Виды динамометрических ключей

МДК 01.03

  «Технология сборки автотракторной техники»

     для учащихся по специальности

23.02.02 «Автомобиле- и тракторостроение»

Разработал                   Сметанин В.Г.

Санкт-Петербург

2019

            

Методическое пособие содержит

 

1.Назначение динамометрических ключей.

2. Рекомендации по выбору динамометрических ключей.

3. Правила работы с динамометрическими ключами.

4. Виды динамометрических ключей.

5. Типы динамометрических ключей.

6. Цифровые динамометрические ключи.

7. Ключи – щелкунчики.

8. Контрольные вопросы.

9. Общие правила по технике безопасности работы в лаборатории.

10. Рекомендуемая литература.

11. Средства обучения.

Приложение А. Моменты затягивания ответственных резьбовых соединений

Назначение динамометрических ключей.

Динамометрический ключ - гаечный ключ со встроенным динамометром.

Динамометрический инструмент - это прецизионный инструмент для затяжки резьбовых соединений с точно заданным моментом. При проектировании любых строительных конструкций, любого промышленного или строительного оборудования, любой техники, предполагается её сборка с определенным значением крутящего момента

для каждого конкретного соединения.  

 

Рекомендации по выбору динамометрического ключа

Для начала необходимо определиться с типом динамометрического ключа: предельного типа – стрелочный или  шкальный. Если вам необходимо видеть значение крутящего момента, выбирайте стрелочный. На циферблате стрелочного ключа 2 стрелки: первая показывает номинальное значение величины крутящего момента, вторая стрелка фиксирует максимальное значение момента затяжки. На шкальном ключе можно увидеть значение момента только когда вы им затягиваете. Для затягивания с особо высокой точностью (сборка узлов двигателя, ответственных строительных конструкций) используйте стрелочные ключи; для быстрой сборки с нужным моментом затяжки (затягивание анкерных болтов, затяжка болтов при шиномонтаже) применяйте ключи предельного типа.

 

Правила работы с динамометрическими ключами.

  Прежде всего необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации на инструмент. Необходимо подбирать модель ключа так, чтобы нужный вам момент затяжки находился примерно в середине диапазона работы ключа. Ни в коем случае не превышайте максимальный момент на который рассчитан ключ, это повредит его механизм. Динамометрические ключи предельного типа следует хранить с установленным нулевым значением. Предостерегайте от деформации или повреждений корпус ключа, это может привести к подклиниванию внутреннего механизма и неточности показаний.

 

Виды динамометрических ключей.

Все динамометрические ключи можно разделить на два вида: это ключи предельного типа и ключи индикаторного типа. В свою очередь динамометрические ключи индикаторного типа бывают: стрелочные, шкальные или электронные.

 

5. Типы динамометрических ключей.

· Динамометрические ключи предельного типа (для быстрой затяжки резьбовых соединений с точно заданным крутящим моментом);

· Стрелочные динамометрические ключи;

· Динамометрические ключи с цифровой индикацией момента (для контроля затяжки «ответственных» резьбовых соединений).

В любом руководстве по эксплуатации и ремонту автомобиля и специальной техники непременно присутствует таблица с указанием моментов затяжки ответственных резьбовых соединений. Если пренебречь данными рекомендациями, то ни о какой надежной и безаварийной работе узлов, агрегатов, механизмов не может идти и речи. Взять, к примеру, болты крепления головки блока двигателя (ГВЦ). Если они будут затянуты моментом ниже, чем требует производитель силового агрегата, то герметичность газового стыка, уплотняемого специальной прокладкой, гарантирована не будет. Следовательно, образующиеся при сгорании топлива в цилиндрах двигателя газы, находящиеся под высоким давлением, пойдут сквозь разъем ГВЦ и проникнут в каналы системы охлаждения двигателя. Образовавшиеся воздушные пробки нарушат процесс отвода тепла, и мотор перегреется. С другой стороны, если крепеж затянуть с усилием большим, чем требуется, то велика вероятность пластической деформации резьбы, нарезанной в блоке цилиндров, на болтах, а также их вытягивание. Что опять-таки приведет к нарушению герметичности газового стыка.

Еще хуже, если болты были затянуты с разным усилием. В этом случае под влиянием температурного расширения «деформация плоскости головки блока и потеря герметичности газового стыка обеспечена практически на сто процентов. Это только один, но очень характерный пример того, как отразится на работе агрегата несоблюдение момента затяжки резьбовых соединений. То есть безграмотной затяжки крепежа говорить о качественном ремонте и обслуживании автомобиля не приходится.

Несмотря на то, что представленные на российском рынке инструмента динамометрические ключи по ряду признаков можно разбить на пять основных групп, есть у них много общего.

Во-первых, практически все они работают по закону Гука, описывающему величину упругой деформации в зависимости от приложенной к телу силы. Следовательно, основой всех динамометрических ключей будет либо пружинным механизм, либо торсион. Во-вторых, рукоятки ключей, по сути, являются корпусами для измерительных механизмов и индикаторных устройств, которые фиксируют величину приложенного момента.

Наконец, в-третьих, все динамометрические ключи имеют присоединительный квадрат для крепления головок. Разумеется, величина квадрата 3/8,1/2,3/4 или 1 дюйм будет зависеть от максимального момента, на который рассчитан ключ.

Пару слов о точности измерения. Она, безусловно, для динамометрического ключа очень важна, но все должно быть в разумных пределах. Для подавляющего большинства работ ключа точностью 4% вполне достаточно. Более точные, с погрешностью 2% и прецизионные — 1%, инструменты, которые имеются в арсенале компаний-производителей профессионального инструмента, потребуются едва ли. Отметим, что по мере износа динамометрического ключа его точность будет падать. Вернуть ее на прежний уровень поможет тарировка. Ее проводят на специальных стендах, которые есть в фирменных сервисных центрах каждого крупного производителя профессионального инструмента. Если ключ эксплуатируется очень интенсивно, то настанет момент, когда из-за физического износа исполнительного механизма его не удастся настроить во всем диапазоне рабочих значений. В этом случае большинство ремонтников рекомендуют откалибровать ключ на самое востребованное значение момента, и он еще послужит своему владельцу.

Что касается градуировки шкал, которая может тарироваться как в Ньютонах на метр — Н·м, так и фунтодюймах — ft in или же фунтофутах — ft fo, то желательно, чтобы шкала ключа имела дублирующуюся в разных единицах маркировку.

Это облегчит работу с техникой европейского и американского производства, так как руководства по ремонту машин содержат моменты затяжки резьбовых соединений в метрической и дюймовой системах соответственно. Заниматься же пересчетом момента из одних единиц измерения в другие, даже при использовании специальных таблиц (прилагаются к части динамометрических ключей), занятие неблагодарное. А теперь, собственно, о динамометрических ключах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: