Своевременное обнаружение и быстрое уведомление о начавшемся пожаре является одним из важнейших условий его успешной ликвидации и на судах и на промышленных предприятиях при минимальных потерях материальных ценностей и риске для жизни людей. В связи с этим уделяется большое внимание оборудованию судов и предприятий специальными системами автоматической пожарной сигнализации, которые обеспечивают подачу быстрого и точного сообщения о пожаре с указанием места его возникновения.
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (МК-74), а также Правила Регистра Морского судоходства Российской Федерации предписывают обязательное применение системы пожарной сигнализации на всех пассажирских судах специального назначения и рыбопромысловых валовой вместимостью боле 1000 рег.т, а также на судах, строящихся на класс Регистра со знаком “F”. На тех судах, где не предусматривается постоянная вахта в машинном отделении, также требуется обязательное устройство автоматической сигнализации обнаружения пожара.
|
|
На предприятиях и в организациях помещения или здания, которые должны оборудоваться пожарной сигнализацией, устанавливаются НПБ 110-03 [1]. Такая сигнализация обязательна для помещений вычислительных центров, помещений деревообрабатывающих предприятий, помещений дизель-генераторов, помещений по окраске изделий, складов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей суммарной емкостью 10 м3 и выше, складов пиломатериалов, тарных предприятий, учебных лабораторий, автозаправочных станций.
Важно отметить, что автоматическая пожарная сигнализация – один из видов пожарной автоматики. Другим её видом являются автоматические установки пожаротушения.
Системы сигнализации о начавшемся пожаре могут быть электрически-ми, дымосигнальными, пневматическими и комбинированными. В настоящее время на судах, на предприятиях и в организациях наиболее широко используются электрические системы пожарной сигнализации.
В состав электрической системы пожарной сигнализации входят следу-ющие элементы: пожарные извещатели (датчики пожарной опасности), стан-ции приема сигналов от извещателей, электрические линии связи между извещателями и приемной станцией, источник питания (судовая или береговая сеть, аккумуляторы). Обычно предусматривается два источника питания – автономный и неавтономный. По типу соединения пожарных извещателей с приемной станцией различают лучевую и кольцевую (шлейфную) системы электрической пожарной сигнализации. В первом случае (см. рис. 9.1) один или несколько извещателей подключаются к отдельной паре проводов («лучу»), соединенных с приемной станцией. При таком включении извещателей место пожара, легко обнаруживается сигнальной номерной лампой, которой снабжен каждый луч. В один луч может быть включено до десяти извещателей. Такие системы надежны,но требуют большого расхода соединительных проводов.
|
|
Рис. 9.1. Принципиальная схема устройства лучевой системы
электрической пожарной сигнализации
1 – приемная станция; 2 – блок питания от сети; 3 – резервный
(аккумуляторный) блок питания; 4 – система переключения;
5 – пожарные извещатели-датчики; 6 – соединительные провода (лучи)
Во втором случае (кольцевая система) пожарные извещатели включены последовательно между собой в один общий провод («шлейф»), начало и конец которого соединены с приемной станцией (см. рис. 9.2). Место пожара в этом случаев определяется по коду, которым снабжен каждый извещатель и который обеспечивает подачу только определенной комбинации электрических импульсов. В литературе приводятся сообщения о том, что в связи со сложностью, кольцевые системы сигнализации в настоящее время применяются редко.
Рис. 9.2.Принципиальная схема устройства кольцевой (шлейфной)
электрической пожарной сигнализации
(обозначения те же, что и на рис. 9.1)
Пожарные извещатели, используемые в системах пожарной сигнализации, делятся на ручные и автоматические.
Ручные извещатели позволяют любому члену экипажа судна или работнику предприятия, заметившему пожар, подать сигнал на приемную станцию. Ручные извещатели должны располагаться на высоте 1,5 м в легкодоступных местах (на лестничных площадках, в коридорах и т.п.) и так, чтобы они были заметны. Корпус извещателей окрашивают в красный цвет. Рядом с ним или прямо на корпусе помещают краткую инструктивную надпись, обычно: «При пожаре разбей стекло, нажми и отпусти кнопку, жди ответного гудка». Расстояние между двумя ближайшими ручными извещателями на предприятиях не должно превышать 50 м, а вне помещения – 150 м согласно СП 5.13130.2009 [2]. На судах это расстояние не должно превышать 20 м. Наиболее широко применяются ручные извещатели типа ПКИЛ-9 (пожарно-кнопочный извещатель лучевой системы), ПИЛВ – пожарный извещатель лучевой системы для установки внутри помещений.
Автоматические пожарные извещатели осуществляют автоматическую посылку сигнала о начавшемся пожаре. В зависимости от использованного фактора срабатывания или контролируемого признака пожара различают:
- температурные (тепловые[7]) извещатели, реагирующие либо на величину температуры в помещении (максимальные извещатели, например, ИП 103), либо на скорость ее нарастания (дифференциальные извещатели), либо на то и другое одновременно (максимально-дифференциальные извещатели, в частности, МДПИ-028);
- световые пожарные извещатели (например, СИ-2), срабатывающие от световых эффектов, сопутствующих пожару;
- дымовые пожарные извещатели, реагирующие на дым, например, ДИП-У;
- ультразвуковые, реагирующие на ультразвуки, сопровождающие пожар;
- комбинированные извещатели, например, ДИП-1, реагирующий на тепло и дым.
Автоматические пожарные извещатели характеризуются следующими параметрами: порог срабатывания, инерционность, помехозащищенность, площадь контролируемой одним извещателем зоны. Порог срабатывания – это минимальная величина контролируемого признака пожара (или скорости его изменения), при которой срабатывает извещатель. Инерционность – время от момента срабатывания извещателя до момента выдачи сигнала на технические средства оповещения. Помехозащищенность – свойство извещателя противостоять воздействию параметров окружающей среды, по своей физической природе близких к контролируемому признаку пожара. Например, для световых извещателей возникает проблема защиты от светового потока посторонних источников света.
|
|
Важной характеристикой извещателей является время обнаружения пожара. Им принято считать время с момента возникновения пожара до момента выдачи извещателем сигнала на технические средства оповещения.
Чувствительным элементом в тепловых извещателях могут быть биметаллические пластинки, термопары, полупроводниковые терморезисторы, легкоплавкие сплавы. Чувствительный элемент в виде биметаллической пластинки состоит из двух сваренных металлических пластинок с разными температурными коэффициентами расширения. При повышении температуры одна из пластинок будет изгибаться в сторону пластинки с меньшим коэффициентом расширения. При этом может размыкаться или замыкаться электрический контакт и, таким образом, посылаться импульс тока в приемную станцию автоматической пожарной сигнализации.
Биметаллическим чувствительным элементом снабжены максимальные тепловые извещатели типа АТИМ, испытываемые в настоящей лабораторной работе (АТИМ-3), максимально-дифференциальные пожарные извещатели типа МДПИ-028 – см. стенд. Извещатель АТИМ-3 имеет нормально замкнутые контакты.
На судах при установке тепловых извещателей в помещениях с температурой выше 45 оС, их срабатывание должно происходить при 80-100 оС, а в помещениях с нормальной температурой – при 57-74 оС.
Из тепловых извещателей на судах находят наибольшее применение извещатели, у которых в качестве чувствительного элемента использованы терморезисторы – датчики максимально-дифференциальные типа ДМД 70-с и др.
Во взрывоопасных помещениях применяют дифференциальные извещатели – датчики пожарной сигнализации типа ДПС-038, которые в качестве чувствительного элемента имеют батарею из 50 термопар.
В качестве тепловых извещателей максимального действия используются также конструкции, содержащие легкоплавкие вставки. В России подобные датчики типа ДТЛ (датчик тепловой легкоплавкий) широко применяются для установки на стационарных объектах. Недостатком их являются одноразовость действия, что не позволяет осуществить периодическую проверку исправности системы пожарной сигнализации.
|
|
Достаточно широко используются извещатели тепловые магнитные ИП 105-2/1 (ИТМ), собранные на магнитоуправляемом контакте (герконе). При нормальной температуре контакты геркона замкнуты. Под действием повышенной температуры при достижении ею заданной величины (70 оС ± 10 %) – точка Кюри – резко уменьшается магнитная проницаемость термочувствительного феррита между магнитами и благодаря изменившемуся магнитному полю контакты геркона размыкают цепь сигнализации. Размер защищаемой одним таким извещателем площади не превышает 15 м2.
В дымовых извещателях используются либо оптико-электронный, либо радиоизотопный методы обнаружения дыма. Первый метод использован в извещателе ИДФ-1М (извещатель фотоэлектрический) – см. стенд. Он работает по принципу регистрации фотоэлементом света, отраженного от частиц дыма. Защищаемая площадь – не более 100 м2. Известны также радиоизотопные извещатели дыма типа РИД. Дымовые извещатели используют в случаях, когда загорание возникает в виде тления, т.е. развивается медленно или сопровождается обильным выделением дыма.
Тепловые извещатели «ощущают» температуру главным образом благодаря конвекции воздуха. Поэтому их нужно устанавливать в зонах наиболее вероятного загорания в верхней части помещения (на потолке, подволоке) так, чтобы они омывались восходящим потоком воздуха. Площадь, контролируемая одним тепловым извещателем, составляет (15-30) м2, световым – до 500 м2, дымовым – до 100 м2. Наибольшую площадь контролируемой одним извещателем зоны имеют ультразвуковые извещатели – до 1000 м2, по другим данным – 300 м2.
Площади, контролируемые одним тепловым и дымовым извещателями, расстояние между извещателями, отступы от стен могут быть определены соответственно по табл. 9.1 и 9.2. Однако нужно иметь в виду, что указанные пара метры не могут превышать значений, указываемых в технических условиях и паспортах на эти изделия.
При наличии на потолке выступающих частей от 0,08 до 0,4 м, контролируемая одним извещателем площадь уменьшается на 25 %. В одном помещении должно быть не менее двух извещателей.
В помещениях шириной до 3 м расстояние между дымовыми извещателями допускается увеличивать до 15 м.
Таблица 9.1
Параметры установки для тепловых извещателей
Высота установки извещателя, м | Площадь, контролируемая одним извещателем, м2 | Максимальное расстояние, м | |
между извещателями | от извещателя до стены | ||
до 3,5 3,5-6,0 6,0-9,0 | до 25 до 20 до 15 | 5,0 4,5 4,0 | 2,5 2,0 2,0 |
Таблица 9.2
Параметры установки для дымовых извещателей
Высота установки извещателя, м | Площадь, контролируемая одним извещателем, м2 | Максимальное расстояние, м | |
между извещателями | от извещателя до стены | ||
до 3,5 3,5-6,0 6,0-9,0 10-12 | до 85 до 70 до 65 до 55 | 9,0 8,5 8 7,5 | 4,5 4,0 4,0 3,5 |
Автоматические пожарные извещатели одного луча (шлейфа) должны контролировать не более пяти смежных или изолированных помещений, расположенных на одном этаже и имеющих выход в общий коридор (помещение).
На предприятиях необходимо иметь запас пожарных извещателей в количестве не мене 10 % от числа установленных.
Приемные устройства систем пожарной сигнализации располагают в рулевой рубке или других местах, имеющих постоянную вахту. На предприятиях и в организациях приемные станции оборудуют в местах постоянного круглосуточного пребывания людей. Их назначение состоит в приеме сигналов от ручных и автоматических извещателей, контроле исправности системы, световом и звуковом оповещении о поступивших сигналах тревоги, автоматическом переключении на резервное питание при исчезновении основного.
В качестве приемно-сигнальных станций на судах используют устройства типа СПЛО-3ОМ, ТОЛ-10/50-8 на предприятиях и в организациях – ТОЛ-30/2М, ТОЛ-10/100 (станция тревожная оптическая лучевая), ППС-1 (пульт пожарной сигнализации), ППС-3 и др.
Системы пожарной сигнализации после монтажа должны подвергаться специальным испытаниям. При этом на головных судах каждый извещатель подвергается воздействию симулирующего устройства, а на серийных судах – 10 % от установленных в каждом луче и каждый извещатель в помещениях с повышенной пожарной опасностью.
Тепловые извещатели проверяются нагревом воздуха в районе их размещения, при этом измеряют температуру и время, в пределах которого происходит срабатывание извещателя. Кроме того, контролируется работоспособность системы в целом.
Системы пожарной сигнализации должны находиться в исправном со-стоянии и постоянной готовности. В том помещении, где размещены приемные станции систем пожарной сигнализации, должна быть вывешена инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигнала о пожаре и неисправности системы.