Иудеи и христиане при Симоне Бар-Кохбе

 

С разрушением Храма и большей части города Иерусалима в 70 годах н. э. правление первосвященника и его аристократических коллег закончилось. Критерий для установления иудейской идентичности и религиозности теперь перешел к мудрецам, которые со временем стали называться «раввинами», и к синагогам, где иудеи собирались для чтения Писаний, молитв, песнопений и общения. Но была там одна последняя политическая сила с центром в Иудее, недалеко от Иерусалима, оказывавшая сильное влияние на еврейский народ и на его сестер и братьев, все более отчуждавшихся от него и веривших, что распятый и воскресший Иисус был Мессией Израиля. Я имею в виду, конечно, историю со знаменитым Симоном бен Косибой, которого больше знают под прозвищем «Бар-Кохба», «Сын Звезды».

В известном тексте говорится, что рабби[210] Акива признал, что Симон бен Косиба – «Мессия» (y. Ta‘an. 4.5 = Lam. Rab. 2.2 § 4).[211] Я согласен с Петером Шефером, который осторожно предполагает, что Акива вполне мог признать в Симоне Мессию.[212] Прозвище «Сын Звезды» – явная аллюзия на Числ 24:17, пророчество о приходе Мессии: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля». Во всех версиях таргума ( таргумы Онкелоса, Неофити, Фрагментарный, Псевдо-Йонатана) в арамейских парафразах Писания «звезда» понимается как Мессия.

Если знаменитый равви Акива приветствовал Симона бен Косибу как «Сына Звезды», как Мессию, и большое число иудеев присоединилось к нему, чтобы воевать за независимость Израиля от Рима (132–135 годы н. э.),[213] то означало ли это какие-то последствия для христиан, и если да, то какие? На самом деле последствия для них оказались весьма серьезными.

 

Иллюстрация 6.5. Деревня Бар-Кохбы

Деревня в Южной Иудее, разрушенная во время восстания Бар-Кохбы против Рима (132–135 годы н. э.). Фото любезно предоставлено Джинни Эванс.

 

Согласно Юстину Мученику в его Первой апологии,

 

[Пророческие книги] находятся повсюду у всех иудеев. Впрочем, последние читают их, но не понимают сказанного в них; нас же почитают врагами и противниками и, подобно вам, убивают нас и мучают, когда только могут; в этом сами можете удостовериться.

Да и в бывшей последней иудейской войне Варкохева [Бар-Кохба], предводитель иудейского возмущения, велел одних только христиан предавать ужасным мучениям, если они не отрекутся от Иисуса Христа и не будут хулить Его (31.5–6).

 

Церковный историк Евсевий знаком с этим сообщением Юстина и частично его повторяет:

 

Тот же писатель сообщает о бывшей тогда Иудейской войне следующее: «В нынешней иудейской войне Варкохеба, предводитель иудейского восстания, приказывал жестоко пытать только христиан, если они не отрекались от Христа и отказывались хулить Его» (Церковная история 4.8.4).

 

В других местах Евсевий раскрывает злодейский образ Симона бен Косибы:

 

Вождем иудеев был тогда человек по имени Варкохеба, что значит «звезда», – убийца и разбойник; он, ссылаясь на это имя, внушил рабам, будто он светило, спустившееся с неба, дабы чудом даровать им, замученным, свет (Церковная история 4.6.2)

 

А своей Хронике Евсевий говорит:

 

Кохебас, князь иудейской секты, убивал и всячески преследовал христиан, когда они отказывались помогать ему против римских войск (Год Адриана 17; ср.: PG 19.558).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: