке долгосрочных целей. По этой причине мы должны прислушиваться к своим мыслям, а не к телесным состояниям. Фокус «Я» не должен фиксироваться на беспорядке, разочарованиях и страданиях; за каждое решение нужно платить, и выбор приходится делать постоянно. Вспомним пословицу: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». Люди, добивающиеся высоких результатов, воспринимают страдания как необходимую составляющую успеха. Музыканты учатся «наслаждаться» ежедневными упражнениями. Конечная цель настолько доминирует, что первая мысль после пробуждения у них – о занятиях. Однако возможность выбора есть и в этом случае, например в отношении того, что именно следует отрабатывать сегодня.

Забывая о неизбежности выбора, люди становятся заложниками собственной пассивности. Чтобы разум был свободным, необходимо помнить о возможности действовать самостоятельно, исходя из имеющихся вариантов. В основе любого поведения лежит выбор (или его возможность). Это особенно заметно в конце дня, прожитого в нашем внутреннем мире, с определенной фокусировкой «Я» и имеющейся у нас психологической поддержкой, целого дня, приводящего к тому или иному решению. Возможно, это будет просто решение сказать близкому человеку: «Мне нужна помощь».

Философ Исайя Берлин различает негативную независимость (свободу от ограничений или предписаний) и позитивную независимость (свободу действовать, самостоятельно строить жизнь, делать ее осмысленной и значительной)[161]. Желая освободиться от разумных ограничений (вроде красного света на дороге), люди оказываются пленниками собственного бунтарства. Некоторые, стремясь к свободе, прибегают к разрушению. Не сумев построить мирные отношения со значимыми фигурами в юности, мы склонны сопротивляться любым авторитетам. Здоровый протест предполагает поиск конструктивных и значимых целей, а разрушительный протест всегда направлен против авторитетов как таковых. Боязнь привязанности и установления тесных связей не дает свободы. Напротив, она делает человека пленником одиночества. Свобода обретается на основе привязанностей и глубоких эмоциональных связей.

Исследование проблемы выбора, проведенное Шварцем, дает несколько ценных уроков, причем некоторые из них противоречат нашему интуитивному чувству.

1. Лучше признать некоторые ограничения своей свободы, чем постоянно с ними бороться.

2. Лучше искать «достаточно хорошее», чем наилучшее.

3. Лучше не настраиваться на получение максимальных выгод от принятого решения.

4. Не следует принимать необратимых решений.

5. Не следует уделять слишком много внимания тому, что делают окружающие[162].

 

Жить «в потоке»

 

Психолог Михай Чиксентмихайи писал: «Когда сидишь на берегу и смотришь на воду, можно увидеть красоту течения реки. Вода струится свободно и естественно, уверенно держась избранного направления. Она обладает энергией, мощью и определенностью, что свидетельствует о покое и единении с миром. В лучшие моменты жизни напряжение тела или души достигает предела в волевом усилии ради совершения чего-то трудного и стоящего»[163].

Многие лишаются свободы и становятся заложниками, поскольку их не радует то, что они должны делать. Спортсмены, музыканты, великие политические лидеры вынуждены делать то, что им может не нравиться, однако они приучают себя испытывать удовольствие от самого пути к достижению конечной цели. Исследуя различные профессии, Чиксентмихайи обнаружил, что, функционируя в оптимальном режиме или испытывая пиковые переживания, люди забывают о себе, о времени, о своих проблемах. Он предупреждает, что многие ошибочно понимают состояние потока как «переход в иную реальность» и пытаются достичь его с помощью пассивных форм досуга. «Многие ждут возвращения домой, чтобы расслабиться. Оказавшись дома, они не знают, чем заняться. Не видя перед собой задач, они садятся перед телевизором, чувствуя упадок духа».

Легенда бразильского футбола Пеле вспоминал: «Бывали дни, когда все “делалось правильно” и я чувствовал удивительное спокойствие. Это было что-то вроде эйфории. Я чувствовал, что могу бегать целый день без устали, провести мяч через любую защиту, буквально просочиться сквозь противников. Я чувствовал, что со мной не может произойти ничего плохого»[164].

Такое состояние возникает, когда наше тело, мысли, эмоции и дух естественным образом объединяются и мы оказываемся в «потоке». Мы начинаем ощущать медитативное состояние и концентрированность, приток энергии и силы, какого не бывает при обычной работе. Переживание потока помогает наслаждаться выполнением даже рутинных действий. Это состояние известно всем, но входить в него можно по-разному[165].

1. Ставьте перед собой ясные цели. Определитесь со своими желаниями и потребностями. Постарайтесь ощутить слияние с тем, что вы делаете, пусть работа выполняется автоматически и сознательный контроль ослабевает.

2. Получайте немедленную обратную связь. Осознавайте то, что вы делаете, и насколько вы приближаетесь к поставленной цели в каждый отдельный момент. Доверьтесь интуиции. Руководствуйтесь знаниями, получаемыми из внешних и внутренних источников психологической поддержки.

3. Соотносите задачи с возможностями. Ваши задачи не должны быть ни слишком простыми, ни чрезмерно трудными. Нужно чувствовать, что вы все время чему-то учитесь. Характер деятельности должен соответствовать вашим умениям или требовать от вас чуть больше того, что вы уже умеете. Достигая успеха, все время немножко поднимайте для себя планку.

4. Фокусируйтесь и концентрируйтесь. Сосредоточьте внимание на чем-то одном, не распыляйтесь и не отвлекайтесь на посторонние мысли или действия.

5. Пусть ваш разум будет ясен. Отвлекитесь от повседневных неприятностей и тягостных воспоминаний. Научитесь «туннельному зрению», не позволяющему замечать то, что вы не в состоянии контролировать.

6. Сохраняйте чувство контроля. Поддерживайте чувство ответственности за себя, свои действия и за то, что вас окружает. Не тревожьтесь и не думайте о неудаче.

7. Забудьте о себе. Постарайтесь выйти за пределы собственного «Я», перестаньте критиковать себя и сосредоточьте внимание на том, что делаете. Вы должны слиться в единое целое со своей работой. Пусть ваше «Я» – включая телесные ощущения и эмоции – исчезнет.

8. Почувствуйте момент, когда восприятие времени изменится. Время подстраивается к тому, что вы переживаете, согласуется с ритмом деятельности, а не с течением «внешнего времени». Психологическое время может замедляться, ускоряться или останавливаться.

 

Переживание потока свидетельствует о свободе и всегда служит противоядием от превращения в заложника. Поток – это не акт сознания, а скорее состояние души. Сознательный контроль может повредить потоку. Однако необходимо устранять препятствия и обнаруживать признаки их появления. Важно присутствовать в «настоящем». Вспоминая прошлое или думая о будущем, мы не можем в полной мере насладиться радостью деятельности. Учитесь любить настоящее, откликайтесь на любые возможности и везде и всегда цените красоту жизни.

 

Заключение

 

Для того чтобы решиться жить свободно, специальной подготовки не требуется. Даже оказавшись в заложниках в буквальном смысле этого слова, можно сохранять психологическую независимость и силу. Не будучи настоящими заложниками, мы сталкиваемся с трудностями на работе или дома. Копите силы и учитесь фокусироваться на конечной цели, к достижению которой вы стремитесь. Нельзя позволять себе быть «жертвой».

Позитивная самооценка помогает управлять собой и добиваться в жизни того, чего нам хочется. Если сосредоточить фокус «Я» на том, что для нас действительно важно, это поможет делать правильный выбор.

Будьте скромны и сдержанны. Эти качества свидетельствуют о высокой самооценке и самоосознании. Скромные люди понимают свое место в жизни и во Вселенной.

Помогая другим, мы помогаем себе. Преодолевая страхи, идя на риск и мирно расставаясь с утратами, можно освободиться от оков прошлого. Чтобы сделать разум свободным, необходимо принять на себя ответственность за собственную жизнь, мысли и чувства.

Жить в настоящем, «здесь и сейчас», ценить жизнь и быть ей благодарными – это помогает ощутить состояние потока, когда все сливается воедино и предстает во всеобщей взаимосвязи. Действуя, мы сохраняем спокойствие, подобно мастерам дзен; мы сильны, мудры, ощущаем излучаемую нами силу. Находясь в потоке, мы достигаем совершенства и сливаемся в единое целое со своей работой.

Радуйтесь необходимости выбора. Счастье – это состояние души, уровень сознания и степень принятия. Как мы увидели, фокус «Я» человека способен воспринимать и фиксировать события в позитивном и негативном ключе. Инстинкт самосохранения побуждает к поиску опасностей. Однако эту установку можно преодолеть и постараться увидеть вокруг себя хорошее. Нужно понять, что счастье не зависит от внешних факторов, от того, что нам неподвластно. Счастье – это выбор, который мы делаем сегодня, независимо от конкретных обстоятельств или сложившейся ситуации.

Единственный способ быть смиренными и счастливыми – это испытывать чувство благодарности. Жить – уже счастье. В конце концов, счастье – это вопрос выбора, и это уже хорошо. Отношения с людьми могут делать нас здоровыми и счастливыми, а могут приносить вред. Женатые люди живут дольше. Люди, имеющие домашних животных, чувствуют себя счастливее и тоже живут дольше. Между стрессом и сердечно-сосудистыми заболеваниями существует несомненная связь. Оптимизм продлевает жизнь. Хорошая физическая форма помогает справляться со стрессом. Насыщенная и приносящая пользу частная жизнь питает тело, ум, чувства и дух.

Найдите время перевоспитать себя и решитесь стать такими, какими вам хочется быть. Относитесь к жизни как к приключению, путешествию, сумейте увидеть в ней возможность чему-то научиться, внести в нее свой вклад, расти каждую минуту, каждый час и каждый день. Осознайте мощь своих возможностей и смиренно делайте самостоятельный выбор. Позвольте жизни быть полнее и свободнее.

 

Надо запомнить

 

1. В течение жизни самооценка меняется. Повысить ее можно в любом возрасте. Учитесь правильно фокусировать свое «Я», чтобы уметь преодолевать боль ради достижения конечной цели.

2. Чтобы сделать разум и жизнь богаче, необходимо все время учиться. Не переставайте искать новые задачи, делайте что-то, что будет выводить вас из области комфорта. Чтобы расти и развиваться, все время делайте что-то новое.

3. Лучший способ добиться значительных результатов – это искать задачи, решение которых несколько превышает ваши возможности. Это позволяет ощутить состояние потока, в котором можно научиться получать удовольствие от неприятного.

4. Можно помочь себе и другим, используя внутреннюю силу, решаясь делать выбор и оставаясь скромным и сдержанным.

 

 

Благодарности

 

Эта книга написана благодаря участию многих людей. Я особенно признателен Питеру Лоранжу, президенту IMD, за его неоценимую поддержку, за то, что он ободрял меня и – как писатель со стажем – делился со мной творческими идеями. Я также многим обязан коллегам по преподаванию в IMD. Они давали свои отзывы и высказывали ценные мысли во время нашей совместной работы в программах по обучению руководителей. Также мне хочется поблагодарить Престона Боттжера, Балу Чакраварти, Джима Эллерта, Камрана Кашани, Питера Киллинга, Жана-Франсуа Манзони, Ульриха Стигера, Джона Уэлша, Джона Уорда и Джека Вуда. Энди Бойнтон, декан Школы менеджмента Кэрролла при Бостонском колледже, и Джим Дауд, руководитель программ обучения руководящих работников в Гарвардской школе бизнеса, помогали мне как друзья и коллеги. Трудно даже перечислить, в скольких случаях мне оказывали содействие Петри Летиваара, Беверли Леннокс, Линдси Мактиг и Инна Фрэнсис из исследовательской группы развития IMD. Гордон Адлер, директор IMD по связям с общественностью, всегда был готов помочь мне и предоставить консультацию. Люси Дженнин, моя ассистентка в IMD, охотно и квалифицированно оказывала помощь по многим практическим вопросам.

Я глубоко признателен двоим членам моей команды, которые участвовали в исследованиях и в подготовке рукописи, а также содействовали накоплению и обобщению идей, представленных в книге. Сьюзен Голсуорси, используя свой опыт, полученный в качестве руководителя высшего уровня, помогала в написании книги и внесла в нее значительный вклад. Фредерик Уайдер многие годы помогал мне в исследовании проблем, которым посвящена эта книга, и предоставил огромную помощь в обобщении научных результатов и идей. Его терпение и внимание вызывают во мне искреннее восхищение.

В течение многих лет, проводя семинары и тренинги, я ощущал, какой творческий вклад вносят в мою работу организаторы и участники занятий. Обучающая программа эффективного лидерства IMD послужила для меня неисчерпаемым источником идей, примеров и историй, многие из которых приведены в этой книге. Мне хочется поблагодарить за советы и предложения тренеров, которые вместе со мной проводили занятия по программе. Это Олле Бовин, Шарон Буссе, Дункан Кумби, Джойс Кроуч, Сьюзен Голсуорси, Жан-Пьер Хейнигер, Питер Мейерс и Андреас Нейманн.

Нельзя не вспомнить выдающихся лидеров тех организаций, в которых мне довелось работать. Ведя занятия, я не всегда понимал, кто у кого учится: руководители у меня или я у них. Особого упоминания заслуживают Джо Форхенд, бывший СЕО, а ныне президент Ассепture, и Джил Райдер, исполнительный директор Accenture, привлекшая меня к участию в реализации увлекательной программы по обучению руководителей компаний-партнеров Accenture. Ник Шрайбер, в прошлом СЕО Tetra Pack, провел со мной многие часы, разрабатывая программу обучения старших руководителей его компании. У него всегда были наготове замечательные находки и предложения, основанные на личном опыте работы в бизнесе. Все эти люди поддерживали и разделяли идеи, изложенные в книге.

Моя книга не появилась бы на свет, если бы не такой мудрый и талантливый человек, как Уоррен Беннис. Его интерес к моему начинанию воодушевлял и вдохновлял меня. Его знания в области лидерства и специфики работы руководителей кажутся мне поистине безграничными, и я глубоко признателен Уоррену за поддержку и многие интересные предложения, а также за все, чему я у него научился при написании книги, за те увлекательные беседы, которые мы вели. Мне выпала честь опубликовать свою книгу в его серии Warren Bennis Books. Я также хочу поблагодарить Дэниела Гоулмана, Уильяма Юри, Питера Сенге и Билла Джорджа за энтузиазм и плодотворный обмен идеями.

Мне хочется поблагодарить друзей и коллег по Всемирному сообществу сторонников трансактного анализа, и в особенности президента Международной ассоциации трансактного анализа Джима Аллена. Фанита Инглиш, Мэри Гоулдинг, Мюриель Джеймс, Фриц Матч, Джанпьеро Петриглиери, Дентон Робертс, Клод Стайнер, Элис Стивенсон, Франсиско Шекели и Марика Вустен – все они внесли существенный вклад в мою работу. Проработав многие годы полицейским психологом, я хочу выразить свою признательность бывшему шефу полиции Дейтона, штат Огайо, Джеймсу Ньюби, шерифу округа Монтгомери Гари Хайнсу (ныне покойному) и бывшему шефу полиции Хубер Хейтс, штат Огайо, Майку д’Амико. Я также не могу не упомянуть своего старого друга, коллегу и выдающегося переговорщика из департамента полиции Дейтона, деятельность которого заслуживает особого внимания, Дейва Майкла, ныне покойного. Он был выдающимся лидером и переговорщиком. Общение с этими людьми дало мне очень многое.

Лиз Прингл, друг и коллега, которая на протяжении почти тридцати лет вела со мной семинары и тренинги, также делилась своими находками и идеями. Это выдающийся психолог, и наша совместная работа была направлена на то, чтобы помочь людям, оказавшимся в тяжелых обстоятельствах, освободиться от роли жертв. Мой давний друг Том Пост постоянно оказывал мне поддержку. Дэвид Стейндл-Раст, человек, который как никто знает, что такое чувство признательности, заслуживает особого упоминания. Я благодарен судьбе за знакомство с ним. Также хочу сказать спасибо своему родному брату Фреду Колризеру и невестке Джан Колризер, Клод Го, моему секретарю в Дейтоне, а также друзьям семьи Антонелле Бруши, Пэтти Келмар и Каролине Брайтенмозер.

Благодарю моего редактора в издательстве Jossey-Bass Нила Майллета за постоянную поддержку и терпение в работе над рукописью, а также сотрудников издательства, работавших под руководством Джеффа Вайнекена. Хочется выразить особую признательность Робин Фрайер, которая была моим редактором, когда я являлся президентом Международной ассоциации трансактного анализа. Она не раз давала мне ценные советы в период работы над книгой.

Я также благодарен всем переговорщикам, миротворцам и успешным руководителям, участвовавшим в программах, которые я проводил. Их комментарии и личный вклад в работу многому научили всех нас.

Наконец, я хочу сказать слова благодарности своей жене Синтии – за ее любовь, терпение и то вдохновение, которое она мне дарила.

 

Джордж Колризер

 

 

Об авторе

 

Джордж Колризер – специалист по организационной и клинической психологии. Он также работает психологом в полиции и участвует в переговорах с захватчиками заложников. Область его интересов – это работа с проявлениями агрессии, переговоры с террористами и управление кризисными ситуациями. По роду своей деятельности он четыре раза оказывался в заложниках: один раз в реанимационном отделении больницы и трижды в частных домах. И каждый раз, используя свои умения, он успешно проводил переговоры и выходил из сложной ситуации.

Джордж Колризер работал с военными и гуманитарными организациями в горячих точках: в Израиле, на палестинских территориях и в Хорватии. Также Колризер сотрудничал с департаментами полиции и полицейскими академиями в Соединенных Штатах, Нидерландах, Германии, Франции и Индии. Работа с руководителями бизнеса, занятия по управлению конфликтами и ведению переговоров проводились им почти в 85 странах: в Северной и Южной Америке, Восточной и Западной Европе, на Ближнем Востоке, в Азии, Африке, Австралии и Новой Зеландии.

Колризер является профессором психологии лидерства и организационного поведения в Международном институте совершенствования управления – одной из ведущих школ бизнеса, а также возглавляет программу «Эффективное лидерство» – пятидневный интенсивный курс, рассчитанный на руководителей высшего звена.

Кроме того, Колризер – доцент кафедры клинической психологии государственного университета Райта в Дейтоне, Огайо, и сотрудник Загребского университета в Хорватии.

Его исследования, преподавательская и консультационная деятельность подкрепляются опытом работы в качестве психолога и переговорщика.

Колризер консультирует организации мирового масштаба. Accenture, Alcan, Amer Sports, Barklay Global Investors, Cisco, Coca-Cola, Hewlett-Packard, IBM, IFG, Morgan Stanley, Motorola, Nestlé, Nokia, Roche, Sara Lee, Tetra Pack, Toyota – вот только некоторые из его клиентов.

Прекрасный преподаватель и яркий оратор, Колризер был гостем телеканалов BBC, CNN, ABC и CBS, а также множества радиопрограмм. О его работе писали Wall Street Journal и другие ведущие газеты и журналы. Его популярная радиопрограмма, проходящая в режиме диалога со слушателями, выходит в эфир уже больше десяти лет. Она не только развлекает, но и оказывает помощь, предоставляет информацию, рассматривает житейские проблемы.

Джордж Колризер получил докторскую степень в Университете штата Огайо, защитив диссертацию по проблеме реабилитации официальных лиц правоохранительной системы, которые перенесли сердечно-сосудистые заболевания вследствие острого стресса. Этой и другими своими работами он внес существенный вклад в понимание роли самообладания и диалога в эффективной работе руководителей.

Джордж Колризер был президентом Международной ассоциации трансактного анализа, некоммерческой научной организации, созданной с целью исследования и пропаганды трансактного анализа в психотерапии, образовании и бизнесе.

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.com

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1] Joseph Chilton Pearce, Magical Child: Rediscovering Nature’s Plan for Our Children (New York: Dutton, 1977).

 

[2] Paul MacLean, The Triune Brain in Evolution (New York: Plenum Press, 1990).

 

[3] MacLean, The Triune Brain in Evolution.

 

[4] Daniel Goleman, Working with Emotional Intelligence (New York: Bantam, 1998), pp. 375–376.

 

[5] Robert W. Schrauf and Julia Sanchez, “The Preponderance of Negative Emotion Words in the Emotion Lexicon: A Cross-Generational and Cross-Linguistic Study.” Journal of Multilingual & Multicultural Development, 2004, 25 (2/3).

 

[6] Lao Tzu, The Tao of Power, trans. R. L. Wing (New York: Doubleday, 1985).

 

[7] Martin Seligman, Helplessness: On Depression, Development, and Death (San Francisco: W. H. Freeman, 1975); and S. Sauter, J. Hurrell Jr., and C. Cooper (Eds.), Job Control and Worker Health (New York: Wiley, 1989).

 

[8] Christopher Peterson, Steven F. Maier, Martin Seligman, Learned Helplessness: A Theory for the Age of Personal Control (Oxford: Oxford University Press, 1993).

 

[9] I. I. Pavlov, Conditioned Reflexes, trans. G. V. Anrep (London: Oxford University Press, 1927).

 

[10] Seligman, Helplessness, p. 18.

 

[11] Michael J. McMains and Wayman C. Mullins, Crisis Negotiations: Managing Critical Incidents and Hostage Situations in Law Enforcement and Corrections, 2nd ed. (Cincinnati: Anderson, 2001), pp. 165–183.

 

[12] S. Karpman, “Fairy Tales and Script Drama Analysis,” Transactional Analysis Bulletin, 7 (26), 39–43.

 

[13] Scott Parks, “Critics Target Tactics Used on Civilian Suspects,” The Dallas Morning News, September 26, 1999.

 

[14] Shaila Dewan and Laurie Goodstein, “Hostage’s Past May Have Helped Win Captor’s Trust,” The New York Times, March 16, 2005; and CBS News, “Police Praise Atlanta Hostage,” Atlanta, March 13, 2005, available at www.cbsnews.com/stories/2005/03/13/national/main679802.shtml.

 

[15] Fatima Meer, Higher Than Hope: The Authorized Biography of Nelson Mandela (New York: Harper & Row, 1988), pt. 4, ch. 30.

 

[16] Stephen Breen, “Swimmer’s Charity Atlantic Crossing,” The Scotsman, July 15, 1998.

 

[17] Michael J. McMains and Wayman C. Mullins, Crisis Negotiations: Managing Critical Incidents and Hostage Situations in Law Enforcement and Corrections, 2nd ed. (Cincinnati: Anderson, 2001).

 

[18] Eric Berne, Transactional Analysis in Psychotherapy (New York: Grove Press, 1961), p. 13.

 

[19] Издана на русском языке: Армстронг Л. Не только о велоспорте: мое возвращение к жизни. М.: Попурри, 2005. Здесь и далее примечания даны редактором.

 

[20] Michael Specter, “The Long Ride: How Did Lance Armstrong Manage the Greatest Comeback in Sports History?” The New Yorker, July 15, 2002, pp. 48–58; and Lance Armstrong with Sally Jenkins, It’s Not About the Bike: My Journey Back to Life (New York: Penguin Putnam, 2000), p. 88.

 

[21] Associated Press, “Lottery Winner’s Life Far from Idyllic,” The Billings Gazette, December 14, 2004. Retrieved from www.billings/gazette.com//index.php?/display=/rednews//2004/12/14/build/nation/50-winners-life.inc.

 

[22] Издана на русском языке: Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

 

[23] Daniel Goleman, Richard Boyatzis, and Annie McKee, Primal Leadership (Boston: Harvard Business School Press, 2002), p. 30.

 

[24] G. W. Domhoff, Senoi Dream Theory: Myth, Scientific Method, and the Dreamwork Movement (2003). Retrieved September 19, 2005, from www.dreamresearch.net/Library/senoi.html.

 

[25] Goleman, Boyatzis, and McKee, Primal Leadership.

 

[26] Aaron N. Sardell and Steven J. Trierweiler, “Disclosing the Cancer Diagnosis: Procedures That Influence Patient Hopefulness,” Cancer, 1993, 72, 3355–3365.

 

[27] Hippocrates, Works, trans. W.H.S. Jones and others (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1984), Precepts, p. 319.

 

[28] Eric Berne, What Do You Say After You Say Hello? The Psychology of Human Destiny (New York: Grove Press, 1972).

 

[29] Chief Executive Officer (англ.) – высшая исполнительная должность в компании. В принятой в России иерархии аналог генерального директора.

 

[30] Американский ученый, директор Центра организационного обучения в школе менеджмента MIT Sloan. Известен как автор книги «Пятая дисциплина» (1990).

 

[31] Peter Senge, The Fifth Discipline: The Art & Practice of the Learning Organization (London: Random House, 1990), p. 9.

 

[32] Издана на русском языке: Беннис У., Томас Р. Как становятся лидерами. Менеджмент нового поколения. М.: Вильямс, 2006.

 

[33] Warren Bennis, On Becoming a Leader (New York: Perseus Books, 1989), p. 3.

 

[34] Издана на русском языке: Джордж Б., Симс П. Уроки выдающихся лидеров. Как развить и укрепить лидерские качества. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.

 

[35] Bill George, Authentic Leadership: Rediscovering the Secrets to Creating Value (San Francisco: Jossey-Bass, 2003), p. 23.

 

[36] Joseph Chilton Pearce, Magical Child: Rediscovering Nature’s Plan for Our Children (New York: Dutton, 1977), p. 72.

 

[37] John Bowlby, Attachment and Loss, Vol. 1: Attachment (New York: Basic Books and Hogarth Press, 1969).

 

[38] J. Cassidy and P. R. Shaver (eds.), Handbook of Attachment: Theory, Research, and Clinical Applications (New York: Guilford, 1999).

 

[39] Inge Bretherton, “The Origins of Attachment Theory: John Bowlby and Mary Ainsworth,” Developmental Psychology, 1992, 28, 759–775.

 

[40] Gallup Study, “Poll Reveals Germans Are Just Working to Live,” January 21, 2004. Available at www.dw-world.de/dw/article/0,1564,1094681,00.html.

 

[41] Gallup Study, 2004.

 

[42] Elisabeth Kübler-Ross, On Death and Dying (London: Tavistock, 1970); and Stephen Levine, Healing into Life and Death: A Gradual Awakening (New York: Doubleday, 1989).

 

[43] James Lynch, The Broken Heart: The Medical Consequences of Loneliness (New York: Basic Books, 1977).

 

[44] James Lynch, A Cry Unheard: New Insights into the Medical Consequences of Loneliness (Baltimore: Bancroft Press, 2000).

 

[45] Silvano Arieti and Jules Bemporad, Severe and Mild Depression: The Psychotherapeutic Approach (New York: Basic Books, 1978).

 

[46] Lynch, A Cry Unheard.

 

[47] William Bridges, Managing Transitions: Making the Most of Change, 2nd cd. (Cambridge, MA: De Capo Press).

 

[48] Jamie Andrew, Life and Limb: A True Story of Tragedy and Survival (London: Portrait, 2003).

 

[49] John Bowlby, A Secure Base: Clinical Applications of Attachment Therapy (London: Tavistock/Routledge, 1988), p. 11.

 

[50] Bowlby, A Secure Base, p. 11.

 

[51] John Bowlby, The Making and Breaking of Affectional Bonds (London: Tavistock Publications, 1979), p. 104.

 

[52] Mortimer Feinberg and John J. Tarrant, Why Smart People Do Dumb Things (New York: Simon & Schuster, 1995).

 

[53] John Bowlby, Attachment and Loss, Vol. 2: Separation: Anxiety and Anger (New York: Basic Books, 1973).

 

[54] M. Ainsworth, M. C. Blehar, E. Waters, and S. Wall, Patterns of Attachment: A Psychological Study of the Strange Situation (Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1978); Harry F. Harlow, “The Nature of Love,” The American Psychologist, 3, 673–685; and M. Mahler, The Psychological Birth of the Infant (New York: Basic Books, 1975).

 

[55] Robert S. Weiss, “Attachment in Adult Life.” In С. М. Parkes and J. Stevenson-Hinde (eds.), The Place of Attachment in Human Behavior (New York: Basic Books, 1982), pp. 171–184.

 

[56] Weiss, “Attachment in Adult Life.”

 

[57] Bowlby, A Secure Base.

 

[58] John Bowlby, Attachment and Loss, Vol. 1: Attachment (New York: Basic Books and Hogarth Press, 1969).

 

[59] Joseph Chilton Pearce, Magical Child: Rediscovering Nature’s Plan for Our Children (New York: Dutton, 1977).

 

[60] Various versions of this saying are attributed to Einstein, although the exact wording and source are not known.

 

[61] Bowlby, The Making and Breaking of Affectional Bonds, p. 104.

 

[62] “How Attachment Discoveries Help in Marriage and Other Love Relationships.” Available at www.helpguide.org/mental/love_relationship_advice_adult_attachment_help.htm.

 

[63] Издана на русском языке: Уэлч Д., Бирн Д. Джек Уэлч. История менеджера. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.

 

[64] Mukul Pandya, Robbie Shell, Susan Warner, Sandeep Junnarkar, and Jeffrey Brown, Nightly Business Report Presents Lasting Leadership: What You Can Learn from the Top 25 Business People of our Times (Upper Saddle River, NJ: Wharton School Publishing, 2005).

 

[65] Манфред Кетс де Вриес (р. 1942) – голландский психоаналитик, профессор, проводит собственные исследования по феномену лидерства.

 

[66] Diane L. Coutu, “Putting Leaders on the Couch: A Conversation with Manfred F.R. Kets de Vries,” Harvard Business Review, 82 (1): 64–71, 113.

 

[67] Richard Branson, Losing My Virginity. How I’ve Survived, Had Fun, and Made a Fortune Doing Business My Way (London: Virgin, 1998).

 

[68] James W. Prescott, “Affectional Bonding for the Prevention of Violent Behaviors: Neurobiological, Psychological and Religious/Spiritual Determinants.” In L. J. Hertzberg and others (eds.), Violent Behavior Vol. I: Assessment and Intervention (New York: PMA Publishing, 1990), pp. 110–142.

 

[69] Bill George, Authentic Leadership: Rediscovering the Secrets to Creating Value (San Francisco: Jossey-Bass, 2003), p. 31.

 

[70] For a good read on self-esteem, see Nathaniel Branden, SelfEsteem at Work: How Confident People Make Powerful Companies (San Francisco, Jossey-Bass, 1998).

 

[71] R. Gilligan, “Adversity, Resilience and Young People: The Protective Value of Positive School and Spare Time Experiences,” Children and Society, 2000, 14 (1), 37–47.

 

[72] American Psychological Association, “The Road to Resilience: 10 Ways to Build Resilience,” 2004. Available at http://www.apa.org/helpcenter/road-resilience.aspx.

 

[73] Carl Brashear, U.S. Naval Institute oral history interview, conducted November 17, 1989, at the U.S. Naval Station, Norfolk, quoted at www.chasingthefrog.com/reelfaces/menofhonor.php.

 

[74] American Psychological Association, “The Road to Resilience: 10 Ways to Build Resilience.”

 

[75] Издана на русском языке: Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации. М.: Олимп-Бизнес, 2003.

 

[76] Peter Senge, The Fifth Discipline: The Art & Practice of the Learning Organization (London: Random House, 1990), p. 249.

 

[77] Salon, “Crazy Love: James Carville and Mary Matalin, America’s Oddest Couple, Offer Their Reflections on Valentine’s Day.” Available at www.salon.com/feb97/carville970212.html.

 

[78] Brother David Steindl-Rast, Gratefulness, The Heart of Prayer: An Approach to Life in Fullness, (Mahwah, NJ: Paulist Press, 1984).

 

[79] Bob Bapes, “Coaching the Terrorist on Your Team.” Available at www.presentation-pointers.com/showarticle.asp?articleid=222.

 

[80] Dana Muriel, “Brave Teacher Stopped Gun Rampage.” CNN.com/World. April 27, 2002, Posted at 2:49 p.m. EDT. Available at http://archives.cnn.com/2002/WORLD/europe/04/27/gemiany.shooting.

 

[81] Hans Toch, Violent Men: An Inquiry into the Psychology of Violence (Chicago: Aldine, 1969).

 

[82] Издана на русском языке: Коллинз Дж. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет… – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.

 

[83] Jim Collins, Good to Great: Why Some Companies Make the Leap… and Others Don’t (London: Random House, 2001).

 

[84] Carl. R. Rogers, “The Necessary and Sufficient Conditions of Therapeutic Change,” Journal of Consulting and Clininical Psychology, 1957, 21, 95–103.

 

[85] Roger Fisher and Scott Brown, Getting Together: Building Relationships as We Negotiate (New York: Penguin, 1988).

 

[86] W. Donohue and W. Kolt, Managing Interpersonal Conflict (Newbury Park, CA: Sage, 1992).

 

[87] Eric Berne, What Do You Say after You Say Hello? (New York: Grove, 1972).

 

[88] D. Balz, “Blair Meets with Sinn Fein at Belfast in Historic Talks.” Washington Post, October 14, 1997.

 

[89] William Isaacs, Dialogue and the Art of Thinking Together (New York: Currency, 1999), p. 10.

 

[90] Charles Fishman, “The Anarchist’s Cookbook,” Fast Company, 2004, (84), pp. 70–78.

 

[91] James Lynch, The Language of the Heart: The Human Body in Dialogue (New York: Basic Books, 1985), p. 10.

 

[92] John Kifner, Ex-Hostages on Kuwait Jet Tell of 6 Days of Sheer Hell, New York Times, Dec. 11, 1984.

 

[93] Eric Berne, Transactional Analysis in Psychotherapy (New York: Grove Press, 1961).

 

[94] Jacqui Schiff and others, A Cathexis Reader (New York: Harper & Row, 1975).

 

[95] Ronald Laing, The Self and Others (London: Tavistock, 1961).

 

[96] H. Paul Grice, “Logic and Conversation,” in Syntax and Semantics, Vol. 3, Speech Acts, ed. Peter Cole and Jerry L. Morgan (New York: Academic Press, 1975), pp. 41–58; Lynch, The Language of the Heart, and William Isaacs, Dialogue and the Art of Thinking Together.

 

[97] Nandula Wanasekara, “Exam-Oriented Education System Should Be Changed,” Daily News, Wednesday, November 20, 2002.

 

[98] James Lynch, The Language of the Heart, p. 77.

 

[99] James Lynch, The Language of the Heart.

 

[100] Y. E. Sokolov, Perception and the Conditioned Reflex (New York: MacMillan, 1963).

 

[101] James Lynch, A Cry Unheard: New Insights into the Medical Consequences of Loneliness (Baltimore: Bancroft Press, 2000).

 

[102] I. I. Pavlov, Conditioned Reflexes, trans. G. V. Anrep (London: Oxford University Press, 1927).

 

[103] James Lynch, A Cry Unheard, pp. 198–205.

 

[104] James Lynch, The Language of the Heart.

 

[105] James Lynch, The Language of the Heart, pp. 140–145.

 

[106] James Lynch, A Cry Unheard, p. 217.

 

[107] James W. Pennebaker, Opening Up: The Healing Power of Expressing Emotions, revised edition (New York: Guilford Press, 1997).

 

[108] James Lynch, The Language of the Heart.

 

[109] John Bowlby, Attachment and Loss, Vol. 3: Loss: Sadness and Depression (London: Hogarth Press, 1980).

 

[110] James Lynch, The Language of the Heart, pp. 230–240.

 

[111] James Lynch, The Language of the Heart, p. 94.

 

[112] Susan Dominius, “The Peacemaker of Flight 847.” The New York Times, December 25, 2005.

 

[113] Roger Fisher and William Ury, Getting to Yes: Negotiating Agreement Without Giving In (New York: Penguin, 1983).

 

[114] Roger Fisher and William Ury, Getting to Yes.

 

[115] Jean Baptiste Lamarck, Zoological Philosophy, trans. Hugh Eliot (New York: Hafner, 1963).

 

[116] Roger Fisher and William Ury, Getting to Yes.

 

[117] William Ury, Getting Past No: Negotiating Your Way from Confrontation to Cooperation (New York: Bantam, 1993).

 

[118] Robert Cialdini, Influence: The New Psychology of Modern Persuasion (New York: Quill, 1984).

 

[119] Napoleon Hill, Think and Grow Rich Through Persuasion, Rev. ed. (New York: New American Library, 1992).

 

[120] Robert Cialdini, Influence: Science and Practice (Boston: Allyn & Bacon, 2000).

 

[121] Robert Cialdini, Influence.

 

[122] Rosabeth Moss Kanter, Change Masters: Innovation and Entre preneurship in the American Corporation (New York: Simon & Schuster, 1985).

 

[123] Joseph Chilton Pearce, Magical Child: Rediscovering Nature’s Plan for Our Children (New York: Dutton, 1977).

 

[124] Antonio Damasio, The Feeling of What Happens: Body, Emotion and the Making of Consciousness (Heinemann: London, 1999).

 

[125] BBC Series, The Human Mind, presented by Robert Winston, 2004.

 

[126] David Boadella, Wilhelm Reich: The Evolution of His Work (Chicago: Vision Press, 1973).

 

[127] Personal conversations with Eva Reich.

 

[128] Stephen M. Johnson, Character Styles (New York: W.W. Norton, 1994).

 

[129] David Boadella, Wilhelm Reich.

 

[130] William H. Frey, Crying: The Mystery of Tears (Minneapolis: Winston Press, 1985).

 

[131] Elisabeth Kübler-Ross, On Death and Dying (London: Tavistock, 1970).

 

[132] Personal conversations with Eva Reich.

 

[133] David Boadella, Wilhelm Reich.

 

[134] Personal conversation with Daniel Goleman.

 

[135] D. Kupfer and M. Haimowitz, “Therapeutic Interventions, Part 1: Rubberbands Now,” Transactional Analysis Journal, 1971, 1 (H2), 10–16.

 

[136] Fanita English, “The Substitution Factor: Rackets and Real Feelings,” Transactional Analysis Journal, 1972, 1 (1), Part II.

 

[137] Daniel Goleman, Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ (New York: Bantam, 1995), p. 328.

 

[138] Yuichi Shoda, Walter Mischel, and Philip К. Реаке, “Predicting Adolescent Cognitive and Self-Regulatory Competencies from Preschool Delay of Gratification,” Developmental Psychology, 1990, 26 (6), pp. 978–986.

 

[139] M. Scott Peck, The Road Less Traveled: A New Psychology of Love, Traditional Values and Spiritual Growth (New York: Simon & Schuster, 1978), p. 19.

 

[140] Сагу Cherniss, The Business Case for Emotional Intelligence, The Consortium for Research on Emotional Intelligence in Organizations, 2004. Available at www.eiconsortium.org/research/business_case_for_ei.htm.

 

[141] R. Boyatzis, The Competent Manager: A Model for Effective Performance (New York: John Wiley, 1982).

 

[142] Edward L. Thorndike, “Intelligence and Its Uses,” Harper’s Magazine, 1920, 140, 227–235.

 

[143] Daniel Goleman, Working with Emotional Intelligence (New York: Bantam, 1998), pp. 375–376.

 

[144] James Lynch, A Cry Unheard: New Insights into the Medical Consequences of Loneliness (Baltimore: Bancroft Press, 2000).

 

[145] Roger Dobson and Jonathon Carr-Brown, “Just Look Up to Find Happiness,” The Sunday Times – Britain, July 24, 2005.

 

[146] Nigel Nicholson, Executive Instinct: Managing the Human Animal in the Information Age (New York: Crown Business, 2000).

 

[147] Nigel Nicholson, “How Hardwired Is Human Behavior?”, Harvard Business Review, 1998, 76 (4), 134–147.

 

[148] Daniel Goleman, Emotional Intelligence, pp. 15–32.

 

[149] Daniel Goleman, Emotional Intelligence; and Joshua Freedman, EQ Today, “Hijacking of the Amygdala: This is what happens in your brain whem you get really mad – or really anything!” Available at www.eqtoday.com/archive/hijack.html.

 

[150] “Wilma Rudolph (1940–1994).” Available at www.historychannel.com/exhibits/womenhist/?page=rudolph.

 

[151] John Bowlby, The Making and Breaking of Affectional Bonds (London: Tavistock, 1979), pp. 103–118.

 

[152] Michael Hebron, Golf Swing Secrets and Lies: Six Timeless Lessons (New York: Learning Golf, 1993), retrieved from www.buildfreedom.com/tl/tl04c.html.

 

[153] Eleanor Roosevelt, This Is My Story (New York: Harper & Bros., 1937).

 

[154] Viktor Frankl, Man’s Search for Meaning (London: Hodder & Stoughton, 1959).

 

[155] Jim Collins, Good to Great: Why Some Companies Make the Leap… and Others Don’t (London: Random House, 2001), p. 22.

 

[156] Paul T. P. Wong, “I’m Glad That I’m a Nobody: A Positive Psychology of Humility,” International Network on Personal Meaning. Available at www.meaning.ca/articles/presidents_column/humility_nov03.htm.

 

[157] “Ex-NFL Star Tillman Makes ‘Ultimate Sacrifice’.” Available at www.msnbc.msn.com/id/4815441.

 

[158] Elisabeth Kübler-Ross, On Death and Dying (London: Tavistock, 1970).

 

[159] Издана на русском языке: Шварц Б. Парадокс выбора. Почему «больше» значит «меньше»? М.: Добрая книга, 2005.

 

[160] Barry Schwartz, The Paradox of Choice: How the Culture of Abundance Robs Us of Satisfaction (New York: HarperCollins, 2004).

 

[161] Isaiah Berlin, “Two Concepts of Liberty,” in Four Essays on Liberty (London: Oxford University Press, 1969).

 

[162] Barry Schwartz, The Paradox of Choice.

 

[163] Mihaly Csikszentmihalyi, Flow: The Psychology of Optimal Experience (New York: Harper & Row, 1990).

 

[164] Pele, with Robert L. Fish, Pele: My Life and Beautiful Game (New York: Doubleday, 1977).

 

[165] Mihaly Csikszentmihalyi, Flow.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: