Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Забвению не подлежит

Забвение есть измена.

Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?

 Почему нужно помнить о подвигах предков?

 Память о войне: формальность или нравственный долг?

 «Кто умер, но не забыт, тот бессмертен». Как Вы понимаете эти слова Лао Цзы?

 Забвение стирает, память преображает.

 Почему важно помнить прошлое?

 Какова роль исторических памятников?

 Почему важно не забывать уроки войны?

 Как сохранить память о подвигах во время Великой Отечественной войны?

Как Вы считаете, можно ли «сбросить Пушкина с корабля современности»?

Как Вы понимаете поговорку «Иван, не помнящий своего родства»?

Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство есть одно из средств единения людей?»

Как Вы понимаете выражение: «Ничто не забыто, никто не забыт»?

Как Вы понимаете высказывание Ф. Абрамова: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»?

Как Вы понимаете выражение «искусство без срока давности»?

Возможно ли сохранить «вечную память» о героях войны?

Что такое «эхо войны»?

Согласны ли Вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?

Согласны ли Вы со словами: «Тысячи слов оставят меньший след, чем память об одном поступке» (Генрик Ибсен)?

Согласны ли Вы с утверждением Д. Сантаяны «Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова»?

Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»?

Согласны ли Вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?

Согласны ли Вы с тем, что культура – это память человечества?

Согласны ли Вы со словами А.С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…»?

Согласны ли Вы с утверждением: «Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик»?

Согласны ли Вы с фразой Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»?

О каких событиях людям нельзя забывать?

Можно ли забыть прошлое своей страны?

Какие произведения становятся классическими?

Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют актуальности с течением времени?

Какое произведение искусства можно назвать великим и вечным?

Стоит ли вспоминать трагические события из прошлого?

Как Вы понимаете фразу поэта Саади: «Никто не вечен в мире, все уйдет, но вечно имя доброе живет»?

Нужны памятники знаменитым людям в 21 веке?

Можно ли строить будущее, не имея прошлого?

Как судьба человека связана с историей народа?

Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?

Как исторические события влияют на судьбу человека?

Как связано забвение с утратой ценностей?

Какую роль играют музеи в сохранении исторического наследия?

Почему нельзя забывать историю своего народа?

Никто не забыт, ничто не забыто.

Как произведения искусства становятся бессмертными?

Почему важно помнить прошлое?

Кого можно назвать великим учителем человечества?

К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?

Какие личности остаются в истории?

«Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный?

О каких людях говорят: «они изменили мир»?

Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом?

Что, по вашему мнению, не подлежит забвению?

Что дают человеку уроки прошлого?

Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?

Для чего нужно хранить обычаи и традиции?

Какие подвиги никогда не забудутся?

Какие люди остаются в истории?

 

Я и другие

Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?

Может ли человек жить вне общества?

Почему важно жить в мире с окружающими?

Почему важно руководствоваться моралью, живя в обществе?

В чем причины одиночества?

Согласны ли Вы с выражением: «чтобы никому не завидовать, надо быть личностью»?

Согласны ли Вы с высказыванием: «Горе нужно пережить в одиночестве, но радость — чтобы познать в полной мере — нужно разделить с другим человеком»?

Как Вы понимаете значение слов: «Человек становится человеком только среди людей»

Когда человек становится личностью?

Как общество влияет на формирование личности?

Какова роль любви в жизни человека?

Как понять другого человека?

Какова роль дружбы в жизни человека?

Почему важно быть толерантным?

Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»

Чем опасны конфликты?

Почему люди не понимают друг друга?

Что такое толерантность?

Личность и общество: возможна ли гармония?

Почему многие люди зависят от мнения окружающих?

Что сближает людей?

Почему наши представления о другом человеке не всегда соответствуют реальности?

Как Вы понимаете выражение «быть самим собой»?

Всегда ли нужно избегать конфликтов?

Может ли человек выжить без общения?

Согласны ли Вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?

Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других?

Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми?

Почему общество не принимает некоторых людей?

Насколько важно идти на уступки в отношениях?

Согласны ли Вы с высказыванием Фицджеральда, что «жизнь движется вперед, опираясь на компромиссы»?

Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?

Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?

Можно ли быть независимым от общественного мнения?

В чём ценность исторического опыта?

Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?

Какими должны быть отношения между друзьями?

Какими должны быть отношения в семье?

На чем должны основываться отношения между родителями и детьми?

В чем состоит опасность конфликтов между родителями и детьми?

Когда родители могут гордиться детьми?

Почему человеку важно уметь прощать?

На чем должны основываться отношения между людьми?

Зачем человеку нужен друг?

Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?

Что разрушает дружбу?

В чём причины вражды между людьми?

В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?

Почему человек стремится обрести друзей?

Что мешает взаимопониманию между любящими?

Каким Вы представляете себе гармоничный семейный союз?

Что может привести к краху любви?

Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта».

Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?

 

Время перемен

Сложно ли жить в эпоху перемен?

Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?

Всегда ли перемены бывают к лучшему?

Почему перемены важны?

Почему люди боятся перемен?

Почему многие люди боятся перемен?

Как вы понимаете словосочетание «время перемен»?

Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?

Нужны ли в современном мире вечные ценности?

Можно ли утверждать, что вечные ценности устарели сегодня?

Какие уроки современной жизни, по вашему мнению, человечество должно усвоить, чтобы не повторить свои ошибки в будущем?

«Не дай вам бог жить в эпоху перемен»: как вы понимаете эти слова?

Нужны ли перемены обществу и почему?

Какие перемены в обществе опасны?

«Русский бунт: бессмысленный и беспощадный»: почему перемены могут быть жестокими?

«Справедливость» или «милосердие» — что важнее, на ваш взгляд, в эпоху перемен?

Нужно ли менять мир?

Легко ли жить в эпоху перемен?

Каким должен быть технический прогресс?

Чем можно пожертвовать ради достижения большой цели?

Что помогает людям достигать великих целей?

Какие жизненные перемены могут быть важны для человека?

Что бы Вы хотели изменить в современном мире?

Что способно изменить человека?

Выбор, который меняет человека.

Может ли человек изменить мир?

Как война меняет жизнь людей?

Могут ли новые технологии сделать людей лучше?

Какие явления меняют жизнь людей?

Какой путь развития человечества эффективнее: эволюционный или революционный?

Можно ли заставить человека измениться к лучшему?

Почему человек деградирует?

Почему так сложно изменить себя?

Почему люди часто не принимают и не понимают тех, кто стремится изменить мир?

Как Вы понимаете выражение «Под лежачий камень вода не течет»?

Согласны ли Вы с мнением Вольтера: «Попробуйте изменить себя, и вы поймете, насколько ничтожны ваши шансы изменить других…»?

Согласны ли с мнением А. Жида: «Чтобы открыть новые части света, нужно иметь смелость потерять из виду старые берега»?

Согласны ли Вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»?

Согласны ли Вы с фразой О. Хаксли: «Я хотел изменить мир, но понял: единственное, что точно могу изменить, — я сам».

Согласны ли Вы тем, что «в мире нет ничего постоянного»?

Согласны ли Вы с тем, что «выживает не самый сильный и умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям»?

Должен ли человек меняться вслед за окружением?

Как Вы понимаете фразу М. Горького: «Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала»?

Стоит ли менять себя ради любви?

Как революция влияет на положение в стране?

Может ли человек изменить свою судьбу?

Каковы причины внутренних перемен в жизни человека?

Может ли человек жить без перемен?

Как связаны между собой внутренние и внешние перемены в жизни человека?

Всегда ли перемены к лучшему?

Может ли один человек изменить мир?

К чему может привести человека нежелание менять свою жизнь?

Как меняется человек, когда влюблен?

Можно ли меняться, оставаясь собой?

Какие исторические события меняют судьбы людей?

Когда заканчивается детство?

Как современные технологии влияют на жизнь общества?

Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека?

К каким последствиям могут привести перемены?

Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций?

Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?

 

Разговор с собой

Что значит быть самим собой?

Важно ли быть в гармонии с собой?

Трудно ли быть самим собой?

В чем заключается смысл жизни?

Когда просыпается внутренний голос?

Как найти «свой путь»?

Для чего человеку нужна совесть?

Как вы понимаете словосочетание «внутренний голос»?

Может ли литература помочь человеку понять себя?

Какие вопросы задает человек самому себе?

Помогает ли любовь понять себя?

Как искусство помогает человеку понять себя?

Можно ли жить без цели?

Что значит идти путём самосовершенствования?

Что помогает человеку лучше понять себя?

Почему важно правильно оценивать себя и свои поступки?

Что значит быть совестливым человеком?

Чем опасно бессмысленное существование?

Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?

Что помогает человеку найти свой путь?

Как узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности?

Что происходит с человеком, который не хочет развиваться?

Что влияет на формирование внутреннего мира человека?

Что значит быть честным с самим собой?

«Положительно прекрасный» человек – вымысел или реальность?

Что помогает человеку совершенствовать себя?

Нужно ли человеку меняться к лучшему?

Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести?

Как отличить верность себе от нежелания развиваться?

Почему люди деградируют?

В чем заключается процесс самопознания?

Что такое «самосовершенствование»?

Почему человеку нужно развиваться?

Почему люди уходят в себя?

Что может изменить мировоззрение человека?

Какой опыт духовно обогащает личность?

Согласны ли Вы с фразой Сократа: «Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее»?

Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч», а люди похожи на реки?

Согласны ли Вы с мнением М. Твена: «Человек подобен луне — у него тоже есть темная сторона, которую он никогда никому не показывает»?

Зачем человеку познавать себя?

Как Вы понимаете фразу Г. Гессе: «Истинным призванием каждого может быть только однонайти самого себя»?

Каковы причины внутреннего разлада в человеческой душе?

Каждый ли человек ищет смысл жизни?

К чему приводит душевный разлад?

Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику?

 

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Какого человека можно назвать героем своего времени?

О чем мечтает мое поколение?

Кто является героем для молодежи?

Что представляет собой портрет моего поколения?

Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?

Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?

Как влияет время на выбор профессии?

Может ли кино вытеснить литературу?

Каков он: портрет современного человека?

Какая профессия является престижной в 21 веке?

Как меняется язык в 21 веке?

В чем плюсы и минусы интернета?

Как формируются нравственные ориентиры современного человека?

«Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?

Почему конфликт отцов и детей неизбежен?

Актуальна ли классическая литература в наши дни?

Почему особенно важно сохранять связь поколений в XXI веке?

Как меняется язык в XXI веке?

Кто такой - «герой XXI века»?

Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры?

Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение?

Могут ли социальные сети заменить реальное общение?

Почему молодежь стремится жить в городе?

Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет?

Нужно ли читать книги в XXI веке?

Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?

Можно ли говорить о деградации современного поколения?

В чем причина конфликтов между родителями и детьми?

В чем причина конфликтов между представителями различных поколений?

Зачем человеку заглядывать в будущее?

Какие вопросы волнуют людей в любую эпоху?

Почему старшему поколению порой бывает трудно понять молодёжь?

Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?

Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?

Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

В чём заключается ценность исторического опыта?

Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?

Что такое семейные традиции и зачем они нужны?

«Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего» (Иммануил Кант). Почему?

Как Вы понимаете слова Н.В.Гоголя: «Стоит только попристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собой»?

Действительно ли «лучший способ предсказать свое будущее – это создать его» (Стивен Кови)?

Может ли компьютер заменить книгу?

Что читает современное поколение?

Можно ли назвать поколение Z потерянным?

Важно ли сохранять связь между поколениями?

Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодежь?

Чем поколение сегодняшних детей отличается от поколения их отцов?

Чего хотят добиться мои сверстники?

Как молодежь относится к Родине в 21 веке?

Как мое поколение изменит мир?

Какие духовные ценности у молодежи нашего времени?

Согласны ли Вы с мнением Дж. Оруэлла: «Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее»?

Согласны ли Вы с мнением Г. Торо: «Каждое поколение высмеивает старые моды, но благоговейно следует новым»?

Согласны ли Вы с мнением Ж. Де Сталь: «Во всякой стране молодое поколение — всегда иностранцы»?

Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»?

Согласны ли Вы с утверждением: «молодежь смотрит на мир глазами своих кумиров»?

Согласны ли Вы с тем, что «потребительство – одна из главных проблем человека в 21 веке»?

Согласны ли Вы с тем, что современный человек утрачивает связь с природой?

Согласны ли Вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?

Согласны ли Вы со словами Элеоноры Рузвельт: «Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты».

Какие общие черты объединяют нас с поколением участников ВОВ?

Кого можно назвать «героем нашего времени»?

 

 

                                             Структура итогового сочинения:

1. Вступление (60-70 слов). Раскрывается основная мысль, дается ответ на поставленный вопрос в теме.

 А) объяснение ключевых слов темы или цитаты

Б) общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека

В) ответ-тезис на главный вопрос темы

2. Основная часть (200-250 слов). Аргументация

Аргумент1.

А) «мостик-переход» (клише «Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...»)

Б) обращение к литературному произведению: называем автора и произведение, его жанр (клише «Обратимся к роману… (автор, название).

В) тезис (то, что звучит во вступлении)

Г) интерпретация – обращение к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеристика героев. Необходимо несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «писатель обращает наше внимание …», «мы видим, что герой поступил так потому...», чтобы велся анализ, а не пересказ сюжета.

Д) микровывод (клише «писатель приходит к выводу…», «автор хочет сказать…»)

Аргумент 2

А) «мостик-переход»

Б) обращение к произведению

В) тезис (клише «Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения», «Также к теме (проблеме чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения)».)

Г) интерпретация

 Д) микровывод

3. Заключение (50-60 слов)

А) вывод – обобщение.

Б) призыв (без лозунгов и пафоса, без повелительного наклонения, в формах: важно, нужно, необходимо…)

В) выражение надежды (хотелось бы верить…)

Г) Цитата, афоризм

 

Вступление Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям. Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд,... Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю что, …
Тезис (Ответ на вопрос, поставленный в теме сочинения)

Основная часть

Аргумент

Обращение к произведению Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе…(автор, название). Тема (страдания народа во время войны и т.п.) раскрывается в произведении… (автор, название). Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и...(имя писателя) в...(название произведения). Вспомним героя повести… (автор, название). Обратимся к роману… (автор, название).
Интерпретация произведения или его фрагмента Автор повествует о… Автор описывает… Писатель размышляет о… Писатель обращает наше внимание… Этот поступок героя говорит о... Мы видим, что герой поступил так потому... Автор показывает, к каким последствиям привело... Писатель осуждает… Автор утверждает…
Промежуточный вывод Писатель считает, что… Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…. Мы можем прийти к выводу...

Заключение

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
Таким образом, мы приходим к выводу: …
Итак, можно сделать вывод, что…
В заключение хочется призвать людей к…
В заключение хочется выразить надежду на то, что…
Хочется верить, что…

 

Наиболее уместными способами привлечения литературного материала в итоговое сочинение являются:

1) комментированный пересказ содержания литературного произведения (пересказ только тех ключевых эпизоды, которые необходимы для раскрытия темы; подтверждение своих мыслей не только передачей сюжета, но и включением необходимых для раскрытия темы описаний – портретов, пейзажей и др., актуализируя важные смысловые детали);

2) актуализация проблематики литературного произведения (литературный материал должен быть привлечен в формате размышлений о проблемах художественного произведения, связанных с формулировкой темы; для этого важно подобрать для аргументации такое произведение, где можно выделить проблемы, созвучные теме);

3) характеристика литературного героя (нужно выбрать такого персонажа, жизнь и поступки которого связаны с формулировкой темы, а также хорошо знать подробности жизни и судьбы героя, детали его портрета, речи, связанных с ним пейзажей и интерьеров, понимать авторское отношение к персонажу, видеть динамику развития его образа, изменения в его характере и поступках);

4) обращение к системе образов произведения (пересказ фрагментов, связанных с поступками героев, обязательно должен сопровождаться оценками и комментариями в русле темы);

5) сопоставление фрагментов и героев разных произведений (нельзя только упоминать героев или эпизоды, не демонстрируя знания текста и не аргументируя выдвинутых тезисов; размышления о героях и событиях не должны вестись изолированно, нужно обязательно найти основания для их сопоставления).

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: