Обычное право скифов и сарматов

Правовые обычаи относятся к социальным нормам догосударственного и раннегосударственного периодов и являются правовой системой.

Формирование скифской государственности, тесные политические и экономические контакты с древнегреческой цивилизацией взаимосвязаны с зарождением и развитием норм гражданского права. Вместе с тем развитие права обусловливалось особенностями кочевого общества. Скифы подразделяли имущество на движимое и недвижимое. Частная собственность скифов распространялась на движимое имущество, предметом которого выступали скот, оружие, украшения, инвентарь. Рабы также были в частной собственности, однако право распоряжения рабами скифского происхождения ограничивалось. Такие рабы или умерщвлялись после смерти хозяина или переходили по наследству следующему царю.

Земля принадлежала всему скифскому обществу, то есть орде, находилась в пользовании рода или семьи и подлежала ежегодному перераспределению на народном собрании.

Размеры земельных наделов были разными, что также говорит об имущественном расслоении внутри общины. Наименьший земельный надел определялся территорией, которую всадник мог объехать за один день, наибольший надел не оговаривался. Относительно частной собственности были распространены нормы обязательственного права, подкрепляемые договорными отношениями. Многие элементы договорных отношений сопрягались с обрядами, что составляло так называемую символику права. Нормы обычного права скифов знали присягу, клятву, дарение, обмен, отношения найма, что говорит об относительно высоком уровне гражданско - правовых отношений в обществе периода образования государственности.

Семейное право скифов основывалось на патриархальных обычаях. Главой семьи и единственным распорядителем имущества у скифов был супруг. Жена и дети находились в его власти и после смерти главы семьи переходили во владение наследнику. Совершеннолетним сыновьям, образовавшим свои семьи, выделялась часть имущества отца, но преобладающим правом в наследстве обладал младший сын.Совершеннолетия, то есть полной дееспособности, скифы достигали не по достижении определенного возраста, а по личностным качествам: убивший врага считался уже не юношей, а мужчиной, а с количеством поверженных противников роль главы семьи повышалась,

В обычном праве сарматов отражены пережитки матриархата. Главой семьи была женщина, имевшая право вступить в брак после участия в боевых походах. Имущественные и семейные права мужчины ограничивались. Современники называли сарматов "женоуправляемыми", и такое положение вполне объяснимо в матриархальном обществе.

Нормы уголовного права скифов вполне характерны для общества эпохи военной демократии. Можно выделить несколько видов преступлений, которые различали сами скифы. Самое опасное преступление - нарушение скифских обычаев и заимствование чужих - наказывалось смертной казнью и отречением от имени вероотступника. Другое тяжкое преступление - покушение и даже попытка покушения на жизнь царя. Под попыткой покушения понималось нанесение порчи на царя, за что полагались смертная казнь и конфискация имущества виновного. Третий вид преступления - убийство или обида, нанесенная скифу, например воровство. В этом случае действовал обычай кровной мести, при этом убийство врага обществом даже поощрялось. Как видно из приведенных примеров, скифы налагали основное и дополнительное наказание (в первом случае дополнительным наказанием было отречение, во втором случае - конфискация имущества).

Многие античные историки фиксировали обычаи скифов и сарматов для того, чтобы ознакомить своих соотечественников - эллинов с нравами соседних народов - союзников и торговых партнеров. В заключении можно сказать,что  материальные источники во многом подтверждают наличие в скифо - сарматском мире соответствующих общественным отношениям норм обычного права.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: