Тема: Мастер-класс «Социальное проектирование»
Социальное проектирование – социально-значимая деятельность, имеющая социальный эффект, результатом которой является создание реального продукта, задуманная, продуманная и осуществленная обучающимися.
В ходе него ребенок вступает в конструктивное взаимодействие с окружающим миром, с социумом, через которое формируются социальные навыки.
Сущность понятия «социальное проектирование».
Деятельность по созданию проекта называется проектированием.
А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:
а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.
Виды социальных проектов:
- Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
- Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);
- Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
- Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
- Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.
Цель социального проектирования:
- привлечение внимания обучающихся к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
- включение обучающихся в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих детей.
Объекты деятельности социального проектирования:
- социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);
- социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);
- социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);
- социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)
План действий:
1. Получение информации о социальном объекте (познание)
2. Проблематизация информации
3. Преобразование социального объекта
Технология разработки социального проекта
План действий и этап практических шагов несут в себе логику всего социального проектирования: получение информации о социальном объекте (познание) — проблематизация информации — преобразование социального объекта.
ШАГ №1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время.
ШАГ №2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе.
ШАГ №3. Определение целей и задач социального проблема.
ШАГ №4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.
ШАГ №5. Составление детального плана работы.
ШАГ №6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.
ШАГ №7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.
ШАГ №8. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования.
ШАГ №9. Составления бюджета проекта.
ШАГ №10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.
ШАГ №11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.
ШАГ №12. Формирование общественного мнения в местном сообществе.
Последовательность шагов №№1-12 – это разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих учащихся.
Дальнейшие шаги №№ 13-19 – это реализация разработанного проекта силами инициативной группы воспитанников.
ШАГ №13. Составление деловых предложений по разработанному проекту.
ШАГ №14. Поиск делового партнера для реализации проекта.
ШАГ №15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами.
ШАГ №16. Получение необходимых ресурсов.
ШАГ №17. Проведение плановых мероприятий.
ШАГ №18. Контроль и оценка выполнения плана.
ШАГ №19. Корректировка реализации проекта.
Два последних шага №№20, 21 – это подведение итогов работы над социальным проектом.
ШАГ №20. Анализ результатов работы по проекту.
ШАГ №21. Информирование общественности о результатах реализации проекта
Основные требования к проекту
1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.
Ограниченность проекта означает, что он содержит:
- этапы и конкретные сроки их реализации;
- четкие и измеряемые задачи;
- конкретные и измеряемые результаты;
- планы и графики выполнения работ;
- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
2. Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
3. Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.
4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
5. Компетентность автора и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.