Лекция 1. Роль информационной деятельности. Значение информатики СПО.
I.Введение
Термин информатика возник в 60-х гг. во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью электронных вычислительных машин.
ИНФОРМАТИКА – это раздел науки, изучающий свойства информации, а также закономерности ее поиска, сбора, хранения, передачи и обработки.
ИНФОРМАЦИЯ (латинское – разъяснение, изложение) – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах.
Основные свойства информации:
Полезность, актуальность, достоверность, объективность, полнота.
Информацию можно:
Искать, собирать, обрабатывать, передавать, хранить, защищать.
II.Каналы передачи информации
Человеку постоянно приходится участвовать в процессе передачи информации. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, радио, телевидения и др. Такие средства связи называются каналами передачи информации.
|
|
Информационные каналы разделяются на два вида: биологические и технические.
А) Биологические информационные каналы – это органы чувств человека.
-Их пять: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.
-По способу восприятия человеком информация бывает зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, вкусовая, мышечная и вестибулярная.
Б) Технические информационные каналы – это телефон, радио, телевидение, компьютер и др.
Процесс передачи информации всегда двусторонний: есть источник, и есть приемник информации: Источник передает (отправляет) информацию, а приемник её получает (воспринимает). Каждый человек постоянно переходит от роли источника к роли приемника информации.
Человеку почти непрерывно приходится заниматься обработкой информации.
Информация, воспринимаемая человеком в речевой или письменной форме, называется символьной (или знаковой) информацией.
Человеческая речь и письменность тесно связаны с понятием языка.
Язык - это знаковая система для представления информации, обмена информацией. Запахи, вкусовые и осязательные ощущения не сводятся к каким-то знакам, не могут быть переданы с помощью знаков. Безусловно, они несут информацию, поскольку мы их запоминаем, узнаем.
Такую информацию называют образной информацией, к ней относится также информация, воспринимаемая через зрение и слух, но не сводящаяся к языкам (шум ветра, пение птиц, картины природы, живопись).
Хотя информация связана с материальным носителем, а её передача - с затратами энергии, одну и ту же информацию можно хранить на различных материальных носителях (на бумаге, в виде фотографии, на магнитной ленте) и передаваться с различными энергетическими затратами (по почте, по телефону, с курьером и т.д.).
|
|
В качестве средства для хранения, переработки и передачи информации научно-технический прогресс предложил обществу компьютер (электронно-вычислительную машину, ЭВМ).
III.Роль информации в разных областях деятельности
Переход от индустриального общества к информационному характеризует перераспределение трудовых ресурсов в сферу обслуживания и информационную сферу:
Сфера услуг — часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг; оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.
Сферу услуг составляет в экономически развитых странах основную часть экономики по числу занятых (больше 60 %).
В сферу услуг входят следующие услуги: финансовые, информационные, жилищно-коммунальные, бытовые, услуги аренды, туристические, юридические, гостиничные охранные, услуги переводчиков, торговые, транспортные услуги.
Информационная сфера представляет собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.
Примеры применения компьютеров в различных сферах: АСУ, роботы, связь, САПР, строительство, банки, наука, торговля, образование (БД, дистанционное обучение), медицина, правоохранительные органы, сельское хозяйство, армия, искусство, социальная сфера, быт.
В состав информационных ресурсов входят:
• Библиотеки (более 150 тыс. в России, идет создание электронных каталогов, оцифровка книг);
• центры научно-технической информации (регистрация новых изобретений и открытий),
• архивы (идет перевод в электронный вид),
• отраслевые ресурсы (компьютерные центры предприятий, организаций по обработке информации и управлению),
• социальные ресурсы (здравоохранение, образование, пенсионный фонд, система страхования, туризм и т.д.).
Для развития человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и другие ресурсы, в том числе и информационные.
Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сферах.
В настоящее время распространение информации в информационном секторе экономики невозможно представить без применения новых информационных технологий (НИТ).
Иногда ИТ называют компьютерной технологией или прикладной информатикой. Все зависит от контекста в котором используется это понятие.
Центральное место в ИТ занимает компьютер (от англ. cлова compute – вычислять) – технического устройства для обработки информации. У нас компьютер называли ЭВМ.
Использование современных ИТ обеспечивает почти мгновенное подключение к любым электронным информационным массивам, поступающим из международных, региональных и национальных информационных систем и использование их в интересах успешного ведения бизнеса.
Благодаря стремительному развитию НИТ, в настоящее время не только появился открытый доступ к мировому потоку политической, финансовой, научно-технической информации, но и стала реальной возможность построения глобального бизнеса в сети Internet.
Рост популярности Internet связан с тем, что с использованием данной технологии можно реализовать практически все бизнес-процессы в электронном виде: покупать и продавать товары и услуги, вкладывать деньги, получать информацию, заключать соглашения и т.д. Настоящий момент развития Internet связан с лавинообразным развитием электронной коммерции.