Отчёт
О прохождении учебно-ознакомительной практики
(вид и тип практики)
Яковлевой Александры Александровны
(Ф.И.О. обучающегося)
2й курс обучения учебная группа № ПС 3-19-01
Место прохождения практики ООО Центр развития интеллекта «Академия всезнаек»
(указывается полное наименование структурного подразделения Института/профильной организации
и ее структурного подразделения, а также их фактический адрес)
Срок прохождения практики: с «02» сентября 202 0г. по «28» сентября 20 2 0 г.
Руководители практики:
От Института Федоренко Виктория Валерьевна, Доцент, кандидат психологических наук
От профильной организации Моисеева Ирина Владимировна, Директор, основатель центра
Отчет подготовлен _______________________ Яковлева А.А.
(подпись) (Ф.И.О.)
«___» сентября 2020г.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
УТВЕРЖДАЮ
______________________
______________________
(Ф.И.О. руководителя
практики от Института)
«__» __________ 20__ г.
РАБОЧИЙ ГРАФИК (ПЛАН)
проведения учебно-ознакомительной практики обучающегося 2-го курса
Направление подготовки (специальность) 37.03.01 Психология управления
(код и наименование)
Учебная группа № ПС 3-19-01
| № | Наименование этапа практики | Срок прохождения этапа (периода) практики |
| 1 | Общее знакомство с предприятием, учредительными документами | 02.09.2020-04.09.2020 |
| 2 | Знакомство с работой психолога в организации | 05.09.2020-10.09.2020 |
| 3 | Изучение методов диагностики детей дошкольного возраста | 11.09.2020-16.09.2020 |
| 4 | Диагностирование психологической готовности ребенка к школе | 17.09.2020-23.09.2020 |
| 5 | Анализ приобретенных навыков, сбор материалов для отчёта | 23.09.2020-25.09.2020 |
| 6 | Оформление и написание отчета | 25.09.2020 |
Срок прохождения практики с «02» сентября 2020 г. по «28» сентября 2020г.
Место прохождения практики: ООО Центр развития интеллекта «Академия всезнаек»
(указывается полное наименование структурного подразделения Института/профильной организации и ее структурного подразделения, а также их фактический адрес)
Согласован с руководителем
практики от профильной
организации Моисеева Ирина Владимировна Директор центра
(Ф.И.О.) (должность)
Рассмотрено на заседании кафедры _________________________
(протокол от «___» ________________ 20 __ г. № _____________)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………5
Основная часть…………………………………………………………………6
- Психолого-диагностические методики позволяющие определить готовность детей к обучению в школе……………………………………………................7
- Особенности консультативной деятельности педагога-психолога…………9
Заключение……………………………………………………………………….11
Приложения……………………………………………………………………...12
Введение
Практика является составной частью профессиональной подготовки будущего психолога, именно практика дает возможность студенту понять специфику будущей профессиональной деятельности, расширить границы теоретических знаний и приобрести практические навыки.
Целью производственной практики является приобретение необходимых практических профессиональных навыков и умений; овладение первоначальным профессиональным опытом; проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности.
Я проходила практику в Центре развития интеллекта «Академия всезнаек» с 02.09.2020 по 28.09.2020 года.
Цель практики: получение навыков проведения диагностики психологической готовности к школе детей дошкольного возраста.
Поставленная на период практики цель достигается решением задач:
- ознакомиться с особенностями работы психолога;
- знакомство с методами психодиагностики, используемыми в практической деятельности психолога, работающего в данном учреждении;
- участвовать в процедуре психологической работы: диагностике психического развития ребенка, выработке умения подбора методик, оформления заключения по результатам психологической диагностики.
- формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, активное освоение профессиональной этики.
- сформировать навыки организации процесса психологического тестирования, обработки и интерпретации результатов методик, написанию заключений.
Основная часть
Основная цель диагностирования - выявление уровня готовности дошкольника к обучению в школе и проведение коррекционно-развивающих мероприятий по развитию у ребенка необходимых умений, навыков для успешного усвоения учебного материала. В связи с этим были поставлены задачи:
1. Ознакомиться с психолого-педагогической литературой по проблеме.
2. Подобрать психодиагностические методики, позволяющие определить готовность детей к обучению в школе.
3. Используя диагностический материал, определить индивидуальные различия в психологической готовности детей к школе.
4. Обработать и проанализировать результаты исследования, сделать соответствующие выводы.
5. Учитывая результаты исследования, разработать и дать рекомендации педагогам и родителям.
Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:
- понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;
- выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости;
- распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;
- отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).
По итогам диагностического обследования могут создаваться специальные группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе.
Психолого-диагностические методики позволяющие определить готовность детей к обучению в школе:
1. Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе. (приложение 1)
2. Тест на уровень развития школьно-значимых психических и физиологических функций (приложение 2)
3. Тест «Кругозор» (приложение 3)
Диагностика развития вербального интеллекта. Для оценки вербального интеллекта применяется «игра в слова» (приложение 4).
Вначале ребенку объясняют, что он должен делать. Для пробы ему предлагается произнести первое пришедшее в голову слово в ответ на слова, сказанные взрослым. Если ребенок затрудняется это сделать, взрослый сам демонстрирует вариант ответа. После того как становится очевидным, что ребенок понял смысл игры, приступают к оценке. Взрослый вслух внятно и четко произносит слово из списка и ждет ответной реакции ребенка. Любой ответ дает ценную информацию об уровне и специфике развития вербальной сферы дошкольника. Ответы ребенка, в том числе и невербальные (жесты, улыбка, гримасы, смех и т. д.), фиксируются в таблице со строгим соблюдением порядка предъявленных слов.
Стимульный материал состоит из 84 слов, 56 из которых — существительные, 14 — глаголы и 14 — прилагательные.
Обработка результатов. Вначале просчитывается процент ответных вербальных ассоциативных реакций от общего количества слов-стимулов, который служит показателем словесной продуктивности ребенка. Критериями оценки уровня вербальных способностей служит количество слов-ассоциаций, данных на указанные слова-стимулы, а также качество выполнения теста, что оценивается по альтернативной модели «качественные — некачественные». «Некачественные» ответы вычитаются. К некачественным ассоциативным реакциям относятся:
• периферические реакции — реакции на слово-стимул, исходящие из окружающей среды — относящиеся к предметам окружающей обстановки, не связанные по смыслу с названным словом;
• стереотипные реакции — реагирование постоянно, много раз одним и тем же словом на любые слова-стимулы;
• эхолалии — повтор слова-стимула без изменения и с добавлением, как правило, частицы «не»;
• словообразования и словоизменения предъявленных слов-стимулов, например «дом — домик».
Выполнение задания считается качественным в том случае, если вышеуказанные реакции встречаются не чаще чем в 15% ответов. Вербальные способности, таким образом, оцениваются по объему словарного запаса (процент ответных ассоциаций, выданных ребенком на тестовый список слов) и качеству словесных реакций (отсутствие повторов, описаний обстановки).
Задания для развития логического мышления ребенка (приложение №5)
По итогам обследования были проведены беседы с родителями детей, где указывалось, что суть подготовки ребенка к школе не должна сводиться к обучению счету, чтению и письму, а должна приучать малыша к усидчивости, тренировать его внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать.
Не надо стараться "натренировать" ребенка на выполнение заданий типа тех, которые приведены в методиках. Это даст лишь видимость успеха, а при столкновении с любым новым для него заданием он может «потеряться».
Упражнения, предложенные в рекомендательной форме, могут помочь родителям:
- вооружить детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов;
- целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий;
- научить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности;
- развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию (продолжить последовательность цифр или геометрических фигур, найти нарушенную закономерность, выявить общий признак группы предметов и т.д.);
- развивать речь: уметь описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ, уметь четко излагать свои мысли;
- развивать творческие способности: уметь самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;
- развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;
- обогащение словаря, развитие их речи.
Особенности консультативной деятельности педагога-психолога
Профессиональная позиция психолога - консультанта такова, что он должен принимать всех без исключения клиентов, внимательно, доброжелательно и по-человечески относиться к ним, независимо от того, кто они, зачем пришли к нему, как настроены и какие цели преследуют.
Цели и задачи психологического консультирования.
Цели:
- Оказание оперативной помощи клиенту в решении, возникших у него проблем
- Оказание клиенту помощи в решении тех вопросов, с которыми он вполне бы смог самостоятельно справиться без вмешательства со стороны. Без непосредственного и постоянного и постоянного участия психолога в его делах.
- Когда у клиента уже имеется правильное понимание своей проблемы и он, в принципе, готов сам приступить к ее решению, но еще сомневается, не вполне уверен в своей правоте. Как бы получает от психолога необходимую профессиональную и моральную поддержку, которая придает ему уверенность в себе.
- Оказание помощи клиенту в том случае, когда нет никакой другой возможности, кроме получения консультации, у него нет.
Основные задачи:
- Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.
- Информирование клиента о сути, возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности (проблемное информирование клиента)
- Изучение психологом - консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой
- Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы
- Передача психологом-консультантом клиенту элементарных жизненно необходимых психологических знаний и умений.
Заключение
Диагностика дошкольников имеет большое значение. Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости, поскольку плохо подготовленный к обучению ребенок уже в первом классе начинает отставать от сверстников.
Ребенок, поступающий в школу должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире.
Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы явления окружающего мира, планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.
Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.
Не менее важны навыки речевого общения.
Поэтому готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
Приложение №1
Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе.
Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.
. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
. Мне интересно, какие у меня будут уроки.
. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
. Самое лучшее в школьной жизни - это каникулы.
. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.
. Мне очень хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.
. Если было бы можно, я бы еще в Прош году пошел в школу.
Оценка результатов:
Высокий уровень- если ребенок поставил не менее 8 плюсов
Средний уровень- от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими вне учебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 - представление о школе сформировано, отношение положительное.
Низкий уровень - от 0 до 3х плюсов. Ребенок не имеет представления о школе, не стремится к обучению.
Приложение №2
Тест на уровень развития школьно-значимых психических и физиологических функций (приложение 2)
Краткое исследование развития речевого слуха
Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь одинаковые слова: день-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка- миска, миска-миска.
Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь разные слоги:
ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУ-ШУ, ШУ-СУ.
Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь:
ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-ДА-ТА, ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА.
А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь(порядок слов несколько раз изменяется):
ДОМ-ТОМ-КОМ
БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА.
Оценка результатов:
Высокий уровень - ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по звуковому составу, различает слова со сходными звуками.
Средний уровень - ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно.
Низкий уровень - ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не замечает ошибок при многократном повторении.
Приложение №3
Тест «Кругозор».
Оценка уровня развития познавательной деятельности
Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям.
. Назови свое имя, фамилию, отчество.
. Назови фамилию, отчество родителей.
. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?
. У тебя есть брат, сестра, кто старше?
. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?
. Сейчас утро, вечер (день или утро?)
. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь?
. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
. Кем работают твои родители?
. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)
. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?
. Когда можно кататься на санках - зимой или летом?
. Почему снег бывает зимой, а не летом?
. Что делает почтальон (врач, учитель?)
. Зачем в школе нужен звонок, парта?
. Ты сам хочешь пойти в школу?
. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?
. Каких животных ты знаешь?
. Каких птиц ты знаешь?
. Кто больше, корова или коза?
. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?
СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ - 1,2,3,4,5,8,9,17
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ - 6,7, 10,11, 12,14, 18,19
СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ - 13, 20, 21,22
ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ - 15,16.
ОЦЕНКА:
Каждый правильный ответ - 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.
Отдельно оцениваются следующие вопросы:
• 5 вопрос - ребенок вычислил, сколько ему будет лет - 1 балл, называет год с учетом месяцев - 3 балла (например мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и восемь месяцев)
• 8 вопрос - полный домашний адрес - 3 балла
• 15 вопрос - правильное применение школьной атрибутики - 1 балл
• 16 вопрос - положительный ответ - 1 балл
• 17 вопрос - правильный ответ - 3 балла
• 22 вопрос - правильный, адекватный ответ - 2 балла
Оценка результатов:
Высокий уровень - 24-29 баллов
Средний уровень - 20-23,5 балла
Низкий уровень - от 19,5 и ниже
Приложение №4
Слова-стимулы для проведения ассоциативного эксперимента
| № | Слова-стимулы | 38. | Одежда |
| 1. | Ботинки | 39. | Строить |
| 2. | Кошка | 40. | Вода |
| 3. | Кушать | 41. | Высокий |
| 4. | Сказка | 42. | Лес |
| 5. | Красный | 43. | Город |
| б. | Ленточка | 44. | Девочка |
| 7. | Конфета | 45. | Плакать |
| 8. | Кровь | 46. | Очки |
| 9. | Бежать | 47. | Маленький |
| 10. | Ночь | 48. | Молоко |
| 11. | Плохой | 49. | Ветер |
| 12. | Лук | 50. | Собака |
| 13. | Чулок | 51. | Звенеть |
| 14. | Рука | 52. | Лампа |
| 15. | Копать | 53. | Красивый |
| 16. | Море | 54. | Дом |
| 17. | Голубой | 55. | Гром |
| 18. | Газета | 56. | Стакан |
| 19. | Мальчик | 57. | Спать |
| 20. | Еда | 58. | Огонь |
| 21. | Петь | 59. | Грязный |
| 22. | Коробочка | 60. | Слон |
| 23. | Сильный | 61. | Дерево |
| 24. | Стихотворение | 62. | Лимон |
| 25. | Волосы | 63. | Кричать |
| 26. | Замок | 64. | Труба |
| 27. | Ехать | 65. | Веселый |
| 28. | Дедушка | 66. | Магазин |
| 29. | Большой | 67. | Река |
| 30. | Карусель | 68. | Кольцо |
| 31. | Лисица | 69. | Мягкий |
| 32. | Кровать | 70. | Рисунок |
| 33. | Плясать | 71. | Гулять |
| 34. | Вокзал | 72. | Игла |
| 35. | Глупый | 73. | Лошадь |
| 36. | Весна | 74. | Пальто |
| 37. | Завтрак | 75. | Кататься |
Приложение №5

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Направление подготовки (специальность): 37.03.01 Психология управления
(код и наименование)






