История создания, её историко-патриотическая идея, сюжет и композиция

В период введения режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите участников образовательного процесса от новой коронавирусной инфекции с 28.09.2020 по 04.10.2020.

  Программа «Канцона» Музыкальная литература Модуль 1 (6 класс) Педагог дополнительного образования Иванова Ю.В.

Задание: посмотреть конспект занятия (с ссылками на видеоролики и музыкальный материал) и выполнить творческое задание. До 03.10.2020 (до 20.00) прислать фото или файл Word творческого задания на электронную почту ivanova_uliya@mail.ru или разместить в группе Вконтакте https://vk.com/club128494573

Опера М.И Глинки «Иван Сусанин».

История создания, её историко-патриотическая идея, сюжет и композиция.

Мысль о создании русской национальной оперы «Иван Сусанин» возникла у Глинки в Италии. Вернувшись в Россию в 1834 году, композитор воодушевился темой, предложенной В. А. Жуковским. В основе сюжета – рассказ о героическом поступке русского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, ценою жизни спасшего первого русского избранного царя из рода Романовых – Михаила от польских интервентов в начале XVII века. Заметное влияние на трактовку образа главного героя оказала стихотворная дума поэта-декабриста К.Ф.Рылеева «Иван Сусанин» (1825 г.) и опера К. А. Кавоса «Иван Сусанин» (1815 г.), который признал «победу» Глинки и снял свою оперу из репертуара Большого театра (уникальный пример профессиональной честности).

Глинка самостоятельно разработал сценарий «отечественной героико-трагической оперы» (как он ее назвал) и по нему сочинял музыку (без текста). Позже либреттистом оперы стал «усердный литератор из немцев» барон Розен – поэт, занимавший придворную должность. Кроме того, по желанию Николая I название оперы было заменено на «Жизнь за царя». И все же главной идеей произведения, по замыслу Глинки, стала любовь к отечеству и неразрывная связь личных судеб героев с судьбой всего народа. Эта опера имела оглушительный успех. День её премьеры на сцене Большого театра – 27 ноября 1836 года – считают днём рождения русской оперы.

 Этому успеху в большой степени способствовали выдающиеся оперные певцы Осип Петров, первый исполнитель партии Сусанина, Анна Петрова-Воробьева, первая исполнительница партии Вани, Лев Леонов, исполнитель партии Собинина (настоящее имя Леон Шарпантье – выдающийся русский певец, сын ирландского пианиста и композитора Дж. Филда и французской оперной певицы Шарпантье, прибывших в Россию и служивших в Петербургской императорской группе). Тем не менее часть аристократической публики презрительно называла музыку оперы «мужицкой», «кучерской», на что композитор остроумно заметил в своих «Записках»: «Это хорошо и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ». А одним из самых лаконичных и метких отзвуков борьбы мнений стал знаменитый экспромт Пушкина:

Слушая сию новинку,

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не сможет в грязь!

Новаторство Глинки проявилось в упразднении разговорных диалогов, характерных для всех предшествующих русских опер XVIII и начала XIX века. Вместо них композитор ввел особый мелодический речитатив, основанный на песенных интонациях, и в опере появилось непрерывное музыкальное развитие. Жанр оперы – народная музыкальная драма – положил начало целому направлению в русской оперной музыке, к которому, прежде всего относятся «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова.

Структура оперы: Опера состоит из четырех действий с эпилогом. Состоит из сольных (ария, песня, романс, каватина, рондо), ансамблевых, хоровых и танцевальных номеров.

Краткое содержание: Оперные театры страны долгое время (с 1939 года) ставили оперу с новым текстом поэта С. Городецкого (именно с этим либретто мы и рассматриваем произведение).

Действие первое. Осень 1612 года. Село Домнино в Костромской губернии. Крестьяне радостно встречают ополченцев. Дочь Ивана Сусанина Антонида ждет возвращения своего жениха Богдана Собинина, который с дружиной сражается с поляками, она мечтает о свадьбе. На реке показывается лодка – это возвращается Собинин с ратниками. Он рассказывает о сборе ополчения во главе с Мининым и Пожарским. Вместе с Антонидой он просит Сусанина дать согласие на свадьбу. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что поляки осаждены в Москве, меняет свое решение.

Действие второе. Бал в замке польского короля Сигизмунда. Шляхта кичится своими победами и мечтает о богатой добыче. Внезапное появляется гонец, он сообщает о разгроме войск ополчением Минина и Пожарского. Поляки в смятении. Новый отряд рыцарей отправляется в поход на Русь.

Действие третье. В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает сражаться с врагом. Неожиданно появляется отряд поляков. Они требуют, чтобы Сусанин провел их к посаду, где расположилось ополчение Минина, и показал им дорогу к Москве. Сусанин тайком посылает Ваню предупредить Минина об опасности, а сам уходит с поляками, решив завести их в непроходимую лесную чащу. В избе собираются подруги Антониды, они застают ее в слезах. Собинин, узнав о случившемся, вместе с крестьянами устремляется в погоню за врагом.

Действие четвертое. Картина первая. По лесу в поисках врага пробирается отряд Собинина. Картина вторая. Ночь. К воротам монастырского посада прибегает Ваня. Он будит посадских людей и ополченцев, укрывшихся в монастыре. Все устремляются за врагом. Картина третья. Глухой, непроходимый лес. Ночь. Сюда Сусанин завел измученных поляков. Расположившись на отдых, поляки засыпают. Сусанин размышляет о предстоящей гибели, вспоминает близких, мысленно прощается с ними. Поднимается метель, от усиливающейся вьюги поляки просыпаются и, убедившись в безвыходности своего положения, в ярости убивают Сусанина.

Эпилог. Красная площадь в Москве. Народ приветствует русское войско. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение родины и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом.

Опера начинается увертюрой, которая построена на темах оперы и воплощает ее основную идею. Медленное величественное вступление контрастирует с взволнованным и динамичным сонатным аллегро, предвосхищая драматические события произведения.

Остановимся пока на первом действии. Действие первое содержит характеристику русского народа и главных героев произведения. Оно открывается интродукцией (Интродукция — «введение», «вступление» (лат.). В оперной и балетной музыке это оркестровое вступление ко всему произведению или отдельным действиям, а также хоровая сцена, следующая за увертюрой и открывающая первое действие). Эта развернутая хоровая сцена строится на двух контрастных хорах – мужском и женском. Мужской хор, по словам Глинки, передает «силу и беззаботную неустрашимость русского народа». Энергичные интонации, близкие крестьянским и солдатским песням, и особенности изложения (сольный запев, подхватываемый хором) придают музыке народный характер:

Интродукция «Родина моя» (хор ополченцев и крестьян)

Мелодия женского хора (появляющаяся сначала в оркестре) своим оживленным и радостным характером напоминает весенние хороводные песни.

«На зов своей родной страны (хор крестьянок)

Кульминацией интродукции является большая хоровая фуга (свободной композиции), в которой соединяются темы обоих хоров.

«Не раз враги грозой носились» (общий хор)

После монументальной интродукции следуют каватина и рондо Антониды – музыкальный портрет героини, раскрывающий ее душевный мир, нежность и верность в любви.

Каватина, неторопливая и задумчивая, близка своей распевностью русским протяжным песням. Мечтательно-грустные фразы солирующих кларнета и флейты подчеркивают народный характер музыки:

«Ах ты поле, поле ты моё»

Рондо, оживленное и шаловливо-грациозное, раскрывает светлый мир мечтательной Антониды:

 «Солнце тучи не закроют»

Трио «Не томи, родимый» является лирической кульминацией всего первого действия. Оно пронизано общим настроением грусти, поэтому вокальные партии Собинина, Антониды и Сусанина основаны на одних и тех же выразительных задушевных интонациях, близких городскому бытовому романсу:

«Из трио Антониды, Собинина и Сусанина»

Смотрим видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=WAcwg___SIs

 

 

Задание: прочитать текст лекции и посмотреть видеоролик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: