Стимульный материал к опроснику К. Томаса «Стиль поведения в конфликте»

Опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте»

Опросник «Стиль поведения в конфликте» разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.

В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.

ест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению). Затраты времени — не более 15-20 мин.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делает акцент на следующих аспектах: исследование формы поведения в конфликтных ситуациях, характерных для людей; какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях автор применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

· соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

· приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

· компромисс;

· избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

· сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. В своем Опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Обработка результатов в опроснике К. Томаса "Стиль поведения в конфликте"

За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл.

Ключ

Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
1       А Б
2   Б А    
3 А       Б
4     А   Б
5          
6 Б     А  
7     Б А  
8 А Б      
9 Б     А  
10 А   Б    
11 А       Б
12       Б А
13 Б   А    
14 Б А      
15       Б А
16 Б       А
17 А     Б  
18     Б   А
19   А   Б  
20   А Б    
21   Б     А
22 Б   А    
23   А   Б  
24     Б   А
25 А       Б
26   Б А    
27       А Б
28 А Б      
29     А Б  
30   Б     А

 

 

Интерпретация результатов.

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.

· Соперничество: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

· Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

· Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.

· Уклонение (избегание): для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей

· Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Стимульный материал к опроснику К. Томаса «Стиль поведения в конфликте»

 

Инструкция: В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.

1.

· А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

· Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

2.

· А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

· Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.

3.

· А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

· Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

4.

· А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

· Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5.

· А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

· Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.

6.

· А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

· Б. Я стараюсь добиться своего.

7.

· А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

· Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.

8.

· А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

· Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9.

· А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

· Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

· А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

· Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.

· А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

· Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12.

· А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

· Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13.

· А. Я предлагаю среднюю позицию.

· Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.

· А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

· Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.

· А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

· Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16.

· А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

· Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

· А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

· Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.

· А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

· Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.

· А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

· Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20.

· А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

· Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.

21.

· А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

· Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.

· А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

· Б. Я отстаиваю свои желания.

23.

· А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.

· Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.

· А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

· Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.

· А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.

· Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.

· А. Я предлагаю среднюю позицию.

· Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27.

· А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.

· Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.

· А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

· Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.

29.

· А. Я предлагаю среднюю позицию.

· Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий

30.

· А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

· Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: