Наименование работы: Определение предельной силы сцепления колес с опорной поверхностью, расчет коэффициента сцепления φ, определение критического угла косогора β по скольжению и опрокидыванию
Цель работы: Экспериментально определить и сравнить с теоретическими предельную силу сцепления колес с опорной поверхностью, коэффициент сцепления φ и критический угол косогора β по скольжению и опрокидыванию.
Содержание работы:
1. Определение размерных и массовых параметров модели.
2. Определение предельной силы сцепления колес с опорной поверхностью, расчет коэффициента сцепления φ
3. Определение предельной силы сцепления колес с опорной поверхностью и коэффициента сцепления φ для разного состояния (степени влажности) опорного покрытия.
4. Определение критического угла косогора β по скольжению и опрокидыванию.
Оборудование, измерительные приборы:
9. Установка испытательная с регулируемым углом наклона пандуса и сменными покрытиями поверхности (ламинат, войлок, поролон).
|
|
10. Модель грузового автомобиля 6х6 на пневматических колесах. Масштаб линейный 1:20, масштаб массовый 1:8000.
11. Грузы 1000 г, 2 шт.
12. Весы электронные 1-5000 г. Цена деления 1 г. Погрешность 0.5 г.
13. Динамометр пружинный 1-1000 г. Цена деления 20 г. Погрешность 10 г.
14. Линейка или рулетка, транспортир.
15. Влажная губка или пульверизатор.
16. Калькулятор или ПК.
Результаты измерений:
- Измерьте размеры модели, ее снаряженную массу, распределение на передний мост и заднюю тележку. Нанесите их обозначения и величины на схему.
- Самостоятельно напишите формулу предельной силы сцепления. Из нее выведите значение коэффициента сцепления φ. Измерьте силы, заполните таблицу. Определите погрешность. Сделайте вывод.
РСЦ. = φ =
Таблица 2.1 - Определение силы сцепления и коэффициента сцепления
Масса модели снаряженная, m0, г | Масса модели полная, mа, г | Сила тяги на динамометре, равная предельному сцеплению, Рт=Рсц, Н | Коэффициент сцепления расчетный, φ | Уклон начала самоскольжения, i= φ | Относительная погрешность измерения, ε,% |
Вывод:
- Выполните измерения Рсц и φ на сухом и влажном опорном покрытии. Измерьте силы, заполните таблицу. Определите погрешность. Сделайте вывод.
Таблица 2.2 - Определение силы сцепления и коэффициента сцепления φ на сухом и влажном опорном покрытии
Типы покрытия | Масса модели полная, mа, г | Сила тяги на динамометре, равная предельному сцеплению, Рт=Рсц, Н | Коэффициент сцепления расчетный, φ | Уклон начала самосколь- жения, i= φ | Относительная погрешность измерения, ε,% |
Ламинат сухой | |||||
Ламинат влажный |
Вывод:
|
|
- Самостоятельно напишите формулу уклона через угол косогора. Из нее выведите значение угла β от уклона i. Определите высоту ЦТ модели. Измерьте углы на регулируемом пандусе до момента скольжения или опрокидывания. Что наступило раньше, скольжение или опрокидывание? Заполните таблицу. Сделайте вывод.
i= β = hЦТ =
Таблица 2.3 - Определение критического угла косогора β по скольжению и опрокидыванию
Масса модели, m, г | Уклон пандуса при начале скольжения, iск | Уклон пандуса при начале опрокидывания, iопр | Критический угол по скольжению, βск | Критический угол по опроки-дыванию, βопр | Высота центра тяжести, hцт, мм |
Порожняя | |||||
Груженая |
Вывод:
Дата проведения: _________ Выполнил: ________________