Объект, предмет, цель и задачи научного исследования

В методологическом осмыслении научного исследования важную роль играет определение объекта и предмета исследования, его целей и задач, которые необходимо четко сформулировать при написании статьи, реферата, диссертации и других научных работ.

В широком смысле объектом научного исследования является реальность во всем многообразии ее предметов, свойств и отношений, постоянно изменяющаяся во времени и пространстве. В узком смысле объект исследования -какой-либо фрагмент реальности или процесс, порождающий проблемную ситуацию и выбранный для изучения. Предмет исследования - составная часть или совокупность существенных свойств объекта, изучение объекта в определенном аспекте. Например, объектом исследования может быть предприятие, а предметом - информационная система предприятия, или объектом исследования может быть виртуальная реальность, а предметом — ее интерактивность.

Один и тот же объект может быть предметом изучения разных наук. Объект научного исследования - не просто фрагмент реальности, а тот, который вовлечен в сферу человеческой деятельности и превращен в идеальный объект посредством научных абстракций.

Предмет исследования также, как и объект, рассматривается сквозь призму определенного типа деятельности. Согласно И. Канту, предмет науки не есть нечто объективное, он задан формами человеческой чувственности и рассудка. «Наука в известном смысле творит свой предмет не со стороны материального субстрата, а со стороны формы и синтетической связи. Этот сотворенный мир - вторая реальность, по сравнению с “вещью в себе”, мир опыта, мир явлений» [6 с., 228].

Цель исследования - замысел и конечный результат, который автор планирует получить. Это могут быть теоретические выводы или практические рекомендации относительно предмета исследования. Для достижения цели автор ставит определенные задачи - пути и способы достижения цели. При определении задач необходимо выделить этапы исследования, каждому из которых должны соответствовать конкретные вопросы и предполагаемые решения. Задачи исследования выступают как частные, относительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования.

Средства исследования - материально-технические установки, приборы, инструменты, а также знаковые средства (язык) и методы познания. В настоящее время важно наличие персональных компьютеров и интернета, подключающих к базе информации и экспертным системам для консультаций.

 

Методы эмпирического исследования

В соответствии с эмпирическим и теоретическим уровнями научного исследования выделяются эмпирические и теоретические методы.

Методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, эксперимент, измерение.

Наблюдение - целенаправленное, систематическое, организованное восприятие объекта. Оно позволяет достаточно точно воспроизвести объект, получить фактический материал. Его главная позитивная черта — изучение объекта в естественном состоянии.

Одна из задач наблюдения - объективность результатов, но достичь этой объективности не всегда возможно. Недостатки наблюдения: невозможность повторения; преобразующая роль приборов; пассивность наблюдения; субъективные факторы - тенденциозность наблюдателя в оценке результатов, его приверженность какой-либо теории, личные свойства, «гало-эффект», ошибка усреднения и т. д.

Процесс наблюдения противоречив: с одной стороны, большие возможности для получения достоверного знания об объекте, с другой стороны, ограничение этих возможностей условиями использования данного метода.

Недостатки наблюдения в какой-то мере преодолеваются измерением, которое производится при помощи измерительных приборов и дает информацию о количественных свойствах объекта, что позволяет повысить точность результатов.

Наблюдение всегда связано с описанием, которое закрепляет и передает результаты наблюдения с помощью знаковых средств (естественного или искусственного языка).

Наблюдение проводится либо самостоятельно, либо в процессе эксперимента. В отличие от наблюдения при проведении эксперимента человек активно участвует в познавательном процессе. Эксперимент - изучение объекта в искусственных и управляемых условиях. Для проведения эксперимента создается искусственная система, в которую помещается исследуемый объект. Например, БАК - Большой адронный коллайдер - искусственная система, при помощи которой, в частности, пытаются решить проблему происхождения Вселенной.

Преимущества эксперимента перед наблюдением: многократная повторяемость по желанию экспериментатора; изучение объекта в чистом виде, исключая побочные факторы; исследование объектов в экстремальных условиях.

Виды эксперимента: поисковый, проверочный, конструктивный; новые виды - социальный и модельный.

Поскольку социальный эксперимент ставится в обществе, возможности его ограничены. Большинство социальных процессов невозможно воспроизвести в искусственных условиях, и при социальном эксперименте следует соблюдать гуманистические и нравственные нормы. Примеры социального эксперимента: следственный эксперимент; отработка новых технологий на предприятии; проверка эффективности модульно-рейтинговой системы в преподавании и т. д.

Модельный эксперимент ставится не над самим объектом, а над его моделью, замещающей объект в процессе исследования. Важная роль в проведении модельного эксперимента отводится обоснованию возможности экстраполяции - процедуры переноса знаний с наблюдаемой предметной области на другую, не наблюдаемую (прогнозирование будущего исходя из настоящего, перенос результатов экспериментов над животными на человека).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: