ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Получить навыки объявления в программе переменных и литералов, применения арифметических операций для данных целых типов, применения оператора присваивания, закрепить знания по теме «Представление целых чисел в компьютере.
2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
1) Ознакомиться с принципами хранения и обработки целочисленных данных в Java.
2) Разработать и отладить программу, демонстрирующую выполнение операций над данными целого типа.
В качестве индивидуального задания на лабораторную работу нужно разработать программу, демонстрирующую выполнение арифметических операций над целыми числами.
В программе задать целочисленные переменные a, b, c. Вывести на экран в двоичной, шестнадцатеричной, восьмеричной и десятичной системах счисления значения а, b, c, а также результаты выполнения операций. -a, a+b, a-b, a*b, a/b, a%b, a++, b--. Например,
a+b=100000000(2)=100(16)= 400(8)=256 (10);.
Подобный вывод (для каждого значения) осуществить одним вызовом метода printf(). Для получения представления двоичного числа в виде строки (String) использовать библиотечную функцию Integer.toBinaryString(х), где x – аргумент типа int.
|
|
Данные варианта 1 приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Вариант задания
Номер варианта | a | b | с |
1 | 356 | 725 | (b-a)%a+56 |
АНАЛИЗ ЗАДАЧИ
В данном разделе обоснуйте выбор типа целочисленных переменных в программе, тип результата вычисляемых выражений, структуру оператора printf и форматы, используемые для вывода целочисленных значений.
ТЕСТОВЫЙ ПРИМЕР И РЕЗУЛЬТАТЫ
ЕГО ОБРАБОТКИ ВРУЧНУЮ
В этом разделе нужно рассчитать вручную значение выражения, которое присваивается переменной с (таблица 2.1), а также значения выражений -a, a+b, a-b, a*b, a/b, a%b, a++, b-- при заданных в таблице 2.1 значениях переменных a и b, представив их в десятичной, восьмеричной, шестнадцатеричной, двоичной системах счисления (как это показано в разделе 2).
Внимание! Полученное вами двоичное представление должно соответствовать машинному представлению целого числа, поэтому, при представлении отрицательных чисел, используйте одно из правил перевода их в дополнительный код.
Для перевода чисел из одной системы счисления в другую можно использовать стандартную программу-калькулятор, вид «Программист».
ТЕКСТ ПРОГРАММЫ
Согласно пункту 2.8.1. методических указаний к лабораторным работам, текст программы должен быть отформатирован следующим образом:
1) шрифт: arial, 12 пт, полужирный;
2) абзац:
− выравнивание по левому краю;
− уровень – основной текст;
− отступ слева – 0;
− отступ справа – 0;
− интервал перед – 0;
|
|
− интервал после – 0;
− первая строка – нет (отступа или выступа),
− междустрочный интервал – множитель, значение – 1,2;
3) комментарии (обязательно должны присутствовать в тексте программы) выделить курсивом и синим цветом.
СВЕДЕНИЯ ОБ ОТЛАДКЕ ПРОГРАММЫ И
ПРОВЕРКЕ ЕЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Результат работы программы на тестовом примере, приведенном в разделе 4, изображен на рисунке 6.1.
|
Рисунок 6.1 – Результат работы программы
На тестовом наборе входных данных программа выдала ожидаемый результат, что позволяет сделать вывод о ее работоспособности.
ВЫВОД
В ходе выполнения лабораторной работы получены навыки объявления целочисленных переменных и литералов, применения арифметических операций для данных целых типов. Разработана и протестирована программа, демонстрирующая выполнение арифметических операций над целыми числами, а также представление таких чисел в памяти компьютера.
Результаты выполнения дополнительного задания приведены приложении А.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Задание по дисциплине «Информатика» (ОПИ)
А.1. Постановка задачи
1) Добавить тексты, приведенные в конце п. 4.7 методических указаний (ниже добавлены).
2) В тексте «Внутреннее и внешнее представление целочисленных данных» выполнить операции со вставкой объектов WordArt, рисунков ClipArt, например, оформить заголовок и подобрать две картинки «по смыслу» (из области компьютерной техники). Для рисунков применить различные виды обтекания текстом. Подрисуночные подписи оформить с помощью инструмента «Надпись» (это будут рисунки А.1 и А.2).
3) В первом абзаце текста «Рисование схем в документе» каждый из фрагментов «п. 2.8.1», «и т. п.», «Бермана Н. Д.» оформить в виде одного слова с помощью символа «неустранимый пробел» («Shift»+«Ctrl»+пробел вместо простого пробела). Запретить перенос в этом абзаце, после чего убедиться, вставляя перед указанными фрагментами дополнительные пробелы, что они переносятся на другую строку целиком (как одно слово).
4) Второй абзац текста «Рисование схем в документе» оформить с помощью двух связанных надписей с перетеканием текста. Границы надписей выделить цветной линией.
5) Ниже нарисовать фрагмент схемы алгоритма, используя панель инструментов «Рисование». Варианты задания приведены в приложении Б к методическим указаниям. Рисунок расположить по центру листа. Сделать подрисуночную подпись (Рисунок А.3 – Фрагмент схемы алгоритма).
6) Ниже с помощью панели инструментов «Рисование» создать графический объект. Варианты заданий приведены в приложении Б. Рисунок расположить по центру листа. Сделать подрисуночную подпись (Рисунок А.4 – Структурная схема).
7) В заключении изобразить свою визитную карточку (можно для предполагаемого места вашей работы в будущем). При этом использовать элементы панели инструментов «Рисование», окно «Свойства объекта», вставку объектов WordArt, рисунков ClipArt и связанные надписи (при оформлении адреса и телефона). Пример визитной карточки изображен на рисунке А.1 (но номер соответствующего рисунка в вашем отчете будет А.5).