Рабочий график (план)

Отчёт

О прохождении учебно-ознакомительной практики

(вид и тип практики)

 

Яковлевой Александры Александровны

                                    (Ф.И.О. обучающегося)

2й курс обучения           учебная группа № ПС 3-19-01

 

Место прохождения практики ООО Центр развития интеллекта «Академия всезнаек»

(указывается полное наименование структурного подразделения Института/профильной организации

 и ее структурного подразделения, а также их фактический адрес)

 

Срок прохождения практики: с «02» сентября 202 0г. по «28» сентября 20 2 0 г.

Руководители практики:

От Института Федоренко Виктория Валерьевна, Доцент, кандидат психологических наук                                                                          

От профильной организации Моисеева Ирина Владимировна, Директор, основатель центра                                          

 

Отчет подготовлен _______________________           Яковлева А.А.

                                  (подпись)                              (Ф.И.О.)               

 

 

                                                                     «___» сентября 2020г.

 

 

 

 

 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

                                                                                              УТВЕРЖДАЮ

                                                                                           ______________________

                                                                                            ______________________

                                                                                                                           (Ф.И.О. руководителя

                                                                                                                      практики от Института)

                                                                                                   «__» __________ 20__ г.

 

РАБОЧИЙ ГРАФИК (ПЛАН)

 

проведения учебно-ознакомительной практики обучающегося 2-го курса

Направление подготовки (специальность) 37.03.01 Психология управления

                                                                            (код и наименование)

              Учебная группа № ПС 3-19-01

 

  Наименование этапа практики Срок прохождения этапа (периода) практики
1 Общее знакомство с предприятием, учредительными документами 02.09.2020-04.09.2020
2 Знакомство с работой психолога в организации 05.09.2020-10.09.2020
3 Изучение методов диагностики детей дошкольного возраста   11.09.2020-16.09.2020    
4 Диагностирование психологической готовности ребенка к школе 17.09.2020-23.09.2020
5 Анализ приобретенных навыков, сбор материалов для отчёта 23.09.2020-25.09.2020
6 Оформление и написание отчета 25.09.2020

 

Срок прохождения практики с «02» сентября 2020 г. по «28» сентября 2020г.

Место прохождения практики: ООО Центр развития интеллекта «Академия всезнаек»

 (указывается полное наименование структурного подразделения Института/профильной организации и ее структурного подразделения, а также их фактический адрес)

 

Согласован с руководителем
практики от профильной
организации                             Моисеева Ирина Владимировна Директор центра

                                                                                                             (Ф.И.О.)                                    (должность)                                                                           

Рассмотрено на заседании кафедры _________________________

(протокол от «___» ________________ 20 __ г. № _____________)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………5

Основная часть…………………………………………………………………6

- Психолого-диагностические методики позволяющие определить готовность детей к обучению в школе……………………………………………................7

- Особенности консультативной деятельности педагога-психолога…………9

Заключение……………………………………………………………………….11

Приложения……………………………………………………………………...12

 

Введение

 

Практика является составной частью профессиональной подготовки будущего психолога, именно практика дает возможность студенту понять специфику будущей профессиональной деятельности, расширить границы теоретических знаний и приобрести практические навыки.

 

Целью производственной практики является приобретение необходимых практических профессиональных навыков и умений; овладение первоначальным профессиональным опытом; проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности.

 

Я проходила практику в Центре развития интеллекта «Академия всезнаек» с 02.09.2020 по 28.09.2020 года.

Цель практики: получение навыков проведения диагностики психологической готовности к школе детей дошкольного возраста.

Поставленная на период практики цель достигается решением задач:

- ознакомиться с особенностями работы психолога;

- знакомство с методами психодиагностики, используемыми в практической деятельности психолога, работающего в данном учреждении;

-  участвовать в процедуре психологической работы: диагностике психического развития ребенка, выработке умения подбора методик, оформления заключения по результатам психологической диагностики.

- формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, активное освоение профессиональной этики.

- сформировать навыки организации процесса психологического тестирования, обработки и интерпретации результатов методик, написанию заключений.

 

 

Основная часть

Основная цель диагностирования - выявление уровня готовности дошкольника к обучению в школе и проведение коррекционно-развивающих мероприятий по развитию у ребенка необходимых умений, навыков для успешного усвоения учебного материала. В связи с этим были поставлены задачи:

1. Ознакомиться с психолого-педагогической литературой по проблеме.

2. Подобрать психодиагностические методики, позволяющие определить готовность детей к обучению в школе.

3. Используя диагностический материал, определить индивидуальные различия в психологической готовности детей к школе.

4. Обработать и проанализировать результаты исследования, сделать соответствующие выводы.

5. Учитывая результаты исследования, разработать и дать рекомендации педагогам и родителям.

Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:

- понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;

- выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости;

- распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;

- отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).

По итогам диагностического обследования могут создаваться специальные группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе.

 

Психолого-диагностические методики позволяющие определить готовность детей к обучению в школе:

1. Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе. (приложение 1)

2. Тест на уровень развития школьно-значимых психических и физиологических функций (приложение 2)

3. Тест «Кругозор» (приложение 3)

 

Диагностика развития вербального интеллекта. Для оценки вербального интеллекта применяется «игра в слова» (приложение 4).

 

Вначале ребенку объясняют, что он должен делать. Для пробы ему предлагается произнести первое пришедшее в голову слово в ответ на слова, сказанные взрослым. Если ребенок затрудняется это сделать, взрослый сам демонстрирует вариант ответа. После того как становится очевидным, что ребенок понял смысл игры, приступают к оценке. Взрослый вслух внятно и четко произносит слово из списка и ждет ответной реакции ребенка. Любой ответ дает ценную информацию об уровне и специфике развития вербальной сферы дошкольника. Ответы ребенка, в том числе и невербальные (жесты, улыбка, гримасы, смех и т. д.), фиксируются в таблице со строгим соблюдением порядка предъявленных слов.

Стимульный материал состоит из 84 слов, 56 из которых — существительные, 14 — глаголы и 14 — прилагательные.

Обработка результатов. Вначале просчитывается процент ответных вербальных ассоциативных реакций от общего количества слов-стимулов, который служит показателем словесной продуктивности ребенка. Критериями оценки уровня вербальных способностей служит количество слов-ассоциаций, данных на указанные слова-стимулы, а также качество выполнения теста, что оценивается по альтернативной модели «качественные — некачественные». «Некачественные» ответы вычитаются. К некачественным ассоциативным реакциям относятся:

• периферические реакции — реакции на слово-стимул, исходящие из окружающей среды — относящиеся к предметам окружающей обстановки, не связанные по смыслу с названным словом;

• стереотипные реакции — реагирование постоянно, много раз одним и тем же словом на любые слова-стимулы;

• эхолалии — повтор слова-стимула без изменения и с добавлением, как правило, частицы «не»;

• словообразования и словоизменения предъявленных слов-стимулов, например «дом — домик».

Выполнение задания считается качественным в том случае, если вышеуказанные реакции встречаются не чаще чем в 15% ответов. Вербальные способности, таким образом, оцениваются по объему словарного запаса (процент ответных ассоциаций, выданных ребенком на тестовый список слов) и качеству словесных реакций (отсутствие повторов, описаний обстановки).

 

Задания для развития логического мышления ребенка (приложение №5)

 

По итогам обследования были проведены беседы с родителями детей, где указывалось, что суть подготовки ребенка к школе не должна сводиться к обучению счету, чтению и письму, а должна приучать малыша к усидчивости, тренировать его внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать.

Не надо стараться "натренировать" ребенка на выполнение заданий типа тех, которые приведены в методиках. Это даст лишь видимость успеха, а при столкновении с любым новым для него заданием он может «потеряться».

Упражнения, предложенные в рекомендательной форме, могут помочь родителям:

- вооружить детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов;

- целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий;

- научить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности;

- развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию (продолжить последовательность цифр или геометрических фигур, найти нарушенную закономерность, выявить общий признак группы предметов и т.д.);

- развивать речь: уметь описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ, уметь четко излагать свои мысли;

- развивать творческие способности: уметь самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;

- развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;

- обогащение словаря, развитие их речи.

 

Особенности консультативной деятельности педагога-психолога

 

Профессиональная позиция психолога - консультанта такова, что он должен принимать всех без исключения клиентов, внимательно, доброжелательно и по-человечески относиться к ним, независимо от того, кто они, зачем пришли к нему, как настроены и какие цели преследуют.

Цели и задачи психологического консультирования.

Цели:

- Оказание оперативной помощи клиенту в решении, возникших у него проблем

-  Оказание клиенту помощи в решении тех вопросов, с которыми он вполне бы смог самостоятельно справиться без вмешательства со стороны. Без непосредственного и постоянного и постоянного участия психолога в его делах.

-  Когда у клиента уже имеется правильное понимание своей проблемы и он, в принципе, готов сам приступить к ее решению, но еще сомневается, не вполне уверен в своей правоте. Как бы получает от психолога необходимую профессиональную и моральную поддержку, которая придает ему уверенность в себе.

- Оказание помощи клиенту в том случае, когда нет никакой другой возможности, кроме получения консультации, у него нет.

Основные задачи:

- Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.

- Информирование клиента о сути, возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности (проблемное информирование клиента)

- Изучение психологом - консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой

- Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы

- Передача психологом-консультантом клиенту элементарных жизненно необходимых психологических знаний и умений.

 

Заключение

Диагностика дошкольников имеет большое значение. Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости, поскольку плохо подготовленный к обучению ребенок уже в первом классе начинает отставать от сверстников.

Ребенок, поступающий в школу должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире.

Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы явления окружающего мира, планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.

Не менее важны навыки речевого общения.

Поэтому готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

 

Приложение №1

Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе.

 

Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.

. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.

. Мне интересно, какие у меня будут уроки.

. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.

. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.

. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.

. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.

. Самое лучшее в школьной жизни - это каникулы.

. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.

. Мне очень хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.

. Если было бы можно, я бы еще в Прош году пошел в школу.

Оценка результатов:

Высокий уровень- если ребенок поставил не менее 8 плюсов

Средний уровень- от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими вне учебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 - представление о школе сформировано, отношение положительное.

Низкий уровень - от 0 до 3х плюсов. Ребенок не имеет представления о школе, не стремится к обучению.

 

 

Приложение №2

Тест на уровень развития школьно-значимых психических и физиологических функций (приложение 2)

 

Краткое исследование развития речевого слуха

Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь одинаковые слова: день-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка- миска, миска-миска.

Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь разные слоги:

ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУ-ШУ, ШУ-СУ.

Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь:

ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-ДА-ТА, ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА.

А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь(порядок слов несколько раз изменяется):

ДОМ-ТОМ-КОМ

БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА.

Оценка результатов:

Высокий уровень - ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по звуковому составу, различает слова со сходными звуками.

Средний уровень - ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно.

Низкий уровень - ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не замечает ошибок при многократном повторении.

 

Приложение №3

Тест «Кругозор».

Оценка уровня развития познавательной деятельности

Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям.

. Назови свое имя, фамилию, отчество.

. Назови фамилию, отчество родителей.

. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?

. У тебя есть брат, сестра, кто старше?

. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?

. Сейчас утро, вечер (день или утро?)

. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь?

. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?

. Кем работают твои родители?

. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)

. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?

. Когда можно кататься на санках - зимой или летом?

. Почему снег бывает зимой, а не летом?

. Что делает почтальон (врач, учитель?)

. Зачем в школе нужен звонок, парта?

. Ты сам хочешь пойти в школу?

. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?

. Каких животных ты знаешь?

. Каких птиц ты знаешь?

. Кто больше, корова или коза?

. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?

СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ - 1,2,3,4,5,8,9,17

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ - 6,7, 10,11, 12,14, 18,19

СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ - 13, 20, 21,22

ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ - 15,16.

ОЦЕНКА:

Каждый правильный ответ - 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.

Отдельно оцениваются следующие вопросы:

• 5 вопрос - ребенок вычислил, сколько ему будет лет - 1 балл, называет год с учетом месяцев - 3 балла (например мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и восемь месяцев)

• 8 вопрос - полный домашний адрес - 3 балла

• 15 вопрос - правильное применение школьной атрибутики - 1 балл

• 16 вопрос - положительный ответ - 1 балл

• 17 вопрос - правильный ответ - 3 балла

• 22 вопрос - правильный, адекватный ответ - 2 балла

Оценка результатов:

Высокий уровень - 24-29 баллов

Средний уровень - 20-23,5 балла

Низкий уровень - от 19,5 и ниже

 

 

Приложение №4

 

Слова-стимулы для проведения ассоциативного эксперимента

Слова-стимулы 38. Одежда
1. Ботинки 39. Строить
2. Кошка 40. Вода
3. Кушать 41. Высокий
4. Сказка 42. Лес
5. Красный 43. Город
б. Ленточка 44. Девочка
7. Конфета 45. Плакать
8. Кровь 46. Очки
9. Бежать 47. Маленький
10. Ночь 48. Молоко
11. Плохой 49. Ветер
12. Лук 50. Собака
13. Чулок 51. Звенеть
14. Рука 52. Лампа
15. Копать 53. Красивый
16. Море 54. Дом
17. Голубой 55. Гром
18. Газета 56. Стакан
19. Мальчик 57. Спать
20. Еда 58. Огонь
21. Петь 59. Грязный
22. Коробочка 60. Слон
23. Сильный 61. Дерево
24. Стихотворение 62. Лимон
25. Волосы 63. Кричать
26. Замок 64. Труба
27. Ехать 65. Веселый
28. Дедушка 66. Магазин
29. Большой 67. Река
30. Карусель 68. Кольцо
31. Лисица 69. Мягкий
32. Кровать 70. Рисунок
33. Плясать 71. Гулять
34. Вокзал 72. Игла
35. Глупый 73. Лошадь
36. Весна 74. Пальто
37. Завтрак 75. Кататься

Приложение №5

 

 

 

 


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Направление подготовки (специальность): 37.03.01 Психология управления

                                                        (код и наименование)







double arrow
Сейчас читают про: