Конец сказания о дощечках для добывания огня


[1] Джанамеджая – Правнук Арджуны, царь Лунной династии; Махабхарата впервые повествуется ему сказителем Вайшампаяной во время жертвоприношения змей, устроенного этим царем.

[2] Партхи – Обращение к Пандавам, сыновьям Притхи (Кунти), Юдхиштхире, Бхимасене и Арджуне.

[3] Дваждырожденный или dvija – Название, даваемое брахманам, членам высшей, жреческой варны, а также членам трех первых варн (брахманам, кшатриям и вайшьям). Согласно законам индуизма, человек, не приобщившийся к знанию, ничем не отличается от животного. Поэтому человек, который приобщился к знанию, прошедший обряд посвящения (упанаяна), достигает второго рождения и носит название "дваждырожденный".

[4] Тапас...владеющий сокровищем тапаса! – Эпитет (tapodhana (или синоним taponidhi) применяется к мудрецам-брахманам и подвижникам, указывая на обладание ими особой, накопленной в трудах аскезы и благочестия духовной энергией (tapas).

[5] Вайшампаяна – Легендарный мудрец. Вайшампаяна признается учеником Вьясы; от него он усвоил Махабхарату, которую рассказывает царю Джанамеджайе во время многолетнего змеиного жертвоприношения.

[6] Город слона – Хастинапур – Столица страны куру.

[7] Вардхамана – Знак Вардхамана («возрастающий», «процветающий») – графический символ, эмблема благополучия. Поскольку север в системе пространственных координат мифологически ассоциировался с благополучием (в то время как юг, «страна мертвых», – с бедою и смертью), то естественно, что знак Вардхамана наносился на дома и прочие сооружения с северной их стороны, а «ворота Вардхамана» – это, вероятно, северные ворота столицы.

[8] Бхишма (Гангея, Апагея, Гангадатта, Деваврата) – Букв. «устрашающий», «наводящий страх», «грозный», имя деда пандавов, который родился у царя Шантану от богини Ганги и прозывается поэтому «сыном Ганги».

[9] Дрона – Прославленный брахман-воин, главный учитель военного дела кауравов, сын мудреца Бхарадваджи и апсары (небесной нимфы) Гхритачи, зять Крипы.

[10] Видура – Третий сын отшельника Вьясы от рабыни из варны шудр. Видура приходился младшим братом Панду и дядей пандавам.

[11] Сын Готамы – Крипа.

[12] Дурьйодхана (Суйодхана) – Один из кауравов, главных героев Махабхараты, старший из ста сыновей Дхритараштры, от его супруги Гандхари, непримиримый враг Юдхиштхиры и всех братаьев-пандавов.

[13] Субала – Царь Гандхары, отец Шакуни (здесь – Шакуни).

[14] Духшасана – Один из ста сыновей Дхритараштры, брат Дурьйодханы, подвергший Драупади тяжким оскорблениям, когда Юдхиштхирой была проиграна игра в кости с кауравами.

[15] Карна (Радхея) – Сын Кунти, старшей супруги Панду, родившийся от бога Солнца (Сурьи), считающийся его частичным воплощением, посвященный в цари в стране Анга.

[16] Пандавы – Букв. «сыновья Панду», главные герои Махабхараты, братья Юдхиштхира, Бхимасена, Арджуна, Накула и Сахадева.

[17] Прамана – В Индии вообще был развит культ священных деревьев, а в долине Ганги (Джахнави) особо чтимым деревом была индийская смоковница, или баньян; два наиболее чтимых священных баньяна находились в Праяге и Гае. В данном случае название священной смоковницы Прамана может означать «развесистая», «широколиственная».

[18] с огнем и без огня... – Во время свадьбы брахмана, вступающего в роль домохозяина (грихастха), разжигался священный семейный (гархапатья) или свадебный (вайвахика) огонь, который домохозяин с супругой должны были поддерживать на протяжении всей жизни, используя его для совершения домашних обрядов. Здесь, идет речь о женатых и неженатых брахманах.

[19] Грозный час... – Т.е. в сумерки, с наступлением которых возрастает сила ракшасов, пишачей, бхутов и т.д.

[20]...для собак... – По традиционным представлениям, душу покойного сопровождают в загробное царство Ямы две собаки, Шьяма (Темная) и Шабала (Серая); они отгоняют от покойного других собак, но и сами весьма свирепы, так что друзья покойного стараются умилостивить их, подкармливая собак, живущих на земле. Ежедневно в ходе вайшвадевы брахман должен бросать собаке рис или хлеб, говоря: «Я даю пищу двум собакам, Шьяме и Шабале из семьи Вайвасваты, чтобы они меня охраняли на моем (посмертном) пути».

[21]...псоядцев... – Собакоеды (букв, «варящие собачину») – презрительное обозначение «неприкасаемых», представителей низших.

[22] Шесть чувств (индрий) – Пять органов восприятия (вишая): уши (слух), глаза (зрение), кожа (осязание), язык (вкус), нос (обоняние) и шестая индрия – ум (манендрия) – тонкий материальный элемент; его функция анализировать, принимать или отвергать импульсы, посылаемые пятью чувствами.

[23]...путем предков... путь богов... – Один, из которых, согласно Ведам, ведет к «предкам» и к последующим перерождениям на земле, а другой («путь богов») – в «мир Брахмана» и к прекращению перерождений.

[24] Айода Дхаумья – Родовой жрец (пурахита) пандавов, младший брат ведического мудреца Девалы.

[25] северным путем... южным путем... – видимое движение солнца к северу (между зимним и летним солнцестояниями) и к югу от небесного экватора. По времени «северный путь» – это весна, лето, сезон дождей, когда «солнце возрастает и уничтожает зло», а «южный путь» – «осень, зима, влажный сезон, когда солнце убывает».

[26] См. прим. 25.

[27]...шестью вкусовыми соками – Имеются в виду шесть вкусовых качеств жидкостей: «сладкое», «кислое», «соленое», «острое», «горькое», «вяжущее».

[28] Пранаяма – Один из разделов йогической практики, регулировка дыхания.

[29] Сто восемь... – Священное число индуизма. В Индии насчитывается 108 особо чтимых храмов, 108 Упанишад, из 108 бусин состоят шиваитские четки и т. д.

[30] Питары – Праотцы, духи, души усопших предков.

[31] Ганы – Духи, спутники Шивы, ассоциируются с его сыном Ганешей (Властителем ганов).

[32] Якши – Воинственные существа полубожественной природы, стражи сокровищ Куберы.

[33] Нишачары – Букв. «те, что бродят в ночи», разряд ракшасов.

[34] Сиддхи – Разряд полубожественных существ, достигших духовного совершенства и обладающих особыми сверхъестественными способностями (в русском языке «волшебник»).

[35] Шакуни – Сын Субалы, царь Гандхары, брат Гандхари, жены Дхритараштры, и дядя Дурьйодханы по матери. Шакуни строил коварные планы, чтобы погубить пандавов.

[36] Аджаташатру – Букв. «тот, чей соперник еще не родился», эпитет Юдхиштхиры.

[37] Джахнави – Ганга.

[38] Курукшетра – Поле Куру, названное по имени царя из Лунной династии Куру; священная земля древности между реками Сарасвати и Дришадвати, где происходила великая битва, воспетая в Махабхарате. И в позднейшие времена на Курукшетре происходило много исторических битв, решавших судьбы Индии.

[39] Сарасвати – Священная река Индии.

[40] Дришадвати (совр. Читанг) – Река на южной границе Курукшетры.

[41] Ямуна – Священная река Индии.

[42] Гандива – Название чудесного лука Арджуны, созданного Брахмой и полученного героем от Агни (бога Огня).

[43] Аджамидха – Имя, могущее быть отнесенным к любому из кауравов и Пандавов, имеющих общего предка – царя Аджамидху; употребляется чаще всего по отношению к Юдхиштхире, а также к Видуре.

[44] Санджая – Возница царя Дхритараштры, которого перед великим сражением Вьяса наделил даром ясновидения и неуязвимостью, чтобы он мог обо всем осведомлять своего слепого царя.

[45]...облаченного в оленью шкуру... – Уходя в изгнание, Пандавы облачились в оленьи шкуры – традиционное одеяние лесных отшельников.

[46] Шатакрату – Букв. «совершитель ста жертвоприношений», эпитет Индры.

[47] Кшаттри – Эпитет Видуры.

[48]...вдохнув запах его головы... – Традиционная форма изъявления.

[49] Сын Субалы – Шакуни, строил всяческие коварные планы, чтобы погубить пандавов. Он побудил Дурьйодхану вовлечь в игру в кости Юдхиштхиру, который проиграл все свое царство и вынужден был, по условиям игры, удалиться вместе с братьями и общей супругою в лес в изгнание на двенадцать лет, а тринадцатый провести неузнаваемым.

[50]... детей Дхритараштры... – «Детьми Дхритараштры» нередко называются не только сто родных сыновей царя во главе с Дурьодханой, но и все их приверженцы в совокупности. Потому и причисляет себя к «детям Дхритараштры» Карна, не состоящий с кауравами в явном родстве.

[51] Кришна-Двайпаяна – Легендарный мудрец Вьяса, который почитается редактором Вед, составителем Махабхараты и Пуран и основоположником философской системы Веданты. Предание считает его внебрачным сыном мудреца Парашары и Сатьявати, дочери царя рыбаков. Так как Вьяса был тайно рожден своею матерью на острове, то он получил прозвище «Двайпаяна», т.е. «островной, островитянин». А так как он родился черным, то он стал прозываться «Кришной», т.е. «черный».

[52] Крипа – Сын мудреца Шарадвана Гаутамы, от апсары Джанапади, усыновленный царем Шантану; как и Дрона, его родственник, Крипа обучает кауравов и Пандавов военному искусству, считается воплощением Рудры, от которого он унаследовал знание военной науки.

[53] Ману – В преданиях говорится о многих Ману. Первый из них, Сваямбху, происходил от Брахмы и является прародителем всего живого на земле. Ману – имя, прилагавшееся к четырнадцати легендарным прародителям, каждый из которых правит в одном мировом периоде (кальпа или манвантара – «период Ману»). Первый Ману Сваямбху («самосущий») является создателем древнего сборника законов – Манавадхармашастра «Законы Ману». В настоящее время правит седьмой Ману Вайвасвата («происходящий от солнца»), почитающийся сыном солнца (Вивасвана, Сурьи), прародитель живущих в настоящее время людей.

[54] Гандхари – Супруга Дхритараштры и мать ста сыновей, кауравов, среди которых старшим был Дурьйодхана. Гандхари была дочерью Субалы, царя Гандхары.

[55] Индра (Васава, Громодержец, Магхаван, Махешвара, Пакашасана, Пунаргхана, Пурандара, Тысячеглазый, Харивахана, Харихая, Шакра, Шатакрату) – Величайшее божество ведийской эпохи; бог бури, грома и дождя, владыка богов.

[56] Сурабхи – Небесная корова.

[57] Аргхья – Почетная вода», одно из подношений гостю. Согласно правилам приема гостя, излагаемых в Грихьясутрах, хозяин должен непременно предоставить гостю: 1) подстилку для сидения (виштара или курча) из травы, 2) воду для омовения ног (падья), 3) «почетную воду» (аргхья), 4) воду для полоскания рта (ачамания) и 5) «медовую смесь» (мадхупарка).

[58] Куруджангала – Букв. «джунгли кауравов» или «лесная страна кауравов», расположенная в Сирхинде в верхней части нынешнего Доаба. Куруджангала обычно отождествляется с Курукшетрой.

[59] Царь справедливости – Т.е. Юдхиштхира.

[60]...заплетшего волосы... – Речь идет об особой прическе, носимой лесными отшельниками.

[61] Ваджра – Громовая стрела, перун. Ваджра почитается оружием бога Индры.

[62] Джарасандха – Сын Брихадратхи, знаменитый воин и царь, повелитель Магадхи и Чеди (совр. Бунделькханд и часть штата Мадхья Прадеш). Согласно легендам, он родился разделенным на две половинки, которые были затем соединены вместе ракшаси (злой дух-людоед, обладающий способностью перевоплощения) по имени Джара, вследствие чего он и получил свое имя Джарасандха, т.е. «Соединенный Джарой». Джарасандха был убит в единоборстве Бхимой.

[63] Васудева, эпитет Кришны, сына Васудевы. Это имя Кришны звучит по-русски, при отсутствии в русском языке долгот, одинаково с именем его отца – Васудевы.

[64] Дхриштадьюмна – Сын Друпады, царя Южной Панчалы, брат Драупади, супруги Пандавов.

[65] Ракшас – Разновидность злых духов. Описываются как людоеды, нападающие по ночам, мешающие жертвоприношениям лесных отшельников. Враждебны, в отличии от других, (например, асуров, даитьев и т.д.) не богам, а людям. Обладают способностью перевоплощения.

[66] Бака – Ракшас, убитый Бхимасеной.

[67] Хидимба – Ракшас-людоед, который был убит Бхимасеной; брат ракшаси Хидимбы, родившей Бхимасене сына Гхатоткачу.

[68] Врикодара – Букв. «имеющий брюхо, как у волка», «волкобрюхий», эпитет Бхимасены.

[69] Агастья – Легендарный царственный мудрец, упоминающийся еще в Ригведе. По преданию, Агастья родился от семени Митры-Варуны, которое истекло у него при виде прекрасной небесной девы Рамбху.

[70] Джишну – Букв. «победоносный», эпитет Арджуны.

[71] Яма (Вайвасвата) – Сын Вивасвана, Солнца; бог смерти и правосудия, царь усопших.

[72] Магхаван – Щедрый, Даритель, эпитет Индры.

[73] Валином и Сугривой – Валин и Сугрива – цари обезьян, персонажи сказания о Раме «Рамаяны».

[74]...взбешенных слонов... – Эпос часто использует образ «взбешенного», точнее – находящегося в состоянии муста слона. Муст – временное функциональное расстройство у слонов, во время которого поведение животного характеризуется повышенной раздражительностью и агрессивностью.

[75] …с лопнувшими висками... – Состояние муста у слонов сопровождается темными выделениями из височных желез.

[76] обитель Ямы – «Отойти» или «отослать» в обитель Ямы – популярное обозначение смерти, убийства.

[77]...сыновья земного Индры... – Т. е. Пандавы как сыновья царя Панду.

[78] Брахма – Бог-создатель, верховное божество, первый член божественной триады индуизма, в которую входят Брахма (бог-создатель), Вишну (бог-хранитель), Шива (бог-разрушитель).

[79] Гандхарвы – В индийской мифологии разновидности добрых полубогов, почитающихся небесными музыкантами, обладающие способностью летать и имеющие некоторые зооморфные черты. В эпических сказаниях европейских народов аналогом гандхарвов являются эльфы.

[80] Апсары или апсарасы – Небесные девы, куртизанки, нимфы, возникшие из воды во время пахтания океана богами и асурами.

[81] Веды букв. «знания» – Сборник древнейших священных писаний индуизма на санскрите. Индуистская традиция считает Веды (апаурушея) – несотворёнными человеком, вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству. Их удостоились услышать несколько древних мудрецов, которые позже поведали их миру. Поэтому их называют шрути («услышанное»). Их могут слушать и изучать только представители трех первых варн (ария или арии): брахманы, кшатрии и вайшии. Низшие слои общества – шудры, неприкасаемые, народы чуждой культуры и религии (млеччхи) и женщины, к слушанию, чтению, изучению Вед не допускаются.

Веды представляют собою четыре сборника, или собрания (самхита) стихотворных гимнов, а именно: Ригведа – «Веда гимнов», обращенных к различным божествам, Самаведа – «Веда мелодий», Яджурведа – «Веда жертвенных изречений» и Атхарваведа (Атхарвангираса) – «Веда магических заговоров, заклинаний». Основными признаются три первых сборника Вед, которые вместе обычно называются «Три Веды». Четвёртая – Атхарваведа примкнула несколько позже.

[82] Чараны – Разряд небесных певцов.

[83] Маркандея – Мудрец-отшельник из рода Бхригу, силой аскетических подвигов достигший бессмертия. Во время пребывания Пандавов в изгнании Маркандея навещал их и рассказывал им древние сказания.

[84] Дхарма (от слова «дхар» – «поддерживать») букв. «то, на чем все держится» – Слово, имеющее в санскрите множество значений (нравственный долг, закон, путь праведности, добродетель, справедливость, истина, благочестие, установление). Дхарма – это правильное осуществление предназначения той или иной вещи, явления, закономерности; по отношению к личности, это образ поведения, наиболее благоприятный для ее духовного развития.

[85] Семь мудрецов... сияют (ныне звездами) на небе... – (саптариши) семь древних великих святых мудрецов (риши) – Маричи, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату и Васиштха – эти семь мудрецов отождествляются с созвездием Большая Медведица и считаются также Праджапати – «владыки сущего», «прародители», «владыки созданий».

[86] Рич – Один из четырех разрядов мантр, имеющих фиксированные слог, стопу и паузу.

[87] Яджус – Жертвенная формула, текст из Яджурведы.

[88] Саман – Мелодия стихов ригведийских гимнов (наряду с закрепленными за определенной единицей текста, одна и та же мелодия могла относится к разным стихам).

[89] Хома – Обряд помещения в огонь жертвенного дара (хавис), которым служило топленое масло (гхи).

[90] Прахлада – Известный в Ведах дайтья, некогда отнявший у Индры власть над небесами; в эпосе упоминается в числе демонов, побежденных Индрой. Согласно Вишну Пуране и Бхагавата Пуране, – сын царя асуров Хираньякашипу, который подверг его мучениям за преданность Вишну (последний, приняв облик человека-льва, спас Прахладу и убил Хираньякашипу). Прахлада является отцом царя асуров Вирочаны и дедом Бали.

[91] Бали – Царь-асура, некогда получивший власть над тремя мирами и побежденный Вишну в образе карлика Ваманы.

[92] Дайтьи – Демоны, потомки Дити от Кашьяпы.

[93] Асуры – «не-боги», демоны, противники богов.

[94] Юютсу – Сто первый сын Дхритараштры, родившийся от женщины-вайшьи.

[95] Суйодхана – «отлично сражающийся», эпитет Дурьодханы.

[96] Дхатри и Видхатри – Два божества, олицетворяющие творение и установление, имена Брахмы и Праджапати. В эпосе Дхатри и Видхатри часто представляются как два брата сыновьями Брахмы.

[97]...рога (гордыни) – Рог в древнеиндийской литературе нередко служит символом гордости.

[98] Сваха – Восклицание, завершающее мантру, которая сопровождает возлияние очищенного масла в огонь при совершении жертвоприношения богам.

[99] Ашвамедха – Жертвоприношение коня, т. е. торжественное, длительное жертвоприношение, которое совершалось при посвящении на царство великими царями с участием подвластных им царей-вассалов. Перед началом такого жертвоприношения выпускался на волю жертвенный конь и за ним следовали войска, которые подчиняли все области и царства, куда бы ни направлялся конь. Поэтому совершать такое жертвоприношение могли только могущественные цари.

[100] Раджасуя – Букв. «царственное жертвоприношение», «рождение царя», обряд посвящения, знаменовавший утверждение суверенной власти правителя над другими царями; совершался исключительно кшатриями, длился более двух лет.

[101] Пундарика – Букв. «лотос», вид особого жертвоприношения.

[102] Госава – Жертвоприношение, участнику которого предписывается в течении года вести «образ жизни, подобающий коровам»: смирение, безобидность, доброта, мягкость, не злобливость – качества, свойственные этим священным животным.

[103] Ишвара, Ишана, Иша – Букв. «владыка», имеется в виду Махешвара – «великий владыка» или Махадева – «великий бог», т. е. Шива, носящий эти эпитеты.

[104] Нарака – Ад, адский мир.

[105] Яджнясени – Эпитет Драупади, букв. «дочь Яджнасены (т. е. царя Друпады)».

[106] Настики – Последователи атеистического вероучения. Название происходит от санскр. «на асти» т. е. «не есть».

[107]...отнимается...как у шудры – Знание Вед. – брахманские тексты строжайше воспрещали шудрам изучение Вед: «Если шудра услышит Веду, пусть зальют ему уши расплавленным воском или смолой; если он твердит священные тексты, пусть вырежут ему язык; если он хранит их в памяти, да рассекут ему тело надвое».

[108] Вьяса (Вьясадэв) – имя или прозвище легендарного мудреца Кришны-Двайпаяны (см. Кришна-Двайпаяна). Согласно легендам, Кришна-Двайпаяна разделил Веды на четыре сборника или собрания (самхиты). Вследствие этого он получил прозвище Вьяса – «расчленитель», «разделитель».

[109] Васиштха – Один из семи риши, духовных сыновей Брахмы; легендарный мудрец, почитающийся домашним жрецом солнечной династии царей и автором ряда ведических гимнов, в особенности же VII мандалы Ригведы.

[110] Нарада – Божественный мудрец, который в индийской мифологии признаётся сыном Брахмы, Творца вселенной. Нарада почитается посредником между миром богов и людей. Согласно представлениям индийцев – один из великих гандхарвов.

[111] Ломаша – Святой мудрец, посланец Индры, сопровождающий Пандавов в паломничестве к тиртхам.

[112] Шука – Сын Вьясы, с детства придававшийся подвижничеству, достиг совершенства и попал на небеса. Согласно легендам, Шука родился из семени мудреца Вьясы, которое истекло при виде небесной апсары Гхритачи в то время, когда она странствовала по земле в виде попугая-самки. Поэтому он получил имя Шука, что означает «попугай». У вишнуитов Шука почитается философом, который поведал Бхагавата-пурану царю Парикшиту.

[113] Шастры – Древние священные книги, сборники предписаний, обязанностей. В позднейшую эпоху под шастрами понимаются дисциплины по различным отраслям знаний, основанных на Ведах. В наше время под шастрами часто понимают руководства по различным научным дисциплинам.

[114]...лучшего примера и не найти... – Юдхиштхира имеет в виду, что чудесное рождение Драупади и брата ее Дхриштадьюмны явилось результатом подвижнических усилий и ритуальных действий брахманов Яджи и Упаяджи.

[115] Кашьяпа – Древний ведический мудрец, сын Маричи, внук Брахмы, дед Ману, прародителя человечества. От своей супруги Адити породил богов во главе с Индрой. От Дити и Дану – демонов: дайтьев и данавов. От других дочерей Дакши произвел на свет разнообразные существа: птиц, зверей и т. д.

[116] Пинака (Аджагава) – Лук Шивы.

[117] Хара – Букв. «уносящий», «сокрушающий», «разрушитель» – один из эпитетов Бога Шивы.

[118] Меру (Сумерупарвата, Золотая гора) – Название мифической горы, на которой расположены небо Индры и города богов с их небесными обитателями. По представлениям хинду, Меру находится в Хималаях. Отождествляется с Рудра-Гималаями в Гарвале, откуда Ганга берет свое начало.

[119] Ума – Одно из имен Парвати, супруги Шивы (Махадевы), дочери Хималая и Мены.

[120] Шанкара – Букв. «благосклонный», «дарующий счастье», эпитет Шивы.

[121] Пожиратель жертв – Агни, жертвенный огонь.

[122] Вритра – Демон, убитый Индрой.

[123] Васава – «Властитель Васу», «глава над всеми Васу», имя бога Индры.

[124] Бхава – Букв. «сущий», эпитет Шивы.

[125] Капардин – Носитель капарды (отшельническая прическа, при которой волосы стянуты в узел на макушке, по форме напоминающий раковину – капарду, или заплетены в косицу), имя Шивы как бога-аскета.

[126] в обители Бадари – Две горы в окрестностях совр. Бадринатха почитаются как места подвижнических свершений двух древних святых, ипостасей Вишну: Нары и Нараяны, новыми воплощениями которых в Махабхарате считаются Арджуна и Кришна.

[127] Варуна – Одно из главных божеств ведического пантеона, которое олицетворяло собою небесный свод. Впоследствии Варуна был низведен в разряд второстепенных божеств и занял место Владыки вод (Апам пати).

[128] Кубера (Вайшравана) – Бог богатства и бог-хранитель севера, повелитель якшей и гухьяков (добрых полубогов). Он почитается хранителем сокровищниц Индры. Местопребывание его на горе Кайласе.

[129]...бестелесными праотцами... – Питары – обожествленные предки, живущие после смерти в небесном мире.

[130] Мартанда – Букв. «рождающийся из мертвого яйца», эпитет солнца, встречающийся еще в ведическую эпоху.

[131] Шакра – Букв. «могучий», эпитет Индры.

[132] Айравата – Слон Индры, вышедший из вод океана во время пахтанья его богами и асурами.

[133] (На фоне) белого зонта, несомого над его головой... – Белый зонт служил в Индии эмблемой царского достоинства.

[134] Ниватакавачи – Букв. «облаченные в непробиваемые панцири», разряд ракшасов.

[135]...в битве, завязавшейся из-за Тараки... – Междоусобная битва богов (при участии демонов), поводом к которой явилось похищение Сомой супруги Брихаспати – Тары, или Тараки.

[136] Антака – Губитель, Смерть, Конец (всему), эпитет бога Ямы.

[137] Матали – Сута (колесничий) Индры, его посланец и советник.

[138] Завоеватель богатств – Эпитет Арджуны.

[139] Панчалы – Союзники и родственники Пандавов со стороны Драупади (царь Панчалы – Друпада, отец Драупади; царевич Дхриштадьюмна – брат Драупади и др.).

[140] Сатьяки – Он же Ююдхана, внук Шини (Шайнея), воин-герой из рода ядавов.

[141] Бибхатсу – Букв. «чувствующий отвращение», Арджуна.

[142] Джанардана – «возмущающий или смущающий людей», эпитет Кришны.

[143] Обладатель Гандивы – Эпитет Арджуны.

[144] Медовая смесь – Мадхупарка (см. аргхья).

[145] Артха – Дхарма, артха, кама (триварга) – три цели (ценности) человеческой жизни: дхарма (соблюдение религиозного, морально-этического долга, божественного закона, справедливости), артха (польза, цель, выгода обеспечивающая материальное благополучие) и кама (удовольствия, эмоционально-чувственные наслаждения, желания, любовь). Позже к этим трем компонентам добавили четвертый – мокша (освобождение от материальных уз) как итог неукоснительного претворения трех остальных.

[146] Адитья – Сын Адити, обычно бог Солнца.

[147] Нишады – Народ, проживавший в Западной Индии на территории совр. Раджастана.

[148] Видарбха – Царство с одноименной столицей (совр. Вархад в северной части штата Махараштра).

[149] Шачи (Индрани, Пауломи) – Богиня, супруга Индры.

[150] Шри – Богиня красоты, часто отождествляется с Лакшми, богиней счастья и богатства, и считается супругой Вишну.

[151] Кандарпа (Кама, Камадева, Манматха, Прадьюмна) – Бог любви.

[152] Ашвины – Букв. «всадники», близнецы, два ведических божества, олицетворяющих собой утреннюю и вечернюю зарю, сыновья бога Солнца Сурьи и апсары Ашвини, принявшей образ божественной кобылицы.

[153] Сваямвара – «собственный выбор», свадебный обряд, при котором девушка выбирает себе жениха из числа приглашенных ее отцом претендентов, которые должны показать свое воинское умение.

[154] Парвата – Легендарный мудрец, почитающийся посланником богов. Парвата всегда выступает в сопровождении мудреца Нарады.

[155] Камадух (Камадугха, Камадхену) – Божественная корова, «исполняющая все желания» (т. е. из которой можно выдоить все, что желаешь) в небесном мире Индры.

[156] Манматха – Букв. «смущающий душу», эпитет бога любви Камы.

[157] Бхогавати – Город змеев-нагов в нижнем мире.

[158] Двапара – Имя божества, олицетворяющего игральные кости, а также название юги (периода) – Двапараюга, предшествующего веку Кали (Калиюге).

[159] Кали – Имя божества, олицетворяющего злую судьбу, а также Калиюгу – последний из четырех мировых периодов индийской мифологии, который считается веком зла и насилий, несущих страдания. Олицетворяя собою дух зла, Кали неизменно выступает и во время игры в кости как их очко, в то время как сами игральные кости олицетворяются в виде божества Двапары.

[160]... как помочился – После отправления нужды, во избежания осквернения, арию, в соответствии с требованиями очистительного ритуала, предписывается, в числе прочих действий, пятикратно омыть обе ноги, затем омыть лицо и несколько раз прополоскать рот.

[161] «быком среди коров» – Вероятно, название выигрышной кости при одном из способов игры.

[162] Сута – Возница, представитель воинской касты. Сопровождая своих повелителей на битву, возницы, или суты, бывали свидетелями их боевых подвигов и воспевали их.

[163] Аванти – Страна в южной части плато Мальва, включая долину реки Нармада и Западный склон гор Виндхья; Столица Удджаини (совр. Уджайн).

[164] Виндхья – Горный хребет, создающий естественную границу между Северной Индией и южной частью Деканского полуострова.

[165] Пайошни – Река Пурна, приток Тапати.

[166] Кама – Бог любви и желания. Изображается в виде крылатого юноши с луком из сахарного тростника и пятью стрелами из цветов, (др. рим. Купидон, др. греч. Амур).

[167] Пишачи – Разновидность злых духов, пожирателей человеческих трупов.

[168] Анги (веданги) – Части вед или вспомогательные науки: 1) фонетика, 2) обрядовый ритуал, 3) грамматика, 4) этимология, 5) метрика и 6) астрономия.

[169] Упанги – Развившийся в русле ведийской традиции комплекс из четырех (иногда – пяти), по древнеиндийской классификации, вспомогательных дисциплин, которые считаются приложениями к Веданге. Наряду с философскими системами ньяя и миманса, к Упангам традиционно относятся Дхармасутры, Пураны, а также тантристские сочинения.

[170]...как царь драмидов – Широкое культовое и декоративно-символическое использование цветов издревле было характерно для дравидийских народов Индии («драмида» – вариант формы «дравида» и одновременно праформа совр. «тамил» – этнонима крупнейшего из дравидоязычных народов); лишь постепенно проникло оно в обще индуистский обиход. Дравидские цари Южной Индии имели обычай носит составленные из различных цветов в различных комбинациях гирлянды и венки, имевшие значение геральдических эмблем.

[171] Манибхадра – Имя брата Куберы и царя якшей.

[172] Чеди – Название народа и страны, отождествляемой с нынешним Бунделкхандом (северная часть Мадхья Прадеша и южная часть Уттар Прадеша). Столицей Чеди считался город Шуктимати, а наиболее известными ее правителями – цари Дамагхоша и Шишупала.

[173]...остатками еды... – Дамаянти ставит условие, чтобы с ней, поскольку она «знатна по рождению», не обращались как с шудрянкой. Согласно «Законам Ману», шудр надлежит кормить остатками от трапезы «дваждырожденных.»

[174] Наги (или змеи-наги) – Мифические змеевидные демоны, относящиеся к разряду полубогов. Наги имеют лицо человеческое, а хвост змеи, и обитают в Патале, подземном царстве. Нагами также называют и кобр.

[175] Шатаман – Название древней крупной, весом около 50 гр, серебряной монеты.

[176] …«счастливого дня» – «Объявление счастливого дня», состоящее в произнесении особой мантры и в окроплении участников ритуала священной водой, являлось элементом многих обрядов жизненного цикла.

[177] Рати – Богиня наслаждения (любовной страсти), дочь Дакши и супруга Камы.

[178] Раху – Демон-данава; с помощью хитрости испил напитка бессмертия – амриты во время пахтанья океана, но Вишну-Нараяна, предупреждённый Сомой (Чандрой, (богом Луны)) и Сурьей (богом Солнца), отсёк ему голову, когда амброзия только проникла в его горло. Голова Раху вознеслась на небо и стой поры время от времени поглощает Солнце и Луну, вызывая затмения.

[179] Рохини – Богиня, супруга Сомы (Луны).

[180] Колчерукий – Короткорукий.

[181]...десятью завитками... – Наиболее благоприятными знаками на теле коня считались десять завитков шерсти, расположенных попарно на голове, груди и других частях тела.

[182]...в (стране) Синдху рожденные кони – Синд и северо-западные области древней Индии, были главными, прославленными центрами коневодства.

[183] Бхангасвари – Ритупарна, сын царя Бхангасвары.

[184] Йоджана – Мера длины, равная четырем крошам – 14-15 км.

[185] Коти – Единица счета, совр. крор (десять миллионов или сто лакхов).

[186] Вибхитака (бибхитака) – В индийском фольклоре вибхитака постоянно характеризуется примерно так же, как в христианстве – «иудино древо», осина.

[187]...десять главных и промежуточных сторон света – Т. е. четыре главных (север, восток и т. д.) и четыре промежуточных (юго-восток, северо-запад и т. д.) направления, а также зенит и надир; иначе говоря – «все пространство».

[188]...прополоскав рот... – Индуисты соблюдают древний обычай полоскания рта перед и после каждого принятия пищи.

[189]...красные одежды... (ярко-оранжевые, цвета шафрана) – Отшельнические одежды.

[190] Веданги или анги – Части вед или вспомогательные науки: 1) фонетика, 2) обрядовый ритуал, 3) грамматика, 4) этимология, 5) метрика и 6) астрономия.

[191] Совершитель сотни жертвоприношений (Шатакрату) – Эпитет Индры.

[192] Савитри – Богиня, олицетворяющая собой ведический стих Гаятри (из гимна Солнцу-Савитару). Почитается матерью вед. Считается дочерью Солнца и супругою Брахмы. Савитри нередко сопровождает Парвати, супругу Шивы, а в более поздний период отождествляется с ней.

[193] Прадакшина составляет важнейший элемент паломнической практики. Паломники совершают правосторонний (по часовой стрелке) обход вокруг не только храмов и тиртх, но также священных городов, рек, гор и доже целых областей.

[194] Тиртха – Священное место, место паломничества, место священных омовений.

[195] Бхагиратхи – Одно из названий реки Ганги (Бхагиратхи-Ганга).

[196] Врата Ганги – Харидвар.

[197] Агништома – Прославление Агни, пятидневное жертвоприношение сомы, совершаемое весной.

[198] Удача царей – (шриматам) букв. обладающих Шри (Богиня удачи и преуспеяния).

[199] Ятудханы – Духи-оборотни, обладающие огромной силой.

[200] Город слона – Хастинапур – Столица страны куру.

[201] Адхарма – Не дхарма, противоположное дхарме (безбожие).

[202] Данавы – Демоны, потомки Дану от Кашьяпы, которые, как и дайтьи, сражались против богов. Данави – демоницы.

[203] Вайвасвата – Букв. «сын Солнца», здесь – эпитет Ямы, бога смерти

[204] Рамбха – Имя апсары.

[205] рождённый из сосуда – Эпитет Агастьи.

[206] Идхмаваха – Букв. носящий дрова.

[207] Критаюга (Деваюга) – Золотой век. В мифологии хинду различаются четыре мировых периода, или юги: 1) Сатьяюга или Критаюга – Золотой век, 2) Третаюга – Серебряный век, 3) Двапараюга – Медный век и 4) Калиюга – черный, железный век. Продолжительность первого периода равна 1 728 000 земным годам, второго – 1 296 000, третьего – 864 000 и четвертого – 432 000. Все четыре юги вместе составляют одну «Великую югу» – Махаюгу, или Манвантару («период Ману»), длительность которой равна 4 320 000 лет.

[208] Нараяна и Нара – Два легендарных мудреца, или риши, первоначально выступающие в виде единого образа (Нара-Нараяна) и почитающиеся воплощением Вишну. Нараяна изображается покоящимся на водах молочного океана. Согласно Махабхарате, Арджуна отождествляется с Нарой, а Кришна с Нараяной.

[209] Тваштри – Букв. творец, один из Адитьев, создавший для Индры оружие ваджру и копьё амогха. Иногда ассоциируется с Вишвакарманом – зодчим богов.

[210] Вашат – Возглас, произносимый жрецом-хотаром. После чего адхварью совершает возлияние огню.

[211] существа четырёх родов – 1) «рождающиеся из чрева», т.е. люди, животные; 2) «происходящие из яйца»; 3) «рождающиеся из испарений тепла»; 4) «рождающиеся из-под земли».

[212] Хавья – Приношение, сжигаемые на жертвенном огне для богов.

[213] Кавья – Приношения, сжигаемые на жертвенном огне, предназначенные предкам.

[214] Нахуша – Царь, достигший безраздельной власти над вселенной. Ездил на колеснице, в которую были впряжены семь святых мудрецов, в том числе и Агастья. Нахуша ударил Агастью ногой и разгневанный брахман проклял его. В результате Нахуша, превратившись в огромного змея пал с небес на землю.

[215] Якши, гухьяки – Разновидности добрых полубогов. Согласно индийской мифологии, они составляют свиту бога богатства Куберы и почитаются хранителями его сокровищ. В эпических сказаниях европейских народов аналогом якшей являются гномы.

[216] Кимпуруша, кимпуруши – Букв, «что за человек», «разве это человек?», мифические существа из разряда полубогов с головой человека и туловищем льва. По-видимому, населявшие страну в пределах Гималаев.

[217] Сагара – Легендарный древний царь. Согласно эпико-пураническим преданиям, отец Сагары, Баху был изгнан из своего царства племенами хайхаев и таладжангхов и умер на чужбине. Мстя за отца, Сагара уничтожил хайхаев и таладжангхов, а все прочие чуждые народы, в том числе персов (пахлавов), скифов (саков или шаков) и ионийцев (яванов), покорил и навсегда запретил им изучать Веды и исполнять ведийские обряды, которые прежде практиковались ими так же, как и ариями. В результате эти некогда кшатрийские племена одичали и деградировали до уровня варваров (млечхов).

[218] Кайласа (Хемакута, «Златоверхая») – Священная гора Кайлас, расположенная в Гималаях в северо-западном Тибете. Почитается местопребыванием Шивы и Куберы.

[219] Макара – Морское чудовище, иногда отождествляемое с крокодилом, акулой, считается эмблемой бога любви Камы.

[220] Капила – Святой мудрец (риши), считается частичным воплощением Вишну.

[221] Киннары – Мифические существа с лошадиными головами из ряда добрых полубогов, почитаются небесными музыкантами.

[222] Видьядхары – Полубоги, известные своей красотой, способные летать по воздуху и изменять облик.

[223] Махешвара – Буквально «Великий Владыка», эпитет Шивы.

[224] Шарва – «стрелок», древнее божество, здесь эпитет Шивы, спалившего огненной стрелой город демонов Трипуру.

[225] Вишвамитра – Имя древнего легендарного мудреца, упоминающегося еще в Ригведе. Вишвамитра родился кшатрием-воином и при помощи суровых аскетических подвигов достиг положения брахмана.

[226] Савитар – «порождающий», имя ведического бога Солнца. В эпосе одно из имён Сурьи.

[227] Ришьяшринга – Буквально «имеющий рог оленя».

[228] Дханурведа – Букв. «Веда лука», знание боевого искусства, прежде всего стрельбы из лука.

[229]...оружие четырёх видов – Т.е. метательное (мукта), неметательное ручное (амукта), двойного употребления (муктамукта) и метаемое с помощью специального устройства, например, лук, катапульта, праща и пр. (янтрамукта).

[230] Читраратха – Царь гандхарвов.

[231] Самантапанчака – Букв. «место, окружённое пятью (озёрами)», название равнины Курукшетра.

[232] Вьяма – Мера длины, расстояние между кончиками пальцев, вытянутых рук.

[233] Кишку – Мера длины (от 60 до 80 см).

[234] Дхарма – Эпитет Ямы, бога смерти, правосудия, справедливости и царя усопших.

[235] Белоконный (Шветашва) – Эпитет Арджуны, букв. «разъезжающий на белых конях».

[236] Випаша – Современная река Биас.

[237] Врата Манасы – Перевал, ведущий к священному озеру Манассаровар в Гималаях (в Тибете).

[238] Бхригутунга – Гора Тунганатх в Гарвале, вблизи от Кедарнатха.

[239] Видхатри – Древнее божество, в эпосе тождественное Брахме.

[240] Кираты – Лесные и горные племена, занимавшиеся охотой и считавшиеся шудрами или млеччхами. Кираты населяли область от Непала до крайнего востока.

[241] Танганы – Неарийское по происхождению племя, селившееся на горной окраине северной части современного штата Уттар Прадеш.

[242] Кунинды – Название племени или народности, очевидно, населявшей страну Кулиндадеша (нынешний Гарвал, включая район Шахаранпура, севернее Дели).

[243] Сиддхи – Разряд полубожественных существ, достигших духовного совершенства и обладающих особыми сверхъестественными способностями (в русском языке «волшебник»).

[244] Гхатоткача – Сын Бхимасены от ракшаси Хидимбы.

[245] Бадари (ююба) – Священное дерево, растущее в тиртхе Бадринатх.

[246] Царь птиц – эпитет Гаруды.

[247] Хануман – Полубог-обезьяна, сын бога ветра Ваю и небесной куртизанки (апсары) Анджаны, соратник Рамы-Дашаратхи, герой «Рамаяны».

[248] Не было тогда... ни Сама-, ни Яджур-, ни Риг(веды) – Т.е. не было отдельных самхит, а сущность Вед – существовала нераздельно и была доступна людям без посредства каких-либо текстов.

[249] Шесть напастей – 1) наводнение, 2) засуха, 3) нашествие на поля саранчи, вредителей 4) крыс (грызунов), 5) птиц, 6) война.

[250] Ушанас (Бхаргава, Кавья, Шукра) – Сын Бхригу, наставник демонов-асуров, который при помощи волшебной науки возвращал к жизни асуров, павших в битве с богами. Ушанасу и Брихаспати приписывается создание Нити – науки о путях общественного благоустройства и правилах практической деятельности.

[251] Арштишена – Царственный мудрец (раджа-риши).

[252] Супарна – Букв. «с красивыми перьями», эпитет Гаруды. Супарны – мифические птицы-великаны, пожиратели змей.

[253]...как слон во время течки – Слон, находящийся в состоянии муста (матта). Муст – временное функциональное расстройство у слонов самцов, во время которого поведение животного характеризуется повышенной раздражительностью и агрессивностью. Состояние муста сопровождается темными выделениями из височных желез.

[254] Вайшравана (Кубера) – Бог богатства и бог-хранитель севера, повелитель якшей и гухьяков (добрых полубогов). Он почитается хранителем сокровищниц Индры. Местопребывание его на горе Кайласе в Гималаях.

[255] Гарутман – Эпитет Гаруды.

[256] Гандхарвийские кони – Конь играет значительную роль в мифологии гандхарвов; определенная их разновидность определяется, как крылатые кони. Те кони, о которых идет речь, принадлежат Кубере, властителю гандхарвов. Однако в данном случае возможно смешение эпитетов «гандхарвийский» и «происходящий из Гандхары» – страны гандхарвов. Эта страна, (совр. провинция Пенджаб в Пакистане) как и страна Синдху (провинция Синд в Пакистане) была прославленным центром коневодства.

[257] Пушпака – Движущаяся по воздуху колесница бога Куберы. Согласно «Рамаяне» была отнята у него его братом – асуром Раваной и отвоевана героем Рамой, возвратившим ее хозяину.

[258] Махападма – «великая падма», мифическое число, обозначающее огромное количество.

[259] Алака – Мифический город Куберы.

[260] Гудакеша – Эпитет Арджуны, букв. «хлопковолосый».

[261]...слонами всех сторон света... – Каждому из Хранителей мира соответствует слон, охраняющий одну из четырёх сторон света. Слон Индры – Айравата, Ямы – Вамана, Варуны – Анджана, Куберы – Сарвабхаума.

[262] Вишала-Бадари – Тиртха Бадринатх.

[263] Чины – Китайцы.

[264] Тукхары – Неиндийский народ, живший на северных территориях индийского субконтинента; отождествляется с тохарами-юэчжи и причисляется эпосом к варварам.

[265] Дарады – Население крайнего севера Индии, проживающие в Дардистане (район Гильгита).

[266] Дарвы – Лесное племя Пенджаба, ассоциируемое с дардами и тригартами.

[267] Аю или Аюс – Сын Пурураваса.

[268]... шестое время приема пищи... – Нахуша по обычаю подвижников ест только «на шестой раз», т.е. раз в три дня (обычно индийцы ели два раза в день).

[269] Сома (Чандра) – Бог Луны, отождествляемое в древности с ритуальным напитком сомой, приготовленным из сока растения того же названия. Согласно эпосу – основатель Лунной династии.

[270] Брахман – Первоначало всей реальности, Высший Абсолют, Абсолютная Истина, Высшая Реальность.

[271] Варны – Четыре сословия древнеиндийского ведического и современного индийского общества: брахманы (жрецы, священнослужители), кшатрии (воины, аристократия), вайшьи (торговцы, купцы, землевладельцы) и шудры (рабочие, крестьяне, прислуга, пастухи и т.д. – низшее сословие, обязанностями которых является обслуживание трёх остальных варн). Не путать с кастами (джати)!

[272] брахман – Букв. «лучший по рождению», лучший из дваждырожденных, жрец, представитель высшего сословия (варны).

[273] Карттика (карттик) – Октябрь - ноябрь.

[274] Кешава – Букв. «прекрасноволосый», эпитет Кришны.

[275] Гуха – Тайно (рождённый), имя Сканды, данное ему в связи с обстоятельствами его рождения.

[276] Бхуты (преты) – Злые духи, привидения, обитающие на местах сражений и в местах погребений «игрищах Рудры» (кладбища, склепы и т.д.). Бхутами, по представлению индийцев, становятся души умерших, не прошедших через похоронные обряды (не кремированные). Главой бхутов считается Шива.

[277] Субхадра (Бхадра) – Дочь Васудевы, младшая сестра Кришны, вторая супруга Арджуны и мать героя Абхиманью.

[278] Абхиманью – Сын Арджуны от Субхадры.

[279] Дашарха – Древнее название Двараки. Дашархи – потомки Дашархи, ядавы, которым принадлежал и Кришна.

[280]...город потомков Вришни... – Столица Кришны Дварака.

[281] Рукмини – Дочь Бхишмаки, царя бходжей, самая любимая супруга Кришны. Сын Рукмини – Прадьюмна.

[282]...Тот, чье оружие – плуг – Баларама.

[283] Владыка живущих – Праджапати, букв. «владыка созданий», прародитель, прозвище бога-создателя, которое в ведическую эпоху давалось Индре, Савитару, Соме, Брахме и др.

[284] Хайхаи – Племя, упоминаемое в эпосе вместе с таладжангами и локализуемое в совр. Раджастане.

[285] Млеччхи (племена млеччхов) – Иноземцы (называемые также варварами), народы чуждой культуры и религии. Согласно Махабхарате, к млеччхам относятся племена пахлавы, шабары, шаки, яваны, пундры, кираты, драмиды, или дравиды, синхалы, дарады и др.

[286] Шудра – Член четвертой варны хинду, низшее сословие, в состав которой входят рабочие, крестьяне, домашняя прислуга, пастухи и пр.

[287]...волосы станут как пики – Коротко стриженные. Согласно древним ведическим представлениям (хинду), у женщины должны быть длинные волосы, которым предавалось особое мистическое значение. При этом волос женщин должен быть особой длины и сплетён в косу. Распускать волосы женщина могла только в присутствии супруга. Хождение с распущенными волосами допускалось только для гетер (куртизанок). Отсюда и название «распутная».

[288] Каратель Паки (Пакашасана) – Эпитет Индры.

[289] Шани – Грубая одежда.

[290] Корадушака – Род низкосортного зерна, из которого приготавливалась грубая пища.

[291] Чайтьи – Разновидность буддийских храмов, представляющих собой продолговатые залы с двумя рядами колонн и ступой, помещенной в закругленном конце зала, напротив входа.

[292] Кабандха – Демон, персонифицирующий тучи, застилающие солнце при восходе и при закате.

[293] Тысячеокий – Эпитет Индры.

[294] Самбхала (Шамбхала) – Шамбала.

[295] Дасью – Представители древних аборигенов Индии, которые упоминаются еще в Ригведе и противопоставляются ариям. В позднейший период под племенами дасью следует понимать представителей тех народностей, которые, как и млеччхи, не говорили на языках индоарийского кория и не придерживались кастовых законов.

[296]... шесть своих обязанностей... – В шесть обязанностей (шаткарман) брахмана входит: 1) изучение Вед (адхьяяна), 2) обучение Ведам учеников (адхьяпана), 3) принесение жертв (яджана), 4) отправление жертвоприношений для других (яаджана), 5) раздача даров (даана), 6) приём даров (пратиграха).

[297] Шрути – Букв. «услышанное», совокупное название древних ведических текстов (Веды, Брахманы, Араньяки, Упанишады), полученных через божественное откровение.

[298] Сатьябхама – Дочь царя Сатраджита, одна из трёх главных жён Кришны (Рукмини, Сатьябхама, Джамбавати).

[299] Сатья – Краткая форма имени Сатьябхамы.

[300]...вместе с их женами... – Помимо Драупади, общей жены Пандавов, у каждого из них были и другие жены. У Юдхиштхиры – Девика (дочь Говасаны), у Бхимы – Балабхадра (дочь царя Каши) и Хидимба (ракшаси), у Арджуны – Субхадра (сестра Кришны), у Накулы – Каренувати (дочь царя Чеди), у Сахадевы – Виджая (дочь царя Мадров).

[301]...всей душою о них заботится... – Субхадра, вторая супруга Арджуны, заботится о сыновьях Драупади от Пандавов.

[302] Прадьюмна – Сын Кришны от Рукмини.

[303] Бхану – Сын Кришны.

[304] Рама – Баларама, Баладева, брат Кришны.

[305] дрона – Сосуд, мера объёма.

[306] Сын Суты – Карна.

[307] Дурвасас – Букв. «дурно-одетый» или «нагой» (обнажённый), имя древнего легендарного мудреца, почитающегося по одним легендам сыном Атри и Анасуйи, а по другим – воплощением Шивы. Дурвасас известен своей вспыльчивостью.

[308] Садхьи – Название низших божеств-полубогов, которые представляются олицетворениями религиозных обрядов и ведических молитв.

[309] Вишвы (вишвадэвы) – Букв. «все боги», прозвище десяти ведийских божеств.

[310] Маруты – Боги бури и ветра, которые занимали выдающееся место в Ведах и представлялись друзьями и союзниками Индры. Они считаются сыновьями Рудры, согласно другим версиям, сыновьями или братьями Индры, сыновьями океана, неба или земли. Они вооружены молниями и громовыми стрелами.

[311] Ямы и дхамы – Разряд низших божеств-полубогов.

[312] Кальпа – Мировой период, составляющий одни сутки Брахмы и равный двум тысячам Махаюг, т.е. 8 640 000 земным годам.

[313] Карма – Закон «Воздаяния», согласно которому, любая материальная деятельность, греховная или праведная, влечёт за собой последствия; принцип причины и следствия; последствия или «плод» действия, который рано или поздно возвращается к действующему.

[314] Нирвана – Букв. «угасание», духовное освобождение, слияние с Абсолютным Брахманом, конечная цель религиозного освобождения – освобождения из «круга сансары» (рождения и смерти). Прекращение состояния духовной несвободы, страдания, неведения, эгоизма. Синоним понятия «мокша», «мукти».

[315] Варддхакшатри – Патроним («сын Вриддхакшатры») Джаядратхи, царя страны Синдху.

[316] Шальвеи (шальвы) – Народ, населявший страну, расположенную в западной части Индии (совр. Раджастан).

[317] Властитель богатств – Эпитет Куберы.

[318] Владыка – Брахма.

[319] Саувиры – Название народа, населявшего страну (Саувира – букв. «принадлежащая Сувире», легендарному царю из рода небожителей), отождествляемую с областью Синдху (совр. Синдх в Пакистане), расположенную в нижнем течении Инда.

[320] Шайбья – Потомок царя Шиби.

[321]...два Кришны... – Кришна и Арджуна (Арджуна в мифологическом плане идентичен Кришне, как инкарнации бога Вишну (Нара и Нараяна)).

[322] Владетель Гандивы – Эпитет Арджуны.

[323]...сыновья Мадри... – Накула и Сахадева.

[324] «Грозный» – Драупади подчёркивает смысл имени «Бхима».

[325] Вайшванара – Эпитет Агни.

[326] Духшала – Супруга Джаядратхи и родная сестра Кауравов, дочь Гандхари и Дхритараштры.

[327] Гандхари – Супруга Дхритараштры и мать ста сыновей, кауравов, среди которых старшим был Дурьйодхана. Гандхари была дочерью Субалы, царя Гандхары.

[328] Треокий – Имя Шивы.

[329]...Кришна спасла нас... – Благодаря дару, полученному от царя Дхритараштры, Драупади избавила Пандавов от рабства.

[330]...человечка величиной с большой палец... – Джива (душа).

[331] Дощечки для добывания огня – Арани – два плоских куска дерева, один из которых имел бороздку, а другой выступающий сучок. Огонь добывался трением верхней дощечки (из дерева ашваттха или пиппал, мужской элемент) о нижнюю (из шами, женский элемент). Процесс добывания огня уподоблялся сакральному половому акту.

[332] Сахадева – Накула и Сахадева – близнецы, но Накула родился чуть раньше Сахадевы, поэтому он – «ранее рождённый», «старший» (аграджа).

[333] Прана – Дыхание, жизненное дыхание, высший принцип жизнедеятельности, воздушные токи человеческого организма, коих существует пять видов: 1) прана – собственно дыхание; 2) апана – ток, направленный вниз, к выходу из кишечника; в сочетании с праной – вдох и выдох; 3) вьяна – токи, рассредоточенные по телу между праной и апаной; 4) удана – ток, направленный вверх, локализирующийся в горле; 5) самана – токи, которые концентрируются в области пупка и способствуют пищеварению.

[334] Владетель ваджры – Эпитет Индры.

[335]... пятью почитаемыми... – Пять почитаемых качеств (добродетелей): 1) обретение душевного покоя (шанта); 2) смирение своих чувств (данта); 3) отречение от мирских благ (упарата); 4) обладание терпением (титикшу); 5) умение предаваться самоуглублённому созерцанию (самахита).

[336]... шесть зол... – 1) голод и жажда (ашанаяапипаса); 2) страдания и заблуждения (шокамоха); 3) старость и смерть (джарамрити). Преодолеть эти шесть зол можно лишь подавлением шести внутренних врагов человека: 1) желания (кама), 2) злобы (кродха), 3) алчности (лобха), 4) заносчивости (мана), 5) затмения разума (мада) и 6) гордыни (харша).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: